программа по формированию экологической культуры школьников

Негосударственное общеобразовательное учреждение
"Школа-интернат №21 среднего (полного) общего образования
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"

Утверждаю__________
«__»______20__г
Директор школы-интерната №21
Н.Г. Воскобойников




Образовательная программа
Формирование экологической культуры в НОУ «Школа-интернат №21 ОАО «РЖД»
2010-2015 гг.


Авторы проектировщики программы:
Воскобойников Н.Г. – директор
Ленгардт Н.И. – зам.директора по УВР
Власова С.А. – зам.директора по ВР
Макарова А.В. – педагог доп.образования






2013



Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда.
Антуан де Сент-Экзюпери
Пояснительная записка
В последние годы экологический фактор стал реально лимитировать народное благосостояние: ухудшается здоровье населения, увеличивается число генетических нарушений, сокращается продолжительность жизни. Можно сказать, что взаимодействие человеческой цивилизации и биосферы Земли зашло в тупик, так как люди стали забывать, что сами они часть природы. Выход из этого тупика только один радикальная перестройка деятельности человека в соответствии с законами жизни биосферы. На основании изучения глобального эколого-экономического кризиса Конференциями ООН (Рио-де-Жанейро, 1992 г., Йоханнесбург, 2002 г.) дан глубокий анализ ситуации и сформирована концепция устойчивого развития. Согласно экологическому подходу, устойчивое развитие это такое развитие, которое не выводит систему за пределы хозяйственной емкости биосферы. Оно не вызывает в биосфере процессов разрушения, деградации, результатом которых может стать возникновение принципиально неприемлемых для человечества условий жизни. При переходе России на модель устойчивого развития экологическое образование и просвещение населения приобретают приоритетное значение.
В настоящее время везде и всюду говорят об экологии, о глобальном экологическом кризисе. Но мало кто понимает и знает, что такое экология, что изучает эта наука. Многие школьники, да и взрослые, ответят на этот вопрос банально: «Уборка мусора, защита природы и тд.». Знания же того, что собственно такое окружающая среда, каковы ее основные компоненты, как эти компоненты связаны друг с другом, каково реальное воздействие деятельности человека на каждый из этих компонентов в отдельности и на всю систему в целом, а следовательно, и того, каковы действительные причины кризисного состояния окружающей среды, у рядового гражданина отсутствуют. И тем более отсутствуют знания о том, как изменить экологическую ситуацию к лучшему.
Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. В обществе эта личность действует в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за полноценное развитие цивилизации.
Участниками образовательного процесса являются учащиеся, учителя и родители, поэтому основной целью данной программы является формирование экологической культуры как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой. В основе программы – создание условий для воспитания экологически культурной личности, которые формируют для детей мир, где каждый ребенок имеет возможность индивидуального развития, самосовершенствования в области экологических знаний.
Цель программы – формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе.
Для достижения поставленной цели и результата ставятся следующие задачи, которые совпадают с основными задачами деятельности школы и определены уставом:
создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе путем удовлетворения обучающихся в самообразовании и дополнительном образовании;
формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания программ, их адаптации к жизни в обществе;
создания основы для осознанного выбора и последующего освоения профессии;
создание условий для развития экологической культуры личности учащегося через активное сотрудничество с ФГУ «Байкальский государственный биосферный заповедник» и другими экологическими организациями;
воспитание гражданственности и любви к Родине;
формирование экологической культуры школьников;
формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к окружающей среде как главному общественному достоянию на основе принципов общечеловеческой морали;
формирование экологического сознания и гражданской позиции личности как одного из компонентов экологической культуры;
усиление роли дополнительного экологического образования, научно-исследовательской деятельности учащихся в окружающей среде;
формирование у школьников представления об активном и здоровом образе жизни;
вовлечение всех групп учащихся в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем местного социума.
Для реализации необходимы научно-методическое и организационно- управленческое сопровождение, обеспечивающие и предполагающие следующие направления:
введение основ экологического образования в программы всех школьных предметов, от биологии до изобразительного искусства (введение эколого-краеведческих компонентов);
совершенствование и апробация новых педагогических методик и программ экологической направленности;
разработка комплекс учебных программ, определяющих экологическое образование учащихся (учебные предметы и междисциплинарные курсы);
организация курса лекций для учащихся, учителей и родителей по экологической этике и глобальным проблемам окружающей среды;
осуществление отбора и подготовки одаренных школьников для участия в олимпиадах, конкурсах;
разработка программы внеурочной и внешкольной деятельности учащихся (экологические тропы, экскурсии, школьные олимпиады, ролевые игры, эколого-краеведческая работа);
осуществления контроля экологических знаний путем разработки специальных тестов.
НОУ «Школа-интернат № 21 ОАО «РЖД» располагается на берегу оз. Байкал в непосредственной близости (400 метров) от центральной усадьбы ФГУ «Байкальский государственный природный биосферный заповедник» и его охраняемой территории, и это способствует сотрудничеству с научным и эколого-просветительским отделами заповедника. Сотрудники заповедника являются консультантами исследовательских работ школьников, организуют семинары, лекции и другие эколого-просветительские мероприятия совместно с педагогами школы-интерната. Особая роль в построении эффективной модели экологического образования отводится социальному партнерству, ориентированному на создание общего информационного поля, позволяющего консолидировать имеющиеся ресурсы.
Местоположение нашей школы в уникальном природном комплексе и определяет всю нашу деятельность. Невозможно удержаться и не рассказать о своеобразном растительном и животном мире или посвятить урок легендам и стихам о Байкале, а можно просто совершить экскурсию по заповедным местам поселка.
Школа-интернат - общеобразовательное учреждение со сложившимися традициями в области экологического воспитания учащихся. Активно ведет работу в области экологического образования с 90-х г. За это время экология как наука, вид мышления и деятельности развивалась, приобретая содержательный, конструктивный и инновационный характер. В настоящее время наше образовательное учреждение имеет четкую структуру экологического образования, концептуальные основы, являясь экспериментальной площадкой по экологии и ресурсным центром поликультурного образования.
Школа оснащена современным оборудованием и имеет хорошее научно-методическое обеспечение:
учебное и лабораторное оборудование кабинетов (физики и химии);
интерактивные доски;
безлимитный доступ в Интернет;
Wi-Fi на территории школы-интерната;
принтеры;
учебно-методические материалы Экоцентра «Заповедники» (г. Москва);
методические материалы ОО «Исследователь» (г. Москва);
методические пособия по организации экологических исследований школьников в природе. «Экосистема» Московский полевой учебный центр;
собственные методические издания: «Друзья природы», «Байкальский сувенир», программы по направлениям;
программа работы Байкальской международной экологической школы;
авторская образовательная программа экологического лагеря «В гостях у природы»;
методические разработки кафедры «Безопасности жизнедеятельности и экологии» Иркутского государственного университета путей сообщения по организации и проведению ознакомительных, учебных и производственных практик на объектах железнодорожного транспорта Восточно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» (для студентов специальности «Инженерная защита окружающей среды»).

Концептуальной основой программы являются идеи:
преемственности начального и основного общего образования;
интеграции учебных предметов (экология, биология, география, физика, химия и др.);
гуманизации образования;
соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития школьников;
личностной ориентации содержания образования;
деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщённых способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности;
формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.























Структура экологического образования
Экологическое образование должно строиться по принципу непрерывности, то есть охватывать начальную школу, основную и среднюю. Поэтому мы считаем, что целесообразно разделить структуру и содержание экологического образования на 3 блока в соответствии со ступенями образования.
Таблица 1.
Содержание и структурные элементы системы экологического образования в школе-интернате № 21
Форма
Начальная школа
Основная школа
Средняя школа

1
2
3
4

Уроки
Экологизация в процессе изучения каждого предмета

Элективные курсы
Мы живем на Байкале


Байкаловедение
На тропе доверия
Удивительный мир физики
Физика вокруг нас
Социальная экология Химия и питание
Интегрированные курсы и семинары совместно с Байкальским заповедником

Внеклассная деятельность и мероприятия

Кружки
Экологический театр
«Солнышко»
Клуб юных исследователей «Почемучки»
Клуб «ЗоЖик»
«Познай свой край»
«Волшебный мир вокруг нас»
«Окно в природу»
Экологический туризм

Детская общественная организация
«Друзья природы»
Школа добрых волшебников
Экологическая дружина

Экскурсии
Музей природы Байкальского заповедника
Экологическая тропа «Медвежонок»
Экологическая тропа
«В Джунгли Хамар-Дабана»

Школьные праздники
Ежегодный туристический слет


Посвящение в экологи, Экологические декады


День Земли, День Воды, День Леса, День Байкала, День птиц, Марш парков

Классные экологические проекты
Со 2-го класса совместно с родителями
Экологические и социально значимые проекты выполняются в течение года

Акции
Птичья столовая. Зимние бусы. Музей одного животного.
Байкалу чистые берега. Сохраним зеленую красавицу. Чистый двор - чистая планета. Радуга цветов

Летний экологический лагерь «Юный исследователь»
Исследовательская деятельность по 4 направлениям: экология, биология, гидрология, краеведение.


Продолжение таблице 1

1
2
3
4

Байкальская международная экологическая школа

Выполнение исследовательских проектов по десяти направлениям.



Конференции и олимпиады


Начальная школа
Средняя школа
Старшая школа

Школьные
Мир открытий

Районные
«Умка»

«Шаг в будущее»
«Интеллектуальный марафон»
«Чтения Вернадского»
«Юность, Наука, Культура»

Региональные
«Первые шаги в науку»
«Шаг в будущее»

Отраслевая конференция лицеистов ИрГУПса



Региональный и летний туры «Чтений им. Вернадского» (г. Улан-Удэ, п. Танхой)

Всероссийские и международные
Ежегодный конкурс рисунков «Природа глазами ребенка»
«Юность, наука, культура» - Сибирь»
«Чтения им. Вернадского» ( г. Москва)
«Байкальская международная экологическая школа «Байкал-жемчужина планеты»


Все учебные предметы школы призваны внести свой вклад в формирование экологической культуры детей и их отношения к природе.
Школьники принимают активное участия в различных экологических акциях, в конкурсах на лучший рисунок, экологический плакат, стихотворение, сочинение о родном крае, которые организует экологический центр школы и эколого-просветительский центр «Заповедники» г. Москва.
Ребята включаются в практическую деятельность по охране окружающей среды. В зависимости от ситуации, времени года они выполняют роль «голубых» и «зеленых» патрулей и просто защитников природы. Акция по уборке берега Байкала уже стала традицией школы.
Каждый класс в течение года работает над экологическим проектом. И каждый год темы проектов многообразные и интересные.
В нашей школе проводит работу ряд кружков экологического направления.
Краеведческий кружок «Познай свой край» учит ребят самостоятельно добывать знания не только из различных литературных источников, но и работы с архивами, разработки маршрутов, путеводителя по поселку.
Спектакли и сказки, поставленные учителями начальных классов совместно с детьми, знакомят с правилами поведения на природе, с флорой и фауной родного края. Ребята с большим интересом посещают занятия Экологического театра.
В школе на протяжении нескольких лет осуществлял свою деятельность кружок «Окно в мир природы», который учил детей наблюдать, видеть красоту природы. Также ребята могли запечатлеть всю красоту увиденного с помощью фотоаппарата. Оригинальные фотографии отправляли на фотовыставки.
Главным условием в формировании гармонично развитой личности является сама природа с ее великим даром – чрезвычайно благоприятно действовать на ум и чувства детей. Без практического изучения природы невозможно познать ее научные основы.
Все, что проходит в школе, в том числе и экологические мероприятия, не остается без внимания прессы. Газета «Жили-были» доступно и интересно повествует о жизни школы.
















Содержание программы
Экологическое образование должно строиться по принципу непрерывности, то есть охватывать начальную школу, среднею ступень, старшие классы. Поэтому мы считаем целесообразным разделить структуру и содержание экологического образования на 2 блока: экологическое образование в начальных классах и экологическое образование в средних и старших классах.
2.1Экологическое образование в начальных классах.
Можно сказать, что начальная школа важнейший этап в становлении научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения детей к окружающей среде и своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека. Проанализировав опыт отечественных и зарубежных школ, можно сказать, что начальному звену отводится значительная роль в формировании экологически грамотной личности. Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают хорошие предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе.
При реализации программы целесообразно:
1) применять
образовательные технологии: развивающее обучение; проблемное обучение; исследовательские, проектные методы обучения; технология игрового обучения; обучение в сотрудничестве (групповая работа);
здоровьесберегающие технологии;
2) учебный материал максимально адаптировать соответственно возрасту и уровню подготовки учащихся;
3) содержание материала основывается на дополнительной литературе научно-популярного, энциклопедического характера;
4) используя разнообразные методы обучения, обратить внимание на выявление творческих способностей детей и предоставить им максимальную возможность для их реализации;
5) домашние задания, по возможности, предусматриваются в виде творческих работ;
6) контроль за выполнением программы курса осуществляется в виде тестовых заданий и защиты исследовательских работ.
Ещё В.А. Сухомлинский, размышляя о том, с чего необходимо начинать знакомство учащихся с окружающим миром, пришёл к выводу, что начинать нужно с воспитания гуманности – чувства тревоги за ненакормленного щенка, неполитое дерево. В.А. Сухомлинский писал: «Маленький человек должен любить всё живое, ведь только доброта открывает ребёнку и детскому коллективу радость взаимопонимания» (Алексеев, Симонова, 1999).
На первом этапе обучения младшие школьники знакомятся с окружающим миром. При этом элементы экологических знаний постоянно присутствует в курсе, однако они не обособлены, а органично вписаны в общее содержание. Учебный материал представлен содержательными линиями: природа, здоровье и безопасность, общение, первоначальные географические представления, живая и неживая природа, растительный и животный мир.
Результативно введение в образовательную программу 1 класса тематических недель. Например, тема «Деревья: хвойные и лиственные» изучается не только по «Окружающему миру», но и прослеживается на других уроках. Считаем деревья, рисуем деревья, читаем про деревья, играем в «деревья» и тд.
В процессе изучения «Окружающего мира» возможно применение интегрированных занятий: Окружающий мир и ИЗО, Окружающий мир и Развитие речи, Окружающий мир и Технология, Окружающий мир и Математика.
Большой значение в формировании экологической культуры учащегося имеют экскурсии, направленные на ознакомление с ближайшим окружением, трудом людей, с тем как человек взаимодействует с природой.
Для проведения экскурсий особое внимание следует обратить на подготовку проекта экскурсии, который включает маршрут, наличие необходимого оборудования, инструктаж по технике безопасности, разработку исследовательских тем, обобщение результатов деятельности.
На втором этапе учащиеся продолжают знакомиться с природой и ее окружением на уроках «Окружающего мира», в основу которого положены идеи многообразия природы, её экологической целостности, единства природы и человека.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Во 2-4 классах большое внимание уделяется интегрированному подходу на занятиях «Окружающего мира», проведению опытов и экспериментов, экскурсий, наблюдений.
Экологизация учебных дисциплин. Все учебные предметы начальной школы призваны внести свой вклад в формирование экологической культуры детей и их отношения к природе. На всем протяжении обучения необходимо включать в программу элементы экологии и национально-региональный компонент. На уроках русского языка и чтения можно использовать тексты упражнений и диктантов о природе, писать сочинения на экологическую тематику, читать произведения о природе, о родном крае, произведения бурятских писателей (приложение).
На рисовании дети придумывают знаки, призывающие к бережному отношению к природе, рисуют понравившихся им птиц, животных, растения, которые они наблюдали на экскурсиях, а на уроках труда делают для птиц кормушки.
На уроках развития речи можно предложить ребятам придумать рассказы на темы: «Живи родник, живи», «Зеленый друг – Кедр», «Последняя ромашка на земле», «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «Воздух-невидимка», «Путешествие капельки» и др.
На уроках математики решаем задачи на экологические темы, проводим арифметические диктанты, устный счет (приложение).
В соответствии с ФГОС второго поколения, где на внеурочную деятельность отводится 10 недельных часов, в образовательную программу школы включается курс «Мы живем на Байкале», сочетающий в себе разнообразные методы проведения занятий: экскурсии, уроки под открытым небом, проектная деятельность, эксперименты и тд.
Внеклассная работа. Участие во внеклассной работе занимает ведущее положение: выставки поделок к «Золотой осени», рисунки на тему природы и бережного отношения к ней, участие в региональных и российских конкурсах по экологии, акции «Покорми птиц», посвящение в юные экологи.
Проектно-исследовательская деятельность. Каждый класс в начале учебного года выбирает исследовательский проект и работает в течение года. Работа над проектами включает следующие этапы:
Поисковый;
Аналитический;
Практический;
Презентационный;
Контрольный.
Желательно, чтобы темы работ были из содержания учебных предметов и близки к ним, лучше всего брать краткосрочные проекты (1-2 недели), во время работы над проектом включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции.
Обязательным является защита проекта, которая включает в себя презентацию участников, выдвижение лучших проектов комиссией на следующий этап (общешкольный, районный, республиканский), поощрение остальных участников. По завершению проектной деятельности можно провести анкетирование, опрос учащихся.
Учащиеся начальных классов входят в состав Детской Общественной Организации «Друзья природы», основная цель которой: «Сохранить Россию для себя, себя для России». Все внеклассные мероприятия проходят под эгидой «Друзей природы».
На всем протяжении учебно-воспитательного процесса в области экологического образования сохраняется принцип целостности, который переходит и на самого ученика.

2.2 Экологическое образование в среднем и старшем звене.
Структура программы определена механизмом включения в школьные предметы отдельных разделов по экологии, разделов регионального характера, а также проведения интегрированных уроков, элективных курсов.
В 5-7 классах активно продолжается изучение основ экологии, применение своих знаний на практике, участие в исследовательских проектах, экспериментах и тд. То есть обучение идет таким образом, чтобы в конце обучения учащиеся могли полноценно проводить исследования, анализировать, презентовать свои работы, самостоятельно разрабатывать проекты.
Старшие классы являются завершающим звеном в экологическом образовании. Основной упор идет на закрепления основ экологии, на изучении региональных экологических проблем и путей их решения. Больше времени уделяется индивидуальному подходу. Групповая проектная деятельность уходит на второй план, учащиеся выбирают свой индивидуальный проект, работают над ним в течение нескольких месяцев, года или нескольких лет.
Старшее звено, сформировав в процессе обучения принципы экологической компетенции и культуры, экологического сознания, выступает в роли куратора. Учащиеся курируют исследовательские проекты начальной школы, экологические акции, кампании, практики, внеклассные мероприятия.
Междисциплинарный подход не только способствует рассмотрению во взаимосвязи различных разделов естественных, точных, гуманитарных наук, но и содействует вовлечению учащихся в практическую деятельность, в решение посильных экологических проблем. В средних и старших классах этот подход прослеживается не только в программах естественнонаучного цикла.

Таблица 2
Экологизация учебных дисциплин в средней и старшей школе

Предмет
Обобщающие темы

Биология
Экосистемы различного уровня. Физическое и духовное здоровье человека.

Химия
Источники химического загрязнения и его профилактика. Экологизация химического производства, очистка и обезвреживание отходов. Контроль над химическим состоянием окружающей среды. Влияние химического загрязнения на окружающую среду.

География
Природопользование. Глобальные проблемы человечества. География здоровья.

Физика
Альтернативные источники энергии. Физические способы защиты окружающей среды от загрязнения: принципы работы защитных сооружений.


Технология
Экология производства. Экодом. Экономное и бережное обращение с природными материалами, как один из путей охраны природы. Уход за растениями и животными в процессе общественно-полезной деятельности.

Обществознание
Общество и природа. Глобальные проблемы защиты среды обитания человечества.

История
Взаимоотношения человека и природы сквозь время. Взаимосвязь истории общества и природы. Традиции отношения разных народов к окружающему миру

Литература
Разные типы отношения к природе в художественном творчестве. Участие писателей в движении за охрану природы. Образное видение мира, отражение через фольклор и творчество известных писателей взаимосвязи национального характера и природы.


Биология - показатели природной среды и здоровья человека. Экологическое обоснование моральных и правовых норм природопользования. Физическое и духовное здоровье человека.
Питер Сенж по этому поводу писал в одной из статей, что «предмет биологии радикально меняется, если от запоминания разрозненных фактов о клеточных стенках и органеллах перейти к исследованию и пониманию того, как функционирует живая клетка, как она живет и умирает, как взаимодействует с окружающей средой. Клетка это мельчайший кирпичик, из которой построено все живое, и если поместить под микроскоп клетку дерева и человеческой кожи, то немногие смогут указать на отличия. Но мы обычно изучаем живые явления так, как будто они мертвы, через набор изолированных фактов, разрозненных бит информации. Вот почему мало кого из детей волнует биология».
География - влияние природных условий на развитие человеческого общества. Оценка изменений природной среды в результате деятельности человека. Экологические проблемы локального, регионального, глобального характеров.
Физика - физические параметры природной среды. Физические способы защиты окружающей среды от загрязнения: принципы работы защитных сооружений.
Химия - химические параметры среды. Экологизация химического производства, очистка и обезвреживание отходов. Контроль над химическим состоянием окружающей среды. Влияние химического загрязнения на окружающую среду.
Трудовое обучение - развитие знаний о роли труда и природных материалов в жизни человека. Экономное и бережное обращение с природными материалами, как один из путей охраны природы. Уход за растениями и животными в процессе общественно полезной деятельности.
История - особенности отношения человека к природе в условиях различного социального строя. Традиции отношения разных народов к окружающему миру.
Особенно хотелось бы подчеркнуть роль гуманитарных предметов в решении задач экологического воспитания и образования.
Формирование экологического мировоззрения невозможно без активного и творческого участия педагогов гуманитарного направления, которые могут предложить множество интересных тем для ученических и классных проектов, исследуя противоречия во взглядах В.Н. Вернадского, К.Э. Циолковского, Л.Н. Гумилева, Н.Н. Моисеева, а также множества зарубежных ученых. Русский язык и литература обогащают знания о природе, развивают образное видение мира, отражают через фольклор и творчество известных писателей взаимосвязь национального характера и природы. Музыка учит любоваться красотой природы, народных песен, человеческих чувств.
3.Формирование экологической культуры в дополнительном образовании

Дополнительное экологическое образование школьников осуществляется такими нетрадиционными формами, как экологические выставки, олимпиады, экскурсии на природу, экологические походы, эколого-просветительские мероприятия, конференции, акции, экологические лагеря.
Через вовлечение учащихся во внеклассные мероприятия учащиеся не только получают дополнительную информацию об экологической ситуации в своей местности, в том или ином регионе страны, планеты в целом, но и имеют возможность поучаствовать в природоохранных делах (табл. 3).
Таблица 3
План экологических мероприятий на 2013-2014 учебный год
Даты проведения
Экологические мероприятия


Праздники
Акции
Декады

1
2
3
4

Сентябрь
В здоровом теле здоровый дух (начальные классы)
Байкалу чистые берега!
Школьный туристический слет

Октябрь
«Здравствуй осень» - 1 класс;
«Прощание с осенью» - второй класс
Чистый двор - чистая планета
Осенняя пора – очей очарованье (конкурс букетов и поделок из овощей) – все классы

Ноябрь
«Хлеб всему голова» - 4 класс.


Декада «Пожелай здоровья всем!» (беседы на классных часах, выпуск листовок: «Курение и здоровье», «Алкоголь – это яд», «Скажи наркотикам нет», «Влияние высоких каблуков на здоровье»; круглый стол «Здоровый образ жизни – какой он должен быть»)

Декабрь
Интеллектуальная игра «Путешественник - отличник» - 5 класс (приложение 2)
Сохраним зеленую красавицу,
птичья столовая,
зимние бусы


Январь


Участия в конкурсах на экологическую тематику

Февраль




Март
Посвящение в юные экологи

Экологический марафон, олимпиады по экологии

Апрель
«День птиц» - начальные классы,
День воды – средние классы,
День Земли – старшие классы

Декада экологических праздников

Май
Экологическая игра «Подружись с природой»
Радуга цветов (озеленение пришкольной территории),
Операция «Живи Байкал»
Погружение в проектную деятельность

Важным моментом в формировании экологического сознания у учащихся является исследовательская деятельность, проходящая на протяжении всей деятельности эколагеря и Байкальской международной школы.
Летний экологический лагерь «Юный исследователь» создан для учащихся начальных и средних классов.
Основная цель лагеря – содействие формированию экологического мировоззрения школьников через их вовлечение в проектно-исследовательскую деятельность в природе и участие в природоохранных мероприятиях.
В течение 10 дней ребята активно работают по 4 исследовательским направлениям: гидрология, ботаника, зоология, краеведение. Все проекты направлены на изучения родного поселка. Помимо исследовательской работы ребята активно участвуют в творческих мастерских по изготовлению байкальского сувенира (декупаж, роспись камней, лепка из соленого теста), куколок, в различных викторинах и интеллектуальных играх, ходят на экскурсию в Байкальский заповедник, в поход.
Апробированная модель формирования проектно-исследовательской компетентности действует на Байкальской международной экологической школе.
Байкальская международная экологическая школа является в определенной степени «вершиной» в нашей системе, где ученики имеют возможность на практике проявлять и развивать свои проектно-исследовательские компетенции. Это образовательный проект, основная цель которого – создание международной площадки экологического образования молодежи в контексте задач развития исследовательской деятельности и формирования активной позиции в сохранении национальных природных ресурсов.
Проект собирает детей и взрослых из различных уголков России, стран мира. Это способствует общению детей из разных социальных и возрастных групп, представителей различных культур, формированию у них толерантности друг к другу, обогащению собственных знаний, обмену опытом. Задачей школы является не только формирование у детей экологического мировоззрения, но и обучение детей методом исследовательской работы. В результате такой работы учащиеся получают возможность общения и сотрудничества с российскими и зарубежными учеными, учителями и детьми других городов России, осваивают на практике научные методы исследования. Проект способствует дальнейшему совершенствованию новых технологий в экологическом образовании и воспитании детей, является стимулом к исследовательской и научной работе.
На реализацию задач проекта направлена вся насыщенная программа школы. Работа исследовательских групп ведется по четырем основным направлениям: биология (орнитология, зоология, энтомология, гидробиология, ботаника), география (геология, геоботаника), краеведение, экология (экологический (спортивный) туризм, экология железнодорожного транспорта, энергосберегающие технологии, экосоциология), Школа рисование «палитра природы», ландшафтное проектирование (Мельков, 2010).
Особо хотелось бы отметить, что в содержательную программу Байкальской школы включены интегрированные занятия на английском языке, межкультурные тренинги.
Итогом работы данной площадки является защита исследовательских проектов. Также некоторые работы имеют свое продолжение, учащиеся участвуют с ними в региональных, республиканских, всероссийских конференциях.







4.Предполагаемые результаты  работы по программе:
Образовательные:
Окончание начальной школы – сформированность положительного отношения ребенка к учебе (мотивационная готовность), достаточно высокий уровень произвольного поведения детей в природе, умеющих планировать и контролировать свои действия, овладения учащимися доступными им способами и навыками исследовательской и проектной деятельности.
Основная школа – продолжение формирования прочных, устойчивых основ экологических знаний, повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и индивидуальных способностей в области экологических наук
эмоционально-ценностное отношение к экологической среде школы и поселка;
возрастание познавательного интереса учащихся к общим законам природы, человеческого бытия, стремление приобрести универсальное образование и обширные экологические знания, ориентированные на практику;
активизация познавательной деятельности учащихся;
вовлечение учащихся в практическую  деятельность;
формирование в каждом ребенке творческой деятельности личности с развитым самосознанием;
привлечение детей к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям.
Педагогические:
использование новых технологий образовательного процесса, способствующих формированию системных знаний, экологического мышления, решению проблемных экологических вопросов;
повышение научного уровня экологического образования, слияние обучения и воспитания в единый процесс, профориентацие и трудовое воспитание;
взаимодействие участников проекта служит формированию гуманизации образовательного процесса;

























5. Оценка результативности программы
Об эффективности реализации программы по формированию экологической культуры свидетельствуют достижения педагогов и учащихся школы в научно-практических мероприятиях международного, всероссийского, республиканского, межрегионального, районного уровней. Анализ участия детей в экологической деятельности за три последних года показал, что дети активно участвуют в проектно-исследовательской деятельности, в олимпиадах и конкурсах, посещают кружки. Впервые в 2011 г. в рамках Байкальской международной экологической школы прошел летний тур Межрегиональной конференции Всероссийского конкурса юношеский исследовательских работ им. Вернадского, где наши ребята заняли первые места и были рекомендованы к участию во Всероссийском туре.

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рис. 2 Мониторинг участия учащихся школы в научно-практической деятельности.

Ежегодно школьники участвуют в республиканской и региональной конференции «Первые шаги в науку», учащиеся старших классов – во Всероссийской и региональной конференции «Юность. Наука. Культура», Международной образовательной выставке обучающих средств, оборудований, материалов, инновационных идей и опыта «УЧСИБ» (рис. 3). И с каждым годом уровень участия в исследовательских конференциях растет. С 2010г. школьники стали больше принимать участия во Всероссийских конференциях и занимать призовые места. Экологические проекты и исследования ребят имеют региональную направленность.
13 EMBED Excel.Sheet.8 1415
Рис. 3. Победители исследовательских конференций (2007-2012гг)
Есть первые признания наших совместных образовательных усилий: представление опыта на Международных выставках УЧСИБ (2008 - малая золотая медаль, серебряная медаль; 2009 – малая золотая медаль; 2010 – малая золотая медаль; 2011 - большая и малая золотые медали - Сибирской ярмарки г. Новосибирск). В 2013 г. ученица 9 класса стала лауреатом и стипендиатом всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. Вернадского.





Литература:
Аксенова Э. А. Развитие ключевых компетенций у школьников Германии // Школьные технологии.- 2010. № 2, - с. 111-118
Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая психология и педагоги-ка. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – 476 с.
Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н. Экологическая компетенция – новый планируемый результат экологического образования // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2007. – № 3. – С. 3–8.
Захлебный А. Н. Экологическая компетентность как новый планируемый результат экологического образования // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2008. - № 2, - 11-16 с.
Иванов Д. А., Митрофанов Г. К., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 186 с.
Иванов В.Н., Патрушев В.И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления, 2011.
Кузеванова Е.Н., Мотовилова Н.В. Байкаловедение. Программа спецкурса для учащихся 5-6,7 классов общеобразовательных учреждений. – Иркутск, 2007. – 65 с.
Мельков Я.А. Создание международного экологического научно-исследовательского полигона // Учебно-исследовательская деятельность в образовательном пространстве современной школы: материалы всерос. научн. –практ. конф. (г. Улан-Удэ) 20-21 октября 2010 г.). – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2011. – С.130
Национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации (проект) // Прил. к журн. «Вестник экологического образования в России». –2000. – № 1. – 20 с.
Пистунова Л. Е. Формирование экологической компетенции у студентов ВУЗа / автореферат – Кемерова: 2006. – 23 с.
Стрелова О. Ю. Проектная деятельность как способ формирования профессиональных компетентностей студента и преподавателя. – Улан-Удэ, Издательство БГУ, 2009 – 115 с.
Суравегина И. Т., Сенкевич В. М. Экология и мир: Методическое пособие для учителя. – М.: Новая школа, 1994. – 90 с.
Ясвин В. А. Психология отношения к природе. – М.: Смысл,2000. – 456 с.














13PAGE \* MERGEFORMAT142515