Статья о реализованном практико — ориентированном проекте школьников по формированию экологической культуры

Это просто праздник какой-то!


Наверное, нет такого ребёнка, который не любил бы праздники! Вот и в нашей школе ребята группы «Эко-Класс!» реализовали проект «Праздник к нам приходит!» с целью развития экологического просвещения и экологического сознания школьников. По нашему убеждению, каждый живущий на Земле человек уже с раннего возраста должен знать к чему приводит беспечное отношение к окружающей среде, и не только знать, но и ощущать личную ответственность за эти процессы. Однако сегодняшние школьники слабо ориентированы в глобальных экологических проблемах. У многих, по-нашему наблюдению, преобладают потребительские взгляды на природу, низок уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых, недостаточна развита потребность фактически участвовать в природо- охранной деятельности. У нас возник проблемный вопрос: « Как сделать так, чтобы количество осознающих своё место в среде обитания, экологически грамотных и культурных учеников возросло?» Ответ логичен: целенаправленно транслировать, передавать знания об экологических проблемах современности, постоянно привлекая внимание к процессам взаимодействия природы и человека, держать их в курсе происходящих в мире экологии событий, информировать о причинах и последствиях экологических кризисов.
Но для этого нужно, чтобы тем, кому рассказываешь, было интересно слушать, а тем, кто держит в курсе, это было не безразлично, ведь дети не любят скучных нравоучений и назиданий, а очень любят игры и праздники, и поэтому, наш проект может решить проблему экологического просвещения путём творческой подачи информации о разных экологических датах, задавая эмоциональный тон её восприятию.
В период с мая по ноябрь группой «Эко-Класс!» была проделана огромная работа. Сначала ребята изучили информацию об экологических датах и провели соцопрос с участием 40 учеников школы. На вопросы : «А знаете ли вы экологические праздники?» и «Зачем отмечать экологические даты?» отвечали ученики 7 и 9 классов. 4% опрошенных вспомнили экологический праздник День воды, а на второй вопрос 15% анкетируемых ребят ответили, что экологические праздники необходимы для охраны природы, а 85% ответили, что не знают, зачем они нужны. Мы пришли к выводу, что участники опроса практически не имеют никакого представления о существовании экологического календаря и не могут объяснить, зачем он нужен. Это определило масштаб нашей последующей работы. Необходимо охватить как можно больше классов школы мероприятиями экологической направленности, чтобы достичь желаемого результата. Итак, нами были созданы 3 сценария и проведены экологические праздники во 2-м, 3-м, 5 «А», 5 «Б», 6»А», и 7- м классах школы – это День биоразнообразия, День работников леса и День охраны животных. Кроме того, наши ребята -Сырятов Александр, Ещенко Степан, Селуков Анатолий, Козлова Настя и Бондаренко Юля вместе с руководителем Манько И.А. высадили 30 саженцев деревьев вдоль ул.Кировская в День эколога в посёлке Тымовское. Сентябрь мы отметили акцией и конкурсом рисунков. Вот уже 15-й год один из самых ярких экологических праздников России - День тигра - объединяет всех, кого волнует судьба этого прекрасного хищника, всех, кто неравнодушен к дикой природе и стремится жить с ней в гармонии. Президент РФ Владимир Путин в том году направил приветствие участникам празднования Дня тигра и назвал его "самым ярким экологическим праздником России». Мы решили привлечь внимание к этому празднику с помощью информационной акции. Помогли в её проведении ученики 4 класса – Михеева Олеся и Дарьин Олег, мы раскрасили их лица под тигра и леопарда, и они выступили перед учащимися 2- 4 классов с информацией об опасной ситуации, в которой оказались эти редкие животные. Там же был объявлен конкурс рисунков по теме «Один день из жизни амурского тигра» и «Один день из жизни дальневосточного леопарда», в котором приняли участие 25 человек. Октябрь мы начали с оформления и размещения в школе стенгазеты ко Дню сохранения мест обитаний. Эта дата должна привлечь внимание учащихся к дате, напоминающей всему миру, что ежегодно в результате человеческой деятельности природные территории превращаются в пастбища, сельхозугодия, места добычи полезных ископаемых и другие объекты народного хозяйства. Исчезают места обитания диких животных и из-за вырубки водоохранных лесов, неграмотного применения гербицидов и прочих химических веществ в сельском хозяйстве, несвоевременного тростникового пала. Осушение болот, загрязнение водоёмов, регулирование стока – всё это препятствует нормальной жизни фауны и ведёт к сокращению численности её представителей.
Во время второй недели октября мы вместе с руководителем проекта провели в 6-х и 7 классе мероприятия в форме игры «Брейн-ринг!», и призвали объединять усилия людей в сохранении животного мира нашей планеты и в защите прав домашних животных. Завершающими проект мероприятиями стали экскурсии, организованные для ребят 1 и 4 класса нашей школы в дни наблюдений за птицами. Вооружившись биноклем, мы вышли в школьный сквер и рассматривали пролетающих птиц и прогуливающихся по школьному двору голубей. А позже мы рассказали ребятам об охране птиц и Степан научил малышей делать буклет «Крылатые фантазии». Мы уверены, что ребята, познакомившись с несколькими экологическими датами во время мероприятий, конкурсов, акций, экскурсий стали больше интересоваться проблемами защиты природы, стали понимать важность природоохранной деятельности. Мы уверены, что после реализации данного проекта, заглядывая хоть изредка в календарь и видя там экологические даты, ученики нашей школы теперь будут знать, зачем нужны людям такие праздники, и станут более ответственно относиться к своей деятельности на Земле в будущем. Ведь экодаты позволяют нам задуматься неизбежной расплате за свои деяния в природе. Великий Леонардо да Винчи когда-то говорил: «Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться», так давайте будем учиться у природы жить в гармонии, учить окружающих получать радость от общения с животными и растениями, внимательно помечая на своём жизненном пути все события, вызывающие тревогу в мире живых существ. Иначе нашим детям и внукам не суждено будет увидеть ни в лесу, ни на лугу, ни в любой акватории многих представителей флоры и фауны.

Козлова А.- ученица 9 класса МБОУ СОШ № №3,
Манько И.А.- учитель биологии МБОУ СШ № 3, руководитель группы «эко-Класс!»
Фото Манько И.А.


15