Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Китайский язык»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Китайский язык» разработана на основе:
программы общеобразовательных учреждений «Рабочие программы для общеобразовательных учреждений 5-9 классы – М.: Просвещение 2011 г.» под руководством В.Г. Апалькова, с учётом требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Министерства образования и науки РФ от 21.12.2006г;
дополнительной общеразвивающей образовательной программы ФГКОУ «Краснодарского ПКУ» на 2016 – 2021 гг.
Данная программа «Китайский язык» имеет социально-педагогическую направленность. Её реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развития личности воспитанника, обеспечить его эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации, обучить толерантному поведению, уважению и терпимости.
Новизна предлагаемой программы состоит в том, что она впервые разработана для воспитанников Краснодарского ПКУ, которые сами стремятся овладеть языком и познакомиться с культурой Китая. При этом воспитанники не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. В программе представлена структура как индивидуального, так и группового педагогического воздействия на формирование языковых и культурных навыков обучающихся, последовательность, сопровождающая систему практических занятий.
Актуальность программы, прежде всего, обусловлена решением Министра обороны о необходимости совершенствования языковой подготовки воспитанников образовательных учреждений общего и среднего (полного) образования Министерства обороны Российской Федерации.
Китайский язык — государственный язык КНР. В настоящее время он приобретает все большее международное значение. Овладение китайским языком необходимо для общения, ведения экономических и торговых связей с нашим южным соседом, что делает преподавание китайского языка, в школах и вузах реально востребованным. В связи с этим разработанная образовательная программа «Китайский язык» является педагогически целесообразной. Её актуальность не вызывает сомнения.

Цель программы:
Общая цель образовательной программы «Китайский язык»: содействие развитию социально активной, творческой, успешной личности в условиях приобретения иноязычной языковой компетенции.
Цель первого года обучения («Стартовый уровень»): содействие развитию у воспитанников коммуникативной компетенции через знакомство с природными, культурными, политическими и социальными особенностями Китая.
Цель второго года обучения («Базовый уровень»): создание условий для развития у воспитанников коммуникативной компетенции посредством углубленного изучения исторических и культурных вопросов Китая, погружения в реальные ситуации языковой среды.
Цель третьего года обучения («Продвинутый уровень»): создание условий для творческой самореализации обучающихся в культурной, социальной и политической среде страны изучаемого языка.
Задачи программы:
1.Познавательная задача: знакомство учащихся с культурой и языком Китая.
2.Образовательная задача: формирование языковых умений и навыков, приобретение первого опыта при решении коммуникативных задач.
3.Развивающая задача: развитие творческой активности, самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развитие внимания и памяти.
4.Воспитывающая задача: воспитание толерантности, способностей командной работы, формирование ответственности и коммуникативности.
Сроки реализации программы составляют три учебных года. Программа рассчитана для обучающихся 6-8 классов.
Формы работы фронтальная, групповая, индивидуально-групповая, парная. Формы проведения занятий: круглый стол, беседа, викторина, литературная гостиная, обсуждение видеофильмов, конкурс, защита проектов, игра-путешествие, ролевая игра, презентация, лекция, ярмарка идей, скетч, сценка, диалог.
Режим занятий: Количество занятий в год – 68 часов. Количество занятий в неделю – 2 часа.
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые образовательные (предметные) результаты освоения обучающимися содержания программы:
1 год обучения: воспитанники приобретут элементарную коммуникативную компетенцию, т. е. способность и готовность общаться с носителями языка с учетом их речевых возможностей и потребностей в разных формах: устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо);
2 год обучения: развитие коммуникативной компетенции, навыков письма и монологической/диалогической речи посредством углубленного изучения исторических, социальных и культурных вопросов, погружения в реальные ситуации языковой среды. Учащиеся увеличат запас иероглифов, отработают навыки построения предложений, письмо, смогут принять участие в диалоге на заданную тему, читать несложные учебные тексты;
3 год обучения: развитие коммуникативной компетенции, посредством творческой самореализации обучающихся в культурной, социальной и политической среде страны изучаемого языка (живопись, архитектура, музыкальное искусство, экскурсии по городам, особенности речевого этикета и поведения). Совершенствуется произношение, улучшаются навыки письма, отрабатывается произношение. Значительно увеличивается активный запас иероглифов.
Способы определения результативности деятельности успешного овладения воспитанниками содержания программы дополнительного образования предполагают диагностику с помощью следующих форм промежуточной аттестации:
входной контроль проводится с целью установления фактического уровня теоретических знаний, практических умений и навыков в начале обучения (стартовая диагностика);
текущий контроль проводится с целью установления уровня теоретических знаний по темам программы, практических умений и навыков в процессе обучения;
промежуточный контроль проводится с целью определения степени усвоения обучающимися программы в рамках учебного года и выполняет функции итогового контроля, т.к. каждый учебный год является законченным курсом по тематическому содержанию;
годовая итоговая аттестация проводится по окончанию обучения воспитанниками дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Китайский язык» с целью определения уровня оценки результативности освоения воспитанниками знаний, умений и навыков и соответствие прогнозируемым (ожидаемым) результатам программы.
Формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования «Китайский язык»:
входной контроль – выполнение диагностических заданий (диагностика знаний воспитанников) с учётом специфики курса;
текущий контроль:
1-й год обучения (6 класс): устные сообщения, контролирующие навыки, полученные в результате изучения тем;
2-й год обучения (7 класс): подготовка устного творческого проекта, защита проектов, контролирующие навыки, полученные в результате изучения тем;
3-й год обучения (8 класс): презентация творческих работ, защита рефератов, защита проектов;
- промежуточная (итоговая) аттестация: самостоятельные работы репродуктивного /творческого характера, защита творческих работ, проектов, викторины.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
- высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 100 – 80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;
- средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 70 – 50%; сочетает специальную терминологию с бытовой;
- низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; воспитанник, как правило, избегает употреблять специальные термины.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
- высокий уровень – обучающийся овладел на 100 – 80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;
- средний уровень – у обучающегося объём усвоенных умений и навыков составляет 70 – 50%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;
- низкий уровень – кадет овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков; обучающийся испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; воспитанник в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.
Для определения результативности используются проверочные задания, которые помогают оценить теоретическую и практическую подготовки. Для реализации данной проверки были разработаны следующие критерии оценки:
Решение коммуникативных задач
- Задание выполнено полностью: даны полные ответы на заданные вопросы. Правильно выбрана завершающая фраза.- (3балла)
- Задание выполнено: на один из вопросов дан не полный ответ. Есть нарушения в выборе стиля ответа.- (2 балла)
- Задание выполнено частично: на один из вопросов не дан ответ или два ответа даны не полностью. Есть нарушения в выборе стиля ответа. – (1 балл)
- Задание не выполнено: нет полных ответов на поставленные вопросы. Ответ не соответствует требуемому объему. (0 баллов)
Организация текста:
- Задание выполнено: текст логически выстроен, правильно использованы языковые средства для логической связи. – (2 балла)
- Задание выполнено частично: текст в основном логично выстроен, но имеются недостатки при использовании средства логической связи- (1 балл)
- Задание не выполнено: текст выстроен не логично. (0 баллов)
Иероглифика:
- Задание выполнено: ошибок в написании иероглифов нет или практически нет (1-2 неточности) – (2 балла)
- Задание выполнено частично: допущены ошибки в написании иероглифов, не более 3. – (1 балл)
- Задание не выполнено: допущены многочисленные ошибки в написании иероглифов или иероглифы частично отсутствуют. (0 баллов)
Грамматика:
- Задание выполнено: правильно использованы данные грамматические конструкции. (2 балла)
- Задание выполнено частично: допущены не значительные нарушения в использовании грамматических конструкций, не более 1-2. – (1 балл)
- Задание не выполнено: грамматические конструкции использованы не правильно или допущены нарушения в 3 и более конструкциях. - (0 баллов)
Аудирование:
- Задание выполнено: главная мысль выделена правильно, даны правильные ответы на вопросы или выбраны /опровергнуты утверждения.- (2 балла)
- Задание выполнено частично: главная мысль выделена правильно, но допущены не значительные нарушения в выборе ответов или утверждений, не более 1-2. –(1 балл)
- Задание не выполнено: главная мысль выделена не правильно, допущены ошибки при выборе ответов и утверждений.- (0 баллов)

Учебно-тематический план
Первый год дополнительного образования (6 класс)
№ п/п Название раздела, темыКоличество часовФормы аттестации/
контроляВсегоТеорияПрактикаПервый год дополнительного образования (6 класс)
«Знакомство с Китаем» 3 1 2 Устное сообщение, викторина«Приветствие» 4 2 2 «Знакомство» 3 1 2 «Тональность китайского языка». 3 1 2 «Транскрипция» 5 2 3 « Как дела?» 6 3 3 «Как ваша фамилия?» 6 3 3 «Я-ученик.» 6 3 3 «Кто это?» 6 3 3 «Это книга.» 6 3 3 Конкурс«Я люблю весну» 6 3 3 «У меня есть кисточка» 6 3 3 «Сколько тебе лет?» 6 3 3 «Проверь себя» 6 3 3 Итого: 68 32 36 68
Второй год дополнительного образования (7 класс)

п/п Изучаемые темы Кол-во часов Формы аттеста-ции/
контроля
всего из них часов теоретической части из них часов практической части 1 Основы фонетики и иероглифики. Введение в каллиграфию. Общие сведения о Китае. 26 17 9 Викторина
2 Приветствие и знакомство 10 6 4 3 Семья 12 8 4 4 Время 9 6 4 5 Моя жизнь 5 3 2 6 Транспорт. 6 4 2 Защита проекта
Итого 68 60 7 Третий год дополнительного образования (8 класс)

п/п Изучаемые темы Кол-во часов Формы аттеста-ции/
контроля
всего из них часов теоретической части из них часов практической части 1 Повторение 2 1 1 2 Стартовая диагностика знаний 2 1 1 3 Одежда 8 5 3 4 Цвет 5 4 1 5 Человек и его внешность. 10 8 2 Конкурс
6 Погода и времена года
7 5 2 7 Здоровье
7 4 3 8 Школа
10 8 2 9 Свободное время 7 5 2 10 В магазине 7 5 2 11 Повторение пройденного материала 3 2 1 Защита проекта
Итого 68 47 21 Содержание изучаемого курса
«Стартовый уровень» - 1-й год обучения – 6 курс
Раздел №1 Знакомство с Китаем (3часа)
Введение в китайский язык. Диалог учеников: «Почему ты хочешь изучать китайский язык?». Разучивание приветствия на слух.
Раздел №2 Приветствие (4 часа)
Развитие умений понимания разговорной речи. Обучение первым навыкам аудирования. ИКТ: аудиозапись диалога: «Здравствуйте». Разучивание личных местоимений единственного числа учениками в процессе приветствия учителя и друг друга. Множественное число личных местоимений. ИКТ аудиозапись+видеоролик: «Приветствие».
Раздел №3 Знакомство (3 часа)
Введение новой лексики по теме: «Как тебя зовут?» Активизация лексики в диалоге .ИКТ: аудиозапись с вопросами и ответами о знакомстве. Обобщение и тренировка выученного материала. Сценка: «Знакомство»
Раздел №4: Тональность китайского языка (3 часа)
Разучивание основ произношения тонов китайского языка. ИКТ: аудиозапись: «Камень, ножницы, бумага». Правила обозначения тональности в записи транскрипции иероглифов. Обучение навыкам различия тонов. Тренировка полученных знаний по теме: «Тональность»
Раздел №5 Транскрипция (5 часов)
Латинский алфавит как основа pinyin. ИКТ: аудиозапись латинского алфавита. Отработка лексики по теме: «Как тебя зовут?», тренировка тональности. Обучение аудированию. ИКТ :аудиозапись к уроку.
Раздел №6 Как дела?(你好吗?) (6 часов)
Новая лексика в сочетании с пройденной. Активизация её в диалоге. ИКТ: аудиозапись к уроку . Введение грамматической структуры: « Притяжательные местоимения». Активизация навыков речи: инсценировка учениками диалога: «Ты занят ?» Лёгкий тон в китайском языке на примере счёта от 1до 10. Знакомство с китайской культурой: ИКТ: аудиозапись скороговорки и детских народных песен на китайском языке.
Раздел №7 Как Ваша фамилия (6 часов)
Активизация лексики по теме: «Как ваша фамилия?» Введение грамматической структуры с использованием наречия 都: « 他们都很好.» Развитие навыков тонального чтения. ИКТ: аудиозапись диалога: «Как дела у старшей сестры?» Знакомство с китайской культурой: «Имя сквозь традиции. Великие китайцы» (Экскурс в историю) Отработка навыков чтения. Слогораздел « W». Слоги типа: Wo, wu ,wei
Раздел №8: Я ученик (6 часов)
Активизация лексики по теме : « 我是学生.» Введение грамматической структуры с глагольной связкой « 是» ; «也» Отработка пройденного материала – словарный диктант.
Обучение чтению – отработка тональности. Активизация пройденного – развитие навыков работы в группе (работа с пособиями). Обучение навыкам монологической речи – описание картинки. Обучение письму. Первые навыки каллиграфии. Основные правила написания иероглифа. Знакомство с китайской культурой. ИКТ: аудиозапись текста : «Почему выдра ест рыбу?»
Раздел №9 Кто это? (6 часов)
Введение новой лексики по теме: «他是誰 ?» Введение грамматической структуры: образование простого вопроса – частица «吗» и конструкция 是不是». Наречие «也+ ».
Специальный вопрос: «Кто?» Обучение аудированию. Икт: аудиозапись текст: «Ли Хуа».
Введение новой лексики: «Числительные второго десятка» Отработка произношения переднего и носового: «Н». Знакомство с китайской культурой: «Бычьи глаза и гусиные глаза».
Раздел №10 Это книга (6 часов)
Развитие умений понимания обращённой речи. ИКТ: аудиозапись к уроку: «Разговор Миши и Ван Пэй Юань». Введение грамматической структуры : «Указательные местоимения «这» и «那» и их вопросы. Отработка техники чтения .ИКТ: аудиозапись : «Вань Пэй Юань изучает китайский язык.» Активизация новой лексики в пройденных грамматических конструкциях. Обучение письму Простые и сложные черты. Правила написания иероглифов: «口,五,山,子,字,王». Знакомство с китайской культурой : сказка- притча «Лев расширяет кругозор».
Раздел №11 Я люблю весну (6 часов)
Введение новой лексики о погоде. Грамматическая структура: «Прилагательное- сказуемое.» Тренировка навыков диалогической речи. Активизация пройденного материала.
Обучение чтению. ИКТ: аудиозапись текста о погоде . Введение новой лексики: «Числительные от 20-100.»Отработка техники чтения с гласной «ü». Обучение письму .Простые и сложные черты-правила написания иероглифов: «又,水,汉,言,語.Понятие о ключах. Знакомство с китайской культурой – сказка: «Хурма и сосна.» Раздел №12: У меня есть кисточка (6 часов)
Введение новой грамматической структуры «有» и его отрицательная форма. Активизация навыков диалоговой речи. Отработка пройденной лексики. Обучение аудированию ИКТ: Аудиозапись диалог к уроку: «У меня есть младший брат, а у тебя?» Введение новой лексики фрукты. Отработка ее в сочетании с глаголом «иметь». Отработка новой грамматической структуры в общем и специальном вопросе: «什么? 谁?» Закрепление знаний о структуре предложения в китайском языке. Систематизация знаний о глаголе иметь и сочетание его с вопросительным союзом: «还是». Обучение письму. Черты и иероглифы : «月,们,门,四,吗,吗.»Знакомство с китайской культурой : сказка «Длинноносый брат».
Раздел №13 Сколько тебе лет (6 часов)
Введение новой лексики: дни недели; «вчера, сегодня, завтра». Введение грамматической конструкции: "你 多 大?,你 几 岁?" Обучение чтению .ИКТ :аудиозапись к уроку –текст "Мой друг Ван Лань." Отработка тональности в произношении многосложных слов и в обозначениях цветовой гаммы. Икт: Аудиозапись фонетических упражнений к уроку .Обучение письму. Простые и сложные черты в иероглифах: 小,七,日,天,我,好. Знакомство с китайской культурой – сказка «Осёл и тигр».
Раздел №14 Проверь себя (2 часа)
Повторение пройденного материала. Закрепление знаний о тональности в китайском языке. Итоговое занятие. Защита проектов.

«Базовый уровень» - 2-й год обучения – 7 курс
Раздел №1 Основы фонетики и иероглифики. (26 часов)
Тоновая система. Звуки и слоги китайского языка. Удвоение слога. Лёгкий тон. Эризация. Типы черт. Правила написания иероглифов. Числа. Таблица ключей. вопрос 几月几号? Знакомство с географией, историей, культурой страны.
Раздел №2 Приветствие и знакомство (10 часов)
Лексика по темам «Приветствие и знаком-ство». Географические названия. Отрицание 不. Вопросительные слова и частицы. Струк-тура простого предложения. Употребление служебных слов 的、了. Дружба Китая и России.
Раздел №3 Семья (12 часов)
Лексика по теме «Семья». Вопросительные предложения с вопросительными словами. Употребление счётных слов 口,个. Наречие 都. Указательные местоимения. Личные место-имения множественного числа. Отрицания 没 и 不. Традиции китайской семьи.
Раздел №4 Время (9 часов)
Лексика по теме «Время». Обстоятельства времени. Порядок слов в китайском предло-жении. (Структура предложения.) Наречия 平常、每. Китайский календарь.
Раздел №5 Моя жизнь (5 часов)
Лексика по теме «Моя жизнь». Порядок слов в простом предложении. Предложные кон-струкции. Общий вопрос с утвердительно-отрицательной формой сказуемого. Знаком-ство с армией КНР, боевыми искусствами и оружием.
Раздел №6 Транспорт (6 часов)
Лексика по теме «Транспорт». Порядок слов в китайском предложении. Обстоятельство об-раза действия. Употребление наречий 有时候、一般、都. Путешествие по Китаю. Итоговое занятие. Защита проектов.
«Продвинутый уровень» - 3-й год обучения – 8 курс
Раздел №1 Повторение (2часа)
Тоновая система. Звуки и слоги китайского языка. Удвоение слога. Лёгкий тон. Эризация. Типы черт. Правила написания иероглифов. Числа. Таблица ключей. Вопрос 几月几号?
Раздел №2 Стартовая диагностика знаний (2 часа)
Тоновая система. Звуки и слоги китайского языка. Удвоение слога. Лёгкий тон. Эризация. Типы черт. Правила написания иероглифов. Числа. Таблица ключей. вопрос 几月几号?
Раздел №3 Одежда (8 часов)
Лексика по теме «Одежда». Порядок слов в простом предложении. Вопросительные предложения с вопросительными словами.
Раздел №4 Цвет (5 часов)
Лексика по теме «Цвет».
Вопросительные предложения с вопросительными словами.
Раздел №5 Человек и его внешность. (10 часов)
Лексика по теме «Человек и его внешность».
Вопросительные предложения с вопросительными словами.
Раздел №6 Погода и времена года (7 часов)
Лексика по теме «Человек и его внешность». Отрицание 不. Вопросительные слова и частицы. Структура простого предложения. Употребление служебных слов 的、了Раздел №7 Здоровье (7 часов)
Лексика по теме «Здоровье». Вопросительные предложения с вопросительными словами.
Употребление счётных слов 口,个. Наречие 都. Указательные местоимения. Личные местоимения множественного числа. Отрицания 没 и 不.
Раздел №8 Школа (10 часов)
Лексика по теме «Школа». Порядок слов в простом предложении. Предложные конструкции. Общий вопрос с утвердительно-отрицательной формой сказуемого.
Раздел №9 Свободное время (7 часов)
Лексика по теме «Свободное время». Порядок слов в китайском предложении. Обстоятельство образа действия. Употребление наречий 有时候、一般都Раздел №10 В магазине (7 часов)
Лексика по теме «В магазине». Порядок слов в китайском предложении. Обстоятельство образа действия. Употребление наречий 有时候、一般、都Раздел №11 Повторение пройденного материала (3 часа)
Лексика по пройденным темам, обобщение всей пройденной грамматики.
Защита проекта
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу изучения программы «Китайский язык» воспитанники должны обладать следующими знаниями, умениями, навыками:
– уметь предоставить требуемую информацию (устно или письменно), объясниться с собеседником по вопросам входящим в круг повседневного общения;
– подготовить рассказ – сообщение о географических и природных условиях Китая, ее истории, вкладе в мировую культуру;
– читать и понимать различные тексты (художественные, журнальные, газетные, информационные), написанные носителями китайского языка;
– понимать речь в разнообразных ситуациях повседневного общения, отреагировать на вопросы при помощи адекватной реплики, жеста, мимики.
Учебно-методическое оборудование и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Основные формы занятий
Теоретическая часть занятий: лекции, презентации, просмотр видеозаписей;
Практическая часть занятий: лексические упражнения, индивидуальная практическая работа; участие в соревнованиях; защита индивидуального проектаПриемы и методы организации занятий.
Эмоциональные методы: поощрение, порицание, создание ситуации успеха
Познавательные: игры, учебные дискуссии
Социальные методы: создание ситуации взаимопомощи, взаимопроверкаПрактические: упражнение, тренинг, игра, наблюдение
Словесные: лекция, рассказ, беседа
Дидактический материал: 1. Прописи по каллиграфии, раздаточный материал.
2. АРМ учителя (компьютер, проектор)
Форма подведения итогов:
Защита индивидуального проектаСписок рекомендуемой учебно-методической литературы:
При обучении широко используются тематические тексты, поэтические подборки, прозаические отрывки и отечественные лингвострановедческие материалы. При приведении всех видов занятий используется обильный раздаточный материал (карточки с заданиями, проверочные и творческие работы, варианты вопросов для устных ответов и обсуждений, командные и соревновательные задания). На уроках обучаемые постоянно получают размноженные репродукции, фотографии, планы, схемы, карты. Проверочные работы проводятся как в традиционной форме (вопрос – ответ, действие по образцу, решение, творческое задание), так и в игровой, соревновательной форме (командная работа, работа парами, конкурс). На занятиях широко используются технические средства обучения: аудио- и видеотехника, компьютеры (просмотр видеофильмов, прослушивание музыки и песен, работа с обучающими и информационными компьютерными программами).
Используемые средства обучения
Компьютер, интерактивная доска, проектор, цифровые образовательные ресурсы, раздаточный дидактический материал.
1. Учебники
- Грамматика китайского языка, В.И. Горелов. Издательство Просвещение 2001 г.
- «Китайский язык» (1-й год обучения). – Ван Луся, Дёмчева Н.В., Селивёрстова О.В. М:. Астрель, 2012 г.
- Китайский язык. 1 год обучения. Ван Луся, Дёмчева Н.В., Селивёрстова О.В. Аудиопособие ю - М:. Астрель, 2012 г.
- Китайский язык. 1 год обучения. Рабочая тетрадь. - Ван Луся, Дёмчева Н.В., Селивёрстова О.В.М:. Астрель, 2012 г.
- Китайский язык. 1 год обучения. Прописи . Ван Луся, Дёмчева Н.В., Селивёрстова О.В. - М:. Астрель, 2012 г.
- Учебник китайского языка «Практический курс китайского языка» т.1, саудиоприложением, под редакцией А.Ф. Кондрашевского, Издательство
«Восточная книга», 2011 год.
- Повседневный разговорный китайский язык. Серия «Школа иностранных языков Ильи Франка». Аудиоприложение 1 CD. – М., 2005
- Пособие по иероглифике учебника «Практический курс китайского языка» т. 1, 1 и 2 –я части.
- «Учитесь у меня китайскому» (начальный этап)- Чэнь Фу, Чжу Чжипин. «Ханьбань», 2009.
- «Учитесь у меня китайскому языку». Иероглифические карточки. Чэнь Фу, Чжу Чжипин. «Ханьбань», 2009.
- «Учитесь у меня китайскому языку». Рабочая тетрадь. Чэнь Фу, Чжу Чжипин. «Ханьбань», 2009.
- Сборник тренировочных упражнений, контрольных заданий и тестов по базовому курсу китайского языка. Кочергин И.В. и др. 2-е изд., исп. И доп. – 2005.
- Хрестоматия для чтения на китайском языке. Кочергин И.В. 2-е изд., исп. и доп. – М., 2004.
- Семенас А. Л., Лексика китайского языка. - М., 2000.
- Стародубцева Н.С. и др. Китайский язык в диалогах. Учебное пособие. Аудиоприложение 1 а\к. – М., 2004.
- «Китайская каллиграфия» Соколов Владимир Вячеславович. Год издания: 2007 Издательство: Харвест.
- «Китайская каллиграфия - это просто!»- (Chinese Calligraphy Made Easy)
Ребекка Ю. Год выпуска 2010.
- Рюнин Ю.В. Прописи по китайскому иероглифическому письму. 1-й этап обучения- Издатель/Изготовитель: Восточная книга – 2014г.
- Го Можо. Сочинения. - М., 1990.
- Китайские народные сказки. Перевод с китайского языка. Б. Рифтина. – М.,1972.
- Кочергин И.В. Москва – Санкт-Петербург: история и современность. Пособие для изучающих китайский язык. – М., 1999.
- Китайские сказки-чэн’юуи (Zhongguo chengyu gushi). - Чжэцзян, 1992.
- Кравцова М.Е. Поэзия Древнего Китая. - С.-Пб., 1994.
- Литература и искусство КНР 1976-1985 гг. - М., 1989.
- Малявин В. Конфуций. - М., 1992.
- Мифы народов мира в 2-х томах. Раздел «Китайская мифология».
- Немировский А.Н. Мифы и легенды древнего Востока. - М., 1994.
- Переломов Л.С. Слово Конфуция. - М., 1992.
- Семанов В.И. и др. Мост над рекой времени. - М., 1989.
- Семанов В.И. Лу Синь и его предшественники. - М., 1967.
- Юань Кэ. Мифы древнего Китая. - М., 1985.
- Демина Н.А. Чжу Канцзи. Учебник китайского языка. Страноведение Китая. – М., 1998. 5. Кравцова М. Е. История культуры Китая. – Санкт-Петербург, 1999.
- Малявин В. В. Китайская цивилизация. – М., 2000.
- Страноведение Китая. Учебная хрестоматия/ Сост. И. В. Кочергин, В. Ф.
Щичко. – М., 1999
- Сычев Л.П., Сычев В.Л. Китайский костюм. Символика. История. Трактовка в литературе и искусстве. М., 1975
2. Методические пособия
- «Начальный курс китайского языка» Т. П. Задоенко, Хуан Шуин издательство «Восточная книга» 2011 год.
- Маслыко Е.А., Бабинская П.К. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Высшая школа, 9-е издание Год 2004
3. Интернет-ресурсы
Свободная общедоступная мультиязычная универсальная
интернет-энциклопедия http://baike.baidu.com/
Справочная литература
-Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования -http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588-БКРС http://bkrs.info/-http://studychinese.ru/-Confucius.dvfu.ru-Онлайн рабочие листы с заданиями Ханьбань для изучающих китайский
Язык http://www.schubertverlag.de/aufgaben/uebungen_a1/a1_uebungen_index.htm- Материалы по страноведению http://www.hueber.de/seite/landeskunde_dafМетодические ресурсы
Государственный медиа-ресурс по обучению китайскому языку http://my.chinese.cn/
Профессиональная периодика (сайты периодических изданий)
Объединение педагогических изданий «1 сентября» http://www.1september.ru/