Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа Русский язык. Теория и практика


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Аскизский районный центр дополнительного образования
Принята на заседании Утверждаю:
методического (педагогического) совета Директор МБУ ДО АРЦДО
от «____» ___________ 201___ г. _____________ В.А.ИнкижековаПротокол № ______ приказ № _____
от «____» __________ 201___ г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Русский язык. Теория и практика».
Возраст учащихся: 13 - 18 лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель:
Сизько Валентина Михайловна,
педагог дополнительного образования
Вершина Теи 2016
Пояснительная записка
Направленность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Русский язык. Теория и практика» имеет социально-педагогическую направленность, ее содержание направлено на социальную адаптацию учащихся к взаимодействию с различными социальными институтами, созданиеусловий для развития коммуникативной,социально успешной личности, расширение«социальной практики», воспитание социальной компетентности (сфера деятельности«человек-общество», «человек-человек»).
Актуальность программы
Актуальность разработки программы обусловлена необходимостью адаптации
учащихся к реальным условиям учебы, жизни и работы в современном глобализированном мире с одной стороны и наличием современных технологий с другой. Программа отражает современные тенденции и требования к изучению и практическому владению языком в повседневном общении и направлена на повышение общей и коммуникативной культуры учащихся, совершенствование коммуникативных умений и навыков
Знание русского языка в современном обществе является неотъемлемой частью личной и профессиональной жизни человека и средством включения в мировое социокультурное пространство. Именно поэтому педагогически целесообразно создание оптимальных условий для формирования и повышения мотивации к изучению русского языка через использование активных, традиционных и нетрадиционных методов и форм обучения.
Новизна программы заключается в реализации поливариантного подхода к организации образовательного процесса, использовании системы взаимосвязанных занятий, выстроенных в логической последовательности и направленных на активизацию познавательной сферы учащихся посредством применения разнообразных педагогических технологий и форм работы, интегрирующих разные виды деятельности на основе единой темы. Преимущество предлагаемой программы заключается в том, что при обучении основное внимание уделяется выработке умений и навыков применения орфографических и пунктуационных правил, всех видов анализа и составления текста
Отличительные особенности программы
Основным принципом является добровольный характер обучения; при разработке программы за основу взяты такие методы, как мотивация и стимулирование интереса детей к предмету изучения и самому процессу обучения. Курс имеет практическую направленность и может иметь особое значение для детей, испытывающих трудности в освоении норм русского языка, а также для преодоления психологических барьеров в обучении. Прежде всего, это систематическое повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении разных тестов и творческих заданий. Все задания группируются определённым образом, что способствует освоению приёмов работы с тестами. Программа предусматривает не только повторение пройденных разделов лингвистики, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий и выполнению творческих работ.
При максимальном расширении содержания и форм практической деятельности учащихся, создаются условия для самостоятельной продуктивной работы, в которой проявляются творческие способности ребенка.

Адресат программы
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся 13-18 лет.
Краткая характеристика учащихся 1 группы (13-14 лет). Основное место обучения МБОУ Вершинотейская СОШ. Учащиеся имеют средний уровень знаний, большая часть имеет хорошую память, развитую речь. Наблюдается большой познавательный потенциал и высокий уровень самообразовательной активности. На занятиях проявляют интерес к учебной деятельности, практически всегда подготовлены, могут высказывать собственное мнение на поставленные вопросы, используют дополнительную литературу. Обладают способностью анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Сообразительны, могут проявлять творчество в умственной деятельности. Владеют навыками самостоятельного труда.
Отношения между членами коллектива устанавливаются при непосредственном контакте, взаимодействии, общении и не зависят от ценностей групповой деятельности. Имеют место быть проявления взаимовыручки и взаимопомощи между учащимися.
Краткая характеристика учащихся 2 группы (15-16 лет). Основное место обучения МБОУ Вершинотейская СОШ. Познавательный потенциал и познавательная активность у учащихся средние. У большинства учащихся устойчивое внимание, хорошая зрительная и слуховая память. Но есть учащиеся и с плохой памятью, не владеющие способами запоминания. Группа работоспособная, но не все учащиеся обладают навыками самостоятельного умственного труда, есть учащиеся с высоким уровнем общих и специальных способностей, мыслящих нестандартно.
Дети довольно открытые, работоспособные. В целом учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные. Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу. Дети умеют оценивать и деятельность своих товарищей.
Краткая характеристика учащихся 3 группы (17-18 лет). Основное место обучения МБОУ Вершинотейская СОШ. Они обладают устойчивым вниманием, а при необходимости умеют быстро переключаться, хорошо развиты умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать логические связи Учащиеся этой группы работоспособные, целеустремлённые, умеют отстаивать свою точку зрения; могут переносить знания с одних явлений на другие, готовы выполнять творческие задания и задания исследовательского характера. Они самоконтролируемы и способны адекватно оценить себя. Приобретение знаний для них субъективно необходимо, важно для настоящего и подготовки к будущему.
Планируемые результаты
В конце 1-го года обучения учащиеся будут
- знать определения основных языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
- находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами.
- уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с выражением собственных суждений о прочитанном в устной и письменной формах;
- самостоятельно организовывать учебную деятельность, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанно определять сферы своих интересов и возможностей.
В конце 2-го года обучения учащиеся
должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
должны овладеть следующими умениями и навыками:
составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
соблюдать все основные нормы литературного языка;
определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи;
писать сочинения публицистического характера;
совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте;
свободно и грамотно говорить на заданные темы;
соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.
В конце 3-го года обучения учащиеся
- должны знать:
выразительные возможности и стилистические ресурсы русского языка;
закономерности построения текста;
нормы современного русского литературного языка;
требования к письменной речи;
алгоритм постановки знаков препинания в ПП и СП.
- должны уметь:
создавать письменные тексты типа эссе и сочинений- рассуждений;
использовать лексическую и грамматическую синонимию;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного языка;
проводить комплексный анализ текстов.
Цели и задачи, решаемые при реализации программы
1) познавательные (ознакомление с трудными вопросами русского языка, развитие логического мышления);
2) социокультурные (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).Нормативно-правовые документы программы
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Русский язык. Теория и практика » составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4. 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06 – 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Концепция дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 27.11.2013 г. № 30468;
- Закон Республики Хакасия от 05.07.2013 N 60-ЗРХ "Об образовании в Республике Хакасия" (принят ВС РХ 26.06.2013);
- Постановление администрации Аскизского района РХ от 27.03.2014 г. №412-п «Об организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных организациях на территории муниципального образования Аскизский район»;
- Устав МБУ ДО АРЦДО;
- Локальные акты МБУ ДО АРЦДО
Объем и срок освоения программы
Объем программы – 432 ч.
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Объем и срок обучения определяется содержанием программы и планируемыми результатами.
Ведущие формы и методы, технологии обучения
Программой предусмотрены следующие формы организации деятельности учащихся: индивидуальная (индивидуально - групповая),групповая (работа в группе),
фронтальная (работа по подгруппам).
Содержание программы предполагает виды занятий: семинар, беседа, лекция, викторина, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие, творческая мастерская, дискуссия, тренинг, занятие-игра, презентация, зачет, КВН, консультация, конференция.Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части. Если в содержании занятия большее количество времени занимает теоретическая часть, то формы проведения занятий следующие: лекция, семинар, олимпиада; если практическая часть, то предусмотрены следующие формы проведения занятий: практическая работа, тестовая работа, практикум, конкурс, творческая работа, зачет.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские.
Технологии обучения: игровые технологии, дифференцированное обучение, технология модульного обучения, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Особенности организации образовательного процесса
Условия набора: принимаются все желающие. Группы формируются с учетом возраста учащихся: 13-14, 15-16, 17-18 лет Прием осуществляется в заявительном порядке с учетом возраста и желания учащихся.
Для зачисления в группу 1-го года обучения учащиеся проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности.
Состав групп
Состав групп постоянный, численность учащихся в группах от 10 до 20 человек. Занятия могут проводиться также в группах временного пребывания по темам, востребованным учащимися.
Режим занятий
Занятия для учащихся проводятся из расчета 1 академический час - 45 минут. При проведении 2-х часовых занятий обязательны перемены, продолжительностью 10 минут, физкультминутки, динамические паузы.
1 год обучения — 144 часа (72 занятия в год): занятий в неделю - 2, часов в неделю - 4;
2 год обучения — 144 часа (72 занятия в год); занятий в неделю - 2, часов в неделю - 4;
3 год обучения — 144 часа (72 занятия в год): занятий в неделю - 2, часов в неделю – 4.
Дополнительно в неделю отводится по 2 часа на индивидуальные занятия в каждой группе.
Цель и задачи программы
Цель:
Совершенствование и углубление практических знаний, умений, навыков учащихся по русскому языку
Задачи
Образовательные:
- обобщить и углубить знания по разделам языкознания,
- обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их использования;
- повысить уровень грамотности учащихся.
Развивающие:
- совершенствовать навыки анализа текстов различных стилей;
- развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный словарь;
- совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней;
- совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре.
Воспитательные:
- прививать любовь и уважение к русскому языку, стремление к самостоятельной работе по приобретению знаний и навыков.
Содержание программы
Учебный план 1-ого года обучения
№п/п Раздел, тема Количество часов Формы организации занятий Формы аттестации (контроля)
Всего Теория Практика 1. Вводное занятие. 2 2 беседа входной
2. Сжатое изложение 22 6 16 творческая работа текущий
3. Средства выразительности речи 20 6 14 практикум текущий
4. Стили и типы речи 16 4 12 Практикум,
лекция
текущий
5. Орфография 18 6 12 семинар промежуточный
6. Словообразование 16 4 12 практикум текущий
7. Синтаксис 24 6 18 практикум текущий
8. Сочинение - рассуждение 20 6 14 творческая работа текущий
9. Занимательный русский язык 4 4 10. Подведение итогов курса 2 2 практикум итоговый
Итого 144 42 102 Учебный план 2-ого года обучения
№ Раздел, тема Количество часов Формы организации занятий Формы аттестации (контроля)
Всего Теория Практика 1. Вводное занятие 2 2 беседа входящий
2. Сжатое изложения. 28 9 19 творческая работа текущий
3. Сочинение-рассуждение. 18 6 12 творческая работа текущий
4. Культура речи. 4 2 2 семинар текущий
5. Нормы ударения и произношения. 16 6 12 практикум промежуточный
6. Лексические нормы. 18 6 12 практикум текущий
7. Выразительные средства лексики и фразеологии. 10 4 6 практикум текущий
8. Нормы в морфологии и орфографии. 12 4 8 практикум текущий
19. Синтаксические нормы. 24 6 18 семинар текущий
10. Занимательный русский язык. 8 2 6 практикум 11. Подведение итогов курса 2 2 практикум итоговый
Итого 144 47 97 Учебный план 3-го года обучения
№ п/п Раздел, тема Кол-во часов
Формы организации занятий Формы аттестации (контроля)
Всего Теория Практика 1. Вводное занятие. 2 2 беседа входящий
2. Сочинение-рассуждение. 20 6 14 творческая работа текущий
3. Информационная переработка текста. 6 2 4 семинар текущий
4. Средства связи предложений в тексте 6 2 4 семинар текущий
5. Лексика. 8 2 6 практикум Текущий
6. Орфоэпические нормы русского языка 10 2 8 практикум текущий
7. Паронимы и их лексическая сочетаемость 8 2 6 практикум промежуточный
8. Грамматические нормы русского языка. 22 6 16 практикум текущий
9. Синтаксические нормы русского языка. 16 4 12 практикум текущий
10. Орфография. 16 4 12 практикум текущий
11. Синтаксис и пунктуация. 10 2 8 практикум текущий
12. Текст как речевое произведение. 10 2 8 практикум текущий
13. Занимательный русский язык 6 6 практикум 14. Подведение итогов курса. 4 4 практикум итоговый
Итого 144 36 108 Содержание учебно-тематического плана
1-й год обучения
Тема 1. Вводное занятие (2 часа)
Тема 2.  Построение сжатого изложения (22 часа)
Теория. Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста.
Практика. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. 
Тема 3. Средства выразительности речи (20 часа)
Теория. Богатые  возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Практика. Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.  
Тема 4. Стили и типы речи (16 часов)
Теория. Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная.
Практика. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.  Анализ текста.
Тема 5.   Орфография ( 18 часов)
Теория. Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи.
Практика.Текстовые иллюстрации орфографических норм. Решение тестовых заданий.
Тема 6. Словообразование (16 часов)
Теория. Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы.
Практика. Морфемный и словообразовательный анализы слова. Основные способы образования слов.
Тема 7.  Синтаксис (24 часа)
Теория. Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
Практика. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.  Тренировочные задания.
Тема 8. Сочинение-рассуждение (20 часов)
Теория. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Практика. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования  лингвистического положения. Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Тема 9.Занимательный русский язык (4 часа)
Практика. Олимпиада. Кроссворды, шарады
Тема 10. Подведение итогов курса (2 часа).
Практика. Решение итоговых заданий.
2-й год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ (2 часа)
Тема 2. Сжатое изложение (28 часов)
Теория. Изложение. Виды изложений Способы и приемы компрессии текста. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Практика. Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические. Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста Извлечение информации из различных источников
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста)
Тема 3.Сочинение-рассуждение (18 часов)
Теория. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения. Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении.
Практика. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Теория. Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему: тезис – аргументы – вывод. Средства межфразовой связи.
Практика. Сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Сочинения-рассуждения на морально-этическую тему
Тема 4. Культура речи (4 часа)
Теория. Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность. Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи.
Практика. Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.
Тема 5. Нормы ударения и произношения (18 часов)
Теория. Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных.
Практика. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Причины отклонения от произносительных норм. Исторические изменения в произношении и ударении. Допустимые варианты произношения и ударения.
Тема 6. Лексические нормы (18 часов)
Теория. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы
Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Практика. Лексический анализ
Теория. Выразительность русской речи.
Практика. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Лексическая сочетаемость. Смешение паронимов. Жаргонизмы. Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Тема 7. Средства выразительности (10 часов)
Теория. Выразительность русской речи.
Практика. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Средства выразительности.
Тема 8. Нормы в морфологии и орфографии (12 часов)
Теория. Грамматические нормы.
Практика. Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов.
Тема 9. Синтаксические нормы (24 часа)
Теория. Словосочетание.
Практика. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
Теория. Предложение.
Практика. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении . Правильное построение предложений. Правильное построение предложений с обособленными членами. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Синтаксический анализ сложного предложения. Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с разными видами связи.
Тема 10. Занимательный русский язык (8 часов)
Практика. Олимпиада. Тематические кроссворды, шарады.
Тема 11. Подведение итогов курса (2 часа)
Практика. Решение итоговых заданий.
3-й год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ (2 часа). Входящий контроль.
Тема 2.Сочинение-рассуждение (20 часов).
Теория. План написания сочинения по предложенному тексту. Алгоритм подготовки к написанию сочинения-рассуждения с учетом плана .Практика. Формулировка проблемы. Комментарий проблемы. Позиция автора. Формулировка собственного мнения. Заключительная часть сочинения-рассуждения.
Тема 3. Информационная переработка текста (6 часов)
Теория. Средства связи предложений в тексте.
Практика. Виды средств связи предложений в тексте: союзы, вводные слова, местоимения, частицы, наречия
Тема 4. Лексика (8 часов)
Теория. Многозначные слова.
Практика. Контекстное определение лексического значения многозначных слов.
Тема 5. Орфоэпические нормы русского языка (10 часов)
Практика. Орфоэпические нормы русского языка. Закономерности, связанные с правилами ударения в словах. Орфоэпический минимум.
Тема 6. Паронимы и их лексическая сочетаемость (8 часов)
Теория. Что такое паронимы? Словарь паронимов.
Практика. Различение паронимов.
Тема 7. Грамматические нормы русского языка (22 часа)
Теория. Грамматические нормы русского языка.
Практика. Нормативное образование именительного и родительного падежа множественного числа некоторых имен существительных. Нормативное образование форм родительного падежа множественного числа некоторых имен существительных. Нормативное определение рода некоторых склоняемых имен существительных. Нормативное употребление сравнительной и превосходной степени имен прилагательных.
Нормативное образование и употребление падежных форм имен числительных. Нормативное образование и употребление местоимений. Нормативное образование и употребление глагольных форм. Нормативное образование и употребление причастий и деепричастий..Тема 8. Синтаксические нормы русского языка (16 часов)
Теория. Синтаксические нормы русского языка.
Практика. Ошибки в построении предложений с однородными членами. Ошибки в построении предложений с причастными оборотами. Ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами. Ошибки в построении предложений с несогласованными приложениями. Ошибки, связанные с неправильным употреблением падежной формы существительного с предлогом. Ошибки, связанные с нарушением связи между подлежащим и сказуемым.
Тема 9. Орфография (16 часов)
Теория. Орфографические нормы.
Практика. Правописание гласных в корне слова. Правописание приставок. Буквы Ы, И после приставок. Разделительный Ъ и Ь знаки. Буквы Е, И в суффиксах имен прилагательных, существительных и глаголов. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. Правописание производных предлогов, союзов, наречий. Правописание –Н- и –НН- в различных частях речи.
Тема 10. Синтаксис и пунктуация (10 часов)
Теория. Простое и сложное предложение.
Практика. Пунктуация в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Знаки препинания при выделении вводных слов. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи .
Тема 11. Текст как речевое произведение (10 часов)
Теория. Признаки текста. Смысловая и композиционная целостность текста.
Практика. Функционально-смысловые типы речи. Описание-рассуждение-повествование. Тренировочные задания. Лексические средства выразительности. Средства связи предложений в тексте. Изобразительно-выразительные средства русского языка.
Тема 12. Занимательный русский язык (8 часов)
Практика. Олимпиада. Тематические кроссворды, шарады.
Тема 13. Подведение итогов курса (2 часа)
Практика. Решение итоговых заданий.
Планируемые результаты
1-ый год обучения
Учащиеся должны
Текст
знать:
- основные правила работы с текстом.  
уметь:
- точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
- адекватно воспринимать авторский замысел;
- вычленять главное в информации;
- сокращать текст различными способами;
- правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
- находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.  
Средства выразительности речи
знать:
- основные средства выразительности.
уметь:
- различать средства выразительности;
- находить в тексте средства выразительности;
- анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Стилистика русского языка
знать:
- основные сведения по стилистике русского языка.  
уметь:
- определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
-работать со стилистическими синонимами.
Орфография
знать:
- орфографические правила.
уметь:
- использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.
Словообразование
знать:
-виды морфем;
- морфемный и словообразовательный анализы слова.
уметь:
-использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста.
Синтаксис и пунктуация
знать:
- синтаксические и пунктуационные нормы.  
уметь:
- использовать знания по синтаксису и пунктуации  при анализе предложенного текста.
Сочинение – рассуждение
знать:
- правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.
уметь:
- подбирать примеры для обоснования  лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста;
- правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
2-ой год обучения
Учащийся должен:
Орфоэпия
знать:
- что изучает орфоэпия;
- основные орфоэпические нормы;
уметь:
- проводить орфоэпический разбор;
использовать:
- орфоэпические нормы в устной и письменной речи.
Словообразование
знать:
- что изучает словообразование;
- основные способы образования слов;
- связь строения слова и его написания;
уметь:
- опознавать морфемы с чередованием гласных и согласных;
- определять способы образования слов;
- находить в тексте основные выразительные словообразовательные средства;
использовать:
- выразительные словообразовательные средства в речи.
Лексикология и фразеология
знать:
- что изучает лексикология и фразеология;
основные понятия лексикологии и фразеологии: паронимы, антонимы, синонимы, фразеологизмы;
- основные способы объяснения лексического значения слова;
уметь:
- соблюдать в практике речевого общения основные лексические нормы современного русского литературного языка;
- соотносить слово, фразеологизм и их лексическое значение;
- находить в тексте слова разной стилистической окраски, исконно-русские и заимствованные слова, устаревшие и неологизмы;
- определять прямое и переносное значение слова;
- находить в тексте основные выразительные лексические средства;
использовать:
- выразительные лексические средства в речи.
Морфология
знать:
- что изучает морфология;
- принципы определения частей речи: общее грамматическое значение, грамматические признаки, роль в предложении; основные морфологические нормы;
уметь:
- определять принадлежность слова к определённой части речи по его грамматическим признакам;
- различать одинаково звучащие формы слов разных частей речи;
- проводить морфологический разбор слова;
- находить в тексте основные выразительные средства морфологии;
использовать:
- основные выразительные средства морфологии в устной и письменной речи.
Синтаксис и пунктуация
знать:
- что изучает синтаксис и пунктуация;
- основные признаки словосочетания и предложения;
- виды связи слов в словосочетании;
- виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по характеру грамматической основы; виды простого осложнённого предложения, а также виды сложного предложения;
- основные пунктуационные нормы;
- основные синтаксические нормы (построение словосочетаний по типу согласования, управления; правильное употребление предлогов в составе словосочетаний; правильное построение предложений; согласование сказуемого с подлежащим; правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями);
- основные выразительные средства синтаксиса русского языка;
уметь:
- устанавливать виды и средства связи слов в словосочетаниях и предложениях;
- определять тип предложения по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
- пользоваться синтаксическими синонимами;
- проводить пунктуационный разбор предложения;
- находить в тексте основные выразительные средства синтаксиса;
использовать:
- основные выразительные средства синтаксиса при написании изложения и сочинения.
Орфография
знать:
- что изучает орфография;
- основные орфографические правила каждого раздела орфографии: 1) правописания морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) правила переноса слов.
уметь:
- применять орфографические правила на письме;
- применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- соблюдать в речи основные орфографические нормы русского литературного языка.
3-ий год обучения
Учащийся должен
знать/понимать:
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.уметь:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников;
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Содержание программы обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности программы , нацеленность на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Личностными результатами освоения программы являются:
1)                 понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2)                 осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3)                 достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
 
Метапредметными результатами освоения программы являются:
I) владение всеми видами речевой деятельности:
•      адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
•      владение разными видами чтения;
•      способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
•      овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
•      способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
•      способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
•      умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2)                 применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3)                 коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какойлибо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
 
Предметными результатами освоения программы являются:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
•      адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
•      владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
•      владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
•      способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
•      адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
•      умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
•      умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
•      способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
•      умение создавать устные и письменные тексты разных типов  и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
•      владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
•      соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
•      способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения; 
•      осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4)   усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5)   освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6)   проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
7)   осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Условия реализации программы
Дидактическое обеспечение
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала необходимы следующие наглядные пособия: аудиозаписи, карточки, схемы, рабочие тетради, раздаточный материал, КИМы ОГЭ и ЕГЭ, учебная литература, художественная литература.
Материально-техническое обеспечение
• учебный кабинет;
• классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов;
• компьютер, принтер.
Формы аттестации/контроля
Непременным методическим условием при выборе форм является возможность проверить тот результат, который хочет получить педагог. Форма аттестации также должна учитывать возраст ребенка, уровень его подготовки и его индивидуальные особенности.
Содержание программы предполагает формы контроля:
собеседование, тестирование, наблюдение, творческие и самостоятельные исследовательские работы, контрольные уроки, практические работы, зачеты, интеллектуальные состязания, конкурсы, олимпиады, конференции, итоговые занятия, Виды контроля:
Входящая (предварительная) аттестация  – это оценка исходного уровня знаний учащихся перед началом образовательного процесса.
Текущая аттестация – это оценка качества усвоения учащимися содержания конкретной образовательной программы в период обучения после начальной аттестации до промежуточной (итоговой) аттестации.
Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения учащимися содержания конкретной образовательной программы по итогам учебного периода (этапа, года обучения).
Итоговая аттестация – это оценка качества усвоения учащимися уровня достижений, заявленных в образовательных программах по завершении всего образовательного курса программы.
Критерии оценки результативности.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
- высокий уровень – учащийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;
- средний уровень – у учащегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой;
- низкий уровень – учащийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
- высокий уровень – учащийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; выполняет практические задания с элементами творчества;
- средний уровень – у учащегося объём усвоенных умений и навыков составляет 70-50%; в основном, выполняет задания на основе образца;
- низкий уровень - ребёнок овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков; ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
- журнал посещаемости,
- материалы анкетирования и тестирования,
- дипломы, грамоты,
- готовые творческие работы,
- аналитическая справка,
- результаты участия в конкурсах, олимпиадах, фестивалях.
Оценочные материалы
1-ый год обучения
Входная диагностика (тест).
Тренировочные тесты по темам
Олимпиадные задания
Комплексный анализ текста
Пакет заданий для промежуточной и итоговой аттестации
2-ой год обучения
Входная диагностическая работа
Тренировочные тесты по темам
Олимпиадные задания
Пакет заданий для промежуточной и итоговой аттестации
3-ий год обучения
Входная диагностическая работа
Тренировочные тесты по темам
Пакет заданий для промежуточной и итоговой аттестации
Методические материалы
Методы обучения
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятий
Словесные
устное изложение
беседа
анализ текста
объяснение
лекция
Наглядные
показ видеоматериалов, иллюстраций
работа по образцу
наблюдение
Практические
тренинг
тренировочные упражнения
практические работы
тестирование
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
1. Объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию).
2. Репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
3. Частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).
4. Исследовательские методы обучения (овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы).
Занятие по типу может быть комбинированным, теоретическим, практическим, диагностическим, лабораторным, контрольным, , тренировочным и др.
Каждое занятие строится в зависимости от темы и конкретных задач, которые предусмотрены программой, с учетом возрастных особенностей детей, их индивидуальной подготовленности.
В результате использования данных методов
-повышается учебная мотивация;
-повышается уровень усвоения учебного материала;
-снимается эмоциональное напряжение, развиваются коммуникативные способности учащихся;
- развивается познавательный интерес к русскому языку;
- позволяет привлечь к работе, как сильных, так и слабых учеников.
Технологии обучения
1. Игровые технологии.
2. Дифференцированное обучение
3. Технология модульного обучения
4. Здоровьесберегающие технологии
5. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Игровая технология – это группа методов и приёмов в форме различных игр, что активизирует учебную деятельность. Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса учащихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.
Дифференцированное обучение – вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки. Применяю его не только по отношению к учащимся, имеющим недостаточный уровень подготовки, но и к детям, опережающим членов группы.
Здоровьесберегающие технологии - это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся. Цель их - обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полезные знания в повседневной жизни.
Информационно-коммуникационные технологии экономят время на занятии, позволяют сделать его интересным. Используются при проведении практической части, при работе с текстом. Позволяют не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Такая организация обучения даёт большие возможности для развития учащегося как субъекта учебной деятельности. Сущность модульного обучения в том, что учащийся полностью самостоятельно или с некоторой помощью педагога достигает конкретных целей учебно - познавательной деятельности.
Ожидаемые результаты использования современных образовательных технологий:
- повышение качества знаний учащихся,
- овладение учащимися ключевыми компетентностями,
- формирование научно-исследовательских навыков учащихся.Список литературыГольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. В 2 ч. – М.: Русское слово
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7 кл. общеобразовательных учреждений / Научный ред. акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение; Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык: Учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.
Пособия
Драбкина, С.В. Единый государственный экзамен. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие./ С.В.Драбкина, Д.И.Субботин. – Москва: Интеллект-Центр,2016. – 312 с.
Егораева, Г.Т. ЕГЭ: 2000 заданий с ответами по русскому языку. Все задания части В. Г.Т.Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 319 с. (серия «ЕГЭ. Банк заданий»)Егораева, Г.Т. ОГЭ (ГИА) 2015. Практикум по русскому языку. Выполнение задания С 2. Сочинение на лингвистическую тему / Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 142 с. (Серия «ОГЭ (ГИА-9) Практикум)
Нефёдова, Н.А. ОГЭ (ГИА) 2015. Русский язык. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые экзаменационные задания / Н.А. Нефёдова, Е.Л. Алешникова, Е.В. Заяц, Н.А. Петрова, Ю.А. Чадина – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 93 с. (Серия «ОГЭ (ГИА-9). Типовые тестовые задания)Сенина, Н.А. Русский язык. ОГЭ-2016. 9-й класс. Тематический тренинг: учебно-методическое пособие / Н.А.Сенина, С.В. Гармаш; под редакцией Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2015. – 384 с. – (ОГЭ)
Цыбулько, И.П. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / по ред. И.П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016. – 240 с. – (ОГЭ. ФИПИ – школе)Интернет-ресурсы
http://egeigia.ru/all-ege/materialy-ege/geografiya -ЕГИ и ГИА От урока до экзамена!
http://mirege.ru/ -мир ЕГЭ http://www.fipi.ru/view/sections/223/docs/579 - ФИПИ
http://www.saharina.ru/- интерактивные задания по русскому языку
http://uchimcauchitca.blogspot.com/ - по уши в ГИА (русский язык)
http://www.uledu.ru/ege - центр информационных технологий Ульяновск
http://www.ege.edu.ru/ru/classes-11/egerus/ - ЕГЭ 2013
http://www.ctege.info/ - ЕГЭ информационная поддержка
http://ege.do.am/ - ЕГЭ и ГИА
Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ): http://www.fipi.ru/ Официальный информационный портал Единого государственного экзамена: http://www.ege.edu.ru/
Сайт информационной поддержки Единого государственного экзамена в компьютерной форме: http://www.ege.ru/
http://examino.ru/news/ege_13/2012-08-21-123 -подготовка к ЕГЭ и ГИА