Методическая разработка проекта урока русского языка в 5 классе по теме « Повторение раздела «Имя прилагательное».


Администрация Бутурлинского муниципального района Нижегородской области
Управление образования, молодежной политики и спорта
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Кочуновская основная общеобразовательная школа
Методическая разработка проекта урока русского языка в 5 классе по теме
« Повторение раздела «Имя прилагательное».
На школьный конкурс «Учитель года- 2015»
Разработала:
Никишина Елена Петровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Кочуновской ООШ.
Кочуново,2015г.
Проект урока русского языка в 5классе по теме
« Повторение раздела «Имя прилагательное».
Пояснительная записка.
Проект урока даёт возможность учителю чётко и правильно распределить время, отведённое на урок. Дисциплинирует всех участников учебного процесса. Позволяет систематизировать этапы урока и материалы, подобранные к уроку.
Тема урока: Повторение и обобщение материала раздела «Имя прилагательное».
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока:
Обучающие:
-Обобщение и систематизация знаний, полученных при изучении темы «Имя прилагательное».
-Выявление орфограмм в прилагательных.
-Отработка умения определять синтаксическую роль имени прилагательного в предложении.
Развивающая:
-Развитие умения работать с текстом, находить изобразительно-выразительные средства языка, в основе которых лежит использование имен прилагательных.
-Определение роли прилагательных в речи.
Воспитательные:
-Воспитание в учащихся глубокого уважения к родному языку
-Воспитание в детях чувства прекрасного через стихотворные и прозаические художественные тексты.
-Воспитание у учащихся понимания, как важно быть грамотным.
Задачи (ориентировочная основа) урока.
Познавательные:
-Обобщить знания о морфологических признаках и синтаксической роли имени прилагательного.       
-Умерь грамотно писать прилагательные, находить их в тексте, разбирать слово морфологически, отличать от других частей речи.
Развивающая:
-Выработать умение работать с готовым текстом, а также создавать текст с использованием имен прилагательных.
Воспитательные:
-Обогатить запас слов учащихся, повысить культуру устной и письменной речи.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, раздаточный материал на карточках, тесты.
Планируемые результаты.
Учащиеся должны знать:
1.Что такое имя прилагательное.
2.Какие гласные пишутся в падежных окончаниях имен прилагательных.
3.Как выбирать гласную в окончаниях прилагательных после шипящих под ударением.
4.О правописании Ь в кратких прилагательных с основой на шипящий.
5Порядок морфологического разбора прилагательного
Учащиеся должны уметь:
1.Рассказать об имени прилагательном как части речи в форме научного описания.
2.Доказать, что слово является прилагательным.
3.Опознавать в тексте имена прилагательные.
4.Использовать в речи имена прилагательные.
5.Обнаружить в тексте словосочетания, в состав которых входит имя прилагательное с безударным окончанием.
6.Выполнять морфологический разбор имени прилагательного.
Основное содержание.
Урок построен по традиционной схеме: введение в урок, разминка, проверка домашнего задания, работа по теме урока, итог урока, комментирование домашнего задания.
Методы и формы, использованные на уроке.
Индивидуальная форма, групповая форма, самостоятельная работа, игровые задания, творческая работа, работа с таблицей, работа с поэтическим и прозаическим текстами. Метод проектов.
Система оценки.
На вопросы учителя учащиеся отвечают и сопоставляют свой ответ с тем, что на слайде. В работе с текстом учащиеся записывают вывод в тетрадь, оформив его в виде правила. Тест ученики проверяют сами. При проверке домашнего задания используется взаимопроверка. В конце урока каждый учащийся получает по несколько оценок: за домашнее задание, за работу на уроке.

Этапы урока Мероприятия.
Деятельность учителя. Средства. Деятельность учащихся. Время
(45мин.)
I.Подготовительный.
I.1.
II.Проектировочный.
II.1.
III.1.Этап реализации
III.2.
III.3.
III.4.
III.5.
III.6.
III.7.
III.8.
IV.Оценочно- рефлексивный.
IV.2.
2.1.
2.2.
IV.3.
IV.4.
4.1
4.2.
4.3. I.1.Введение
I.1Организационный момент.
Задача этапа - психологическая подготовка учащихся к уроку. На данном этапе учитель настраивает ребят на продуктивную и интересную работу, на взаимное сотрудничество. Проверяется готовность класса к уроку. Четко определяются требования к уроку. Учитель не сообщает тему урока, а говорит лишь о задачах, которые стоят перед классом (задачи изложены выше, но учитель их озвучивает более просто и доступно).
II.1. Разминка.
II.1.Звучит стихотворный отрывок и проецируется на слайде:
Со мною ваша речь красива и точна,Когда же нет меня – она, увы, бедна.Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любуюСоцветьем дивных слов легко определю я!
Слово учителя:
- Ребята, о какой части речи сегодня пойдет речь?
Учитель: - Да, действительно, на сегодняшнем уроке мы должны повторить все, что узнали о прилагательных, и закрепить умение правильно писать их.
- А как вы об этом догадались?
III.1.Основная часть. Работа по теме урока.
- Запишите число и тему урока.
III.2. Работа с текстом. Подготовка к ГИА части С
- Хочу обратить ваше внимание на последнюю строчку приведенного четверостишия. Запишите её в тетрадь.
- Как вам кажется, что в этой строке особенного?
-Попробуйте объяснить, что и с чем сравнивается?
Слово учителя: - Молодцы, ребята, что увидели этот художественный прием! С красной строки запишите этот вывод, а пригодится вам это на экзаменах в части «С».
-Вот с такими «дивными цветами», то есть с прилагательными, мы и будем работать сегодня на уроке.
III.3.Проверка домашнего задания.
- И начнем с проверки домашнего задания. Посмотрим, насколько «дивными, ароматными и насыщенными» окажутся составленные вами тексты.
Домашнее задание проверяется следующим образом:
От каждой группы выступают по 2 ученика со своими текстами (ребята заранее решают, кто будет выступать). Они читают заголовок текста, объясняют его, затем выразительно читают сам текст. Называют имена прилагательные, употребленные в тексте, указывают их форму.
Первой группе учащихся нужно было составить прозаический текст о природе с включением прилагательных. Это должно быть сочинение-миниатюра на 0,5 страницы.
Вторая группа выполняла похожее задание, только текст должен быть стихотворным.
Кроме того, обе группы должны были подчеркнуть в придуманных вами текстах имена прилагательные как члены предложения и указать их форму (время, лицо, число); произвести морфологический разбор одного прилагательного.
III.4.Взаимное оценивание.
Затем представители из противоположных групп высказывают своё мнение о прослушанных текстах.
- О чем текст?
- Понравился ли вам текст, если да, то чем?
-Насколько он ярок и красочен?
-Какая часть речи помогла его сделать таким?
Учитель при выставлении оценок за домашнюю работу обязательно учитывает мнение детей, чтобы эта работа (оценивание друг друга) не была «пустым звуком».
III.5. Игровые задания по теме.
Слово учителя: - Ребята, чтобы урок не был скучным, я приготовила для вас различные занимательные задания. Предлагаю небольшую игру «4-ый лишний» 1Задание. Назвать 4-е лишнее: светло-розовый, розоватый, розоветь, розовенький, белый, белизна, бел, белый-пребелыйна
2Задание. Повторение теории по типу «Ромашки» (дети по очереди выходят к доске, отрывают лепесток ромашки, читают вопрос и отвечают на него).
- Что обозначает имя прилагательное?
- На какие вопросы отвечает?
-Как изменяется?
- Каким членом предложения является?
- Какие прилагательные пишутся через дефис?
- Что вы знаете о кратких именах прилагательных?
- Как пишутся прилагательные с основой на шипящий?
- Для чего нужны прилагательные в речи?
- Расскажите о правописании окончаний имён прилагательных.
3Задание Распределительный диктант: Распределите словосочетания в три столбика.
Гласные в падежных окончаниях прилагательных Правописание кратких прилагательных с основой на шипящий Правописание сложных прилагательных
Волшебными песнями; красно-розовый закат; ветер свеж; стройных берез; в лунном сиянии; песок сыпуч, серо-голубое небо, пирог горяч, в дальнюю дорогу, газ горюч, бело-розовый зефир, ветер жгуч, летней погоде, светло-жёлтый луч, сине-зелёные ели.
4Задание Синтаксический разбор предложения: Большая белая шапка упала с дерева и осыпала кусты снежной пылью4.
Затем на слайде дается правильный ответ и ученик может
сам себя проверить.
5Задание. Морфологический разбор имени прилагательного: Солнце залило всю окрестность ярким3светом.
Через несколько минут ребята могут себя проверить, сравнив свою работу с тем, что дано на экране.
III.6. Работа с прозаическим текстом.
Учитель читает текст:
Наступила весна. Побежали ручейки и запели песенку. Солнце появилось на небе. Оно опустило лучи на землю. А в лесу запели птицы.
Слово учителя: - Ребята, вам понравился этот рассказ? Не очень!? А как украсить текст, который мы видим? Конечно же, при помощи имён прилагательных!
Учащиеся подбирают подходящие прилагательные (говорливый, веселые, яркое, теплые, озорная, долгожданная, прозрачный, лазурное, влажная, счастливые). Затем текст записывается с прилагательными.
Слово учителя: - Что вы сделали при помощи прилагательных? - Как называют такие слова? - Какого стиля получился текст?
Учитель: - Верно. Вы украсили текст, сделали его ярче, «наряднее». Вы хорошо потрудились. Давайте немного отдохнем. Итак, зарядка!
III.7.Физкультминутка.
Деревья (какие?) высокие (тянемся вверх)Травка (какая?) маленькая (тянемся вниз)Просторы (какие?) необъятные (разводим руки в стороны)Друзья (какие?) верные (поворачиваемся к соседу)Мы (какие?) умные, успешные (наклоны головы вправо, влево)Глазки (какие?) зоркие (вращение глазами)
III.8.Самостоятельная работа.
Ветерок спросил, пролетая:«Отчего ты, рожь, золотая?»А в ответ колоски шелестят:«Золотые руки растят!».
Задание. Записать текст, который дан на доске. Найти в нем прилагательные с переносным значением и подчеркнуть как члены предложения. Объяснить переносное значение имён прилагательных.
IV.Рефлексия.
IV.1.Вопросы учащимся.Учитель задает ученикам вопросы:
- Что мы на уроке повторили? (Роль прилагательных в речи, орфограммы, морфологический разбор прилагательного, эпитеты, сравнения, стиль текста)
- Всё ли вам понятно?
- Что в уроке вам понравилась больше всего?
- Кто на уроке был самым активным?
- Все научились отличать имя прилагательное от других частей речи?
- Согласны ли вы, что имя прилагательное – удивительная, «волшебная» часть речи? - Почему вы так считаете?
Возможно составление синквейна: Урок интересный, полезный.
Думаешь, творишь. Век живи – век учись!
IV.2.Итоги урока.
2.1.Выполнение теста.
-А сейчас предлагаю выполнить небольшой тест и самим себя проверить. (Тест показан на экране 1) Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает: а) предмет, б) признак, в) действие, г) количество.
2). Найдите строку, в которой даны только имена прилагательные, запишите эти слова.
а )медленные, верное, желтизна, белеть;
б) быстрый, умная, радостное, серые;
в)громкий, скромность, длинный, весеннее;
г)улыбаться, снежное, светлый, красивые.
3). Какого признака нет у прилагательного?
а) времени,
б) числа,
в) рода,
г)падежа.
4).Какое прилагательное может быть использовано в художественном тексте, а какое является стилистически нейтральным?
а) дивная,
б) дрянная,
в) холодная,
г)скверная.
2.2.Самопроверка.
IV.3.Выставление и комментирование оценок.
Учитель: - Ребята, я сегодня очень довольна вашей работой на уроке. Все были активными. Хочу подвести итог урока и поставить вам оценки. Подайте дневники! (Учитель комментирует и выставляет оценки).
IV.4.Домашнее задание (с комментарием учителя) 4.1.Повторить орфограммы, изученные в разделе «Имя прилагательное» на с.86;89;92.
4.2.Поработать с текстом: Хорошо пахнет в весеннем лесу. Золотистыми пуховками распустились кустики вербы. Бархатной зеленой травкой покрываются поляны. Звонко выстукивает весеннюю дробь барабанщик- дятел. Весело, радостно играют у столетней гигантской сосны проказницы- белки.
4.3. Комментарий учителя: - На дом вам дан текст. Вы должны с ним поработать.
1). Озаглавьте его.
2). Найдите в нём все прилагательные, подчеркните их как члены предложения, выполните морфологический разбор 2-х любых из них. Найдите в тексте эпитеты и сравнения, выпишите их.
В ходе всего урока используется презентация повер-пойнт (ПП).
В дальнейшем ходе урока все предлагаемые задания, вопросы, ответы, выводы проецируются на слайдах (Слайд1 по Слайд20)
Слайд 1.
Слайд 2 (На нём написана тема урока).
Слайд3.На нём дан предполагаемый ответ.
Слайд 4.
Слайд 5. Имена прилагательные сравниваются «с дивными цветами»
Слайд 6- На нём написано домашнее задание.
Слайд 7- На нём вопросы - «помощники».
Слайд8.
Слайд 9.
Ответы - на Слайде10.
Слайд11.
Слайд12.
Слайд13.
Слайд14.
Слайд15. Украсили текст. Эпитеты. Текст художественного стиля.
Слайд16.
Слайд17.

Слайд18.
Слайд 9.
Слайд20.
Текст «В весеннем лесу», который задан на дом, показан на экране.
Слушают
Учителя.
Учащиеся отвечают
Предполагается следующий ответ: «Именно имена прилагательные делают нашу речь красивой и точной. Об этом говорится в стихотворении.
Записывают в тетрадь.
Записывают в тетрадь.
Здесь использован художественный прием сравнение.
Учащиеся отвечают и сопоставляют свой ответ с тем, что на слайде.
Учащиеся записывают вывод в тетрадь, оформив его в виде правила.
Групповая работа во время проверки домашнего задания.
Выставляют предполагаемые оценки.
Выполняют задание.
Вывод: Лишними оказались слова розоветь и белизна. Это не прилагательные
Выполняют задание.
Отвечают.
Работают с таблицей.
К доске вызывается один учащийся, он записывает предложение, разбирает его синтаксически, даёт характеристику. При выполнении задания комментирует вслух то, что делает.
Проводится как самостоятельная работа.
Слушают текст.
Учащиеся подбирают подходящие прилагательные.
Звучат ответы детей (Ответы есть на слайде)
Учащиеся выполняют физические упражнения.
Выполняют самостоятельную работу.
Отвечают.
Составляют синквейн
Выполняют.
Тест ученики проверяют сами.
Подают дневники учителю.
Записывают домашнее задание.
Каждому ученику текст с заданиями даётся на дом в распечатанном виде.
Слушают комментарии к тексту.
1 мин.
1 мин.
1 мин.
2 мин.
1 мин.
1 мин.
2 мин.
2 мин.
1 мин.
17 мин.
2 мин.
1 мин.
1имн.
3 мин.
3 мин.
2 мин.
1 мин.
1 мин.
2 мин.