Методическая разработка по теме:Развитие системы оценки достижений планируемых результатов освоения образовательной программы по предметам естественнонаучного цикла.


Свирко Т.В. учитель географии 1 квалификационной категории МБОУ Кольская СОШ №2 г. Колы, Мурманской области
ТЕМА: Развитие системы оценки достижений планируемых результатов освоения образовательной программы по предметам естественнонаучного цикла.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы представляет собой один из инструментов реализации и направлен на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.
В соответствии с ними система оценки должна:
а) ориентировать на достижение результата духовно-нравственного развития и воспитания в соответствии с Программой воспитания и социализации школы «Человек. Природа. Общество» (личностные результаты)
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий.
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.
формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельности. К ним относится:
• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
• способность к сотрудничеству и коммуникации;
• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:
• стартовой диагностики;
• текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
• промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
• текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
• защиты итогового индивидуального проекта.
освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);
Формирование предметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов
б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);
в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами − возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, в школе.
Главное достоинство системы оценки в соответствии с ФГОС в том, что она реально переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.
Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
Помимо привычных предметных контрольных работ проводятся метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.
Например. Мотивационый блок по теме "Вселенная",география 5 класс.
Был задан мною вопрос: Как изобразили бы вселенную жители Севера?(дети рисуют 3минуты)
Почему именно так, а не иначе? (задание требует от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.

С целью наиболее полного отражения оценивания образовательных результатов обучающихся при разработке системы проверочных и учебно-методических материалов необходимо целесообразно выделить следующие моменты:
ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?
Оцениваем результаты предметные, метапредметные и личностные.
Результаты ученика это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе).
Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.
КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
Тема урока «Русские путешественники". ГЕОГРАФИЯ 5 класс.
Пример самооценки ученика по теме.


Во время своих уроков я провожу упражнения — тренинги по формированию адекватной самооценки и рефлексии. (пример рефлексии видите на примере урока "Русские путешественники"). Вот некоторые из них:
1. Выполнение самоанализа своей работы (в рабочих тетрадях)
- Откройте тетради и проследите, какие замечания вы получили. Попробуйте разобраться, почему? А могу ли я лучше?
- Довольны ли вы своим результатом? Почему?
2. Оценка коллективной и личностной деятельности на уроке. Такой анализ провожу обычно в конце урока. «Что получилось удачным на уроке, интересным?» или «Какая работа вас заинтересовала?»,"Что вы узнали нового на уроке?"
3. Выполнение самооценки на различных этапах урока. Приведу примеры с уроков:
а)Ученики выполняют тест или проверочную работу в тетради. Затем дети вместе с учителем проверяют работу и ставят свою оценку. Потом идет анализ поставленных оценок.
б) Например, на уроке даются задачи по определению расстояния по плану местности, и дети в течение 10 минут самостоятельно их решают. Перед проверкой они договариваются с учителем, сколькими баллами будут оценивать эту работу: 5 задач – 10 баллов (2 балла за каждую выполненную задачу).
Дети не скрывают своего незнания, неумения. Это позволяет им по-новому взглянуть на свои способности, на свое старание или отсутствие его.
Ситуацию успеха ожидают все учащиеся на уроке, им всем хочется получить одобрительную оценку. Эмоциональный положительный настрой, комфортность на уроке благотворно влияют на дальнейшее успешное обучение.
Если учитель будет целенаправленно формировать действие оценки и самооценки, то ребенок научиться не только фиксировать трудность, анализировать её причину, но и научиться эту трудность преодолевать.
Ученик должен четко определять для себя: «Это я знаю, а этому я должен научиться».