Выступление на методическом объединении преподавателей ОБЖ на тему «Обеспечение безопасности в школе»


Методическое объединение преподавателей ОБЖ
Г. Новозыбкова
Преподаватель-организатор ОБЖ
МБОУ «СОШ №6 г. Новозыбкова»
Пронченко И.С., I категория
Тема: «Обеспечение безопасности в школе»
Задачи безопасности жизнедеятельности – обеспечение комфортных условий деятельности людей на всех стадиях их жизни. Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья людей, снижению уровня травматизма и заболеваемости. Поэтому объектом изучения безопасности жизнедеятельности является комплекс негативно действующих явлений и процессов в системе «человек – среда обитания», в нашем случае, более узком, – «человек – сфера труда и учебы».
Таким образом, безопасность образовательного учреждения – это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников, работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев.
Рассмотрим, какие же негативные факторы могут действовать на человека (преподавателя, ученика, техперсонал) в школе, а также как с этими факторами можно и нужно бороться.
1. Пожар – неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей.
Направление: пожарная безопасность.
Для обеспечения пожарной безопасности учебно-образовательном учреждения оборудуются:
пожарными сигнализациями, датчиками дыма и огня;
щитами с противопожарным инвентарем;
пожарными рукавами и кранами;
огнетушителями;
ящиками с песком и т.п.
Загорания и пожары могут быть предупреждены и значительно ослаблены благодаря проведению профилактических мероприятий. Проводиться они должны постоянно, быть в поле зрения не только руководителей, но и всего состава образовательного учреждения. Это очистка от горючего мусора территории, отказ от деревянных построек, применение негорючих материалов, возведение огнестойких преград, обеспечение свободного подъезда к пожарным гидрантам, незахламление запасных выходов и т.п. К мероприятиям профилактики можно отнести также проведение объектовых тренировок.
Главное – это соблюдение мер пожарной безопасности, тогда возможность загорания и пожара сводится к минимуму.
2. Защита личности, общества и государства от терроризма, согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации, является важной составляющей национальных интересов России.
Направление: противодействие терроризму.
Террористическая акция – это непосредственное совершение преступления террористического характера в различных формах: взрыв, поджог, применение или угроза применения ядерных взрывных устройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих, ядовитых веществ; уничтожение, повреждение или захват транспортных средств или других объектов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, представителя национальных, этнических, религиозных или иных групп населения; захват заложников, похищение человека; создание опасности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу лицам путем создания условий для аварий и катастроф техногенного характера либо реальной угрозы создания такой опасности; распространение угроз в любой форме и любыми средствами; иные преднамеренные действия, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба.
В качестве предупредительных мер необходимо:
ужесточить режим пропуска на территорию организации,
ежедневно осуществлять обход и осмотр территории и помещений с целью обнаружения подозрительных предметов,
тщательно проверять поступающее имущество, оборудование по количеству предметов, состоянию упаковки и.т.д.,
иметь план эвакуации персонала и учащихся,
подготовить средства оповещения личного состава,
организовывать подготовку сотрудников учреждения совместно с правоохранительными органами путем практических занятий по действиям в условиях проявления терроризма,
освободить от лишних предметов служебные помещения, лестничные клетки, помещения, где расположены технические установки,
обеспечить регулярное удаление из здания отходов,
контейнеры-мусоросборники по возможности установить за пределами зданий объекта,
довести до всего персонала учреждения номера телефонов, по которым необходимо поставить в известность определенные органы при обнаружении подозрительных предметов или признаков угрозы проведения террористического акта.
3. Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного действия, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью, ущерб окружающей природной среде.
Направление: предупреждение и ликвидация ЧС. С этой целью в образовательном учреждении разрабатывается и реализуется (по введению режима ЧС) специальные приказы на период ЧС, создаются местные КЧС, штаб и оперативные формирования и команды, проводятся аварийно-спасательные и другие неотложные работы.
4. Период военных действий, состояния войны.
Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этого.
Защита осуществляется по двум направлениям: в мирное время, в военное время.
Можно выделить мероприятия:
обучение работников учреждения способам защиты от опасностей, возникающих во время или вследствие военных действий,
разработка специальных планов и мероприятий по ГО,
строительство и обслуживание укрытий различного назначения,
оповещение,
эвакуация,
предоставление средств индивидуальной защиты,
аварийно-спасательные и другие неотложные работы и т.п.
5. Иные неблагоприятные факторы, которые формируются в ходе учебного процесса.
Направления: санитарно-гигиеническое, психологическое, инженерное.
Требования с целью обеспечения условий безопасности организации учебного процесса:
к размещению образовательного учреждения,
к участку, где находится указанное заведение,
к зданию (например, определенное количество этажей),
к помещениям (глубина стены не более 6 метров, тона классной комнаты – светлые, окраска столов и стульев – зеленая, светло-синяя, цвета дерева),
к оборудованию,
к воздушно-тепловому режиму (влажность 40-60%, температура +18..+20 С, в спортзале +16..+18С, аналогично в мастерских),
к естественному и искусственному освещению (естественное левостороннее освещение в классных кабинетах, общее освещение 500 люкс, индивидуальное – 300 люкс, светильники должны располагаться параллельно светонесущей стене),
к водоснабжению и канализации,
к режиму (расписание, рабочий график),
к организации медобслуживания,
к организации питания,
к санитарному состоянию здания,
к зеленым насаждениям (эстетическое значение, уменьшение запыленности территории, снижение уровня шума, обогащение воздуха кислородом) и т.п.
Используемая литература:
Ястребов Г.С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф. – Ростов-на-Дону, 2005.
Защита от чрезвычайных ситуаций. (Темы 1 – 7). / Библиотечка «Военные знания». Сост. М.А. Петров. – М., 2002.
Курс лекций БЖД. НФ БГУ. Сост. Кислов М.В. – Новозыбков, 2005.