Рабочая программа по математике УМК Начальная инновационная школа 1 класс


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Марий Эл «Лицей-интернат п.Ургакш Советского района»
УТВЕРЖДАЮ ____________
Директор лицея Х.Г.Газизова«____» _____________ 20__ год
Рабочая программапо математикедля 1 класса
Составитель: учитель начальных классов Виногорова Татьяна Васильевна
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Математика» для начального общего образования разработана на основе:
- Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- СанПиН 2.4.2.2821-10, зарегистрированных в Минюсте РФ 3.03.2011 № 19993,
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. На 2013/2014 учебный год, утвержденного Министерством образования и науки Р.Ф. от 19.12.12 № 1067,
- Примерной ООП НОО,
- ФГОС НОО Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. Приказов от 29 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357.;
- Основной образовательной программы ГБОУ РМЭ «Лицей- интернат п. Ургкакш»- Гейдман Б.П, Мишарина И.Э: авторская программа по математике М. ООО «Русское слово -учебник»,2013.
- Примерных программ по учебным предметам. Математика. М.: Просвещение,2011
Срок реализации рабочей учебной программы – один год
Количество часов на изучение программы- 132 ч
Количество часов в неделю - 4 ч.
Уровень обучения – базовый
Цели и задачи учебного предмета:
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие образного и логического мышления, воображения;
формирование универсальных учебных действий, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи обучения математики:
сформировать у учащихся умения выполнять арифметические действия на множестве натуральных чисел и применять полученные знания к решению текстовых задач, описывающих реальные ситуации окружающего мира;
познакомить учащихся с простейшими геометрическими фигурами и величинами;
приобщить учащихся к проведению несложных доказательств и логически корректных рассуждений;
развить у школьников навыки решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике.
Общая характеристика учебного предмета:
Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Учащиеся изучают четыре арифметических действия, овладевают алгоритмами устных и письменных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.
Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Примерная программа определяет также необходимый минимум практических работ.
Особенность данной рабочей программы состоит в том, что в процессе изучения данного курса математики осуществляется углублённое знакомство с математическим языком, формируются речевые умения и навыки: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т. д.), помогающие понять его смысл; ставят вопросы по ходу выполнения задания, выбирают доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения и др. Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.
Описание места учебного предмета в учебном плане:
В соответствии с Федеральным базовым планом для общеобразовательных учреждений на образовательную область «Математика» на первой ступени обучения выделено 540 часов, которые распределяются следующим образом :в 1 классе – 128 часов + 4 резервных часа (из расчета 4 часа в неделю), во 2 – 3 классах – по 132 часа, в 4 классе – 148 часов (из расчета 4 часа недельной нагрузки).
Основное содержание:
Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):
Сравнение предметов и групп предметов – 9 ч
Пространственные и временные представления – 4ч
Больше, меньше, столько же – 3ч
Числа 1,2. Цифры 1,2. Пара, оба, обе – 4ч
Прямая, отрезок – 1ч
Знаки сравнения, знаки действия, знак равенства – 2ч
Числа 1,2,3 – 8ч
Числа от 1 до 5 – 14ч
Числа от 1 до 9. Переместительный закон сложения – 35ч
Числа от 1 до 10 – 8ч
Сравнение выражений – 3ч
Увеличить на … Уменьшить на … - 3ч
Измерение отрезков – 4ч
На сколько больше? На сколько меньше? – 8ч
Счет десятками. Круглые числа. Дециметр – 5ч
Числа от 11 до 20. Сложение вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток – 14ч
Итоговое повторение – 7ч
Формы промежуточной и итоговой аттестации:
Аттестация по математике в 1 классе проводится в качественной (безотметочной) форме. Две контрольные работы (по полугодиям) носят характер предварительного контроля.
С целью выполнения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечения реализации основных содержательно-методических линии по математике базовой школы используется учебник УМК «Начальная инновационная школа» - Б.П.Гейдман «Математика. 1 класс», Русское слово, Москва, 2013.
Требования к уровню подготовки выпускников 1 класса
В результате изучения математики , ученики научатся:
считать предметы в пределах 20; читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;
находить значение числового выражения в 1 – 2 действия в пределах 10 (без скобок);
решать задачи в 1 действие, раскрывающее конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного;
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств;
читать, записывать и сравнивать числа в пределах двадцати;
записывать результат сравнения, используя знаки > (больше), < (меньше), = (равно).
строить заданный отрезок на клетчатой бумаге.
составлять таблицу сложения чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания;
называть последовательность чисел в натуральном ряду от 0 до 20 (с какого числа начинается это ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);
называть и обозначать действия сложения и вычитания;
составлять таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания;
называть компоненты и результаты каждого действия;
устанавливать связь между суммой и слагаемыми.
В результате изучения математики , ученики получат возможность научиться:
определять широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
называть компоненты сложения (слагаемые) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое);
названия единиц измерения длины (метр, километр), массы (килограмм), объемы (литр);
решать задачи в два действия по сформулированным вопросам;
вычислять значение числового выражения в 2-3 действия рациональными способами ( с помощью группировки слагаемых или вычитаемых, дополнения чисел до ближайшего круглого числа);
сравнивать значения числовых выражений.
  Планируемы результаты обучения:
ЛИЧНОСТНЫЕ:
целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);
уметь характеризоватьсобственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть успешно решены;
укреплять познавательный интерес к математике как науке;
развивать положительное отношение к урокам математики;
углублять представления о многообразии окружающего мира;
представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
иметь первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;
мотивов к творческой проектной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ
знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах;
уметь выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий;
способы нахождения величин, приемы решения задач, умение использовать приобретенные знания на практике;
умение решать задачи с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике
названия и последовательность чисел от 0 до 20;
названия и обозначения действий сложения и вычитания;
таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания.
считать предметы в пределах 20; читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;
находить значение числового выражения в 1 – 2 действия в пределах 10 (без скобок);
решать задачи в 1 действие, раскрывающее конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Коммуникативные:
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или объяснения);
принимать участие в диалоге;
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
принимать участие в работе парами и группами;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Регулятивные:
способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик;
строить алгоритм поиска необходимой информации;
принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные:
устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира;
определять логику решения практической и учебной задачи;
умение моделировать – решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи;
понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
Содержание программы
Сравнение предметов.
Пространственные и временные представления.
Простейшие геометрические фигуры: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник.
Прямая линия, отрезок.
Числа от 1 – до 5.
Знаки сравнения (<,>). Знаки действий (+, - ). Знак равенства (=). Слагаемые. Сумма.
Числа от 1 до 9. Переместительный закон сложения.
Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.
Таблица сложения.
Числа от 0 до 10.
Сравнение выражений.
Увеличить на … . Уменьшить … .
Измерение отрезков. Длина отрезка. Сантиметр.
На сколько больше? На сколько меньше?
Десяток. Счёт десятками. Круглые числа. Дециметр.
Числа от 11 до 20.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток.
Итоговое повторение.
Календарно-тематическое планирование
№ урока Тема урока Кол-во часов Дата проведения
Вводный урок. Первое сентября. 1 Чем похожи? Чем зазличаются? 1 Чем похожи? Чем зазличаются? 1 Большой, маленький 1 Толще, тоньше. Шире, уже. 1 Длиннее, короче 1 Выше, ниже 1 Какого цвета? 1 Квадрат, круг, прямоугольник, треугольник 1 Квадрат, круг, прямоугольник, треугольник 1 Пары и группы предметов 1 Пары и группы предметов 1 Вверху, внизу. Справа, слева 1 Между, на-под, над-под, по-под, за-перед1 Налево, направо. Сверху вниз. Снизу вверху 1 Раньше, позже 1 Больше, меньше, столько же 1 Больше, меньше, столько же 1 Больше, меньше, столько же 1 Проверочная работа. 1 Число 1. Цифра 1. 1 Число 1 1 Число 2. Цифра 2. 1 Пара. Оба. Обе. 1 Прямая. Отрезок. 1 Знаки сравнения <, > 1 Знаки действия +, -. Знак равенства = 1 Числа 1 и 2 1 Число 3. Цифра 3 1 Число 3 1 Число 3 1 Число 3. Треугольник 1 Числа 1, 2, 3 1 Числа 1, 2, 3 1 Числа 1, 2, 3. Проверочная работа. 1 Число 4. Цифра 4. 1 Число 4 1 Число 4. Четырёхугольник 1 Числа 1, 2, 3, 4 1 Числа 1, 2, 3, 4 1 Числа 1, 2, 3, 4 1 Числа 1, 2, 3, 4. Проверочная работа 1 Число 5. Цифра 5. 1 Число 5. 1 Число 5. 1 Числа 1, 2, 3, 4, 5. 1 Слагаемые. Сумма. 1 Слагаемые. Сумма 1 Числа 1, 2, 3, 4, 5 1 Число 6. Цифра 6. 1 Число 6. 1 Число 6 1 Число 6. Проверочная работа. 1 Числа от 1 до 6. 1 Числа от 1 до 6. 1 Числа от 1 до 6. 1 Число 7. Цифра 7. 1 Число 7. 1 Число 7. 1 Числа от 1 до 7. 1 Числа от 1 до 7. 1 Числа от 1 до 7. 1 Числа от 1 до 7. Контрольная работа № 1 1 Число 8. Цифра 8. 1 Число 8 1 Число 8. 1 Число 8. 1 Числа от 1 до 8. 1 Числа от 1 до 8. 1 Число 9. цифра 9. 1 Число 9. 1 Число 9. Проверочная работа 1 Числа от 1 до 9. 1 Числа от 1 до 9. 1 Числа от 1 до 9 1 Числа от 1 до 9 1 Числа от 1 до 9. Проверочная работа 1 Переместительный закон сложения 1 Переместительный закон сложения 1 Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. 1 Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. 1 Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность 1 Таблица сложения. 1 Таблица сложения. 1 Число 0. Цифра 0. 1 Числа от 0 до 9. 1 Числа от 0 до 9. Проверочная работа 1 Число 10. 1 Число 10. 1 Числа от 0 до 10. 1 Числа от 0 до 10. 1 Числа от 0 до 10. Проверочная работа 1 Сравнение выражений. 1 Сравнение выражений. 1 Сравнение выражений. 1 Увеличить на… Уменьшить на… 1 Увеличить на…Уменьшить на… 1 Числа от 0 до 10 1 Проверочная работа 1 Измерение отрезков. Длина отрезка. 1 Измерение отрезков. 1 Измерение отрезков 1 Измерение отрезков. 1 На сколько больше? На сколько меньше? 1 На сколько больше? На сколько меньше? 1 На сколько больше? На сколько меньше? 1 На сколько больше? На сколько меньше? 1 На сколько больше? На сколько меньше? 1 На сколько больше? На сколько меньше? 1 На сколько больше? На сколько меньше? 1 На сколько больше? На сколько меньше? 1 Контрольная работа № 2 1 Десяток. Счёт десятками 1 Круглые числа. 1 Круглые числа. 1 Дециметр. 1 Дециметр. 1 Числа от 11 до 20. 1 Числа от 11 до 20. 1 Числа от 11 до 20. 1 Числа от 11 до 20. 1 Числа от 11 до 20. 1 Сложение чисел в пределах 20 1 Сложение и вычитание чисел в пределах 20. 1 Сложение и вычитание чисел в пределах 20. 1 Сложение и вычитание чисел в пределах 20. 1 Сложение и вычитание чисел в пределах 20. 1 Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Проверочная работа 1 Сложение и вычитание чисел в пределах 20. 1 Сложение и вычитание чисел в пределах 20. 1 Итоговая проверочная работа 1 Резерв 1 График контрольных работ:
Четверть Номер и тема контрольной работы
Дата проведения
План Факт (корректировка)
2 Контрольная работа №1за полугодие
«Вычислительные навыки в пределах 7» 28.12.2016 3
Контрольная работа №2за год
«Вычислительные навыки в пределах 10 и решение простых задач» 23.04.20174 Комплексная итоговая работа в конце года 24.05.2017 Итого за год Приложение (контрольные работы, тесты, математические диктанты…)
Математические диктанты:
Сентябрь.
1. Нарисуйте четыре разноцветных воздушных шарика.
2. Нарисуйте столько синих кружков, сколько пальцев на правой руке.
3. Запишите все цифры, которые вы знаете.
4. Перерисуйте рисунки (рисунок1)
Октябрь
Нарисуй флажок так, чтобы он был расположен правее шарика. (рисунок 17)
Раскрась зелёным карандашом огурцы (рисунок 18). Дорисуй столько огурцов, чтобы их стало столько же, сколько слив.
Нарисуй столько пряников, сколько указано цифрой (рисунок 19).
4*. У Тани орехов больше 3 и меньше 5. Сколько орехов у Тони? Нарисуй эти орехи в рамке. (рисунок 20)
Ноябрь
Запишите четыре числа, каждое из которых меньше 6.
Напишите равенство:
В вазе 2 красные розы и столько же белых роз. Сколько роз в вазе?
3*. У жука 3 пары ног. Сколько всего ног у жука?
4*. Запиши самое маленькое число.
Декабрь
1. 5 плюс 2.
2. Сложите числа 6и 2.
3. Из 4 вычтите 2.
4. Запиши соседей числа пять.
5. Слагаемое 3, слагаемое 2. чему равна сумма?
6. 6 минус 1.
7. Запиши число, следующее за числом 5.
8. Запиши соседей числа 4.
9.Запиши числом, сколько в неделе дней.
10. Сравни: 2…4 5…5 5…3
Январь
Напишите число, которое при счёте следует после числа 4 , раньше числа 4.
К задуманному числу прибавили 1 и получили 7. Какое число задумали?
На наборном полотне выставлены карточки с цифрами: 1; 4; 2; 5; 7; 6; 3. Назови самое наименьшее число.
Какое число меньше 7 на 1? Увеличь 6 на 1. Из числа 5 вычтите число 1 .
Поставь две точки. Проведи прямую через эти точки .Какое число находится между числами 7 и 9?
Запиши только ответы: 5-1, 3+3, 6-1, 4+1
Вставь числа: 8=4+…,7=3+…
Февраль
1. Первое слагаемое 1, второе слагаемое 9. Найди сумму.
2. Уменьшите 8 на 6.
3. 3 плюс 1.
4. 7 минус 2.
5. Уменьшаемое 10, вычитаемое 2. Вычислите разность.
6. На сколько 1 меньше 9?
7. Вычислите разность чисел 8 и 5.
8. Первое слагаемое 5, второе слагаемое такое же. Найдите сумму.
9.У Маши 5 фиалок. Ей подарили ещё 3 фиалки. Сколько фиалок стало у Маши?
10 . Запишите самое маленькое двузначное число. Запишите самое большое однозначное число.
Март
1. 2 плюс 3.
2. Запишите, на сколько 9 больше 1.
3. Найдите сумму чисел 2 и 6.
4. Найдите разность чисел 9 и 7.
5. Вычтите 4 из 10.
6. У Вовы 5 марок, а у Юры 4 марки. Сколько марок у мальчиков?
7. У Вовы 5 марок, а у Юры 4 марки. У кого марок больше и на сколько?
8. Увеличьте 5 на 3.
9. Вычислите разность чисел 8 и 7.
10 .На сколько 9 больше 7?
Апрель
1. Найдите сумму чисел 8 и 4.
2. Найдите разность чисел 10 и 6.
3. Уменьшите на 7 число 14.
4. 13 минус 10.
5. Дополните 8 до 16.
6. Какое число надо вычесть из 16, чтобы получить 10?
7. Сколько единиц в числе 19?
8. На сколько 15 больше , чем 5?
9. На сколько 11 больше, чем 6?
10. Из 16 вычесть 0.
Май
1. Найдите разность чисел 10 и 4.
2. Уменьшите на 8 число 15.
3. 14 минус 10.
4. Дополните 7 до 14.
5. Какое число надо вычесть из 18, чтобы получить 10?
6. Сколько единиц в числе 17?
7. На сколько 16 больше, чем 6?
8. На сколько 11 больше, чем 4?
9. Из 19 вычесть 0.
10. Найти сумму чисел 8 и 5.
Контрольная работа №1
Вариант 1.
1. В деревне 5 каменных домов. Построили еще 3 дома. Сколько каменных домов стало в деревне?
2. Тетя Люся заготовила 8 банок с компотом. За зиму выпили 7 банок с компотом. Сколько банок с компотом осталось у тети Люси?
3. Сравните числа. Поставьте знаки ‹, ›, =.
1 … 8 2 … 1 6 … 6 4 … 7
6 … 7 5 … 2 6 … 4 2 … 8
4. Решите примеры.
1 + 6 7 – 2 3 + 5
6 + 2 8 – 2 7 – 3
5 + 1 6 + 1 7 – 1
8 – 6 7 + 1 8 – 7
Вариант 2.
1. Было 4 вентилятора. Купили еще 3 вентилятора. Сколько вентиляторов стало?
2. В пенале было 8 карандашей. Ваня взял 4 карандаша. Сколько карандашей осталось в пенале?
3. Сравните числа. Поставьте знаки ‹, ›, =.
4 … 6 3 … 3 6 … 7 3 … 5
4 … 8 8 … 7 1 … 7 4 … 3
4. Решите примеры.
6 + 2 7 – 2 4 + 4
7 + 1 8 – 3 6 + 1
3 + 5 6 – 1 7 – 4
2 +6 7 – 5 1 + 5
Контрольная работа №2.
Вариант №1.
1.Запиши пропущенные числа:
10, □, 8, □,□, 5.
2.Вычисли:
8-2 3+3 7-1
10-2 5+3 9-4
3.Заполни окошки такими числами, чтобы стали верными равенства:
7 = 6+ □ 5 = 3+ □ 6 = □-1
4. В теремке было 6 зверей. Прибежал волк и поселился с ними в теремке. Сколько зверей стало в теремке?
5*. Запиши пропущенные знаки действий + или – так, чтобы стало верным равенство:
4 ○ 2 ○ 2 =0
Вариант 2.
1.Запиши пропущенные числа:
9, 8, □,□, 5, □,3.
2.Вычисли:
9-1 4+3 8+2
10-3 7+2 9-3
3.Заполни окошки такими числами, чтобы стали верными равенства:
6 = 5+ □ 7 = 2+ □ 8 = □-1
4. На приём к доктору Айболиту пришли 5 зверей. Он уже принял 2 зверей. Сколько зверей осталось принять доктору Айболиту?
5*. Запиши пропущенные знаки действий + или – так, чтобы стало верным равенство: 6 ○ 3 ○ 3 =0
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Для реализации цели и задач обучения математике по данной программе используется УМК «Начальная инновационная школа» издательства «Русское слово».
Б.П.Гейдман, И.Э. Мишарина, Е.А.Зверева Математика: учебник для 1 класса общеобразовательных организаций М.: ООО «Русское слово - учебник»: Изд-во МЦНМО, 2012
Программа курса к учебникам Б.П. Гейдмана, И.Э. Мишариной, Е.А. Зверевой «Математика». 1-4 классы М.: ООО «Русское слово - учебник»,2012
Гейдман Б.П., Мишарина И.Э. Методические рекомендации по работе с комплектом учебников «Математика 1 класс» -М.:МЦНМО, 2012
http://schoolcollection.edu.ru/ - Единая коллекция Цифровых образовательных Ресурсов
http://www.uchporta l.ru/ Все для учителя начальных классов на «Учительском портале»: уроки, презентации, контроль, тесты, планирование, программы
http://schoolcollection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Отличная подборка для 1-11 классов.
http://nachalka.info/ Начальная школа. Очень красочные ЦОР по различным предметам начальной школы.http://www.openclass .ru/ - Открытый класс. Все ресурсы размещены по предметным областям.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения учителей
от «___»_________ 20__ №____.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР __________/_______________/
«___»_________ 20__