Конспект урока-анализ стихотворения А.С.Пушкина Зимнее утро

Урок литературы по программе В.Коровина
Класс - 6
ТЕМА. Тема природы в творчестве А.С.Пушкина. Анализ стихотворения «Зимнее утро».
Цель урока: выработка умений восприятия поэтического слова через выражение чувств, через обращение к сведениям по теории литературы, научить анализу поэтического текста
Оборудование урока: репродукции портретов А.С. Пушкина, тексты (учитель раздает их в начале урока), маркеры (выделять выразительные средства), тестовые задания (в конце урока будет тест.) По ходу урока ребята делают в тесте пометки.
Методические приемы: беседа по вопросам; выразительное чтение; объяснение учителя; закрепление теоретических знаний упражнениями.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников

I.Организац. часть.
Вводное слово учителя







Сегодня мы будем анализировать стихотворение Пушкина «Зимнее утро». В конце мы проведем несложный тест, который поможет нам подготовиться к дом. сочинению. Вы знаете, что нам предстоит сдача ГИА, ЕГЭ. Поэтому уже сейчас мы начинаем готовиться к этому, чтобы потом, в старших классах нам было легче.

II.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Кто – то из учащихся нарисовал свою картину «Зимнее утро», на уроке он ее покажет
Пока ученики рассказывают стихотворение, поделенный на группы класс (6 групп) делает задание с карточками. По ходу урока группы отвечают.
У кого-то – история написания стихотворения (доклад с презентацией)
3-4 человека читают наизусть стихотворение «Зимнее утро». Остальных слушаем на консультациях или после уроков.
Доклад с презентацией – история написания стих-я

III. Усвоение нового материала.
1.Беседа по вопросам к стихотворению «Зимнее утро».
(Вопрос 1-й группе)
- Какое настроение создается в первой строфе? С помощью каких средств?
(Лексика первой строфы: «мороз», «солнце», «чудесный», «друг прелестный», «красавица», «Аврора», «звезда» - создает настроение радости, бодрости, восхищения природой.)


- Прочитаем выразительно первую строфу, стараясь передать ее настроение.
Читают

- Как и зачем меняется настроение во второй строфе? – (вопрос 2-й группе)


(Лексика второй строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение: «вьюга», «злилась», «мутном», «мгла», «луна», «бледное», «тучи», «мрачные», «печальные»; эта лексика противопоставлена лексике первой. Благодаря противопоставлению подчеркивается выразительность стиха, усиливается впечатление от красоты и восхищения природой в дальнейшем описании.)

Слово учителя:
Такой прием носит в литературоведении название «антитеза».


Записываем в тетради: «Противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи называется антитезой».
Записывают

- Если бы не было второй строфы, изменилось бы настроение стихотворения? (вопрос 3-й группе)
(Да, исчезла бы острота восприятия, чувство удивления, неожиданности.)

Читаем выразительно вторую строфу. Интонация может быть несколько монотонной, перечислительной. Паузами подчеркнем переход от грустных воспоминаний к радости:
Читают
И ты печальная сидела (пауза) -
А нынче... (пауза) погляди в окно...


Объяснение учителя.
Сравнения обычно выражаются оборотами со словами «как», «будто», «словно».
- Найдем в стихотворении такое сравнение
Находят: «Луна, как бледное пятно».

Сравнения могут быть выражены и существительными в творительном падеже
«великолепными коврами... снег лежит».


- Почему поэт применяет такое сравнение?

Передает восторг перед красотой природы; создается ощущение мягкости, пушистости, роскошности этих снежных ковров.)

- Есть ли в стихотворении еще подобная конструкция?
(«Звездою севера явись».)

Критик В.Г. Белинский писал о стихе Пушкина (напомним: стих - стихотворная строка): «...он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч, густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря».
- Какой прием помогает Белинскому создать такой яркий образ стихов Пушкина?
Сравнение.

- Какими красками можно нарисовать картину?
- Кто-то из учащихся показывает свою картину, нарисованную дома
-
(Чистыми, прозрачными: голубой, зеленой, серебристой, оттенить картину черными штрихами, рисующими «прозрачный лес».)

- Какие образы, эпитеты, слова повторяются в стихотворении и с какой целью? (вопрос 4-й группе)
(Однокоренные слова «блестя», «блестит», «блеском» передают ощущение"праздничности, нарядности природы; эпитет «милый» встречается дважды: «друг милый» и «берег, милый для меня», создает настроение радостного и немного печального умиления.)

- Куда стремится лирический герой из уюта комнаты?
(вопрос 5-й группе)

(Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы и красоты жизни.)

Выразительно читаем всё стихотворение (слабый ученик)
Читают

- Что изображает поэт в стихотворении?
(вопрос 6-й группе)
(Картину природы, пейзаж, а через него свое настроение, свои чувства, переживания.)


Пояснение учителя:
Стихотворения, в которых изображаются картины природы, относят к жанру пейзажной лирики. Природа для поэзии является не только темой, но и ее идеалом - примером истинной красоты, гармонии, целесообразности. А.С. Пушкин
наполнил содержание пейзажной лирики размышлениями об очень сложных вопросах человеческой жизни, человеческого бытия: о том, в каких отношениях находятся человек и природа, как соотносятся явления природы и движения души человека, есть ли в природе разумное, божественное начало или она стихийна и бессмысленна. Таково и стихотворение «Зимнее утро». В нем поэт показал связь внутреннего состояния человека с меняющейся природой. Зима не усыпляет человека, а зовет к действию, бодрит. Разбушевавшаяся стихия («вьюга злилась», «мгла носилась») стремится к гармонии и восстанавливает ее (третья строфа). Пушкин подчеркивает таинственное единство человека и природы: движение, красота природы побудили лирического героя к жизни, к творчеству, к радости воспоминаний.


2. Работа с учебником.
Работаем со статьей учебника «Двусложные размеры стиха». Для лучшего запоминания размеров можно применять мнемонические правила. Например: поле - поля, земли - земля (первые слова имеют ударение на первый слог - это хорей; вторые слова имеют ударение на второй слог - это ямб - пол(я)мб, земл(я)мб.)
Читают сначала раздел о ямбе, находим свои примеры (например, известные уже стихотворения «Пущину», « Друзьям».) Читают раздел о хорее, находят примеры («Буря мглою небо кроет...», «Жил на свете рыцарь бедный...»), записывают определения и примеры двусложных размеров в тетради.


IV. Информация о домашнем задании.
1.Знать двусложные размеры стиха, подобрать примеры ямба и хорея.
2.Прочитать роман А.С. Пушкина «Дубровский»

V.Итог урока. Тестирование


Приложение.
Тест
А1. Какое чувство лирического героя передано в первой строфе?
1)отчаяние
2)печаль
3)сомнение
4)восторг
А2. К какому лит. Направлению в лирике относится стих-е «зимнее утро»?
1)любовная лирика
2) пейзажная
3) патриотическая
4) философская
А3. Как называется изобразительно-выразительное средство в следующих словосочетаниях: «на мутном небе», «бледное пятно», «тучи мрачные»?
1)олицетворение
2)метафора
3)эпитет
4)сравнение
А4. Что из себя представляет отдельная строфа стихотворения «Зимнее утро»?
1)четверостишие
2)двустишие
3)трехстишие
4)шестистишие
А5. Лирический герой стихотворения:
упоен открывшейся перед ним картиной зимнего утра
расстроен, т.к. за окном по-прежнему зима
боится проявлять искренние чувства
мечтает о лете
В1. В строке «Луна, как бледное пятно» использовано художественно-выразительное средство. Назовите его.
В2. Выпишите эпитет из четвертой строфы, который передает радостный настрой лирического героя.
В3.Укажите строфу, в которой поэт вспоминает богиню утренней зари древнеримской мифологии
В4. Определите размер, которым написано стихотворение
С1. Опишите «Зимнее утро» А.С. Пушкина. Какие художественно-выразительные средства помогают создать данный образ?








13PAGE 15


13PAGE 14115




15