Разработка открытого урока Внетабличное деление с остатком

МБОУ «Гуменская средняя общеобразовательная школа»
Краснослободского муниципального района
Республики Мордовия









Муниципальный конкурс «Учитель года - 2012»



Урок на тему: «Внетабличное деление с остатком»


3 класс









Подготовила: учитель начальных классов
Фокина Людмила Николаевна






Ход урока
Орг. момент.
Добрый день! Ну а что это значит.
Значит, день был по-доброму начат.
Значит, день принесет нам удачу,
И здоровье, и радость нам всем.

2 Самоопределение к деятельности.
- Ребята, у вас сегодня необычный урок. Меня зовут Людмила Николаевна. Я вас приглашаю в увлекательное путешествие.
- Вы любите путешествовать?
-А зачем люди путешествуют?
- Я вас приглашаю в страну, которой нет на карте. Она называется Симметрия. В ней царят красота, порядок и равновесие.

Прежде чем отправиться за новыми знаниями, мне интересно знать, какими знаниями вы уже обладаете? Что умеете?

-Открываем дневник путешественника. Записываем число, классная работа.
(проведем небольшую разминку)

3. Актуализация знаний.

На доске ряд чисел.
3,6, , ,15, , ,24, , ,

-Найдите закономерность и вставьте пропущенные числа и продолжите ряд.
-Какая закономерность? (разница на 3, все числа делятся на 3)

– Теперь посмотрите, как связаны выражения и числа в каждом столбике?

15:5 16:5 17:5 18:5 19:5 ..
0 1 2 3 4

-Посмотрите, внимательно на какие выражения и числа мы можем продолжить ряд?
- Можно ли при делении на 5 получить остатки 4? 5? 6?
- Какие остатки можно получить при делении на 6? 7?
- Какое правило применяете, выполняя деление с остатком.
- Молодцы! Вы уже многое знаете.

4. Сообщение темы урока.
Чему вы будете продолжать учиться на уроке?
- Какие знания вы будете закреплять, путешествуя сегодня на уроке? И узнаете много интересного о стране Симметрия.

Отправляемся в путешествие!
- У входа вас встречает сама хозяйка - Ось Симметрии. Сегодня у нее день рождения. Мы все приглашены. Подарок сделаем своими руками в конце урока.
- Ребята, а где вы могли слышать слово симметрия?
Человек использует симметрию в строительстве, в создании быта, в украшении одежды.

5. Открытие знаний.
-Хозяйка страны предлагает выполнить интересное задание.
-У вас на парте лежат фигуры. Возьмите бабочку. Сложим ее строго пополам.
- Сравните правую и левую части. Что можно сказать о них? (они равны)
- Как будут называться такие предметы? (симметричные). А линия сгиба? (ось симметрии)
Возьмем другую фигуру, лягушку.
- Теперь постарайтесь сами разделить осью симметрии фигуру строго пополам.
- Как проверить симметричная ли эта фигура?
- Что видим? (части строго совпадают)
- Что доказали? (фигура симметричная)
Вывод.
- Какие фигуры будут называться симметричными? (Если фигуру сложить пополам по оси симметрии, то ее части строго совпадают)

-Жители этой страны приготовили вам испытания.

6. Работа в «Дневнике »
Решить примеры на деление с остатком.

46:5 = 84:9= 50:7=
26:4= 45:6= 41:6=

Решить задачи.

В гости к мордовским школьникам приехали 39 учеников из Москвы. В гостинице, где они остановились, есть только четырехместные номера. Сколько номеров заполнили московские гости? Сколько человек живут в номере, заполненном не до конца?


Надо упаковать 86 кубиков в коробки, по 10 штук в каждую. Сколько потребуется таких коробок? Сколько кубиков останется?

3. Найдите среди данных записей те, в которых допущена ошибка и исправь их:

65:8=8 (ост.1) 58:6=8 (ост.10)
31:5=6 (ост.1) 10:8=0 (ост.2)
32:20=1(ост.12) 22:9=2 (ост. 4)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА







7. Практическая работа.
- Жители страны довольны вашей работой и предлагают выполнить вам ответственное задание.
- На день рождения собрались геометрические фигуры. Вам нужно исследовать и решить какие фигуры пройдут в гости, а какие нет. (на парте геометрические фигуры)
- Какие фигуры будем искать? (симметричные) Каким способом?

Молодцы! Теперь постарайтесь в классе найти симметричные фигуры.

Я хочу показать вам симметрию в окружающем мире. (Слайды)

-Теперь переходим к главному заданию. Нам нужно сделать подарок нашей имениннице. У вас на партах лежит рисунок.
- Что нам нужно сделать? (дорисовать симметричную фигуру)
- Нам нужно каждую точку с левой половины перенести в заданном направлении на одно и то же расстояние от оси симметрии, а затем восстановить фигуру.

- Какую фигуру вы построили? Вот и готов подарок нашей имениннице.

Задача. 48 цветов нужно расставить в 15 ваз поровну. Сколько цветов в каждой вазе получится и сколько останется?

Итог: чему вы научились на уроке? Что нового вы сегодня узнали? Где в жизни вам пригодятся эти знания? А дома попробуйте нарисовать и вырезать симметричные фигуры.

Ребята, вы хорошо сегодня поработали, я очень рада. От общения с вами на душе у меня тепло. Частичку этого тепла я хочу подарить вам. Пусть это маленькое солнышко светит вам и вашей семье, а над нашей страной сияет большое солнце, даря, нам мир и покой. Спасибо вам за урок.

15