Молодежь и парламентаризм. Проблемы электоральной активности молодежи Щучанского района и пути их решения.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» г.Щучье









Молодежь и парламентаризм.
Проблемы электоральной активности молодежи Щучанского района и пути их решения.





Выполнила:
Чуйкова Дарья,
обучающаяся 11 класса
МКОУ «СОШ №1»г.Щучье,
Руководитель:
Клементьева Т.С.,
учитель истории и обществознания
















2015г.



Оглавление:


Введение 3
Основная часть
- Молодёжь в Думе 4
- Методика исследования 16
Заключение
- Результаты исследования 21
- Выводы 26
Список литературы 30
Приложения 31

































Введение
В настоящее время организация выборов различного уровня требует глубокого анализа электоральных предпочтений, всестороннего учета объективных и субъективных факторов, влияющих на электоральное поведение различных групп населения. Это требование особенно актуально в отношении молодежи, т.к. современная молодежь заключает в себе функцию политического будущего России. Через 10 – 15 лет она будет определять не только облик страны в целом, но и статус выборов в российском социуме. В Курганской области молодежь не участвует электората, а, следовательно, не имеет возможность влиять на результат выборов.
Сегодня необходимо исследование электорального поведения молодых людей, которое позволит дать максимально возможный достоверный прогноз её избирательной активности, её ориентаций в преддверие будущих выборов. Сделать это необходимо, чтобы на основе такого прогноза обеспечить разработку и реализацию эффективной стратегии управления избирательными кампаниями в молодежной среде.
«Молодежь и парламентаризм. Проблемы электоральной активности молодежи в Щучанского района и пути их решения» - исследовательская работа, задачи которой состоят в том, чтобы определить отношение нынешней молодёжи к выборам как к одной из необходимых демократических процедур, выявить степень готовности к участию в избирательных кампаниях и оценить основные факторы влияния на поведение молодых избирателей.
Целью данной работы является исследование степени готовности молодежи Щучанского района к будущим выборам и сравнение с результатами исследования по Курганской области.
Исследовательская работа построена на основе поставленных задач:
Дать определения терминам МОЛОДЁЖЬ, ПАРЛАМЕНТАРИЗМ,ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ;
Изучить литературу по данной тематике;
Составить анкеты для соцопросов;
Провести соцопрос среди молодёжи :
а)в соцсетях (вконтакте, одноклассники, инстаграм, фэйсбук);
б) в МКОУ «СОШ №1» г.Щучье;
в) среди знакомых.
5. Проанализировать данные соцопросов, составить таблицы, графики;
6. Выделить пути решения проблемы участия молодёжи в выборах, парламенте.
7. Составить «Памятку молодому избирателю»
































Молодёжь в Думе.

История парламентаризма в России уходит далеко вглубь веков. Народная мудрость гласит: «Ум – хорошо, а два – лучше». Понятно, о чем речь: если одному не под силу решить проблему, то вдвоем это сделать легче. И в политике эта пословица действует. Недаром даже великие правители окружали себя советниками.
В Древнерусском государстве в IX – XI веках Боярская Дума представляла собой совещание князей с боярами. Она не имела постоянного состава, созывалась по мере необходимости. С образованием Русского централизованного государства дума превратилась в постоянный совещательный орган при верховной власти.
Другая пословица утверждает обратное: « Хоть сто химиков соберите, а одного Менделеева не получите». Это означает, что не всегда большим числом умов можно совершить великое открытие. Быть великим политиком может тоже далеко не каждый. Поэтому мир постепенно пришел к выводу, что для управления страной лучше иметь и один выдающийся ум (царь, король, президент), и коллективный орган, коим и является ПАРЛАМЕНТ.
Парламент России – Федеральное собрание. Ему посвящена специальная пятая глава Конституции. В ее 94-й статье Федеральное собрание названо не только законодательным, но и представительным (т. е. в нем представлены все граждане России) органом Российской Федерации. А так как этот орган РФ у нас выборный, то с ним непосредственно связана проблема выборов, проблема электоральной активности молодежи.
По подсчетам и проверки в Государственной думе из 450 человек всего 5% молодежи, а ведь молодое поколение это будущее страны:
1. Шлегель Роберт Александрович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
Дата начала полномочий: 4 декабря 2011 года (шестой созыв)
Член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
Член комитета ГД по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками
Дата рождения: 17 декабря 1984 года
Связь с избирателями в регионах РФ:
Краснодарский край.
2. Федяев Павел Михайлович

Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
Дата начала полномочий: 4 декабря 2011 года (шестой созыв)
Член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
Член комитета ГД по аграрным вопросам
Дата рождения: 31 июля 1982 года
Связь с избирателями в регионах РФ:
Кемеровская область.
3. Сафин Марат Мубинович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
Дата начала полномочий: 4 декабря 2011 года (шестой созыв)
Член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
Заместитель председателя комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций
Дата рождения: 27 января 1980 года
Связь с избирателями в регионах РФ:
Нижегородская область.
4. Мукабенова Марина Алексеевна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
Дата начала полномочий: 4 декабря 2011 года (шестой созыв)
Член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
Член комитета ГД по финансовому рынку
Дата рождения: 20 марта 1982 года
Связь с избирателями в регионах РФ:
Республика Калмыкия.
5. Костунов Илья Евгеньевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
Дата начала полномочий: 4 декабря 2011 года (шестой созыв)
Член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
Член комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции
Дата рождения: 3 ноября 1980 года
Связь с избирателями в регионах РФ:
Воронежская область.
6. Кожевникова Мария Александровна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
Дата начала полномочий: 17 декабря 2011 года (шестой созыв)
Член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
Член комитета ГД по культуре
Дата рождения: 14 ноября 1984 года
Связь с избирателями в регионах РФ:
Город Москва.
7. Васильев Александр Николаевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
Дата начала полномочий: 4 декабря 2011 года (шестой созыв)
Член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
Член комитета ГД по транспорту
Дата рождения: 30 марта 1982 года
Связь с избирателями в регионах РФ:
Псковская область.
8. Аршинова Алёна Игоревна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
Дата начала полномочий: 4 апреля 2012 года (шестой созыв)
Член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
Заместитель председателя комитета ГД по образованию
Дата рождения: 3 марта 1985 года
Связь с избирателями в регионах РФ
Пензенская область
9. Чиркова Ирина Александровна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Либерально - демократическая партия России»
Дата начала полномочий: 4 декабря 2011 года (шестой созыв)
Член фракции Политической партии «Либерально-демократическая партия России»
Член комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей
Дата рождения: 6 марта 1982 года
Связь с избирателями в регионах РФ:
Архангельская область
Ненецкий автономный округ.
10. Субботин Константин Сергеевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Либерально - демократическая партия России»
Дата начала полномочий: 4 декабря 2011 года (шестой созыв)
Член фракции Политической партии «Либерально-демократическая партия России»
Член комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей
Дата рождения: 14 января 1982 года
Связь с избирателями в регионах РФ:
Свердловская область - Каменск-Уральская
Свердловская область – Центральная.
11. Кропачев Александр Сергеевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Либерально - демократическая партия России»
Дата начала полномочий: 4 декабря 2011 года (шестой созыв)
Член фракции Политической партии «Либерально-демократическая партия России»
Член комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
Дата рождения: 20 июня 1981 года
Связь с избирателями в регионах РФ:
Краснодарский край - Армавирская
Краснодарский край – Каневская
Республика Дагестан
Республика Ингушетия.
12. Носов Дмитрий Юрьевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Либерально - демократическая партия России»
Дата начала полномочий: 4 декабря 2011 года (шестой созыв)
Член фракции Политической партии «Либерально-демократическая партия России»
Член комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции
Дата рождения: 9 апреля 1980 года
Связь с избирателями в регионах РФ:
Красноярский край.
13. Нилов Ярослав Евгеньевич

Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Либерально - демократическая партия России»
Дата начала полномочий: 4 декабря 2011 года (шестой созыв)
Заместитель руководителя фракции Политической партии «Либерально-демократическая партия России»
Председатель комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций
Дата рождения: 20 марта 1982 года
Связь с избирателями в регионах РФ
все субъекты Российской Федерации
Республика Крым
Город Севастополь.
14. Диденко Алексей Николаевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Либерально - демократическая партия России»
Дата начала полномочий: 4 декабря 2011 года (шестой созыв)
Первый заместитель руководителя фракции Политической партии «Либерально-демократическая партия России»
Член комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
Дата рождения: 30 марта 1983 года
Связь с избирателями в регионах РФ
все субъекты Российской Федерации
Республика Крым
Город Севастополь.
15. Анисимов Егор Игоревич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Либерально - демократическая партия России»
Дата начала полномочий: 23 октября 2013 года (шестой созыв)
Член фракции Политической партии «Либерально-демократическая партия России»
Член комитета ГД по образованию
Дата рождения: 31 августа 1987 года
Связь с избирателями в регионах РФ
Город Москва - Тушинская
Город Москва – Шереметьевская.
16. Дегтярев Михаил Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Либерально - демократическая партия России»
Дата начала полномочий: 4 декабря 2011 года (шестой созыв)
Член фракции Политической партии «Либерально-демократическая партия России»
Заместитель председателя комитета ГД по науке и наукоемким технологиям
Дата рождения: 10 июля 1981 года
Связь с избирателями в регионах РФ
Самарская область.
17. Деньгин Вадим Евгеньевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Либерально - демократическая партия России»
Дата начала полномочий: 4 декабря 2011 года (шестой созыв)
Член фракции Политической партии «Либерально-демократическая партия России»
Первый заместитель председателя комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связь
Дата рождения: 23 сентября 1980 года
Связь с избирателями в регионах РФ
Новосибирская область
Смоленская область.
18. Зелинский Ян Викторович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Либерально - демократическая партия России»
Дата начала полномочий: 4 декабря 2011 года (шестой созыв)
Член фракции Политической партии «Либерально-демократическая партия России»
Член комитета ГД по международным делам
Секретарь счетной комиссии ГД
Член комиссии ГД по вопросам депутатской этики
Дата рождения: 18 января 1980 года
Связь с избирателями в регионах РФ
Омская область
Республика Тыва.
19. Золочевский Виталий Сергеевич

Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Либерально - демократическая партия России»
Дата начала полномочий: 4 декабря 2011 года (шестой созыв)
Член фракции Политической партии «Либерально-демократическая партия России»
Член комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций
Член комиссии ГД по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами ГД
Дата рождения: 23 декабря 1986 года
Связь с избирателями в регионах РФ
Владимирская область
Белгородская область.
20. Ушаков Дмитрий Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Дата начала полномочий: 4 декабря 2011 года (шестой созыв)
Член фракции Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Член комитета ГД по бюджету и налогам
Член комиссии ГД по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности
Дата рождения: 13 ноября 1980 года
Связь с избирателями в регионах РФ
Город Санкт-Петербург.
21. Гудков Дмитрий Геннадьевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Дата начала полномочий: 4 декабря 2011 года (шестой созыв)
Член фракции Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Член комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
Дата рождения: 19 января 1980 года
Связь с избирателями в регионах РФ
Рязанская область
Тамбовская область

В Областной Думе Курганской области нет ни одного представителя молодежи. Состав – 33 человека.
В Районной Думе Щучанского района отсутствуют люди до 35 лет. Состав – 16 человек.
В Щучанской Городской Думе из 14 человек только один представитель молодого поколения – Батухтин Евгений.
Таким образом, мы видим, что если в Государственной Думе РФ молодёжь составляет 5%, то в регионах количество значительно сокращено.
Кто только не обсуждает феномен снижения активности избирателей на выборах, особенно в органы представительной власти местного и регионального уровней: и организаторы избирательных кампаний, и социологи, и политологи, и журналисты – все, кто следит за развитием общественно-политических процессов в стране. Сегодня нельзя стать политически активным членом общества, не понимая механизмов управления страной, основных принципов внутренней и внешней политики государства. Без этих знаний невозможно воспитать гражданственность у молодых, а значит невозможно сформировать достойных граждан нашей страны. Призывы активно участвовать в выборах, не подкрепленные кропотливой работой по повышению электоральной культуры населения, не принесут желаемых результатов. Необходимо систематически «вооружать» избирателей, особенно молодых, основами электоральной культуры, знаниями в области избирательного законодательства, повышать их активность и заинтересованность в результатах выборов и вовлекать в общественно-политическую деятельность. В современном законодательстве очень много методов работы по вопросу повышения правовой культуры молодежи. Эффективное обучение молодого электората требует определенных нестандартных, инновационных методик, применения игровых и тренажерных информационных технологий, моделируемых и реальных учебно-экспедиционных форм обучения, а также внедрения новых технологий, использования средств массовой информации (радио, телевидение и т. д.). Особенно популярны среди молодых сценарные занятия, уроки, например, «Политические партии в электоральном процессе», где они артистично перевоплощаются в ученых-специалистов, лидеров партий и представляют яркую партийную палитру России. Также эффективны такие формы работы, как ток-шоу «Мы и выборы». Летние школы молодых избирателей и организаторов выборов. В ходе социологического опроса негативную, хотя, в общем, ожидаемую оценку получили клубы молодых избирателей. И проблема заключается даже не в том, что молодые люди не удовлетворены деятельностью клубов. Они просто не известны молодежи. О работе клубов сегодня знают всего лишь 21.67% респондентов по Курганской области и 8,6% обучающихся городских школ города Щучье. Недостаточная включенность в работу клубов и недостаточная информированность о них является, по нашему мнению, главной проблемой этих формирований.
В феврале 2015 г. по городу Щучье и Щучанскому району было проведено социологическое исследование выборной активности молодежи 16 – 35 лет. Целью данного исследования является прогнозирование эволюции электорального поведения молодежи в ходе предстоящих избирательных кампаний. В опросе принимало участие около 100 респондентов.






Методика исследования.
Анкетирование и опросы.
Респонденты: обучающиеся 9-11 –ых классов МКОУ «СОШ №1»г.Щучье, молодые люди в возрасте от 16 до 35 лет, люди старше 35 лет.
Цель работы: исследовать электоральное поведение подрастающего электората; в сравнительной характеристике с исследованием электората Курганской области дать ответ о будущем парламентаризма в России.
Анкета исследования.
Участнику исследования!
Просим Вас принять участие в социологическом исследовании «Молодежь и выборы сегодня: перспективы, ожидания (электоральная активность молодежи в Щучанском районе» и ответить на вопросы данной анкеты. Для этого необходимо обвести или подчеркнуть номер того варианта ответа, который соответствует Вашему мнению. Если у Вас имеются другие суждения, то впишите их в соответствующие пункты анкеты. Анкета анонимная и указывать свою фамилию не нужно.
1. Оцените эффективность перечисленных способов защиты интересов молодежи?

Очень
эффективно
Достаточно
эффективно
Не
эффективно
Затрудняюсь ответить

Участие в выборах
1
2
3
4

Участие в референдумах
1
2
3
4

Участие в массовых акциях
протеста
1
2
3
4

Создание общественно-политических партий и организаций
1
2
3
4

Участие в деятельности органов власти (Молодежное правительство)
1
2
3
4

Другое (укажите) ________________

1
2
3
4


2. Может ли, по Вашему мнению, участие в выборах способствовать решению проблем молодежи?
1
Да
3
Скорее нет, чем да
5
Затрудняюсь ответить

2
Скорее да, чем нет
4
Нет




3. Что, по Вашему мнению, представляют собой выборы? (укажите не более двух вариантов ответа)
1
Форму участия граждан в политической жизни общества

2
Способ выражения и защиты людьми своих интересов

3
Необходимую процедуру демократической организации власти

4
Инструмент борьбы за власть политиков и их группировок

5
Политический спектакль с заранее предрешенным исходом

6
Напрасную трату денег и иных ресурсов

7
Другое (укажите) _______________________________________

8
Затрудняюсь ответить


4. Нужны ли в современной России выборы вообще?
1
Да
3
Скорее нет, чем да
5
Затрудняюсь ответить

2
Скорее да, чем нет
4
Нет




5. Намерены ли Вы участвовать в будущих выборах?
1
Да
2
Нет
3
Пока не решил


6. Если Вы намерены участвовать в выборах, то почему?
1
Этого требует закон

2
Это мой гражданский долг

3
Хочу таким образом участвовать в решении общественных проблем

4
По привычке

5
Так поступает большинство людей в моем окружении

6
Потому что заставят

7
Другое (укажите) __________________________________________

8
Затрудняюсь ответить


7. Если Вы не будете участвовать в выборах, то почему?
1
Не верю в «честные выборы»
6
Не бывает достойных кандидатов

2
Устал от выборов, надоело
7
Не нравятся методы, которые
используются в избирательной борьбе

3
Не поддерживаю саму идею выборов
8
Другое (укажите) __________

4
Мое участие в них ничего не решит
9
Затрудняюсь ответить

5
Без каких либо причин




8. Чье мнение для Вас является важным при определении своего участия или неучастия в выборах?
(выберите не более трех вариантов ответа)
1
Родственников, друзей

2
Руководителя предприятия, организации

3
Коллег по работе

4
Губернатора Белгородской области

5
Руководителей органов власти и органов местного самоуправления

6
Известных политиков и общественных деятелей

7
Сотрудников государственных и муниципальных органов управления

8
Лидеров молодежных организаций

9
Действующих депутатов

10
Избирательных комиссий

11
Учителей, преподавателей

12
Лидеров различных политических партий и объединений

13
Средств массовой информации

14
Известных людей (бизнесмены, спортсмены, деятели искусства и культуры и т.д.)

15
Ученых

16
Только собственное

17
Другое (укажите) ______________________________________________


9. Из каких источников Вы получаете основную информацию об избирательных кампаниях в области?
(укажите не более трех вариантов ответа)
1
Местные газеты
12
Собственные наблюдения

2
Специальные видеоролики
13
Центральное радио

3
Местные радиостанции
14
Областная пресса

4
Областное телевидение
15
Областное радио

5
Центральное телевидение
16
Друзья, родственники

6
Местные телеканалы
17
Лекции, беседы

7
Центральная пресса
18
Встречи с представителями партий, кандидатами

8
Заседания клубов молодых избирателей
19
Другие источники _____________________

9
Письма, листовки
20
Такой информацией принципиально не интересуюсь

10
Встречи с членами избирательных комиссий
21
Затрудняюсь ответить

11
Средства «Интернета»




10. В какой степени Вы знакомы со следующими законами?
Законы:
Имею полное представление
Имею общее представление
Не имею никакого представления
Затрудняюсь ответить

Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации
1
2
3
4

О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ
1
2
3
4

О выборах Президента РФ
1
2
3
4

О референдуме в РФ
1
2
3
4








11. Хотели бы Вы принять участие в работе какой-либо избирательной комиссии?
1
Да
3
Скорее нет, чем да
5
Затрудняюсь ответить


·2
Скорее да, чем нет
4
Нет




12. В области накоплен опыт организации клубов молодых избирателей. Имеете ли Вы представление об их работе?
1
Да
2
Нет
3
Не слышал о таких


13. Если да, то как Вы оцениваете их эффективность?
1
Высокая
3
Низкая

2
В основном высокая
4
Затрудняюсь ответить

14. Хотели бы Вы на будущих выборах участвовать в качестве кандидата в депутаты, кандидата на выборные должности?
1
Да
2
Нет
3
Затрудняюсь ответить


15. Хотели бы Вы получить дополнительные знания в области избирательного законодательства?
1
Да
2
Нет
3
Затрудняюсь ответить








Социальный опрос у молодежи в интернете:

Уважаемая молодежь (все люди до 35 лет), нужно ваше мнение! Не проигнорируйте и пройдите опрос.
Ходите ли вы на выборы?
Да
Нет (причину такой точки зрения ОБЯЗАТЕЛЬНО напишу в комментариях)
Мне нет еще 18, но как исполнится - буду голосовать
Мне нет еще 18, но как исполнится - не буду голосовать (причину такой точки зрения ОБЯЗАТЕЛЬНО напишу в комментариях)

Опрос для людей старше 35 лет:

Может ли наша молодежь повлиять на судьбу парламентаризма в России?

Как привлечь молодое поколение к участию в парламентских выборах?






















Результаты анкетирования.

В анкетировании участвовало 60 респондентов в возрасте 16 – 18 лет. Этот возраст социологи называют «возрастом надежд».
1. Абсолютное большинство респондентов сформировало свою позицию в отношении выборов, поскольку затруднившиеся ответить составили 8,57%. Таким образом, можно утверждать, что обучающиеся МКОУ «СОШ №1» г.Щучье имеют достаточно четкую электоральную позицию. Она по преимуществу конструктивна. Поляризация молодежи в отношении оценки выборов представляет собой довольно важный факт (51% - да, 39% - нет). Фактически, она означает, что активный электорат в перспективе составляет около половины молодежи.
2. В сознании преобладающей части молодых людей сформировался довольно устойчивый и, в принципе, позитивный образ выборов. Сравнительное большинство респондентов (35.19 %) рассматривают их как форму участия граждан в политической жизни общества; для 22,22 % - они представляют собой способ выражения и защиты людьми своих интересов; для 9,26 % - необходимая процедура демократической организации власти. При этом лишь 11,11 % рассматривают выборы как инструмент борьбы за власть политиков и их группировок; 14,81 % - как политический спектакль с заранее предрешенным исходом. Для 7,41 % они представляют собой напрасную трату денег и иных ресурсов.
3. Абсолютное большинство молодых людей убеждено в необходимости выборов в современной России. Однако безоговорочно признают это лишь 45,71% респондентов; 37,14 % отвечают на вопрос – скорее да, чем нет. Отрадно, что безоговорочно отрицающих процедуру выборов в современной России среди респондентов не оказалось. «Скорее нет, чем да» ответили 11,43% и затруднились ответить на этот вопрос лишь 5,71% респондентов. Вполне понятно, что необходимость выборов менее всего очевидна для тех, кто рассматривает их либо как инструмент борьбы за власть политиков и их группировок; либо как политический спектакль с заранее предрешенным исходом.
4. Несмотря на наличие критических высказываний о выборах, большинство молодых людей намерены участвовать в них в будущем. И только 2,86% отрицают такую возможность. Правда, велика доля тех, кто пока не определился в своем решении (17,14%).
5. Позитивные мотивы участия в выборах могут быть ранжированы следующим образом:
- на первом месте по значимости стоят мотивы социального призвания и гражданского долга (почти половины опрошенных – сумма указавших варианты ответа: это мой гражданский долг и хочу таким образом участвовать в решении гражданских и общественных дел);
- на втором месте – вербальное требование закона, несмотря на то, что он не требует обязательного участия в выборах российских граждан;
- на третьем – корпоративная солидарность (так поступает большинство людей из окружения респондента)
- на четвертом – влияние традиции (вариант ответа на поставленный вопрос: по привычке).
Позитивным является и тот факт, что никто не выбрал вариант «Потому что заставят» и никто не затруднился с ответом.
6. На первом месте среди мотивов отказа от участия в голосовании – неверие в честные выборы (25,71%); на втором – отрицание самой идеи выборов (14,29%); третье поделили – «Мое участие в выборах ничего не решит» (11,43%), отрицание достойных кандидатов(11,43%) и «Без каких-либо причин» (11,43%). Особое значение имеет мотив «не вижу достойных кандидатов». Он отражает ситуацию, при которой в органах власти всех уровней сегодня практически нет молодежи. И, очевидно, в ближайшее время положение не изменится. К тому же для региона сегодня весьма проблематична сама возможность непосредственного представительства граждан до 35 лет в органах власти и управления, осуществленная через выборы. Состав электората таков, что он почти всегда будет ориентирован на людей с опытом управления.
7.Молодежь получает основную информацию об избирательных кампаниях в области из местных газет (17,54%), центрального и областного телевидения (12,28% и 17,54% соответственно) и полагается на собственные наблюдения (8,77%). Источники, которые позволяют более глубоко разъяснить избирательное законодательство и избирательную практику (лекции (1,75%), встречи с членами избирательных комиссий (1,75%), специальная литература) остаются за пределами внимания молодежи. Неэффективно используются информационные возможности клубов молодых избирателей (3,51%).
8. На первый взгляд, молодых людей, знакомых с основными нормативными актами, регламентирующими избирательный процесс, составляет большинство. Доля заявляющих, что они не имеют никакого представления о названных в анкете документах, колеблется от 11,43% (Федеральный закон «О выборах Президента РФ» и Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы»).
9. Хотели бы принять участие в работе какой-либо избирательной комиссии лишь 22,86% респондентов, а 64,72% не желают заниматься такого рода деятельностью.
10. Молодые люди, сохраняя в своем большинстве установку на участие в выборах в качестве избирателей, в несколько меньшей степени хотели бы выступать на них в качестве кандидатов на выборные должности. Однозначно положительно на этот вопрос ответили лишь 22,86% участников опроса и ровно в половину больше респондентов дали отрицательный ответ (45,71%). Затруднились ответить 31,43%. На основании полученных данных трудно интерпретировать все мотивы уклонения от участия значительной части молодежи в выборах в качестве кандидатов. Вероятно, наряду с представлением о непрестижности профессиональной политики играет роль и ее неприятие в чисто этическом плане.
11. Более половины молодых людей (68,57%) хотели бы получить дополнительные знания в области избирательного законодательства. Не желают этого лишь 20% респондентов, 11,43% затрудняются ответить на данный вопрос.
Стремление молодежи повысить свой уровень знаний избирательного законодательства является позитивным фактором. Но одновременно это является и свидетельством неудовлетворенности их существующим уровнем просвещения и информирования в сфере избирательного права.

Результаты опросов.
В опросе для молодежи участвовало 130 человек. Результаты опроса:
Ходите ли Вы на выборы?
Большая часть ответили «ДА», а это составляет 36.2% от всего количества опрошенных.
На втором месте оказались несовершеннолетние готовые голосовать молодые люди. «Мне нет еще 18, но как исполнится - буду голосовать» - выбрало 29.2%.
26,2 % не ходят голосовать, 8,5 % после наступления голосовавшим 18 лет не готовы идти голосовать.
Причины, по мнению опрошенных, почему не стоит голосовать:
Не видят в этом процессе смысла.
Не нравится кандидаты на выборы, и вообще недовольны властью.
Представление кандидатами на выборах лживых изречений и обещаний.

В опросе для людей старше 35 лет участвовало 35 человек.
Результаты опроса:
Все опрошенные считают, что молодежь способна повлиять на судьбу парламентаризма в России ( 100 %).
Способы привлечения к выборам, по мнению опрошенных:
-Акции, рекламы.
-Молодежь сама должна быть заинтересована в этом;
-Различные законы, которые с 14 лет разрешают голосовать молодым людям;
-Воспитывать родителей;
-Различные беседы и встречи с влиятельными людьми;
-Молодежные организации;
-Информационные мероприятия.

























Заключение
1. Более половины будущих избирателей Щучанского района зарекомендовали активную жизненную позицию в отношении выборов, что полностью совпадает с позицией молодежи Курганской области.
2. Характерно, что свое отношение к выборам определили 100% респондентов МКОУ «СОШ №1» г.Щучье. Однако лишь пятая часть опрошенных (22,22%) рассматривает выборы как способ выражения и защиты людьми своих интересов. А именно эта функция исключительно важна сегодня при становлении механизмов демократического управления, характерной чертой которой и являются выборы. Среди респондентов не оказалось тех, кто не определил сущность выборов. Это дает основание считать сравнительно эффективной уровень знаний по избирательному праву в МКОУ «СОШ №1» г.Щучье. Общий положительный процент оценки выборов по школе составляет 66,5%, что несколько ниже, чем по Курганской области. Это можно объяснить отсутствием электорального опыта .
3. Отрадно, что доля отрицающих выборы в России (11,43%) гораздо меньше тех, кто считает выборы «грязным делом» (33,2%). Не желают участвовать в выборах лишь 2% лицеистов, когда Курганской области каждый десятый представитель молодежного электората придерживается такой позиции.
4. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что электоральная активность молодежи достаточно высока, но у большинства подростков сохраняется потребность в информации об избирательном процессе. Традиционные источники (семейное, соседское и родственное окружение) не могут дать полную и достоверную информацию. Стимулирование электоральной активности может быть эффективным лишь в случае адресной индивидуальной работы с молодежью. Необходимо глубокое разъяснение избирательного законодательства и избирательной практики посредством лекций, встреч с членами избирательных комиссий, чтения специальной литературы. Только вследствие такой работы можно изменить индивидуальные личностные установки. Молодые люди с недоверием воспринимают массированную, а потому унифицированную агитацию и пропаганду. Неэффективно используются информационные возможности клубов молодых и будущих избирателей как в области, так и в нашем городе.
Российская молодежь в настоящее время – это мощная сила, которая обладает современными знаниями, навыками и, что главное, огромным потенциалом, который и должен быть использован с максимальным эффектом не только во благо ее самой, но и в целях развития и укрепления России и регионов. В своей работе я хотел бы разобраться в вопросах, связанных с политической активностью молодежи, а также проанализировать законодательные акты по вопросам формирования и развития молодежного парламента в Белгородской области. Не секрет, что политика – не самая важная для молодежи сфера деятельности, потому что существуют другие, более приоритетные: профессиональная самореализация и личная жизнь. Молодежь предпочитает пойти на свидание, а не на выборы, равно как и стремление улучшить свою жизнь посредством новой хорошей работы гораздо важнее, нежели пытаться разобраться с программными установками политических партий. Каковы же планы и перспективы работы государственных мужей в направлении молодежной политики в нашем регионе? Стратегия определяет целью государственной молодежной политики развитие потенциала молодежи в интересах России и региона. Стратегия определяет приоритеты государственной молодежной политики до 2016 года: вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития, развитие созидательной активности молодежи, интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в жизнь общества. Содержательной частью в первый и второй приоритеты Стратегии ложатся вопросы развития различных форм молодежного самоуправления в России. Одной из таких форм, получившей активное развитие в последние годы в России, является молодежный парламентаризм. К молодёжным парламентским структурам относят молодежные парламенты, правительства, консультативные советы, Думы, палаты и др. Приоритетными направлениями их деятельности сегодня являются: просветительская работа, акцентирующая свое внимание па формирование правовой культуры в молодежной среде, доступности общественно-политической информации, формирование активной гражданской позиции молодых людей через привлечение молодежи к активному участию в общественно-политической жизни страны.
Цель развития молодежного парламентаризма – привлечение молодежи к активному участию в жизнедеятельности государства, разработке и реализации им эффективной молодежной политики путем представления законных интересов молодых граждан и общественно значимых идей в различных молодежных общественных консультативно-совещательных структурах, прежде всего – молодежных парламентах.
Учитывая необходимость создания молодежной Парламентской структуры в Курганской области, решением Правительства от 8 сентября 2006г. под номером 132 одобрено создание Молодежного правительства .Деятельность Молодежного Правительства регламентируется утвержденным Положением в согласовании с Управлением молодежной политики. В состав Совета Молодежного Правительства входит 8 Комитетов, отражающие основные направления духовно – социального и патриотического воспитания молодежи, также в составе совета осуществляют деятельность два комитета. Поскольку Молодежное Правительство является консультативно совещательным органом, то конечно же существуют проблемы, связанные с организацией и проведением мероприятий. Тем не менее, за несколько работы Молодежного Правительства было ряд благотворительных, военно-патриотических и просветительских акций. Ярким примером является проведённое в июне 2014 года районное мероприятие «Венок дружбы», проходившее в с.Нифанка, выступление Диджея из Челябинска на площади Победы осенью 2013,2014 года, деятельность Кинотеатра «Мир», организация городских и районных турниров по футболу, пляжному волейболу.
Целями Молодежного Правительства являются:
- содействие в обучении и формировании кадрового резерва для управленческих структур области;
- реализация базовых направлений государственной молодежной политики в рамках принятых областных целевых программ;
- привлечение студентов высших учебных заведений, аспирантов, молодых управленцев к решению задач, стоящих перед правительством администрации области.
Очевидно, что только ответственная и социально активная молодежь может стать гарантом гражданского общества и демократического государства в России. Только участие в процессе становления и самоопределения молодежи, понимание молодежи как субъекта общественных процессов могут привести к появлению в России нового поколения граждан, ответственных за себя и свою страну. Какое место займет молодежный парламент, покажет время. Но ясно уже сейчас – России нужны молодые политики, законодатели, управленцы, способные стратегически мыслить, и самое главное, эффективно действовать в новых социально-экономических условиях. От позиции молодежи в общественно-политической жизни, от реализации ее потенциала зависит темп развития страны и место России в группе лидеров современного мира.














Список литературы.
Кострова, Е. Молодежное парламентское движение как одна из форм молодежного самоуправления./ Е. Кострова // Журнал о выборах.- 2008.- № 4.- С.10- 15.
Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений: с вкладышем / Под ред. Л. В. Полякова.- 2-е изд., доп.- М.: Просвещение, 2008.- 288 с.
Пономарева, И. Быть молодым – быть активным / И. Пономарева // Новое время.- 2009.- № 28.-С.7.
Родионов, А. Формирование резерва электоральной поддержки политических партий. / А. Родионов, А. Сучилин // Журнал о выборах.- 2008.-№ 5.- С. 33- 37.
Студенты МГОУ – постоянные члены молодежного правительства. // Новое время.- 2009.- № 23- 25.- с. 9.
Халитова, А. Игровые методики как способ повышения электоральной культуры молодых избирателей. / А. Халитова // Журнал о выборах.- 2008.- С.41 – 43.

7.Struktura [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www.molprav – . narod.ru/Struktura/html, свободный.











1
Может ли , по Вашему мнению, участие в выборах способствовать решению проблем молодежи?












Да
 
 
5
14,29%





Скорее да, чем нет
 
 
13
37,14%





Скорее нет, чем да
 
 
11
31,43%





Нет
 
 
3
8,57%





Затрудняюсь ответить
 
 
3
8,57%





 
 
 
35
 





























Диаграмма 1.





2
Что по Вашему мнению, представляют собой выборы? (укажите не более двух вариантов ответа)












Форму участия граждан в политической жизни общества
19
35,19%


Способ выражения и защиты людьми своих интересов
12
22,22%


Необходимую процедуру демократической организации власти
5
9,26%


Инструмент борьбы за власть политиков и их группировок
6
11,11%


Политичиский спектакль с заранее предрешенным исходом
8
14,81%


Напрасную трату денег и иных ресурсов
4
7,41%


Другое
0
0,00%


Затрудняюсь ответить
0
0,00%


  
54
 


























Диаграмма 2.





3
Нужны ли в современной России выборы вообще?













Да
 
 
16
45,71%





Скорее да, чем нет
 
 
13
37,14%





Скорее нет, чем да
 
 
4
11,43%





Нет
 
 
0
0,00%





Затрудняюсь ответить
 
 
2
5,71%





 
 
 
35
 



















Диаграмма 3.









4
Намерены ли Вы участвовать в выборах по достижении 18-летнего возраста?












Да
 
 
28
80,00%





Нет
 
 
1
2,86%





Пока не решил
 
 
6
17,14%





 
 
 
35
 



















Диаграмма 4.









5
Если вы намерены участвовать в выборах, то почему?














Этого требует закон
7
20,00%


Это мой гражданский долг
14
40,00%


Хочу таким образом участвовать в решении общественных проблем
11
31,43%


По привычке
1
2,86%


Так поступает большинство людей в моем окружении
2
5,71%


Потому что заставят
0
0,00%


Другое
0
0,00%


Затрудняюсь ответить
0
0,00%


 
35
100,00%
































Диаграмма 5.





6
Если вы не будете участвовать в выборах , то почему?














Не верю в "честные выборы"
9
25,71%


Устал от выборов, надоело
 
0,00%


Не поддерживаю идею выборов
5
14,29%


Мое участие в них ничего не решит
4
11,43%


Без каких-либо причин
4
11,43%


Не бывает достойных кандидатов
4
11,43%


Не нравятся методы, которые используются в избирательной борьбе
1
2,86%


Другое
3
8,57%


Затрудняюсь ответить
5
14,29%


 
35
 





















Диаграмма 6.







7.
Из каких источников Вы получаете основную информацию об избирательных кампаниях в области?


( укажите не более трех вариантов ответов)















местные газеты
 
10
17,54%


специальные видеоролики
 
3
5,26%


местные радиостанции
 
1
1,75%


областное телевидение
 
10
17,54%


центральное телевидение
 
7
12,28%


местные телеканалы
 
2
3,51%


заседания клубов молодых избирателей
 
2
3,51%


встречи с членами избирательных комиссий
 
1
1,75%


средства "Интернета"
 
3
5,26%


собственные наблюдения
 
5
8,77%


центральное радио
 
2
3,51%


областная пресса
 
1
1,75%


друзья, родственники
 
5
8,77%


лекции, беседы
 
1
1,75%


встречи с представителями партий, кандидатами
 
3
5,26%


такой информацией принципиально не интересуюсь
 
1
1,75%


 
 
57
 















Диаграмма 7.







8.
В какой степени Вы знакомы со следующими законами?




а)Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме


граждан РФ









имею полное представление
3
8,57%



имею общее представление
24
68,57%



не имею никакого представления
6
17,14%



затрудняюсь ответить
2
5,71%



 
35
 




















Диаграмма 8 а.




б)О выборах депутатов Государственной Думы






имею полное представление
15
42,86%



имею общее представление
15
42,86%



не имею никакого представления
4
11,43%



затрудняюсь ответить
1
2,86%



 
35
 








































Диаграмма 8 б.




в) О выборах Президента РФ







имею полное представление
13
37,14%


имею общее представление
17
48,57%


не имею никакого представления
4
11,43%


затрудняюсь ответить
1
2,86%


 
35
 


Диаграмма 8 в.








г) О референдуме в РФ







имею полное представление
2
5,71%


имею общее представление
19
54,29%


не имею никакого представления
8
22,86%


затрудняюсь ответить
6
17,14%


 
35
 



Диаграмма 8 г.






д)Избирательный кодекс





имею полное представление
0
0,00%


имею общее представление
17
48,57%


не имею никакого представления
13
37,14%


затрудняюсь ответить
5
14,29%


 
35
 




9. Хотели бы Вы принять участие в работе какой-либо избирательной комиссии?













да
4
11,43%



Скорее да, чем нет
4
11,43%



Скорее нет, чем да
12
34,29%



Нет
11
31,43%



Затрудняюсь ответить
4
11,43%




35




Диаграмма 9.









10.
В области накоплен опыт организации клубов молодых избирателей. Имеете ли Вы представление об их работе?













да
3
8,57%



нет
23
65,71%



не слышал о таких
9
25,71%



 
35
 













































Диаграмма 10.






11.Если да, то как Вы оцениваете их эффективность?















высокая
0
0,00%



в основном высокая
2
5,71%



низкая
7
20,00%



затрудняюсь ответить
26
74,29%



 
35
 



Диаграмма 11.



12.
Хотели бы Вы на будущих выборах участвовать в качестве кандидата в депутаты, кандидата на выборные должности?













да
8
22,86%



нет
16
45,71%



затрудняюсь ответить
11
31,43%



 
35
 











Диаграмма 12.









13.
Хотели бы Вы получить дополнительные знания в области избирательного законодательства?













да
24
68,57%



нет
7
20,00%



затрудняюсь ответить
4
11,43%



 
35
 













































Диаграмма 13.














13PAGE 15


13PAGE 143915



Приложение.