Методическая разработка урока на тему Российский парламентаризм


Проект урока на тему «Российский парламентаризм»
Марченко Е.С, учитель истории и обществознания
При изучении современного состояния политико-правовой системы России одной из центральных тем является проблема создания российского парламентаризма.
При рассмотрении данной темы наиболее эффективным представляется проведение занятия с элементами различных технологий: технологии проблемного обучения, технологии учебного диалога, исследовательской деятельности.
Занятие проводится в 9,10,11 классах.
Цели:
1. Изучение истоков, особенностей создания российского парламентаризма на основе изучения истории России, достижений европейской цивилизации.
2. Воспитание у учащихся политико-правового сознания, правовой культуры.
3.Формирование и закрепление основных понятий: «демократия», « непосредственная демократия», « представительная демократия», « парламентаризм».
Ход урока:
Достижением мировой цивилизации является институт демократии.
Вопросы и задания
Сопровождение: Презентация «Российский парламентаризм»
Что такое демократия. Каковы её основные ценности, принципы, формы?
Классической формой современной представительной демократии является парламентаризм.
Что такое парламентаризм?
Где и когда впервые в истории был создан парламент? Какие функции он выполнял?
Когда возник институт парламентаризма в России? (начало 20 века).
Выдвигается проблема: существовали ли институты представительной власти в России в более раннее время? Парламент был «занесён» в Россию как искусственно созданное учреждение или его возникновение было подготовлено всем ходом исторического развития?
Исследованием проблемы занимаются группы учащихся.
Первая группа, обращаясь к истории Древнерусского государства исследует деятельность народного собрания (вече), разделяя точку зрения ряда российских историков как первого проявления отечественного парламентаризма, либо отвергая , ссылаясь на мнения авторов
«Политической истории России», выясняют, что на вече принимались решения по конкретным вопросам, но не сами законы.
Вторая группа исследует историю России XV-XVI веков: деятельность органов сословного представительства: Боярской Думы и Земского Собора. В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что на соборах принимались решения, имеющие силу закона:
1613 год - избрание на царство М. Романова,
1649 год - утвержден свод законов «Соборное Уложение», но при этом они не стали полноправными законодательными органами. Вся полнота власти находилось в руках царя.
Третья группа учащихся исследует проекты реформ в царствование Александра I: проект М.М. Сперанского «Введение к Уложению государственных преобразований», проект Н.И. Новосильцева «Уставная грамота».
Отвечают на вопрос: Почему в России не были реализованы проекты по созданию представительного органа власти? Логично подходят к выводу историка Н.М. Карамзина Россия не нуждается в преобразованиях, ей нужны «не конституция, а 50 дельных губернаторов и ничем не ограниченное самодержавие».
При этом ошибочно считать российский парламентаризм был искусственным явлением, чуждым природе нашей государственности. Анализ основных событий истории Российского государства показывает, его возникновение было подготовлено естественным ходом развития. Это произошло в начале XX века.
Анализ Манифеста Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка» 1905 год. Создание Государственной Думы. Полномочия. Принципы формирования.
Деятельность первых Государственных дум. Принятые законы.
Прекращение деятельности Государственной Думы.
Советский период.
1993 год Конституция РФ. Работа с документом. Характеристика, структура, деятельность парламента РФ – Федерального Собрания.

Заключение:
Россия прошла долгий и трудный путь конституционной демократии. Олицетворением демократического начала государства является парламент. Возникновение в России представительного законодательного органа власти явилось итогом длительного и противоречивого развития .