Из опыта работы по формированию экологической культуры младших школьников


Слайд 1
Тема моего педагогического опыта, который я хочу представить вашему вниманию «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»
Слайд 2
Всё хорошее в людях – из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всем сердцем:Удивиться, узнать, полюбить!Я хочу, чтоб земля расцветала,И росли, как цветы, малыши,Чтоб для них экология стала - не наукой, А частью души!
Слайд 3
У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том…
Такой дуб стоит на крутом берегу Оки. Стоит не один десяток лет.
Стоит, как сторожил, как символ поколений. Всё случалось на его веку: ломали его ветки, жгли костры под корнями, бросали мусор. Но он всё вынес, всё стерпел. Каждую весну он распускает свои листья, укрывая людей от зноя, а птице даёт приют. И всем хватает места под ним.
Слайд 4
Так уж получилось, что губить свою землю человек начал гораздо раньше, чем пришел к мысли о том, что ее надо охранять. Ряд документов Киевской Руси говорит о том, что уже в те далекие времена славяне пытались как-то ограничить расходование природных биологических запасов. Петр I впервые в истории России учредил лесное управление. Он специальным указом объявил заповедными леса. В них запрещалось рубить дубы, клены, вязы, лиственницы, а также сосны. Так начиналась российская экология.
Слайд 5
Жизнь стремительно меняется. Перемены происходят во всем: в промышленности, бизнесе, политике, науке, сознании. В последнее время все и всюду говорят о кризисе, кризисе финансовом. Но куда более страшен кризис экологический. Еще вчера самым страшным словом считалось слово “война”, сегодня – “экологическая катастрофа. Преодоление экологического кризиса требует изменения традиционных норм и ценностей человека по отношению к природе и самому себе: изменения в содержании и сущности самого экологического образования.
Составляющая основной образовательной программы начального общего образования согласно ФГОС является программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у младших школьников. 
Слайд 6
Следовательно, формировать экологическую грамотность начинать надо с младшего школьного возраста.
Новизна опыта заключается не в формировании принципиально новых технологий и приемов, а в применении уже ранее известного в условиях своей школы, села, района, области.
Образ выпускника начальной школы, который мы должны сформировать к концу 4 класса напрямую связан с экологическим образованием и воспитанием.
Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека.
Рос он, рос…
И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его.
Просто так, не зная даже зачем.
Скомкал и выбросил на дорогу.
Больно стало цветку, горько.
Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль.
 
Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…
Последнее о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.
А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…
Слайд 7
И вот здесь на первый план выходят задачи экологического образования и воспитания:
Формирование основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе.
Расширение и углубление представлений о взаимосвязях в природе и месте человека в них.
Воспитание бережного отношения ко всему
живому на Земле, любви к природе.
Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.
Формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе; развитие первоначальных географических представлений.
Слайд 8
Критерии эффективности не приемлют принудительности, всё должно идти от понимания, значимости экологического образования, ну и, конечно же, душевного состояния каждого ребёнка.
Использование школьниками полученных экологических знаний в реальной жизненной обстановке.
Желание детей принимать активное участие в уходе за растениями и животными.
Умение детей не только самореализовывать экологические навыки, но и привлекать других (пропаганда экологической культуры).
Умение детей выявлять экологические проблемы и находить пути решения через природное окружение во время экскурсий, наблюдений, встреч со старожилами села, лесниками.
Слайд 9
Вот здесь на помощь учителю и приходят различные технологии
Изучение экологии ведется на уроках окружающего мира по программе А.А. Плешакова. Здесь на доступном учащимся уровне рассматриваются связи между живой и неживой природой, между различными компонентами живой природы, между природой и человеком. Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету.
Несмотря на то, что формирование экологической культуры происходит в основном на уроках окружающего мира, эту работу можно продолжать практически на любом другом учебном предмете курса начальной школы:
Уроки математики создают условия для развития умений количественной оценки состояния природных объектов и явлений. Текстовые задачи природоведческого характера дают возможность для раскрытия вопросов о среде обитания, заботы о ней.
Литературное чтение, ИЗО и художественный труд, музыка способствуют развитию ценностных ориентаций, оценочных суждений, общению с природой и грамотному поведению в ней, способствуют развитию эстетических и нравственных отношений, творческой активности и проявления определенного отношения к окружающей природной среде.
На уроках русского языка работу по формированию экологической культуры провожу на основе специально подобранных текстов природоведческого характера.
Экологические проекты – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным результатом.Особая значимость экологических проектов заключается в том, что открывются возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром.
Непосредственное общение с природными объектами происходит во время экологических экскурсий, цель которых заключается не в том, чтобы показать ученикам и заставить их запомнить вид и названия живых существ, и не в том, чтобы научить отыскивать и описывать их особенности, а в том, чтобы показать им и научить их видеть жизнь природы, ввести их в понимание биологических процессов.В процессе экскурсий учащиеся прислушиваются к звукам природы, высказывают свои впечатления, спорят, ошибаются, обсуждают, т. е. идёт непосредственное общение с природными объектами, интенсивное развитие культурного человека в контакте с местной окружающей средой. 
Природоведческий практикум позволяет ребёнку прикоснуться к живому: посадить дерево, полить цветок, помочь животному, попавшему в беду.
Наблюдение за окружающим миром позволит ребёнку ответить на многие вопросы, сделает его поведение не потребительским, а осознанным.
Социальные акции непременно развивают экологическую культуру детей. «Покормите птиц зимой», «День птиц», «Укрась кусочек планеты», «Моя цветущая клумба», «День Земли», операция «Сохрани лес». Вот здесь взрослые должны быть примером для малышей.
Слайд 10
Игра незаменимый спутник в образовательном и воспитательном процессах.
На первом уроке “Мир вокруг нас” я спросила у моих первоклассников, как правильно вести себя в лесу. И услышала множество “нельзя”. “Нельзя рвать цветы”, – сказал один ребёнок, “нельзя ломать ветки” – предложил другой, “нельзя разводить костры”, – вспомнил третий.
Взрослые! Прислушайтесь к себе: после названных детьми запретов возросло ли ваше желание прогуляться с ними по лесу? А у самих ребят? Или, может быть, лучше всего в лес не ходить, чтобы не причинять природе вреда? “А что там делать?” – сказал однажды мой ученик Данила. Да, вероятно, ему не хочется идти в лес, чтобы выполнять там правила поведения, вспоминать запреты и то ли слушать учительское “нельзя”, то ли самому одергивать себя: “нельзя, нельзя, нельзя!”
Что нельзя делать в лесу? От каких действий обычно мы предупреждаем ребят? От тех, что обычно делают они? Или, может быть, от тех, что делаем обычно мы, взрослые? Когда возникает много таких вопросов, то следует обратиться к игре.
Спросите детей: “Почему вы любите играть?”. Они ответят: “Играть интересно”; “нравится”; “хочется”; “играть весело!” и т.д. И именно поэтому, для нас педагогов, поиграть с детьми – важно!
Организация игр, таких как "Узнай дерево по листу", "Что изменилось", "Назови предметы живой и неживой природы", "Кто как издаёт звуки и передвигается", направленные на сравнение увиденного и воспроизведение в памяти того, что впечатлило, а также цитирование поэтических строк Ф.Тютчева, С. Есенина, А. Фета, А. Пушкина о природе повышают познавательный интерес и решают задачи эстетического воспитания. Слайд 11
О результативности опыта говорят поступки детей. (опоздали дети на урок – фотографировали красоту, глаза Есенина – они как вода в нашей речке, убирали класс после занятия – собрали крошки, чтобы покормить птиц)
Повышение познавательного интереса;
Победители и участники олимпиад по природоведению («Львенок», «Эрудит России»);
Призеры Областного конкурса на лучшую постановку работы по экологическому образованию и воспитанию учащихся;
Призеры и участники международной природоохранной акции «Марш парков»
Ещё добавлю, что моя ученица поступила и обучается в Калужском университете на факультете химии и биологии по специализации экология и землепользование.
Слайд 12
Доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы.Человек и природа. Сейчас, как никогда, мы понимаем, что без природы нам не прожить. Природа обойдется без нас, а вот мы без нее — нет…» Н. Сладков
Слайд 13
Нам взрослым надо лишь поддержать начинания наших детей своим примером. Такой пример по восстановлению дубовой аллеи предложили работники прокуратуры. Главное чтобы такой опыт не был однодневной акцией, а стал нормой человеческой жизни.
Нас в любое время года
Учит мудрая Природа
Птицы учат пению,
Паучок – терпению.
Пчелы в поле и саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все – по справедливости.
Отражение в воде
Учат нас правдивости,
Учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте,
И при всей огромности
Обучает скромности.
У Природы круглый год
Обучаться нужно
Нас деревья всех пород
Весь большой лесной народ,
Учат крепкой дружбе.
(выйти и включить клип)
Охранять природу – значит охранять Родину.
КЛИП
Родину, имя которой великая Россия, с её ромашковыми полями, голубыми небесами, звоном колоколов, переливами трав, белыми берёзами и великим героическим народом.