Информационно-коммуникационные технологии в обучении английскому языку


Информационно - коммуникационные технологии
в обучении английскому языку.
Азарова Т.В., учитель английского
языка УВК «Школа-гимназия» № 25
г. Симферополь, Республика Крым.
Информационно-коммуникационные технологии заняли прочное место в процессе обучения иностранному языку. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них можно выделить индивидуализацию обучения, учет индивидуальных способностей и особенностей, каждого обучающегося. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Известно, что основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры, обучение практическому овладению иностранным языком.
Современные интерпретации коммуникативной компетенции в области преподавания иностранных языков восходят к определению американского ученого Д. Хаймза, согласно которому, “коммуникативная компетенция - это то, что нужно знать говорящему для осуществления коммуникации в культурозначимых обстоятельствах“.
Овладеть же коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма непростое. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.). Использование современных средств таких, как компьютерные программы и Интернет-технологии, а также обучение в сотрудничестве и проектная методика позволяют решить эту задачу.
Что же такое ИКТ и средства Интернет?
Если мы обратимся к «Словарю методических терминов», то найдем следующее определение: информационные технологии – это «система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи».
Термин “мультимедиа” означает: много сред (текст, звук, видео).
Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Можно проводить различные игры, презентации и т.д. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим.
Применение ИКТ в процессе обучения английскому языку способствует интеллектуальному творческому развитию учащихся. Интернет-ресурсы сегодня позволяют:
- восполнить дефицит источников учебного материала; - развивать навыки и умения информационно-поисковой деятельности; - объективно оценивать знания и умения в более короткие сроки.
ИКТ являются как средством подачи материала, так и контролирующим средством, они позволяют индивидуализировать процесс обучения по темпу и глубине прохождения курса. Такой дифференцированный подход дает большой положительный результат, т. к. создает условия для успешной деятельности каждого обучающегося, вызывая положительные эмоции, что в свою очередь влияет на учебную мотивацию.
Наиболее часто используемым элементы ИКТ в учебном процессе- это электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора, интерактивные доски, электронные энциклопедии и справочники, тренажеры и программы тестирования, образовательные ресурсы Интернета, DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями, видео и аудиотехника, интерактивные карты и атласы, интерактивные конференции и конкурсы, материалы для дистанционного обучения, научно-исследовательские работы и проекты, дистанционное обучение.
Использование видеороликов с последующим их обсуждением позволяет воспринимать аутентичную речь, расширять словарный запас, запоминать конструкции предложений характерные для живой, разговорной речи. Кроме того, интересный, увлекательный материал обеспечивает высокую мотивацию к изучению предмета, помогает ненавязчиво вырабатывать необходимые универсальные учебные действия, такие как планирование, прогнозирование, смысловой просмотр, моделирование, а также умение выражать свои мысли и строить высказывание.
Практически любой видеоролик или фильм на английском языке может превратиться в удобный и эффективный дидактический материал. В фильмах, как правило, поднимается ряд моральных и общечеловеческих проблем, которые позволяют учителю сделать из обычного урока английского языка событие, наполненное жизненным опытом поколений. Найти же в Интернете нужный фильм или видеоролик сегодня совсем несложно.
Варианты использования фильмов и коротких видео бесчисленны. Это и обычный просмотр, и заполнение пропусков в тексте при просмотре, описание героев, формирование общего представления о происходящем и так далее. Следует также помнить, что учебным видеоклипом может стать любое видео, например: трейлер к фильму, рекламный ролик или интервью с известной личностью.
     Использование различных видов тренировочных упражнений, таких как флэш-игры, позволяют восполнить «пробелы в знаниях» обучающихся, тренировать грамматические навыки, пополнять лексический запас.
         Применение в практике POWER POINT презентаций на различных этапах работы (введение новой лексики или объяснение грамматического материала; обобщение знаний по изученной теме; самостоятельное создание обучающимися презентаций) позволяет представлять необходимую информацию более наглядно.
Использование электронного тренажера навыков общения позволяет не только запоминать лексику и отдельные фразы, но также моделирует ситуации общения, тем самым способствует развитию диалогической речи.
Также широко можно применять различные электронные тесты, которые позволяют экономить время, объективно показывают результат, способствуют развитию навыков самооценки и самоконтроля.
Широкие возможности в изучении иностранного языка открывает использование Интернет технологий: видеоконференции, работа с англоязычными сайтами, оn-line тесты, международные телекоммуникационные проекты, переписка со сверстниками из других стран, работа с аудиокнигами и другие технологии.
Наряду со всеми несомненными достоинствами работы с использованием ИКТ не следует забывать, что компьютер не может заменить учителя, поэтому следует четко планировать место и время работы с электронными средствами обучения.
Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
         -обеспечить положительную мотивацию обучения;
        - проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
     - обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
- усовершенствовать контроль знаний;
- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
       - обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Таким образом, использование информационных технологий позволяет осуществить задуманное, сделать урок современным. Важно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения также влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт, в конечном счете, к решению главной задачи образовательной политики.