Рабочая программа по физике (10-11 кл. базовый уровень, авторы учебников С.А. Тихомирова, Б.М. Яворский, КТП прилагается)


Орловская область
Новодеревеньковский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Хомутовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Домникова В.М."
«Согласовано»
Руководитель ШМО
_______ В.В. Филимонов
«__» августа 2015 г «Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР
МБОУ «Хомутовская СОШ»
______ Е.В. Кононова
«__» августа 2015 г. «Утверждаю»
Директор МБОУ «Хомутовская СОШ»
_________ И.А. Емельянова
«__» августа 2015г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По физике
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс): среднее общее образование, 10-11 класс
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов: 140, два учебных года; Уровень базовый
(базовый, профильный)
Учитель: Филимонов Владимир Владимирович
Программа разработана на основе программы: Тихомирова С.А.. Физика-10–11. – М.: Мнемозина, 2010.
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Пояснительная записка
Физика как наука о наиболее общих законах природы вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире, способствует формированию научного мировоззрения. Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получить объективные знания об окружающем мире. Школьный курс физики – системообразующий для естественных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии, астрономии. Он является неотъемлемой частью естественно-научного образования.
Изучение физики является необходимым не только для овладения основами одной из естественных наук, являющейся компонентой современной культуры. Без знания физики в ее историческом развитии человек не поймет историю формирования других составляющих современной культуры. Изучение физики необходимо человеку для формирования миропонимания, для развития научного способа мышления.
Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Целями изучения физики в средней (полной) школе являются:
- формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость физического знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности; умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;- формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли физики в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого физические знания;
- приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, - навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков сотрудничества, эффективного и безопасного использования различных технических устройств;
- овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в практической жизни.

Приоритетные направления в изучении школьного курса физики:
Совершенствование структуры и содержания школьного курса физики в условиях модернизации образования;
Реализация образовательных стандартов в обучении физике в основной и средней (полной) школе, подготовка к переходу на стандарты второго поколения;
Использование вариативных учебных программ, УМК, ИУМК при сохранении требований к содержанию при различных научно-методических подходах;
Дифференциация, позволяющая на всём протяжении обучения получать школьникам подготовку по физике разного уровня в соответствии с их индивидуальными особенностями и предусматривающими возможности выбора типа образования на старшей ступени общего образования в соответствии с Положениями Концепции профильного обучения;
Формирование ключевых компетентностей учащихся при обучении физике;
Использование возможностей демонстрационного и лабораторного эксперимента;
Подготовка к государственной (итоговой) аттестации в 11 классе (по выбору в форме ЕГЭ, в 9 классе в новой форме (тесты);
Работа с одарёнными детьми;
Использование современных образовательных технологий;
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы по физике. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 136 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне в 10-м и 11-м классах (по 68 ч в каждом из расчёта 2 ч в неделю).
Ценностные ориентиры содержания предмета
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентиры, формируемые у учащихся в процессе изучения физики, проявляются:
- в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
- в ценности физических методов исследования живой и неживой природы;
- в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к истине.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентиры содержания курса физики могут рассматриваться как формирование:
- уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
- понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств;
- потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
- сознательного выбора будущей профессии.
Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентиры направлены на воспитание у учащихся:
- правильного использования физической терминологии и символики;
- потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
- способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Структура курса
№ п\пНазвание главы Количество часов
1 Физика и методы научного познания. 1
2 Механика. 29
3 Молекулярная физика. Термодинамика. 18
4 Электродинамика. 60
5 Физика XX века. Строение Вселенной. 28
Итого: 136
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. 68 + 68 ч.
• Физика и методы научного познания. 1 ч
Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.
• Механика. 29 ч
Механическое движение. Перемещение. Скорость. Относительность механического движения. Ускорение. Уравнение прямолинейного равномерного и равноускоренного движения. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.
Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Закон всемирного тяготения. Сила трения. Условия равновесия тел.
Законы сохранения импульса и энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
Демонстрации (Д). Зависимость траектории от выбора системы отсчёта. Падение тел в воздухе и в вакууме. Явление инерции. Сравнение масс взаимодействующих тел. Второй закон Ньютона. Измерение сил. Сложение сил. Зависимость силы упругости от деформации. Силы трения. Условия равновесия тел. Реактивное движение. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторные работы (ЛР). Измерение ускорения свободного падения. Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и силы упругости.
• Молекулярная физика. Термодинамика. 18 ч
Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ) строения вещества и их экспериментальные доказательства. Количество вещества. Модель идеального газа. Изопроцессы в газах. Уравнение состояния идеального газа. Основное уравнение МКТ. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Строение и свойства жидкостей и твёрдых тел.
Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Д. Механическая модель броуновского движения. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объёме. Изменение объёма газа с изменением температуры при постоянном давлении. Изменение объёма газа с изменением давления при постоянной температуре. Кипение воды при пониженном давлении. Устройство психрометра и гигрометра. Явление поверхностного натяжения жидкости. Кристаллические и аморфные тела. Объёмные модели строения кристаллов. Модели тепловых двигателей.
ЛР. Опытная проверка закона Гей-Люссака. Измерение влажности воздуха.
• Электродинамика. 60 ч
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряжённость электрического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Электрическая ёмкость. Энергия электрического поля.
Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Электрический ток в разных средах.
Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Сила Ампера. Сила Лоренца.
Закон электромагнитной индукции. Энергия магнитного поля.
Механические и электромагнитные колебания. Переменный ток. Электромагнитное поле.
Механические и электромагнитные волны. Геометрическая оптика. Оптические приборы. Волновые свойства света. Виды электромагнитных излучений и их практические применения.
Постулаты специальной теории относительности. Закон взаимосвязи массы и энергии.
Д. Электрометр. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия заряженного конденсатора. Электроизмерительные приборы. Магнитное взаимодействие токов. Отклонение электронного пучка магнитным полем. Магнитная запись звука. Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока. Свободные электромагнитные колебания. Осциллограмма переменного тока. Генератор переменного тока. Излучение и приём электромагнитных волн. Отражение и преломление электромагнитных волн. Интерференция света. Дифракция света. Получение спектра с помощью призмы. Получение спектра с помощью дифракционной решётки. Поляризация света. Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Оптические приборы
ЛР. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Изучение последовательного и параллельного соединений проводников. Измерение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника. Измерение показателя преломления стекла. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров. Наблюдение интерференции и дифракции света. Определение длины световой волны.
• Физика XX века. Строение Вселенной. 28 ч
СТО. Фотоэффект. Гипотеза Планка о квантах. Уравнение фотоэффекта. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.
Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.
Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерные реакции. Закон радиоактивного распада. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Солнечная система. Звёзды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звёзд. Строение и эволюция Вселенной.
Д. Фотоэффект. Линейчатые спектры излучения. Лазер. Счётчик ионизирующих частиц.
ЛР. Изучение треков заряженных частиц.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен:
• знать/понимать:
– смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;– смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, период, частота и амплитуда колебаний, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд, напряжённость электрического поля, разность потенциалов, энергия электрического поля, сила тока, электродвижущая сила, магнитная индукция, энергия магнитного поля, показатель преломления; – смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
– вклад российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
• уметь:
– описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
– применять полученные знания для решения несложных задач;
– отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных;
– приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
– воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернете, научно-популярных статьях;
• использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Результаты освоения курса физики
Деятельность в обучении физике должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:- в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность;
- в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
- в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы по физике являются:
- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;
- использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
В области предметных результатов ученику предоставляется возможность научиться на базовом уровне:
1. в познавательной сфере:
- давать определения изученным понятиям;
- называть основные положения изученных теорий и гипотез;
- описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык физики;
- классифицировать изученные объекты и явления;
- делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты;
- структурировать изученный материал;
- интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников;
- применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
2. в трудовой сфере – проводить физический эксперимент;
3. в ценностно- ориентационной сфере – анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов;
4. в сфере физической культуры – оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами.

«Согласовано»
Руководитель ШМО
_______ В.В. Филимонов
«__» августа 2015 г «Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР
МБОУ «Хомутовская СОШ»
______ Е.В. Кононова
«__» августа 2015 г. «Утверждаю»
Директор МБОУ «Хомутовская СОШ»
_________ И.А. Емельянова
«__» августа 2015г
Календарно – тематическое планирование учебного материала
на 2015-2016 учебный год
Предмет:__физика______Класс:___10-11____Учитель:____Филимонов В.В._______
Количество часов в неделю____2____
Календарно-тематическое планирование курса "Физика 10-11" (10 класс)
70 часов (2 часа в неделю)

ВВЕДЕНИЕ: ФИЗИКА И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ( 1 час)
Дата проведения № урока Тема урока Основное содержание Демонстрации Д/З1/1 Методы научного познания Физика – наука о природе. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира. Предисловие, введение. С.3, 4
МЕХАНИКА (29 часов)
1/2 Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Механическое движение, тело отсчета, СО, траектория, путь, перемещение, уравнение движения. Повторение сведений о векторах. Зависимость траектории от выбора системы отсчета §1, 2; приложение 1; упр.1
2/3 Скорость Скорость равномерного прямолинейного движения. Уравнение равномерного движения. Зависимость скорости от выбора СО. Закон сложения скоростей. §3, 4; упр.2, 3
3/4 Ускорение Средняя путевая скорость, средняя скорость. Мгновенная скорость. Ускорение. §5, 6; упр.4, 5
4/5 Перемещение при прямолинейном движении Формула для проекции перемещения при прямолинейном равноускоренном движении. Уравнение движения тела с постоянным ускорением. Разбор задачи с решением из § 7. §7; упр. 6; ЛР №1 стр. 246
5/6 ЛР № 1 «Измерение ускорения тела при прямолинейном равноускоренном движении» Упр. 6
6/7 Свободное падение Свободное падение тел – равноускоренное движение. Ускорение свободного падения. Разбор задачи с решением из § 7. Решение задач 1, 2 из упр.7 Падение тел в воздухе и вакууме §8; упр.7
7/8 Движение тел, брошенных под углом к горизонту Уравнение движения тела, брошенного под углом к горизонту. Разбор задач 1. 2 из § 9 §9; упр.8
8/9 Равномерное движение по окружности Период и частота обращения, угловая и линейная скорости. §10; упр.9.
9/10 Центростремительное ускорение Направление центростремительного ускорения, формула для вычисления его модуля. §11; упр. 10. «Самое важное в главе 1»
10/11 КР № 1 Контрольная работа по теме «Кинематика» «Из истории создания кинематики» стр.36
1/12 Первый закон Ньютона. Опыты Галилея. Первый закон Ньютона. Свободное тело. ИСО. Принцип относительности Галилея. Сила. Закон Гука. Явление инерции. Измерение сил. Сложение сил. Зависимость силы упругости от деформации §12, 13.
2/13 Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Масса. Второй закон Ньютона. Единица силы. Третий закон Ньютона. Сравнение масс взаимодействующих тел. Второй закон Ньютона. §14, 15; упр.11
3/14 Закон всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Опыт Кавендиша по определению гравитационной постоянной. Зависимость ускорения свободного падения от высоты над поверхностью Земли. Сила тяжести. §16; упр.12
4/15 Вес. Невесомость. Перегрузка. Вес. Невесомость. Перегрузка. §17; упр. 13.
5/16 Первая космическая скорость Первая космическая скорость, ее зависимость от высоты над поверхностью Земли. §18 упр14.
6/17 Сила трения Сила трения покоя. Сила трения скольжения. Коэффициент трения. Разбор задач с решением § 19. Силы трения. §19; упр.15 (1 – 3); ЛР №2 стр.247.
7/18 ЛР № 2 ЛР № 2 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести». Упр.15 (4 – 5). «Самое важное в главе 2» стр.63
8/19 Повторение и обобщение темы. Решение задач. Обобщение темы «Динамика». Решение задач на применение законов динамики. Подготовка к КР № 2 Повторить § 12 – 19.
9/20 КР № 2 КР по теме «Динамика» «Из истории создания динамики» стр.61
10/21 Условия равновесия тел. Первое условие равновесия тела. Момент силы. Второе условие равновесия. Разбор задачи с решением из § 20. Условия равновесия тел. §20-22; упр. 16(1 – 3).
1/22 Импульс тела. Импульс тела. Закон изменения импульса. Импульс силы. §23. упр.18.
2/23 Закон сохранения импульса. Изолированная система. Закон сохранения импульса. Условия применения ЗСИ к незамкнутым системам. Разбор задачи с решением из §24. Реактивное движение. Реактивное движение. §24, 25; упр.19, 20.
3/24 Механическая работа. Мощность. Механическая работа. Единица работы. Условия совершения работы. Работа силы трения. Мощность. Единица мощности. §26; упр. 21.
4/25 Кинетическая энергия. Кинетическая энергия. Физический смысл кинетической энергии. Теорема об изменении кинетической энергии. Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела. §27; упр. 22.
5/26 Потенциальная энергия. Потенциальная энергия. Работа силы тяжести, ее независимость от формы траектории, связь между работой силы тяжести и изменением потенциальной энергии. §28, упр. 23.
6/27 Работа силы упругости. Работа силы упругости. Потенциальная энергия упруго деформированной пружины. Связь между работой силы упругости и потенциальной энергией пружины. §29; упр.24 .
7/28 Закон сохранения механической энергии. Закон сохранения механической энергии. Закон изменения механической энергии. Закон сохранения энергии. КПД механизмов. Условие равновесия замкнутой консервативной системы и ее потенциальная энергия. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно. §30; упр.25 .
8/29 Решение задач. Повторение и обобщение темы. Решение задач на законы сохранения в механике. «Самое важное в главе 4» стр.102
9/30 КР № 3 КР по теме «Импульс, работа, энергия. Законы сохранения импульса и энергии». «Из истории открытия законов сохранения импульса и энергии» стр.101
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА (18 часов)
1/31 Молекулы. Основные положения МКТ. Количество вещества. Постоянная Авогадро. Относительная молекулярная масса. Молярная масса. Механическая модель броуновского движения. §31 – 33; упр. 29.
1/32 Модель газа. Идеальный газ. Объяснение свойств газа на основе модели «идеальный газ». Скорости молекул газа. §34, 35.
2/33 Изотермический процесс. Изотермический процесс. Закон Бойля-Мариотта. Графическая интерпретация закона. Решение задач. Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре. §36; упр.27 (1 – 4).
3/34 Изобарный и изохорный процессы. Изобарный процесс. Закон Гей-Люссака. Изохорный процесс. Закон Шарля. Абсолютный ноль температуры. Абсолютная (термодинамическая) температура. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме. Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении. §37; упр. 28 (1 – 5); ЛР № 3 стр.249.
4/35 ЛР № 3 ЛР «Опытная проверка закона Гей-Люссака» §36, 37.
5/36 Уравнение Клайперона-МенделееваВывод уравнения состояния газа. Разбор задачи с решением к § 38. Решение задач. §38, упр. 29 (1 – 5).
6/37 Основное уравнение МКТ Вывод основного уравнения МКТ. Связь между средней кинетической энергией молекул и абсолютной температурой. Постоянная Больцмана. Закон Авогадро. §39; упр.30 (1 – 5); «Самое важное в главе 6» стр.132.
7/38 КР № 4 КР по теме «МКТ. Свойства газов». «Из истории создания термометра» стр.130.
1/39 Внутренняя энергия и способы ее изменения. Термодинамическая система. Равновесное состояние термодинамической системы. «Нулевой» закон термодинамики. Внутренняя энергия одноатомного идеального газа. Работа газа. Способы изменения внутренней энергии газа. §40, 41; упр. 31 (1 – 5).
2/40 Первый закон термодинамики. Первый закон термодинамики, его применение к изопроцессам. Решение задач 1 – 3 из упр.32 §42, 43; упр.32 (4 – 7).
3/41 Тепловые двигатели. Виды тепловых двигателей. Принцип действия тепловых двигателей. КПД теплового двигателя. Максимальный КПД теплового двигателя. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Модели тепловых двигателей. §45, 46; упр. 33 (1 – 3); «Самое важное в главе 7» стр.151.
4/42 Проверочная работа Обобщение по главе 7 «Основы термодинамики»; контроль знаний. «Из истории открытия закона сохранения энергии» стр.148.
1/43 Кристаллические и аморфные тела. Монокристаллы. Поликристаллы. Анизотропия кристаллов. Структура монокристаллов и аморфных тел. Кристаллические и аморфные тела. Объемные модели строения кристаллов. §47 – 49; приложение 2 «Симметрия в …» стр.257.
2/44 Плавление, кристаллизация и сублимация твердых тел. Температура плавления. Теплота плавления. Удельная теплота плавления. Кристаллизация. Сублимация. Разбор задачи из § 50. §50; упр.34 (1 – 5); «Самое важное в главе 8».
1/45 Структура и свойства жидкости. Поверхностное натяжение жидкости. Ближний порядок. Текучесть жидкости. Объяснение явления поверхностного натяжения жидкости с точки зрения молекулярной теории. Сила поверхностного натяжения жидкости. Зависимость поверхностного натяжения от рода вещества, температуры и примесей. Явление поверхностного натяжения жидкости. §51, 52; упр. 35 (1 – 5).
2/46 Смачивание. Капиллярные явления. Явление смачивания и несмачивания жидкостями твердого тела. Мениск. Расчет поднятия жидкости в капилляре. §53; упр.36 (1 – 4).
3/47 Взаимные превращения жидкостей и газов. Кипение жидкости. Динамическое равновесие между жидкостью и паром. Насыщенный пар, зависимость его давления от температуры кипения жидкости. Зависимость температуры кипения от внешнего давления. Удельная теплота парообразования. Кипение воды при пониженном давлении. §54, 55; упр. 38; ЛР № 4 стр.251
4/48 ЛР № 4 Относительная влажность. Психрометр. ЛР «Измерение относительной влажности воздуха» Устройство гигрометра и психрометра. §56; упр.39. «Самое важное в главе 9» стр.177.
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА 20 часов
1/49 Закон Кулона Два вида зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Элементарный электрический заряд. Закон Кулона. § 57, 58; упр. 40 (1 – 6).
2/50 Напряженность электрического поля. Близкодействие и дальнодействие. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции. Графическое изображение электрических полей. Диэлектрики в электрическом поле. § 59, 60; упр.41 (1 – 5).
3/51 Работа сил электрического поля. Вычисление работы сил электрического поля, ее независимость от формы траектории. § 61.
4/52 Потенциал. Потенциал. Разность потенциалов. Связь между разностью потенциалов и напряженностью электрического поля. Электрометр. Электрометр. § 62; упр. 42
5/53 Проводники в электрическом поле. Напряженность электрического поля внутри металлического проводника. Разность потенциалов между точками на поверхности проводника. Проводники в электрическом поле. § 63.
6/54 Электрическая емкость. Электрическая емкость. Единицы емкости. Емкость плоского конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Объемная плотность энергии электрического поля. Энергия заряженного конденсатора. §64; упр.43; «Самое важное в главе 10» стр.203.
7/55 Повторение темы. КР№ 5. КР по теме «Электростатика» «Из истории учения об электрических явлениях» стр.201.
1/56 Электродвижущая сила. Условия, необходимые для существования электрического тока. Электродвижущая сила. Напряжение. Электроизмерительные приборы (вольтметр). §65, 66; упр. 44.
2/57 Закон Ома. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Закон Ома для полной цепи. Закон Ома для неоднородного участка цепи. Электроизмерительные приборы (амперметр). §67; упр.45; ЛР № 5 стр.252.
3/58 ЛР № 5 ЛР № 5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» Задание по рабочей тетради.
4/59 Соединение проводников. Последовательное и параллельное соединения проводников. Разбор задач 1, 2 в §68. §69; упр. 46; ЛР № 6 стр.253.
5/60 ЛР № 6 ЛР № 6 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников» Задание по рабочей тетради.
6/61 Работа и мощность электрического тока. Работа тока. Закон Джоуля-Ленца. Мощность. Ваттметр. §69; упр.47; «Самое важное в главе 11» стр.221.
7/62 Повторение и обобщение знаний по теме. КР № 6. КР № 6 по теме «Законы постоянного тока» «Из истории развития представлений о постоянном электрическом токе» стр.220.
1/63 Электропроводность металлов. Электронная проводимость металлов. Зависимость сопротивления металлов от температуры. Сверхпроводимость. §70, 71.
2/64 Электрический ток в вакууме. Термоэлектронная эмиссия. Электрический ток в вакууме. Диод. Электронные пучки. Электронно-лучевая трубка. §72, 73.
3/65 Электропроводность электролитов. Электролитическая диссоциация. Электролиз. Применение электролиза. Решение задач на законы электролиза. Измерение элементарного заряда. §74; упр. 49.
4/66 Электропроводность газов. Несамостоятельный и самостоятельный разряды в газах. Виды самостоятельного разряда в газах. §75, 76.
5/67 Полупроводники. Собственная проводимость полупроводников. Терморезисторы. Фоторезисторы. Примесная проводимость полупроводников. §77, 78; «Самое важное в главе 12» стр.221.; «Из истории развития электронных представлений»
6/68 Повторение курса физики 10 класса Резервное время – 2 часа.

«Согласовано»
Руководитель ШМО
_______ В.В. Филимонов
«__» августа 2015 г «Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР
МБОУ «Хомутовская СОШ»
______ Е.В. Кононова
«__» августа 2015 г. «Утверждаю»
Директор МБОУ «Хомутовская СОШ»
_________ И.А. Емельянова
«__» августа 2015г
Календарно – тематическое планирование учебного материала
на 2015-2016 учебный год
Предмет:__физика______Класс:___10-11____Учитель:____Филимонов В.В._______
Количество часов в неделю____2____
Календарно-тематическое планирование курса "Физика 10-11" (11 класс)
70 часов (2 часа в неделю)

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (продолжение) 40 часов
Дата проведения № урока Тема урока Основное содержание Демонстрации Д/З1/1 Сила Ампера. Постоянные магниты. Взаимодействие полюсов магнитов. Линии магнитного поля. Взаимодействие токов. Правило буравчика. Единица силы тока — ампер. Вектор магнитной индукции. Сила Ампера. Правило левой руки. Магнитное взаимодействие токов. §1–3; упр. 1..
2/2 Сила Лоренца. Сила Лоренца, её модуль и направление. Разбор задачи в § 4. Отклонение электронного пучка магнитным полем. §4; упр. 2.
3/3 Магнитные свойства вещества. Сильно- и слабомагнитные свойства. Магнитная проницаемость вещества. Ферромагнетики. Температура Кюри. Магнитная запись звука. §5; «Самое важное в главе 1».
4/4 Обобщение. Проверочная работа. Повторение, обобщение и контроль знаний по магнитным явлениям. «Из истории учения о магнитных явлениях».
1/5 Опыты Фарадея. Правило Ленца. Опыты Фарадея. Магнитный поток. Правило Ленца. Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока. §6–8.
2/6 Закон электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Индуцированное электрическое поле. Токи Фуко. §9, 10; упр. 3.
3/7 ЛР № 1 ЛР № 1 «Изучение явления электромагнитной индукции» По рабочей тетради.
4/8 Самоиндукция. Явление самоиндукции. ЭДС самоиндукции. Индуктивность. §11; упр. 4.
5/9 Энергия магнитного поля. Выяснение на опытах, от каких физических величин зависит энергия магнитного поля катушки с током. Формула для энергии магнитного поля. §12; «Самое важное в главе 2».
6/10 КР № 1 КР по теме «Магнитное поле. Электромагнитная индукция» «Из истории открытия закона электромагнитной индукции».
1/11 Механические колебания. Механические колебания. Период. Частота. Гармонические колебания. График колебательного движения. Фаза колебаний. §13, 14.
2/12 Пружинный маятник. Свободные колебания. Динамика колебания пружинного маятника. Уравнение колебаний. Период и частота колебаний пружинного маятника. §15; упр. 8
3/13 Математический маятник. Динамика колебаний математического маятника, период колебаний. §16; упр. 7.
4/14 ЛР № 2 ЛР № 2 «Измерение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника» по описанию в учебнике. По рабочей тетради.
5/15 Энергия гармонических колебаний. Преобразования энергии в процессе колебаний пружинного маятника. Разбор решения задачи в § 17. §17; упр. 8
6/16 Вынужденные механические колебания. Частота и амплитуда вынужденных колебаний. Резонанс. §18.
7/17 Свободные электромагнитные колебания. Возникновение свободных электромагнитных колебаний в контуре. Аналогии между электромагнитными и механическими колебаниями. Формула Томсона. Свободные электромагнитные колебания. §19, 20; упр. 9.
8/18 Вынужденные электромагнитные колебания. Частота и амплитуда вынужденных электромагнитных колебаний. Резонанс. Генератор переменного поля. Осциллограмма переменного тока. Генератор переменного тока. §21, 22; упр. 10.
9/19 Мощность переменного тока. Формула для средней мощности переменного тока. Действующие значения силы тока и напряжения. §23.
10/20 Трансформатор. Принцип действия трансформатора. Коэффициент трансформации. Передача электрической энергии. §24, 25; «Самое важное в главе 3».
11/21 Проверочная работа. Повторение и обобщение. Контроль знаний. «Героический период электротехники».
1/22 Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Графики волны. §26; упр. 12.
2/23 Интерференция и дифракция волн. Когерентные волны. Явление интерференции волн. Разность хода. Условия интерференционного минимума и максимума. Явление дифракции волн. §27.
3/24 Звук. Звук, ультразвук, инфразвук. Источники и приёмники звука. Громкость, высота и тембр звука. Акустический резонанс. Звук и здоровье человека. §28–30.
4/25 Электромагнитные волны. Гипотеза Максвелла. Электромагнитное поле. Скорость распространения электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. §31, 32; упр. 13.
5/26 Радиосвязь. Принцип радиосвязи. Блок-схема передающего и приёмного устройства. Применение радиоволн. Биологическое действие электромагнитных волн. Излучение и приём электромагнитных волн. Отражение и преломление электромагнитных волн. §33–35; «Самое важное в главе 4»; упр. 14.
6/27 КР № 2 КР по теме «Механические и электромагнитные колебания и волны» «Из истории развития средств связи» (с. 96–99).
1/28 Скорость света. Закон отражения света. Развитие представлений о природе света. Скорость света. Закон прямолинейного распространения света. Закон отражения света. Прямолинейное распространение и отражение света. §36, 37, 38 (до закона преломления света).
2/29 Закон преломления света. Закон преломления света. Относительный и абсолютный показатель преломления света. Полное отражение света. Предельный угол. преломление света. §38; упр. 15.
3/30 ЛР № 3 Лабораторная работа № 3 «Определение показателя преломления стекла» по описанию в учебнике. Повторить §38.
4/31 Линзы. Построение изображений в собирающей и рассеивающей линзах. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Оптические схемы лупы, проекционного аппарата, фотоаппарата и глаза человека. Дефекты зрения и их устранение. Оптические приборы. §39; упр. 16.
5/32 Дисперсия света. Виды спектров. Дисперсия. Спектр. Цвета тел. Спектроскоп. Спектры излучения и спектры поглощения. Закон Кирхгофа. Спектральный анализ. Получение спектра с помощью призмы. §40, 41.
6/33 ЛР № 4 Лабораторная работа № 4 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» по описанию в учебнике. Цвет в природе и живописи (приложение). По рабочей тетради.
7/34 Интерференция света. Явление интерференции света. Опыт Юнга. Опыт с бипризмой Френеля. Интерференция в тонких плёнках. Интерференция света. §42.
8/35 Дифракция света. Дифракция света на щели. Принцип Гюйгенса–Френеля. Дифракционная решётка. Условие возникновения максимумов дифракционных максимумов. Дифракция света. Получение спектра с помощью дифракционной решётки. §43.
9/36 ЛР № 5 ЛР № 5 «Наблюдение интерференции и дифракции света» по описанию в учебнике. Повторить §42–43.
10/37 ЛР № 6 Лабораторная работа № 6 «Определение длины световой волны» по описанию в учебнике. По рабочей тетради.
11/38 Поляризация света. Опыты по поляризации света и их объяснение. Естественный и поляризованный свет. Поляроиды. Поляризация света. §45.
12/39 Шкала электромагнитных излучений. Инфракрасное, ультрафиолетовое, рентгеновское излучения. Шкала электромагнитных излучений. Электродинамическая картина мира. §45–47; «Самое важное в главе 5».
13/40 КР № 3. КР по теме «Оптика» По рабочей тетради.
ФИЗИКА ХХ ВЕКА (19 часов)
1/41 Постулаты СТО. Постулаты СТО. Относительность одновременности событий, длины и промежутков времени. Релятивистский закон сложения скоростей. §48, 49.
2/42 Закон взаимосвязи массы и энергии. Закон взаимосвязи массы и энергии. Релятивистская и классическая механика. Принцип соответствия. §50, 51; «Из истории создания СТО».
1/43 Фотоэлектрический эффект. Явление фотоэффекта и его экспериментальное исследование. Законы фотоэффекта. Красная граница фотоэффекта. Фотоэффект. §52.
2/44 Теория фотоэффекта. Квант света. Энергия фотона. Постоянная Планка. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоэлементы. §53; упр. 18.
3/45 Фотон и его характеристики. Опыты Вавилова. Характеристики фотона. Двойственность свойств света. Давление света. §54–57; «Самое важное в главе 7».
4/46 Обобщение. Проверочная работа. Повторение и обобщение знаний по главе 7 «Фотоны». Контроль знаний. По рабочей тетради.
1/47 Планетарная модель атома. Модель атома Томсона. Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Линейчатые спектры излучения. §58, 59; упр. 20.
2/48 Люминесценция. Явление люминесценции. Виды люминесценции. Люминесцентный анализ. §60.
3/49 Лазер. Вынужденное излучение. Принцип действия рубинового лазера. Использование лазера. Лазер. §61.
4/50 Волновые свойства частиц. Гипотеза де Бройля и её экспериментальное подтверждение. Статистическое толкование волн де Бройля. Обобщение по главе 8. §61; «Самое важное в главе 8»; «Из истории создания квантовой механики».
1/51 Строение атомного ядра. Протонно-нейтронная модель ядра. Изотопы. Ядерные силы. Энергия связи. Дефект массы. Удельная энергия связи. §64, 65; упр. 23, 24.
2/52 Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучение. Радиоактивность. Смещения ядер при альфа- и бета-распаде. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. §66; упр. 25.
3/53 Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций. Эксперименты в ядерной физике. Счётчик Гейгера. Камера Вильсона. Счётчик ионизирующих частиц. §67, 68; упр. 26.
4/54 ЛР № 7 ЛР № 7 «Изучение треков заряженных частиц» по описанию в учебнике. Повторить §67, 68.
5/55 Деление ядер урана. Реакции деления тяжёлых ядер. Критическая масса. Ядерный реактор. §69.
6/56 Термоядерные реакции. Термоядерные реакции. Дозиметрия. Поглощенная доза излучения. Дозиметр. Действие радиации на человека. §70, 71.
7/57 Элементарные частицы. Элементарные частицы. Кварки. Античастицы. §72, 73.
8/58 Фундаментальные взаимодействия. Четыре вида фундаментальных взаимодействий. Переносчики взаимодействий. Истинно элементарные частицы. §74; «Самое важное в главе 9».
9/59 КР № 4 КР по теме «физика ХХ века» «Из истории открытия элементарных частиц».
строение вселенной (9 часов)
1/60 Солнечная система. Строение Солнечной системы. Законы движения планет. §75; упр. 28.
2/61 Солнце. Основные характеристики Солнца. Строение солнечной атмосферы. Солнечная активность. §76; упр. 29.
3/62 Звёзды. Основные характеристики звёзд и взаимосвязь между ними. Источник энергии Солнца и звёзд. §77; упр. 30.
4/63 Внутреннее строение Солнца и звёзд. Строение главной последовательности. Солнце, красные гиганты. Нейтронные звёзды, пульсары, чёрные дыры. §78; упр. 31.
5/64 Наша Галактика. Структура нашей Галактики. Туманности. §79; упр. 32.
6/65 Эволюция звёзд. Рождение, жизнь и смерть звёзд. §80; упр. 33.
7/66 Звёздные системы. Галактики. Активные галактики и квазары. Скопление галактик. Красное смещение в спектрах галактик и закон Хаббла. §81; упр. 34.
8/67 Современные взгляды на строение Вселенной. Развитие представлений о строении Вселенной. Расширяющаяся Вселенная. Возраст Вселенной. Модель «горячей» Вселенной. §82.
9/68 Обобщение. Проверочная работа. Повторение и обобщение по главе 10. Контроль знаний. «Самое важное в главе 10».
Резервное время – 2 часа.