Урок — конспект по Истории Отечества Революция 1905 — 1907 гг. в России и Донбассе (10 класс)


ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА 10 КЛАСС Урок № 1.
Тема: Революция и политические реформы 1905 – 1907 гг. в Российской империи и Донбассе.
Цель:
Научить выявлять причины революции 1905 – 1907 гг. в Российской империи; изучить основные этапы революции; охарактеризовать содержание программных документов политических партий; раскрыть значение и роль Указа от 11 декабря 1905г.; подвести итоги революции.
Развивать умения выделять главное в работе с документами; обобщать изученные факты и логически излагать свою мысль.
Воспитывать уважение и интерес к историческому прошлому нашей Родины; содействовать воспитанию исторически грамотных граждан.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник «История России» 9 класс, ч. 2. Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, А.А.Левандовский, А.Я.Токарева. Карта «Российская империя на рубеже 19 – 20 веков».
Понятия и термины: революция, манифест, монархические партии, конституционно-демократическая (кадеты) партия, партия «Союз 17 октября» (октябристы), «основные законы Российской империи», Государственная дума.
Основные даты и события:
3 января 1905г. – забастовка рабочих на Путиловском заводе;
9 января 1905 г. – «Кровавое воскресенье» - шествие рабочих;
Осень 1905 г. – общероссийская стачка;
17 октября 1905 г. – Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»;
19 октября 1905 г. – создание Совета министров;
Октябрь 1905 г. – создание политических партий;
Декабрь 1905 г. Вооруженное восстание в Москве;
11 декабря 1905 г. – указ о выборах в Государственную думу;
23 апреля 1906 г. – «Основные законы Российской империи»;
27 апреля – 1 Государственная дума;
20 февраля 1907 г. – 2 Государственная дума;
3 июня 1907 г. – роспуск 2 Государственной думы, окончание революции.
Ход урока.
Организационный момент урока.
Актуализация опорных знаний.
Вспомните даты и события: русско-японская война, оживление общественного движения (студенческие беспорядки, крестьянские волнения, массовые рабочие выступления, национальные движения), создание социалистических и либеральных партий.
Мотивация учебной деятельности.
Изучение данной темы поможет нам разобраться в политических событиях, охвативших Российскую империю в начале 20 века и дальнейшей судьбе России.
Игра «Да – нет»
В начале 20 века Россия оставалась сельскохозяйственной страной? (Да)
80 % населения составляли дворяне? (Нет)
Строительство железных дорог способствовало увеличению производства металла, продукции тяжелого машиностроения, угля, леса и т.д.? (Да)
Важной особенностью экономики России было наличие в ней крупного государственного сектора? (Да)
В 1897 г. Была проведена денежная реформа? (Да)
Инициатором денежной реформы был Д.И.Менделеев? (Нет. С.Ю.Витте)
В 1894г. Императором России стал Александр 1? (Нет. Николай 2)
Русско-японская война бала в 1914 – 1918 г.? (Нет. В 1905 – 1907 гг.)
Россия выиграла войну с Японией? (Нет)
Портсмутский мирный договор был подписан между Россией и Японией? (Да)
Военно-политический блок Антанта был создан Германией, Италией и Австрией? (Нет)
Антанта была создана в 1904 – 1907 гг.? (Да)
Изучение нового материала.
Причины и начало революции.
Работа с понятием.
Революция – качественный скачок, коренное изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или общественного сознания.
Социальная революция – переворот в жизни общества, который приводит к ликвидации старого общественного строя и утверждению нового.
Причины революции

4263390113665Неприятие идеи
народного представительства во власти
00Неприятие идеи
народного представительства во власти
2044065104141Отказ от
предоставления
политических свобод
Населению
Политических
00Отказ от
предоставления
политических свобод
Населению
Политических
left85090Самодержавная
форма
правления
00Самодержавная
форма
правления

3 января 1905г. – восстание на Путиловском заводе. Забастовку контролировала организация «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга», которую возглавлял священник Г.А,Гапон.
9 января 1905г. – началось мирное шествие рабочих, которое закончилось расстрелом мирной демонстрации и вошло в историю под названием Кровавое воскресение.
В Петербурге начались массовые беспорядки, которые переросли в революцию и распространились по всей стране.
Этапы революции.
1 – весна – лето 1905г.
2 – осень 1905г.
3 – декабрь 1905г.
4 – апрель 1906г. – июнь 1907г
Развитие революции весной –летом 1905г.

Всероссийская октябрьская стачка 1905г.
Стачка охватила 120 городов, в ней приняло участие 2 млн. рабочих. Создавались Советы рабочих депутатов, выполнявшие роль органов местной власти. Прекратились занятия в школах, университетах, не работали банки, аптеки, магазины. Всероссийская октябрьская стачка проходила под лозунгами «Долой царское правительство!», «Да здравствует демократическая республика!».
17 октября 1905г. Царь подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».
Манифест – торжественное письменное обращение верховной власти к населению.
Работа с документом учебник стр. 96
Ответить на вопросы:
- какие права получило российское население
- создание какого органа государственной власти было обещано в Манифесте
- оцените значение Манифеста6) Формирование политических партий.
Самостоятельная работа с учебником стр.92 – 93.
Составить таблицу «Политические партии»
Монархические партии Либеральные партии
«Русское собрание» Конституционно-демократическая партия (кадеты)
«Русская монархическая партия» Партия «Союз 17 октября» (октябристы)
«Союз русского народа» Боевая организация «Черная сотня» Декабрьское вооруженное восстание.
В начале декабря Московский совет рабочих депутатов постановил начать всеобщую политическую забастовку. В Московском вооруженном восстании участвовало около 6 тыс. рабочих. Восстание было подавлено с помощью армии.
Октябрьские и декабрьские события стали высшей точкой революции.
В 1906 – 1907гг. рабочие и крестьянские выступления, волнения в армии и на флоте пошли на убыль.
«Основные законы» 1906г.
11 декабря 1905г. издан указ о выборах в Государственную думу.
23 апреля 1906г. Николай 2 утвердил «Основные законы Российской империи.
Найти в учебнике основные положения «Основных законов Российской империи».
Деятельность 1 Государственной думы.
27 апреля 1906г. в присутствии Николая 2 в Петербурге состоялось торжественное открытие 1 Государственной думы. Председатель- профессор Московского университета кадет С.А.Муромцев.
9 июля 1906г. царь распустил 1 Государственную думу.
Деятельность 2 Государственной думы.
20 февраля 1907г. начала работу 2 Государственная дума. Председатель – кадет Ф.А.Головин.
3 июня 1907г. 2 Дума была распущена. Император издал новый избирательный закон. Эта дата считается датой окончания революции в России.
10)Итоги революции.
Работа с учебником стр. 95 – 96.
Выписать в тетрадь результаты революции.
Рефлексия.
Чем понравился мне сегодняшний урок…
Что я узнал интересного…
Подведение итогов урока.
Оценивание работы учащихся.
Домашнее задание.
Выучить п. 30 стр. 88 – 98, отвечать на вопросы стр.96 – 98.