Урок русского языка в 5 классе Имя прилагательное как часть речи

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Имя прилагательное как часть речи.
(Тема урока)
ФИО (полностью)
Кощеева Светлана Федоровна

Место работы
Волгоградская область, г.Котово, МОУ СОШ №3

Должность
Учитель русского языка и литературы

Предмет
Русский язык

Класс
5

Тема
Имя прилагательное как часть речи.

Тип урока
урок изучения нового (традиционный, комбинированный)

Цель
Закрепить изученное о прилагательном в начальной школе; показать роль прилагательных в тексте; вспомнить о синтаксической функции прилагательных в тексте.

Задачи
- обучающие

сформулировать определение имени прилагательного как части речи;
повторить морфологические признаки имени прилагательного;
научиться определять имя прилагательное как член предложения;
научиться отличать имя прилагательное от других частей речи.

-развивающие
развивать навыки анализа текста;
развивать логическое мышление;
развивать познавательный интерес к предмету
-воспитательные
воспитывать любовь к русскому языку.


Основные понятия
Имя прилагательное , текст, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Ресурсы:
- основные
- дополнительные

«Русский язык.5 класс»
мультимедиапроектор, экран, компьютер

Формы работы
Индивидуальная, фронтальная, групповая.




Этап урока
(цель, формы, методы)
Название используемых ЭОР

Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика

1
2
3
4
5

1.
Организацион-
ный момент
Цель для учащихся: подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Цель для учителя: способствовать подготовке к продуктивной работе.
Формы: коллективная.
Методы: беседа.

Слайд №1.


13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


1.Орг.момент.
-Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Мне очень интересно узнать, с каким настроением вы пришли на урок. -Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению. Покажите его мне.
- Опишите, пожалуйста, свое настроение 2-3 словами.
-Ребята, слова какой части речи вы использовали, чтобы описать свое настроение?







Приветствуют учителя. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.
Выбирают смайлики.




2
































3




























4
















































































































5


























6





















7


Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Цель для учащихся: вспомнить основные понятия по теме обработка текстовой информации.
Цель для учителя:
: создать условия для изучения нового материала. Формы: фронтальная
Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемно – поисковый.
















Изучение нового учебного материала.
Цель для учителя:
создать условия для восприятия новых знаний.
Цель для обучающихся:
изучить новые понятия.
Формы: фронтальная
Методы: беседа, фронтальный рассказ, сравнение, инсценирование













Первичное закрепление знаний. Первичная проверка усвоения знаний
Цель для учителя:
проанализировать усвоение новых знаний обучающимися.
Цель для обучающихся:
показать уровень усвоения и применения новых знаний.
Формы: индивидуально-групповая
Методы: практическая работа






























































































Контроль и самопроверка знаний
Цель для учителя:
проанализировать усвоение новых знаний обучающимися
Цель для обучающихся:
показать уровень усвоения и применения новых знаний.
Формы: индивидуальная
Методы: самостоятельная работа










Подведение итогов урока. Рефлексия
Цель для учителя:
создать условия для оценки результатов своей деятельности на уроке
Цель для обучающихся:
показать уровень умения оценивать свою деятельность.
Формы: индивидуально-групповая
Методы: фронтально-деятельностный



Домашнее задание
Цель для учителя:
создать условия мотивации на дальнейшую учебную деятельность, удовлетворения собственных познавательных интересов.

Цель для
обуч-ся: Закрепить знания, полученные на уроке.
Формы: фронтальная
Метод: стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.





Слайд № 2.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд №3.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415




























Слайд №4
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415









Слайд №5.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Слайд №6
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Слайд № 7

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415



Слайд №8
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Слайд№9
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Слайд№10
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


Слайд№11

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Слайд№12


13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415































































Слайд №13.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Слайд№14.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Слайд №15.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


Слайд № 16.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Слайд №17.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Слайд№18.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
















1)Введение в тему урока. Целеполагание.

-О какой же части речи пойдет речь на сегодняшнем уроке?
-Как выдумаете, какие цели и задачи перед нами стоят?
Вспомнить.
Узнать.
Уметь.
-Откройте тетради, запишите число, классная работа, тема урока.
-Ребята, а вы знаете, кто делает открытия? (учёные, исследователи, открыватели).
-Как вы думаете, а мы с вами способны сделать открытие?
-Давайте же сегодня на уроке мы откроем часть речи, которая вам уже известна из начальной школы – это имя прилагательное.
2) Постановка проблемы
-Ребята, а почему прилагательное называется именно прилагательным?
Давайте послушаем, как определял прилагательное  Митрофанушка Простаков, незадачливый герой комедии Д.И.Фонвизина«Недоросль». Митрофанушка очень не любил учиться  и всячески отлынивал от занятий. И вот однажды   ему устроили экзамен.
Инсценирование  отрывка из комедии  Д.И.Фонвизина «Недоросль».
   ( Двое учеников разыгрывают заранее подготовленную сценку).
Правдин ( взяв книгу): Это грамматика. Что же вы в ней  знаете?  
Митрофан:    Много. Существительна, да прилагательна
Правдин: Дверь, например, какое имя:  существительное или прилагательное?
Митрофан:  Дверь? Котора дверь?
Правдин: Котора дверь!  Вот эта.
Митрофан: Эта? Прилагательна.
Правдин: Почему же ?
Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не  навешена:  так та покамест  существительна.
-Вы согласны с Митрофанушкой?
- Что же значит это слово на самом деле?
( сообщение о прилагательном)
-На эти и многие другие вопросы мы и ответим на этом уроке.
3) Организация работы обучающихся.
-Ребята, перед вами таблица, которую необходимо
заполнить в течение урока.
Имя прилагательное как часть речи.

1.Общее значение


2.Вопросы


3.Морф. признаки


4.Синтаксическая роль




Работа с текстом.

-Давайте сначала посмотрим какое же значение имеет имя прилагательное.
-Ребята, прочтем текст. Чего в нем не хватает?

Пришла весна.
На небе светит солнце. На деревьях щебечут птицы. Они поют песни. У всех настроение.

-Давайте подберем необходимые имена прилагательные.
-Чем выражено главное слово в словосочетании, чем выражено зависимое?
Весна (какая?) долгожданная
Солнце (какое?) яркое
Птицы (какие?) веселые
Песни (какие?)красивые
Настроение (какое?) радостное

- К какой части речи относятся прилагательные?
- Что обозначают прилагательные?
-Прочитаем, какой текст получился.
-Какой текст вам больше нравится? Почему?
- Итак, имя прилагательное обозначает признак, они помогают точно, ярко и образно описать предмет, чувства, настроение, выделить его из ряда похожих предметов. Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.
-Я хочу проверить, можете ли вы по признаку отгадать предмет.
5) Игра « Кто больше» (Работа в парах)
1)Мягкий, теплый, пушистый, забавный, маленький, прехорошенький, усатый, игривый, шустрый, очаровательный, шаловливый (котенок)
2)Круглое, душистое, вкусное-превкусное, сочное, ароматное, краснобокое (яблоко)
-А сейчас поработаем по рядам в парах, подарите предмету признак . Но сначала отгадайте загадки.
1 ряд. Он любит грызть морковку.
Ест капусту очень ловко.
Скачет он то тут, то там.
По полями по лесам. (заяц)
2 ряд. Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь)
3ряд. Плутовку эту каждый знает.
Хвост её гордость и краса.
Частенько кур она таскает.
Зовут обманщицу (лиса)
-Какой вывод можно сделать? Что же обозначает имя прилагательное?
Вывод: имя прилагательное обозначает признак. Зафиксируйте вывод в таблице.
6) Вопросы прилагательных.
Теперь нам предстоит следующее открытие – вопросы, на которые отвечает эта часть речи.
- Ребята, перед вами стихотворение С.Есенина. Прочитайте его. (вслух читает один из учащихся)
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
-Разделите тетрадь на две колонки. В первую выпишите прилагательные из этого стихотворения, оставив место для заголовка этой колонку. (работа в тетради, один человек у доски)
- На какие вопросы отвечают прилагательные? Давайте озаглавим первую колонку. Запишите: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? КАКОЕ?
- А теперь найдите прилагательные в этом стихотворении .
Ночью темень, ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведёт к норе,
След собачий – к конуре. (И. Токмакова)
Выпишите прилагательные во вторую колонку. На какие вопросы они отвечают? Запишите ЧЕЙ? ЧЬИ? В заголовок второй колонки (один человек у доски).
-Так на какие вопросы отвечают имена прилагательные?
Вывод: прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чье? чьи? Заполните соответствующую строку таблицы.
7) Физминутка.
1.Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. 2. Быстро моргать в течение 10-12 секунд. Открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. 3.Посмотреть направо, налево, в окно, перевести взгляд на доску.
8) Определение морфологических признаков имен прилагательных.( Работа по вариантам)
Следующее открытие, которое нам предстоит, - это морфологические признаки прилагательного .
- Чтобы определить морфологические признаки, просклоняем словосочетания.
1 вариант – черёмуха душистая
2 вариант – небо ясное (работа в тетрадях, два ученика у доски)
- Изменилось ли прилагательное? (да, точно так же, как существительное). Значит, прилагательное изменяется по падежам .
-А какая часть речи помогает нам определить падеж? (существительное). Проверим, правильно ли вы просклоняли прилагательные. Давайте внимательно посмотрим на существительные. Какие морфологические признаки можно определить у существительного? (род, число)
- Определите род и число существительных. Могут ли в словосочетании существительное и прилагательное быть разного рода? (нет, они согласуются)
-Можно ли у прилагательного во множественном числе определить род? (нет)
Вывод: прилагательные изменяются по числам, падежам и в единственном числе по родам . Прилагательные согласуются с именами существительными, к которым они относятся, в роде, числе и падеже.

9) Синтаксическая пятиминутка. (Работа в группах)

- А сейчас проведем синтаксическую пятиминутку ,поработаем в группах и выясним , какими членами предложения могут быть прилагательные?
1.Белоствольные березки растут в лесу тоненькие и прямые.
2. Березки тонки и прямы.
3. Березки тоненькие и прямые.
-Какой вывод можно сделать? ( Имя прилагательное может быть определением и сказуемым.) Запишите полученные сведения в таблицу.
10) Самостоятельная работа.
-А сейчас поработаем самостоятельно.
Допишите окончания прилагательных, определите их падеж.
1) Полились золот потоки молод.. горяч света.
2) Хорошо брести по лесн дорожкам, дышать свеж весенн воздухом.3)деревья стоят в серебрист инее.
4)Все засыпало пушист снегом. 5) В морозн воздухе звонко отдается каждый звук. 6) На син небе зажглись первые звездочки.7) Они слабо горят зеленоват светом.
(Взаимопроверка)

11) Обобщение.

-Ребята, а сейчас обратимся к таблице, которую вы начали заполнять в начале урока. Дайте определение имени прилагательному как части речи.
12) Тест.

1. Что такое имя прилагательное?
А)слово
Б)часть речи
В)часть предложения
2. Имена прилагательные отвечают на вопросы
А)какой? Какая? Какое? Какие?
Б)Кто? Что?
В) что делать? Что сделать?
3. Какая часть речи обозначает признак предмета?
А) имя существительное
Б)глагол
В) имя прилагательное
4. С какой частью речи связано имя прилагательное?
А)с глаголом
Б) с именем существительным
В) с местоимением
5. Каким членом предложения бывает имя прилагательное?
А) главным
Б) второстепенным
6. Укажите имена прилагательные
замечаешь 2) оранжевый 3) насекомое
4) рукоятка 5)великий 6)сказуемое
7)любимый 8)смолистый 9)больше
(Самопроверка)
-Ребята, поднимите руку, кто справился с тестом на «5» , на «4», на «3» ? У кого не все получилось, не расстраивайтесь, у вас все впереди.

13) Рефлексия.
-Вот и подошел к концу наш урок. Многие ребята славно потрудились. Перед вами текст с проущенными прилагательными, которые точно опишут работу на уроке .Вставьте подходящие слова.

Вот и подошел к концу _______________ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _____________________ . Мои одноклассники были __________________. Они давали______________ответы. На уроке я узнал много _____________ и __________________. Результат выполненного мною теста ________. Своей работой на уроке я _______________. И сейчас у меня _______________ настроение.
-Ребята, выберите смайлик, соответсвующий вашему настроению и , выходя из класса, прикрепите его на доску.

14) Домашнее задание.

Стр.85 (правило), упр.566 или упр.569.




Определяют цели и задачи урока.


Записывают тему урока в тетрадь.


Принятие целей урока








Ответы учащихся .
Инсценировка.



















Работа с таблицей по ходу урока.





















Выполняют задания комментировано у доски. Записывают получившиеся словосочетания в тетрадь.
Отвечают на вопросы фронтально.





















Отвечают на вопросы, работают в парах, делают вывод.


























Работают в тетрадях, один человек у доски, делают вывод.





























Делают зарядку для глаз.







Склоняют словосочета-
ния, делают вывод.































Разбирают предложения,
делают вывод






















Работают самостоятель
но














15