Урок-обобщение по теме: Имя прилагательное как самостоятельная часть речи

Итоговый урок-зачет по теме:
«Имя прилагательное как самостоятельная часть речи».
Имя прилагательное как часть речи. Вопросы. Значение. Примеры.
Разряды имен прилагательных. Примеры.
В сияньи бледных звёзд, как в мертвенных очах

Неумолимое, холодное бесстрастье;

Последний луч зари чуть брезжит в облаках,

Как память о минувшем счастьи.

Безмолвным сумраком полна душа моя:

Ни страсти, ни любви с их сладостною мукой,

Всё замерло в груди лишь чувство бытия

Томит безжизненною скукой.
(Д. Мережковский)
Обозначить разряды прилагательных (в тексте), образовать степени сравнения + морфологический разбор 3-х прилагательных на выбор (после текста).












Итоговый урок-зачет по теме:
«Имя прилагательное как самостоятельная часть речи».
1. Имя прилагательное как часть речи. Вопросы. Значение. Примеры.
2. Степень сравнения имен прилагательных. Примеры.
3. Когда торжественный Закат
Царит на дальнем небосклоне
И духи пламени хранят
Воссевшего на алом троне, -
Вещает он, воздев ладони,
Смотря, как с неба льётся кровь,
Что сказано в земном законе:
Любовь и Смерть, Смерть и Любовь!

И призраков проходит ряд
В простых одеждах и в короне:
Ромео, много лет назад
Пронзивший грудь клинком в Вероне;
Надменный триумвир Антоний,
В час скорби меч подъявший вновь;
Пирам и Паоло... В их стоне -
Любовь и Смерть, Смерть и Любовь!

И я баюкать сердце рад
Той музыкой святых гармоний.
Нет, от любви не охранят
Твердыни и от смерти - брони.
На утре жизни и на склоне
Её к томленью дух готов.
Что день, - безжалостней, мудрёней
Любовь и Смерть, Смерть и Любовь!

Ты слышишь, друг, в вечернем звоне:
"Своей судьбе не прекословь!"
Нам свищет соловей на клёне:
"Любовь и Смерть, Смерть и Любовь!" (В.Брюсов) Обозначить разряды прилагательных (в тексте), образовать степени сравнения + морфологический разбор 3-х прилагательных на выбор (после текста).


Итоговый урок-зачет по теме:
«Имя прилагательное как самостоятельная часть речи».
Имя прилагательное как часть речи. Вопросы. Значение. Примеры.
Полная и краткие формы имен прилагательных. Синтаксическая функция. Примеры.
Свежей и светлой прохладой
Веет в лицо мне февраль.
Новых желаний - не надо,
Прошлого счастья - не жаль.
Нежно-жемчужные дали
Чуть орумянил закат.
Как в саркофаге, печали
В сладком бесстрастии спят.
Нет, не укор, не предвестье -
Эти святые часы!
Тихо пришли в равновесье
Зыбкого сердца весы.

Миг между светом и тенью!
День меж зимой и весной!
Весь подчиняюсь движенью
Песни, плывущей со мной.



(В.Брюсов) Обозначить разряды прилагательных (в тексте), образовать степени сравнения + морфологический разбор 3-х прилагательных на выбор (после текста).











Итоговый урок-зачет по теме:
«Имя прилагательное как самостоятельная часть речи».
Имя прилагательное как часть речи. Вопросы. Значение. Примеры.
Правописание окончаний имен прилагательных. Примеры.
УЖ СКОЛЬКО ИХ УПАЛО В ЭТУ БЕЗДНУ...
Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.

Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.

И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все - как будто бы под небом
И не было меня!

Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.

Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе...
- Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!

К вам всем - что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!-
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.

И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто - слишком грустно
И только двадцать лет,

За то, что мне прямая неизбежность -
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,

За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру...
- Послушайте!- Еще меня любите
За то, что я умру.

(М.Цветаева) .
Обозначить разряды прилагательных (в тексте), образовать степени сравнения + морфологический разбор 3-х прилагательных на выбор (после текста).





Итоговый урок-зачет по теме:
«Имя прилагательное как самостоятельная часть речи».
1. Имя прилагательное как часть речи. Вопросы. Значение. Примеры.
2. Правописание суффиксов имен прилагательных. Примеры.
3. БАБУШКЕ
Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы...
Юная бабушка! Кто целовал
Ваши надменные губы?

Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли...
По сторонам ледяного лица
Локоны, в виде спирали.

Темный, прямой и взыскательный взгляд.
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?

Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей - сколько? -
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!

День был невинен, и ветер был свеж.
Темные звезды погасли.
- Бабушка! - Этот жестокий мятеж
В сердце моем - не от вас ли?.. (М.Цветаева)
Обозначить разряды прилагательных (в тексте), образовать степени сравнения + морфологический разбор 3-х прилагательных на выбор (после текста).






Итоговый урок-зачет по теме:
«Имя прилагательное как самостоятельная часть речи».
1. Имя прилагательное как часть речи. Вопросы. Значение. Примеры.
2. Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных. Примеры.
3. В ЗАЛЕ
Над миром вечерних видений
Мы, дети, сегодня цари.
Спускаются длинные тени,
Горят за окном фонари,
Темнеет высокая зала,
Уходят в себя зеркала...
Не медлим! Минута настала!
Уж кто-то идет из угла.
Нас двое над темной роялью
Склонилось, и крадется жуть.
Укутаны маминой шалью,
Бледнеем, не смеем вздохнуть.
Посмотрим, что ныне творится
Под пологом вражеской тьмы?
Темнее, чем прежде, их лица,
Опять победители мы!
Мы цепи таинственной звенья,
Нам духом в борьбе не упасть,
Последнее близко сраженье,
И темных окончится власть
Мы старших за то презираем,
Что скучны и просты их дни...
Мы знаем, мы многое знаем
Того, что не знают они!
(М.Цветаева)
Обозначить разряды прилагательных (в тексте), образовать степени сравнения + морфологический разбор 3-х прилагательных на выбор (после текста).






Итоговый урок-зачет по теме:
«Имя прилагательное как самостоятельная часть речи».
1. Имя прилагательное как часть речи. Вопросы. Значение. Примеры.
2. Правописание сложных имен прилагательных: слитное написание. Примеры.
3. В ОГРОМНОМ ГОРОДЕ МОЕМ - НОЧЬ...
В огромном городе моем - ночь.
Из дома сонного иду - прочь
И люди думают: жена, дочь,-
А я запомнила одно: ночь.

Июльский ветер мне метет - путь,
И где-то музыка в окне - чуть.
Ах, нынче ветру до зари - дуть
Сквозь стенки тонкие груди - в грудь.

Есть черный тополь, и в окне - свет,
И звон на башне, и в руке - цвет,
И шаг вот этот - никому - вслед,
И тень вот эта, а меня - нет.

Огни - как нити золотых бус,
Ночного листика во рту - вкус.
Освободите от дневных уз,
Друзья, поймите, что я вам - снюсь.
(М.Цветаева).
Обозначить разряды прилагательных (в тексте), образовать степени сравнения + морфологический разбор 3-х прилагательных на выбор (после текста).









Итоговый урок-зачет по теме:
«Имя прилагательное как самостоятельная часть речи».
1. Имя прилагательное как часть речи. Вопросы. Значение. Примеры.
2. Правописание сложных имен прилагательных: дефисное написание. Примеры.
3. БУДЬ, ПОЖАЛУЙСТА, ПОСЛАБЕЕ...
(Р.Рождественский). Будь, пожалуйста,
послабее.
Будь,
пожалуйста.
И тогда подарю тебе я
чудо
запросто.
И тогда я вымахну -
вырасту,
стану особенным.
Из горящего дома вынесу
тебя,
сонную.
Я решусь на все неизвестное,
на все безрассудное -
в море брошусь,
густое,
зловещее,
и спасу тебя!..
Это будет сердцем велено мне,
сердцем
велено...
Но ведь ты же
сильнее меня,
сильней
и уверенней!
Ты сама
готова спасти других
от уныния тяжкого,
ты сама не боишься
ни свиста пурги,
ни огня хрустящего.
Не заблудишься,
не утонешь,
зла
не накопишь
Не заплачешь
и не застонешь,
если захочешь.
Станешь плавной
и станешь ветреной,
если захочешь...
Мне с тобою -
такой уверенной -
трудно
очень.
Хоть нарочно,
хоть на мгновенье -
я прошу,
робея,-
помоги мне
в себя поверить,
стань
слабее.
Обозначить разряды прилагательных (в тексте), образовать степени сравнения + морфологический разбор 3-х прилагательных на выбор (после текста).

















Итоговый урок-зачет по теме:
«Имя прилагательное как самостоятельная часть речи».
1.Имя прилагательное как часть речи. Вопросы. Значение. Примеры.
2. Синтаксическая роль имен прилагательных. Примеры.
3. ДОЧКЕ
Катька, Катышок, Катюха -
тоненькие пальчики.
Слушай,
человек-два-уха,
излиянья
папины.
Я хочу,
чтобы тебе
не казалось тайной,
почему отец
теперь
стал сентиментальным.
Чтобы все ты поняла -
не сейчас, так позже.
У тебя
свои дела
и свои заботы.
Занята ты долгий день
сном,
едою,
санками.
Там у вас,
в стране детей,
происходит всякое.
Там у вас,
в стране детей -
мощной и внушительной,-
много всяческих затей,
много разных жителей.
Есть такие -
отойди
и постой в сторонке.
Есть у вас
свои вожди
и свои пророки.
Есть -
совсем как у больших -
ябеды и нытики...
Парк
бесчисленных машин
выстроен по нитке.
Происходят там и тут
обсужденья грозные:
"Что
на третье
дадут:
компот
или мороженое?"
"Что нарисовал сосед?"
"Елку где поставят?.."
Хорошо, что вам газет -
взрослых -
не читают!..
Смотрите,
остановясь,
на крутую радугу...
Хорошо,
что не для вас
нервный голос радио!
Ожиданье новостей
страшных
и громадных...
Там у вас, в стране детей,
жизнь идет нормально.
Там –

ни слова про войну.
Там о ней -
ни слуха...

Я хочу
в твою страну,
человек-два-уха!
Обозначить разряды прилагательных (в тексте), образовать степени сравнения + морфологический разбор 3-х прилагательных на выбор (после текста).









Итоговый урок-зачет по теме:
«Имя прилагательное как самостоятельная часть речи».
1.Имя прилагательное как часть речи. Вопросы. Значение. Примеры.
2. Эпитеты и их роль в тексте. Примеры.
3. НЕОБИТАЕМЫЕ ОСТРОВА (Р. Рождественский)
Снятся усталым спортсменам рекорды.
Снятся суровым поэтам слова.
Снятся влюбленным
в огромном городе
необитаемые
острова.
Самые дальние,
самые тайные,
ветру открытые с трех сторон,
необнаруженные,
необитаемые,
принадлежащие тем,
кто влюблен.
Даже отличник
очень старательный
их не запомнит со школьной скамьи,
ведь у влюбленных
своя география!
Ведь у влюбленных
карты
свои!
Пусть для неверящих
это в новинку,
только любовь
предъявила
права.
Верьте:
не сказка,
верьте:
не выдумка
необитаемые острова!..
Все здесь простое,
все самое первое
ровная,
медленная река,
тонкие-тонкие,
белые-белые,
длинные-длинные
облака.
Ветры,
которым под небом не тесно,
птицы,
поющие нараспев,
море,
бессонное, словно сердце,
горы,
уверенные в себе.
Здесь водопады
литые,
летящие,
мягкая,
трепетная трава...
Только для любящих
по-настоящему
эти
великие острова!..
Двое на острове.
Двое на острове.
Двое и все!..
А над ними
гроза.
Двое –
и небо тысячеверстное.
Двое – и вечность!
И звезды в глаза...
Это не просто.
Это не просто.
Это сложнее любого
в сто крат...
В городе стихшем
на перекрестках
желтым огнем светофоры горят.
Меркнет
оранжевый отблеск неона.
Гаснут рекламы,
гуденье прервав...

Тушатся окна,
тушатся окна
в необитаемых
островах.

Обозначить разряды прилагательных (в тексте), образовать степени сравнения + морфологический разбор 3-х прилагательных на выбор (после текста).

13PAGE \* MERGEFORMAT141315




15