УЧЕБНО — МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА


Министерство образования, науки и молодежной политики
Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Чернышевское многопрофильное училище»
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА»
19.01.02 «Повар, кондитер»
38.01.02 «Продавец, контролер-кассир»
Чернышевск, 2014 г.
Разработчик:
И.К.Яшина, преподаватель русского языка и литературы
Рассмотрено
на заседании МК ООД
протокол №___от______2014 г.
Председатель МК ООД
__________Юмшина Ю.В.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Пояснительная записка Стр.4
2 Рекомендации по работе с учебно-методическим пособием Стр. 5
3 Алгоритмы выполнения различных видов внеаудиторной самостоятельной работы.
Стр. 7
4 Критерии оценки выполнения внеаудиторных самостоятельных работ Стр. 13
5 Тематический план
Стр. 17
6 Задания для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся. Стр.19
7 Список литературы. Стр. 33
8 Приложения. Стр. 34
Пояснительная записка
Настоящий сборник учебно - методических рекомендаций предназначен в качестве учебно -методического пособия при выполнении внеаудиторной самостоятельных работ по программе дисциплины «Русский язык». Выполнение обучающимися внеаудиторных самостоятельных работ в процессе изучения дисциплины является важнейшим этапом обучения, который способствует систематизации и закреплению полученных теоретических знаний и практических умений; формированию навыков работы с различными видами информации, развитию познавательных способностей и активности обучающихся, формированию таких качеств личности, как ответственность и организованность, самостоятельность мышления, способность к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации, воспитывать самостоятельность как личностное качество будущего рабочего.
Формирование навыков:
- отбора и систематизации информации по заданной теме;
- поиска, отбора, систематизации и обобщения информации в Интернете по заданной теме;
- интерпретации, анализа, обобщения и структурирования информации по заданной теме;
- использования теоретических знаний при выполнении тестовых работ и упражнений;
- закрепления, углубления, расширения и систематизации знаний, полученных во время аудиторных занятий.
В результате выполнения самостоятельных работ обучающийся должен знать:
- как писать сочинение,
- как написать реферат,
- как написать сообщение,
- как составить хронологическую таблицу,
- как выполнить тестирование,
- как подготовить выразительное чтение
- как подготовить чтение стихотворения наизусть.
Обучающийся должен выполнить работу за определенное время, после выполнения работы должен представить отчет о проделанной работе либо в виде письменной работы, защиты реферата или сообщения. Отчет о проделанной работе следует делать в тетради или оформлять в соответствии с требованиями указанными преподавателем. Результаты внеаудиторной самостоятельной работы оформляются в виде отчетов по прилагаемым формам.
Оценку за выполненное задание по внеаудиторной самостоятельной работе обучающийся получает с учетом срока выполнения работы, согласно разработанным критериям.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ
С УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИМ ПОСОБИЕМ
Общие рекомендации обучающемусяпо выполнению внеаудиторных самостоятельных работ.
Внимательно выслушайте или прочитайте тему, цели и задачи самостоятельной работы.
Обсудите текст задания с преподавателем и группой, задавайте вопросы – нельзя оставлять невыясненными или непонятыми ни одного слова или вопроса.
Внимательно прослушайте рекомендации преподавателя по выполнению самостоятельной работы.
Ознакомьтесь с графиком самостоятельных работ обучающихся по дисциплине, если требуется, уточните время, отводимое на выполнение задания, сроки сдачи и форму отчета у преподавателя.
Внимательно изучите письменные методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы.
Ознакомьтесь со списком литературы и источников по заданной теме самостоятельной работы.
Повторите весь теоретический материал по конспектам и другим источникам, предшествовавший самостоятельной работе, ответьте на вопросы самоконтроля по изученному материалу.
Подготовьте все необходимое для выполнения задания, рационально (удобно и правильно) расположите на рабочем месте. Не следует браться за работу, пока не подготовлено рабочее место.
Продумайте ход выполнения работы, составьте план, если это необходимо.
Если вы делаете сообщение, то обязательно прочтите текст медленно вслух, обращая особое внимание на произношение новых терминов и стараясь запомнить информацию.
Если ваша работа связана с использованием ИКТ, проверьте наличие и работоспособность программного обеспечения, необходимого для выполнения задания.
Если при выполнении самостоятельной работы применяется групповое или коллективное выполнение задания, старайтесь поддерживать в коллективе нормальный психологический климат, грамотно распределить роли и обязанности. Вместе проводите анализ и самоконтроль организации самостоятельной работы микрогруппы.
Не отвлекайтесь во время выполнения задания на посторонние, не относящиеся к работе, дела.
При выполнении самостоятельного практического задания соблюдайте правила техники безопасности и охраны труда.
В процессе выполнения самостоятельной работы обращайтесь за консультациями к преподавателю, чтобы вовремя скорректировать свою деятельность, проверить правильность выполнения задания.
По окончании выполнения самостоятельной работы составьте письменный или устный отчет в соответствии с теми методическими указаниями по оформлению отчета, которые вы получили от преподавателя или в методических указаниях.
Сдайте готовую работу преподавателю для проверки точно в указанный преподавателем срок.
Участвуйте в обсуждении и оценке полученных результатов самостоятельной работы (общегрупповом или в микрогруппах).
Участвуйте в обсуждении полученных результатов работы.
Алгоритмы выполнения различных видов внеаудиторной самостоятельной работы.
Алгоритм самостоятельной работы над сообщением/рефератом на заданную тему:
Ознакомьтесь с предлагаемыми темами сообщений.
Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников и подготовьте их для работы.
Получите консультацию преподавателя и изучите рекомендации.
Повторите лекционный материал по теме сообщения.
Изучите материал, касающийся темы сообщения не менее чем по двум рекомендованным источникам.
Составьте план сообщения, запишите его.
Еще раз внимательно прочтите текст выбранных источников информации, стараясь понять общее содержание и выделить из контекста значение незнакомых слов и терминов.
Обратитесь к словарю, чтобы найти значения незнакомых слов.
Проработайте найденный материал, выбирая только то, что раскрывает пункты плана.
Составьте список ключевых слов из текста так, чтобы он отражал суть содержания.
Составьте окончательный текст сообщения.
Оформите материал в соответствии с «Методическими рекомендациями к написанию реферата - сообщения».
Прочтите текст медленно вслух, обращая особое внимание на произношение новых терминов и стараясь запомнить информацию.
Ответьте после чтения на вопросы и задания к текстам источников.
Восстановите последовательность изложения текста сообщения (что очень целесообразно), пересказав его устно после завершения работы над вопросами и заданиями.
Проводите самоконтроль не только после окончания работы над сообщением, но и непосредственно в ходе нее, чтобы не только сразу обнаружить ошибку, но и установить ее причину.
Сформулируйте вопросы и проблемы, желательные для обсуждения на занятии.
Проверьте еще раз свои знания спустя некоторое время, чтобы выяснить прочность усвоения учебного материала.
Еще раз устно проговорите своё сообщение в соответствии с планом.
Защита подготовленного сообщения проходит в устной форме, чтобы получить навык устного изложения и научиться отстаивать свою точку зрения, если вы убеждены в своей правоте.
Пользуйтесь планом сообщения и зачитывайте отдельные небольшие части, строки или цитаты.
Соблюдайте регламент – времяизложения информации с одного печатного листа приблизительно равно 4-5 минутам.
Методические рекомендации к написанию реферата - сообщения
Оформление теоретической части
Работа выполняется на компьютере и распечатывается только на белой бумаги стандартного формата А4 на одной стороне листа:
Поля – левое 30 мм, правое 10 мм, верхнее 20 мм, нижнее 20 мм;
Ориентация страницы – книжная;
Наименование шрифта – Times New Roman;
Размер шрифта – заголовки (оглавление, содержание, введение, наименование глав, заключение, вывод, список используемых источников, приложения) 14 пт, подзаголовки 14 пт, основной текст 14 пт, текст в таблицах 12-14 пт;
Междустрочный интервал: текст - полуторный, таблицы - одинарный;
Выравнивание текста – заголовки и подзаголовки по центру, , нумерация таблиц по левому краю, нумерация рисунков по центру, текст по ширине;
Абзац (красная строка) – отступ 1,25 см;
По тексту - не используется никакого выделения: ни «полужирный», ни «курсив», ни «подчеркнутый», ни смена шрифта;Нумерация страниц – сквозная по всему документу (работе), начинается с титульного листа, но номер страницы выставляется, начиная с листа «Содержание». Страницы нумеруются арабскими цифрами в правом верхнем или нижнем углу.
Оформление заголовков
Заголовки структурных элементов документа и разделов основной части следует печатать без точки в конце. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются. Заголовки должны быть краткими и соответствовать содержанию.
С нового листа начинаются разделы – «содержание», «введение», «главы», «заключение», «список используемых источников», «приложения»;С нового листа не начинаются – подразделы;
Заглавными буквами «полужирным» шрифтом выделяются – заголовки: «введение», «главы», «заключение», «список используемых источников». Данные заголовки выравниваются по центру, без абзаца (отступ);
Заглавными буквами «полужирным» шрифтом выделяется – заголовок: «приложение», выравнивается по левому краю, с абзаца (отступ) 12,5-15 мм;Прописными буквами «полужирным» шрифтом выделяются – заголовок: «содержание» и подзаголовки (подразделы) выравнивается по левому краю, с абзацем (отступом) 12,5-15 мм;Заголовки: «содержание», «введение», «главы», «заключение», «список используемых источников», «приложения» следует отделять от подзаголовков (подразделов) и текста 2 междустрочными интервалами;Подзаголовки (подразделы) следует отделять от текста - одним междустрочным интервалам.
Оформление таблиц
Таблицы позволяют систематизировать текст, обеспечивать наглядность информации. Каждая таблица должна иметь наименование, точно и кратко отражающее ее содержание. Таблицы располагаются после текста, в котором они упоминаются впервые или на следующей странице, а при необходимости в приложении.
Номер таблицы, например: «Таблица 1», помещается над таблицей, выравнивается по левому краю;
Нумерация таблиц сквозная по всему тексту работы;
Наименование таблицы, например: «Значения интенсивности…», без точки в конце, помещается под номером таблицы и выравнивается по левому краю;
- При продолжении части таблицы на следующей странице, размещать надпись о продолжении, например: «Продолжение таблицы 1» и шапку таблицы, нумерация в таблице продолжается;
Шапка таблицы не выделяется, а также в таблице не используются какие-либо выделения.
Таблицы выравниваются по центру;
Текст шапки таблицы выравнивается - в ячейке по центру;
Текст в таблице выравнивается по ширине;
Числовые значения в таблице выравниваются по правому краю;
При ссылках на таблицу в тексте следует писать «… показано в Таблице 2», «… согласно расчетам приведенных в Таблице 3» либо указывается в конце параграфа «… (Приложение 1, табл. 5)»
Оформление иллюстраций
Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации могут быть расположены как по тексту документа (как можно ближе к соответствующим частям текста), так и в конце работы оформлены в Приложения.
Рисунки выравниваются по центру;
Номер и наименование рисунка помещается под рисунком, выравнивается по центру без точки в концы;
Иллюстрации расположенные по тексту следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией, по всему тексту, например: Рисунок 1;
Допускается нумерация иллюстраций в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации этого раздела, разделенных точкой, например: Рисунок 1.1;
Иллюстрации расположенные в приложениях нумеруются в пределах данного приложения;
При ссылках на иллюстрации следует писать «… в соответствии с рисунком 1» при сквозной нумерации, «… показано на рисунке 1.2» при нумерации в пределах раздела, а также возможны ссылки на иллюстрации расположенные в Приложениях, например: (Приложение 1, рис.3-5).
Оформление используемых источников
Список используемых источников представляет собой перечень тех документов и источников, которые использовались при написании работы, расположенных в алфавитном порядке по разделам в следующей последовательности:
Нормативно-правовые источники (акты органов законодательной и исполнительной власти, ведомственные правовые акты в хронологической последовательности);
Учебники, монографии, брошюры;
Периодические издания;
Электронные ресурсы.
Список используемых источников включает в себя при выполнении:
Сообшения – 2-3 наименования;
Реферата – 4-5 наименований
Оформление приложений
Приложение дополняет текст работы. Приложением может быть графический материал, таблицы, расчеты, описания алгоритмов и программ задач, решаемых на ЭВМ, ПК и т.д.
Приложения используются только в том случае, если они дополняют содержание основных проблем исследования и носят справочный или рекомендательный характер;
Характер приложения определяется автором работы самостоятельно, исходя из содержания;
Приложения располагаются в смысловом порядке излагаемого в работе;
В тексте работы на все приложения должны быть сделаны ссылки, например: «Приложение 1»;
Приложения оформляют как продолжение работы на последующих листах формата А4, А3 (при необходимости) или выпускают в виде самостоятельного документа;
Каждое приложение начинается с новой страницы с указанием в левом верхнем углу слова «Приложение» и имеет тематический заголовок;
При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д.
Объем работы
Объем реферата должен составлять 12-20 страниц (не более 30).
Введение - 1 стрГлавы – 10-16 стрЗаключение – 1 стрРеферат должен быть написано грамотно, тщательно выверено, грамматические и синтаксические ошибки не допустимы, смысловая нагрузка прослеживаться через весь текст.
Объем сообщение должен составлять 3-5 страниц (не более 10).
Введение - 1 стрГлавы – 2-3стр
Заключение – 1 стрСообщение должно быть написано грамотно, тщательно выверено, грамматические и синтаксические ошибки не допустимы, смысловая нагрузка прослеживаться через весь текст.
Титульный лист выполняется согласно образцу (см. приложение 1)
Алгоритм самостоятельной работы по поиску информации в Интернете.
Внимательно изучите тему и формулировку задания;
Выпишите ключевые слова, чтобы определить объект поиска, сформулировать, какую информацию необходимо найти. Правильно будет дать в запрос одно или два ключевых слова, связанных с искомой темой;
Откройте браузер и воспользуйтесь наиболее распространенными поисковыми машинами (Яндекс, Google, Rambler, Mail или Nigma);
Введите запрос и проверьте орфографию запроса;
Выберите в результатах поиска тот документ, содержание которого ближе к искомой теме, чем остальные, и нажмите на ссылку «найти похожие документы»;
Изучите несколько (до 10-ти) документов, соответствующих запросу, критически осмысливая, сравнивая и анализируя найденную информацию;
Заполните форму отчета (можно копировать фрагменты информации с сайтов);
Обязательно скопируйте адреса сайтов, информацией которых воспользовались, чтобы дать ссылку на авторство в своем отчете.
Алгоритм работы с таблицей :Ознакомьтесь с предлагаемыми темами.
Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников и подготовьте их для работы.
Получите консультацию преподавателя и изучите рекомендации.
Повторите лекционный материал по выбранной теме.
Изучите учебный материал, касающийся выбранной темы, не менее чем по двум рекомендованным источникам.
Внимательно изучите разделы таблицы, названия строк и столбцов.
Еще раз внимательно прочтите текст выбранных источников информации и продумайте ход заполнения таблицы.
Заполните ячейки таблицы.
Оформите таблицу в соответствии с «Правилами оформления текстовых материалов» и требованиями к оформлению таблиц.
Проводите самоконтроль не только после окончания работы над таблицей, но и непосредственно в ходе ее заполнения, чтобы не только сразу обнаружить ошибку, но и установить ее причину.
Сформулируйте вопросы по материалу таблицы, желательные для обсуждения на занятии.
Соблюдайте регламент – 2-3 печатных листа в зависимости от размера таблицы (кроме титульного).
Пример составления таблицы (Приложение 2).
Алгоритм работы над выразительным чтением стихотворения:
1. Найдите предложенные в задании стихотворения.
2. Прочитайте стихотворения.
3. Из прочитанных стихотворений выберите одно, которое кажется вам менее трудным для прочтения.
4. Несколько раз прочитайте стихотворение вслух.
5. Помните, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете его.
6. Старайтесь мысленно представить себе то, о чём читаете.
7. Определите своё (и автора) отношение к событиям, героям и постарайтесь при чтении передать его интонацией.
8. Определите свою основную задачу чтения (что вы хотите передать).
9. Читайте, чётко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста.
10. Выделите голосом важные места.
Алгоритм работы над заучиванием стихотворения наизусть:
Из предложенных стихотворений, выберите наиболее понравившееся вам.
Тихо прочитайте стихотворение, ознакомьтесь с ним.
Найдите незнакомые слова и выражения, обсудите их с преподавателем, узнайте их смысл.
Прочитайте стихотворение еще раз - вслух, соблюдая ритмичность и интонацию.
Через несколько минут попробуйте рассказывать стихотворение, отрываясь от печатного текста и смотря в него только по мере необходимости.
Повторите несколько раз, стараясь уменьшить количество обращений к тексту.
Поделите стихотворение на строфы - четверостишия. Если в печатном виде оно не разделено, можно аккуратно разметить отрывки карандашом.
Прочитайте первое четверостишие вслух, затем закройте страницу и повторите его наизусть. Повторите этот этап 5-7 раз.
Таким же образом выучите последующие части стихотворения.
10.Несколько раз расскажите выученное стихотворение.
Алгоритм работы с тестовыми заданиями:
Начинайте выполнение теста с просмотра заданий, различая для себя легкие и трудные;
приступите к выполнению работы, начиная с тех заданий, правильные ответы на которые не вызывают сомнений, но в любом случае пользуйтесь черновиком;
не останавливайтесь подолгу на отдельных трудных заданиях, а выполняйте «пунктирно» посильные задания (когда нерешенное задание оставляется «на потом», подсознательная работа над ним продолжается и может оказаться результативной);
следует помнить, что для получения отличной и хорошей оценки необязательно правильное выполнение абсолютно всех 100% заданий. Не огорчайтесь, если не удалось выполнить некоторых (3-4) заданий, отличная оценка в данном случае все равно возможна;
полученные ответы из черновика перепишите в тетрадь.
Критерии оценки выполнения внеаудиторных самостоятельных работ:
Критерии оценки сообщения/реферата
№ п/пКритерии оценки Метод оценки Работа выполнена Работа выполнена не полностью Работа не выполнена
Высокий уровень
5 б. Средний уровень
4-3 б. Низкий уровень
2-1 б.
1 Соответствие представленной информации заданной теме Наблюдение преподавателя Содержание сообщения полностью соответствует заданной теме, тема раскрыта полностью Содержание сообщения соответствует заданной теме, но в тексте есть отклонения от темы или тема раскрыта не полностью.
Слишком краткий либо слишком пространный текст сообщения. Обучающийся работу не выполнил.
Содержание сообщения не соответствует заданной теме, тема не раскрыта.
Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований.
Объем текста сообщения значительно превышает регламент. 
2 Характер и стиль изложения материала сообщения Наблюдение преподавателя Материал в сообщении излагается логично, по плану;
В содержании используются термины по изучаемой теме;
Произношение и объяснение терминов сообщения не вызывает у обучающегося затруднений Материал в сообщении не имеет четкой логики изложения (не по плану).
В содержании не используются термины по изучаемой теме, либо их недостаточно для раскрытия темы.
Произношение и объяснение терминов вызывает у обучающегося затруднения. 3 Правильность оформления Проверка работы Текст сообщения оформлен аккуратно и точно в соответствии с правилами оформления.
Объем текста сообщения соответствует регламенту. Текст сообщения оформлен недостаточно аккуратно.
Присутствуют неточности в оформлении.
Объем текста сообщения не соответствует регламенту. Критерии оценки реферата:
Используется рейтинговая система оценок.
Критерии Баллы
Правильность оформления  доклада, реферата 1-5
Краткость, четкость изложения материала 1-5
Профессионализм изложения 1-5
Грамотно и четко сделанные выводы 1-5
Наглядность (наличие таблиц, графиков, схем, фотографий, рисунков) 1-5
 Выступление с докладом, защита реферата 1-5
Баллы Оценка
26-30 Отлично
20-25 Хорошо
15-19 Удовлетворительно
Менее 15 Неудовлетворительно
Критерии оценки работы с таблицами:
№ п/пКритерии оценки Метод оценки Работа выполнена Работа выполнена не полностью Работа не выполнена
Высокий уровень
5 б. Средний уровень
4-3 б. Низкий уровень
2-1 б.
1 Соответствие представленной в таблице информации заданной теме Наблюдение преподавателя Содержание таблицы полностью соответствует заданной теме Содержание материала в таблице соответствует заданной теме, но есть недочеты и незначительные ошибки.
Обучающийся работу не выполнил.
Содержание ячеек таблицы не соответствует заданной теме.
Имеются не заполненные ячейки или серьезные множественные ошибки. 
Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований.
2 Лаконичность и четкость изложения материала в таблице Наблюдение преподавателя Материал в таблице излагается четко и лаконично, без лишнего текста и пояснений.
Ячейки таблицы заполнены материалом, подходящим по смыслу, но представляет собой пространные пояснения и многословный текст 3 Правильность оформления Проверка работы Оформление таблицы полностью соответствует требованиям. В оформлении таблицы имеются незначительные недочеты и небольшая небрежность. Критерии оценки тестирования:
Оценка Степень выполнения задания
5 Выполнено не менее 90 % предложенных заданий.
4 Выполнено не менее 50 – 80 % предложенных заданий
3 Выполнено 30 – 50 % предложенных заданий
2 Выполнено менее 30 % предложенных заданий
Критерии оценки чтения стихотворения наизусть:
Оценка "5" – обучающийся твердо, без подсказок, знает наизусть стихотворение, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении
перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью
воспроизводит текст.
Критерии оценки выразительного чтения стихотворения:
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения.
2. Соблюдение пауз.
3. Правильный выбор темпа.
4. Соблюдение нужной интонации.
5. Безошибочное чтение.
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям.
Критерии оценки пересказа художественного произведения:
Оценка "5" – обучающийся пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
Критерии оценки сочинения:
«5» – в сочинении логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.
«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления.
«3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Наименование раздела/темы программы Кол-во часов на выполнение задания Вид самостоятельной работы Форма контроля
8 1 Раздел 1. Русская литература первой половины XIX века. 4
Выразительное чтение произведений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Выступление студента на занятии.
2
Чтение стихотворения наизусть. Выступление студента на занятии.
2 Cоставление хронологической таблицы по биографии и творчеству Н.В. Гоголя. Проверка преподавателем.
38 2 Раздел 2. Русская литература второй половины XIX века.
12 Реферат на тему «Драма А.Н. Островского «Гроза», проблема личности и среды» Проверка преподавателем.
2 Составление хронологической таблицы по биографии и творчеству И.А. Гончарова Проверка преподавателем.
4 Тестирование по содержанию романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева Проверка преподавателем.
2 Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова. Проверка преподавателем.
4
Выразительное чтение стихотворений Ф.И. Тютчева и А. А. Фета Проверка преподавателем.
4
Сообщение на тему: «Наказание Родиона Раскольникова» по роману «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского Проверка преподавателем.
10
Реферат на тему: «Система образов в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Проверка преподавателем.
3 Раздел 3. Зарубежная литература (обзор). 2 Сообщение на тему «Характеристика Зарубежной литературы 19 века». Проверка преподавателем.
4 Раздел 4. Литература ХХ века. Введение. 2 Сообщение на тему «Общая характеристика литературы 20 века» Проверка преподавателем.
5 Раздел 5. Русская литература на рубеже веков. 2 Тестирование по содержанию повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Проверка преподавателем.
6 Раздел 6. Поэзия начала ХХ века. 4 Анализ поэмы А. Блока «Двенадцать» Проверка преподавателем.
7 Раздел 7. Литература 20-х годов (обзор). 6 2
Выразительное чтение стихотворения В. Маяковского.
Выступление студента на занятии.
4 Чтение 2-3 стихотворений С. Есенина наизусть. Выступление студента на занятии.
8 Раздел 8. Литература 30-х – начала 40-х годов (обзор). 12 Реферат на тему «Песни ВОВ» Проверка преподавателем.
9 Раздел 9. Литература русского Зарубежья. 4 Составление хронологической таблицы по биографии и творчеству И.Бунина, В.Набокова. Проверка преподавателем.
10 Раздел 10. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. 10 3 Пересказ содержания поэмы А.Ахматовой «Реквием» Выступление студента на занятии.
2 Выразительное чтение стихотворений А. Т. Твардовского. Выступление студента на занятии.
2 Сочинение по литературе военных лет. Проверка преподавателем.
3 Тестирование. Проверка преподавателем.
11 Раздел 11. Литература 50–80-х годов (обзор). 6 Составление хронологической таблицы по биографии и творчеству В.Т. Шаламова, А. И. Солженицина, В. Шукшина Проверка преподавателем.
12 Раздел 12. Русская литература последних лет (обзор). 2 Сообщение на тему «Литература последних лет». Проверка преподавателем.
13 Раздел 13. Зарубежная литература (обзор). - 14 Раздел 14. Произведения для бесед по современной литературе. 2 Сообщение на тему «Современная литература» Проверка преподавателем.
Задания для внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся.
Внеаудиторная самостоятельная работа № 1
Раздел № 1. Русская литература первой половины XIX века.
Задание 1: подготовьте выразительное чтение одного из стихотворений А.С. Пушкина на выбор: «Вольность», «Дар напрасный, дар случайный…», «К Чаадаеву».
Цель работы: научиться выразительно читать стихотворения, совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворения.
Алгоритм выполнения работы: см. алгоритм работы над выразительным чтение стихотворения.
Рекомендуемая литература: А.С. Пушкин Стихотворения М, 'Художественная литература', 1979 , http://www.orskinfo.ru/txt/pushkin.htmОценка выполнения задания: см. критерии оценки выразительного чтения.
Задание 2: подготовьте выразительное чтение одного из стихотворений М.Ю. Лермонтова на выбор: «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк».
Цель работы: научиться выразительно читать стихотворения, совершенствовать навыки выразительного чтения.
Алгоритм выполнения работы: см. алгоритм работы над выразительным чтение стихотворения.
Рекомендуемая литература: Сборник русской поэзии «Лирикон», 2014, http://www.sbornik-stihov.ru/
Оценка выполнения задания: см. критерии оценки выразительного чтения.
Задание 3: подготовьте чтение одного стихотворения наизусть А.С. Пушкина или М.Ю. Лермонтова.
Цель работы: развивать воображение, память; совершенствовать культуру речи.
Алгоритм выполнения работы: см. алгоритм работы над заучиванием стихотворения наизусть.
Оценка выполнения задания: см. критерии оценки чтения стихотворения наизусть.
Задание 4: составьте хронологическую таблицу по биографии и творчеству Н.В. Гоголя.
Цель работы: изучить и систематизировать основные факты биографии и творчества писателя, отрабатывать навыки составления хронологической таблицы.
Алгоритм выполнения работы: см. алгоритм работы с таблицей и приложение 2.
Рекомендуемая литература: Русская литература 19 века. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 / Ю. В. Лебедев. – 6-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012. – 384 с.
Оценка выполнения задания: см. критерии оценки работы с таблицами.
Внеаудиторная самостоятельная работа № 2.
Раздел 2. Русская литература второй половины XIX века.
Задание 1: подготовьте реферат на тему «Проблема личности и среды в драме А.Н. Островского «Гроза» .Цель работы: проанализировать художественное произведение на уровне раскрываемых в нем конфликтов.
Алгоритм выполнения работы: см. алгоритм самостоятельной работы над написанием реферата на заданную тему.
Для подготовки реферата используйте следующую литературу:
- Русская литература 19 века. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 / Ю. В. Лебедев. – 6-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012. – 384 с.
- А.Н. Островский, пьеса «Гроза»
При написании реферата можно использовать следующий план:
Вступление.
Противостояние личности и среды – центральная проблема пьесы.
Характеристика жителей города Калинова.
Конфликт Катерины с «темным царством».
Протест Катерины против окружающей среды.
Заключение.
Оценка выполнения задания: см. критерии оценки реферата.
Задание 2: составьте хронологическую таблицу по биографии и творчеству И.А. Гончарова.
Цель работы: изучить и систематизировать основные факты биографии и творчества писателя, отрабатывать навыки составления хронологической таблицы.
Алгоритм выполнения работы: см. алгоритм работы с таблицей и приложение 2.
Рекомендуемая литература: Русская литература 19 века. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 / Ю. В. Лебедев. – 6-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012. – 384 с.
Оценка выполнения задания: см. критерии оценки работы с таблицами.
Задание 3: выполните тестовые задания, ответ запишите в тетрадь.
1. Какой барин "вступается за крестьян", но "говоря с ними, морщится и нюхает одеколон"?а) Николай Петрович Кирсанов б) Павел Петрович Кирсанов в) Аркадий г) Василий Базаров.
2. Кто и кому дал такую характеристику: "Для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор. Ваш брат, дворянин, дальше благородного смирения дойти не может, а это пустяки…Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич".а) Базаров - Павла Петровича б) Базаров - Ситникова
в) Базаров - Аркадия г) Ситников - Аркадия.3. Чей это портрет? "Вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски-пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье, голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах".а) Катя Одинцова б) Дуняша в) Фенечка г) Авдотья Кукшина.4. О ком из героев романа говорится? "Верила во всевозможные приметы, гадания, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства…в скорый конец света".а) Авдотья Кукшина б) Арина Васильевна Базарова
в) Фенечка г) Катя Одинцова.5. Кому посвящается роман?а) Н. Г. Чернышевскому б) Д. И. Писареву. В) Н. Н. Страхову г) В. Г. Белинскому.6. Как вы понимаете термин "нигилизм"?7. Среди комических приемов в романе "Отцы и дети" Тургенев не использует:а) прием несоответствия б) речевая характеристика героя в) гротеск г) ирония.8. "Тайный психологизм" Тургенева в том, что:а) никаких приемов психологизма в романе не используется, а в послесловии автор сам объясняет, что к чему.б) Автор показывает читателю мелкие подробности и детали психологического состояния героев, показывает процесс рождения и развития чувства или мысли.в) Автор считает, что не нужно показывать слишком мелкие и тонкие движения души, излишне дробить характер. Показывать нужно основное, видимое, слышимое проявление чувства: в жесте, интонации, в изменении внешнего облика героя.г) Автор активно использует приемы психологизма, но что они значат, остается тайной.9. У кого из героев на письменном столе находилась серебряная пепельница в виде лаптя как воспоминание о родине?а) Николай Петрович Кирсанов. б) Павел Петрович Кирсанов. в) Аркадий Кирсанов. г)Базаров.10. Чей это портрет? " Девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки, и чуть-чуть сжатые плечи".а) Дуняша. б) Фенечка. в) Катя Одинцова. г) Кукшина.11. Кто из героев так относился к любви: "По-моему, или все, или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления, без возврата. А то лучше и не надо".а) Аркадий. б) Катя Одинцова в) Анна Одинцова г) Фенечка. 12. К какому сословию принадлежал Евгений Базаров?а) Дворянство б) Мещанство в) Разночинцы г) Крестьянство.13.Какова функция пейзажа в финальной сцене (у могилы Базарова)?а) романтическая б) эстетическая в) социальная г) философская.14. Как вы понимаете термин "материализм"?15. Укажите, как называлось родовое имение И. С. Тургенева?а) Карабиха б) Ясная поляна в) Спасское-Лутовиново г) Мураново.16. Завязка романа состоит в сцене:а) спор Базарова с Павлом Петровичем б) встреча Базарова с Одинцовой на балу в) дуэль Базарова и Павла Петровича г) приезд Базарова в усадьбу Кирсановых в 1-ый раз.17. Какой прием Тургенев не использует в создании образа героя и его характеристике?а) деталь б) портрет в) внутренний монолог г) речь. 
Цель работы: знать содержание романа И.А. Тургенева «Отцы и дети»,уметь работать с тестовыми заданиями.
Алгоритм выполнения работы: см. алгоритм работы с тестовыми заданиями.
Оценка выполнения задания: см. критерии оценки тестирования.
Задание 4: подготовьте выразительное чтение двух стихотворений Ф.И.Тютчева и А.А. Фета.
Цель работы: научиться выразительно читать стихотворения, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Алгоритм выполнения работы: см. алгоритм работы над выразительным чтением стихотворения.
Рекомендуемая литература: http://rupoem.ru/fet/all.aspx
Оценка выполнения задания: см. критерии оценки выразительного чтения.
Задание 5: напишите сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова на тему «Проблема народного счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо», используя данный план:
1. Н.А. Некрсов – певец народа.
2. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»
а) Нищая, темная, забитая Россия (описание жизни народа в песнях, названиях деревень, губерний, в пейзаже).
б) Народное понятие счастья:
— счастье в понимании Матрены Тимофеевны и крестьян;
— Яким Нагой. Стихийность в понимании причин зла и виновности в нем «дольщиков народного добра»;
— сознательное служение Ермила Гирина интересам крестьян;
— Савелий – богатырь Святорусский, как новая ступень пробуждающегося сознания, как отражение мощи крестьянской рати, поднимающейся на борьбу.
в) Две возможные дороги к счастью:
— дорога, по которой, «громадная, к соблазну жадная идет толпа»; сатирическое отношение Некрасова к таким людям;
— другая – тесная, дорога «честная» — это путь славного заступника, борца за народное счастье.
3. «Рать подымается – неисчислимая, сила в ней скажется несокрушимая» или «Кто жизнь свою всецело отдает на борьбу за брата – человека, только тот себя переживет».
Цель работы: провести анализ художественного произведения, выразить свою точку зрения относительно темы сочинения.
Алгоритм выполнения работы:
Вспомните сюжет поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (Используйте текст поэмы).
Изучите предложенную тему для сочинения и план написания.
Конспективно запишите все, что приходит в голову (биографию писателя, героев, события и т.д.).
На черновике напишите сочинение по заданному плану.
Строго придерживайтесь избранной темы.
Сочинение должно быть логичным, представлять собой развернутый ответ на основной вопрос-тезис.
Суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения.
Объем сочинения 3-4 страницы.
Почерк должен быть разборчивым.
Не сбивайтесь на пересказ текста.
Соблюдайте поля.
Не увлекайтесь цитатами.
Перечитайте еще раз сочинение.
Проверьте сочинение на наличие разного рода ошибок.
Перепишите сочинение в тетрадь.
 Оценка выполнения задания: см. критерии оценки сочинения.
Задание 6: подготовьте сообщение на тему «Наказание Родиона Раскольникова» по роману «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.
Цель работы: проанализировать художественное произведение, определить в чем заключается наказание Родиона Раскольникова.
Алгоритм выполнения работы: см. алгоритм работы с сообщением.
Для подготовки сообщения используйте следующую литературу:
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».
Русская литература 19 века. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 / Ю. В. Лебедев. – 6-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012. – 384 с.
При написании сообщения можно использовать следующий план:
Введение.
Образ Р. Раскольникова.
Причины преступления Р. Раскольникова.
Наказание Р. Раскольникова: каторга или душевные терзания?
Оценка выполнения задания: см. критерии оценки сообщения.
Задание № 7: подготовьте реферат на тему «Система образов в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
Цель работы: проанализировать художественное произведение, определить специфику системы образов романа, охарактеризовать главных героев романа.
Алгоритм выполнения работы: см. алгоритм самостоятельной работы над написанием реферата на заданную тему.
Для подготовки реферата используйте следующую литературу:
- Русская литература 19 века. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 / Ю. В. Лебедев. – 6-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012. – 384 с.
- Л.Н.Толстой «Война и мир».
При написании реферата можно использовать следующий план:
Вступление.
Специфика системы образов в романе – «мысль народная».
Образная система в романе.
А) Реальные исторические персонажи (Александр 1, Наполеон, Кутузов и др.)
Б) Русское дворянство (семьи Курагиных, Болконских и Ростовых)
В) Народные образы (офицер Тушин, Тимохин; солдаты и др.)
4. Исконные истины и ценности к которым приходят герои романа.
5. Заключение.
Оценка выполнения задания: см. критерии оценки реферата.
Внеаудиторная самостоятельная работа № 3.
Раздел 3. Зарубежная литература (обзор).
Задание: подготовьте сообщение на тему «Характеристика Зарубежной литературы 19 века».
Цель работы: дать характеристику зарубежной литературе 19 века, назвать основных представителей.
Для подготовки сообщения используйте следующую литературу:
http://lit-19.narod.ru/http://demsvet.ru/istoriya-knigi/zarubezhnaya-literatura-19-vekahttp://www.simpatika-cats.ru/При написании сообщения можно использовать следующий план:
Общая характеристика зарубежной литературы 19 века.
Основные представители зарубежной литературы 19 века (Вальтер Скотт, Чарлз Диккенс, Оскар Уальд, Артур Конан Дойл, Генрих Гейне и др.)
Краткая характеристика творчества зарубежных писателей.
Заключение.
Алгоритм выполнения работы: см. алгоритм работы над сообщением.
Оценка выполнения задания: см. критерии оценки сообщения.
Внеаудиторная самостоятельная работа № 4.
Раздел 4. Литература ХХ века. Введение.
Задание: подготовьте сообщение на тему «Общая характеристика литературы 20 века».
Цель работы: дать характеристику литературе 20 века, назвать основных ее представителей.
Алгоритм выполнения работы: см. алгоритм работы над сообщением.
Для подготовки сообщения используйте следующую литературу:
Русская литература 20 века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 / В.П.Журавлев – 13-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012. – 399 с.
http://trnaumova.blogspot.ru/2012/08/blog-post.htmlПри написании сообщения можно использовать следующий план:
Общая характеристика литературы 20 века.
Основные представители литературы 20 века.
Краткая характеристика творчества зарубежных писателей.
Заключение.
Оценка выполнения задания: см. критерии оценки сообщения.
Внеаудиторная самостоятельная работа № 5.
Раздел 5. Русская литература на рубеже веков.
Задание: выполните тестовые задания, ответы запишите в тетрадь.
1. К какому жанру относится произведение Куприна «Гранатовый браслет»:
а) рассказ б) повесть в) поэма г) роман
2. Главную героиню повести зовут:
а) Анна Николаевна б) Мария Николаевна
в) Вера Николаевна г) Ольга Николаевна
3. Кем был муж главной героини:
а) прокурор б) комендант гауптвахты
в) предводитель дворянства г) инженер на железной дороге
4. Что больше всего любила главная героиня:
а) море б) горы в) лес г) небо
5. Что подарила сестра главной героине на день рождения:
а) табакерку б) шкатулку в) записную книжку г) пудреницу
6. Сколько камней гранатов окружали маленький зеленый камешек посередине браслета:
а) четыре б) шесть в) пять г) восемь
7.Что мешало любить по – настоящему генералу Аносову:
а) молодость б) кутежи в) карты г) война
8. Каковы инициалы бедного влюбленного телеграфиста:
а) ППЖ б) ННЖ в) ГСЖ г) ПЦЖ
9. Сколько лет длилась переписка между главной героиней и бедным телеграфистом:
а) 5-6 б) 6-7 в) 7-8 г) 4-5
10. Какая проблема не поднята в повести:
а) чести б) истинной любви
в) самопожертвования ради любви г) разрушающего влияния денег
11. Чью композицию исполнила пианистка Женни Рейтер:
а) Россини б) Баха в) Бетховена г) Шопена
12. Почему Шеина  не могла покинуть дачу?   а) она не хотела уезжать; б) в городском доме не закончен был ремонт;   в) ждала приезда мужа.
Цель работы: знать содержание повести «Гранатовый браслет», научится работать с тестовыми заданиями.
Алгоритм выполнения работы: см. алгоритм работы с тестовыми заданиями.
Оценка выполнения задания: см. критерии оценки тестовых заданий.
Внеаудиторная самостоятельная работа № 6.
Раздел 6. Поэзия начала ХХ века.
Задание: ответьте на вопросы по поэме А. Блока «Двенадцать»:
Почему поэма названа “Двенадцать”?
Каков смысл названия поэмы?
Назовите героев поэмы?
Как автор рисует их образы? 
Каковы особенности сюжета поэмы “Двенадцать”.
Назовите образы-символы поэмы “Двенадцать”.
Что они значат?
 Как Блок передаёт “музыку революции”?
Цель работы: проанализировать содержание поэмы А. Блока «Двенадцать» при помощи данных вопросов, отрабатывать навыки анализа художественного произведения.
Алгоритм выполнения работы:
Для выполнения задания используйте следующую литературу:
Русская литература 20 века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 / В.П.Журавлев – 13-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012. – 399 с.
А. Блок «Двенадцать».
2. Прочитайте текст. При чтении используйте интонационные подчеркивания, выделения как отдельных слов, так и смысловых отрезков.
3. Вспомните, что вы знаете о его авторе. (Когда он жил, в какую эпоху? К какому литературному направлению принадлежал? Чем прославился?) 4. Прочитайте предложенные вопросы.
5. Ответьте сначала на те вопросы, которые кажутся вам наиболее легкими.
6. Прочитайте материал учебника.
7. Ответьте на остальные вопросы, ответ запишите в тетрадь.
Оценка выполнения задания:
«5» Даны полные ответы на все предложенные вопросы.
«4» Даны полные ответы на все вопросы, допускается 1-2 негрубые ошибки.
«3» Выполнено меньше половин задания, допущено 3-4 ошибки.
«2» Ответы даны всего на 2-3 вопроса или задание не выполнено совсем.
Внеаудиторная самостоятельная работа № 7.
Раздел 7. Литература 20-х годов (обзор).
Задание 1: подготовьте выразительное чтение одного из стихотворений В. Маяковского. («Лиличка!», «Люблю», «Ночь», «Кем быть?»)
Цель работы: научиться выразительно читать стихотворения, совершенствовать навыки выразительного чтения.
Алгоритм выполнения работы: см. алгоритм работы над выразительным чтение стихотворения.
Рекомендуемая литература:
http://www.stihi-rus.ru/1/Mayakovskiy/
Оценка выполнения задания: см. критерии оценки выразительного чтения.
Задание 2: подготовьте чтение двух –трех стихотворений Сергея Есенина наизусть. («До свиданья, мой друг, до свиданья», «Весенний вечер», «Черемуха», «Береза», «В этом мире я только прохожий…», «Весна»).
Цель работы: развивать воображение, память; совершенствовать культуру речи.
Алгоритм выполнения работы: см. алгоритм работы над заучиванием стихотворения наизусть.
Рекомендуемая литература:
1. http://esenin.chitalnya.ru
Оценка выполнения задания: см. критерии оценки чтения стихотворения наизусть.
Внеаудиторная самостоятельная работа № 8.
Раздел 8. Литература 30-х – начала 40-х годов (обзор).
Задание: подготовьте реферат на тему «Песни Великой отечественной войны»
Цель работы: изучить литературу периода Великой Отечественной войны, дать характеристику; назвать основных представителей литературы этих лет и освятить их творчество; обозначить роль музыки в годы войны; совершенствовать навыки написания реферата.
Алгоритм выполнения работы: см. алгоритм работы по написанию реферата.
Для написания реферата можно использовать следующую литературу:
Русская литература 20 века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 / В.П.Журавлев – 13-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012. – 399 с.
Анатолий  Железный, Леонид Шемета «Песенная летопись Великой Отечественной Войны».
http://www.pravmir.ru/velikaya-otechestvennayavoina-pesni-stixi-kinoxroniki-tekstaudiovideo/
http://genefis-gbr.ru/pesni-o-velikoj-otechestvennoj-vojne/http://www.kazved.ru/article/23802.aspxПри написании реферата можно использовать следующий план:
Введение.
Общая характеристика военных лет.
Характеристика отечественной литературы в годы ВОВ.
Музыкальные направления в годы войны.
Песенный жанр.
Концертная деятельность артистов.
Патриотические песни и их авторы.
Заключение.
Оценка выполнения задания: см. критерии оценки реферата.
Внеаудиторная самостоятельная работа № 9.
Раздел 9. Литература русского Зарубежья.
Задание: составьте хронологическую таблицу по биографии и творчеству И.Бунина, В.Набокова.
Цель работы: изучить и систематизировать основные факты биографии и творчества писателей, отрабатывать навыки составления хронологической таблицы.
Алгоритм выполнения работы: см. алгоритм работы с таблицей и приложение 2.
Рекомендуемая литература: Русская литература 20 века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 / Ю. В. Лебедев. – 6-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012. – 384 с.
Оценка выполнения задания: см. критерии оценки работы с таблицами.
Внеаудиторная самостоятельная работа № 10.
Раздел 10. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.
Задание 1: подготовьте пересказ поэмы Анны Ахматовой «Реквием».
Цель работы: совершенствовать навыки пересказа художественного произведения, знать содержание поэмы «Реквием».
Алгоритм выполнения работы:
Прочитайте поэму «Реквием».
Вспомните все, что касается биографии поэтессы (в какое время создавалась поэма).
Сформулируйте основную тему поэмы.
Если что то остается непонятным обратитесь за консультацией к преподавателю.
Составьте план произведения, разделив его на смысловые части.
По данному плану перескажите сюжет произведения.
Подкрепите пересказ чтением смысловых отрывков из текста.
Оценка выполнения задания: см. критерии оценки пересказа художественного произведения.
Задание 2: подготовьте выразительное чтение одного - двух стихотворений А.Т. Твардовского. («Я знаю, никакой моей вины…», «Есть имена и есть такие даты…», «Баллада о товарище», «Я убит подо Ржевом»)
Цель работы: научиться выразительно читать стихотворения, совершенствовать навыки выразительного чтения.
Алгоритм выполнения работы: см. алгоритм работы над выразительным чтение стихотворения.
Рекомендуемая литература:
http://tvardovskiy.chitalnya.ru/http://rupoem.ru/tvardovskij/war.aspxОценка выполнения задания: см. критерии оценки выразительного чтения.
Задание 3: напишите сочинение на тему «Великая Отечественная Война в русской литературе» по заданному плану:
А) Вступление.
Б) Значение литературы в годы войны
В) Великая Отечественная война в литературе 20-го века
Г) Моё впечатление о произведениях на тему Великой отечественной войны.
Цель работы: проследить отражение исторических событий в литературе, выразить свою точку зрения относительно темы сочинения.
Алгоритм выполнения работы:
При написании сочинения на заданную тему используйте следующую литературу:
Русская литература 20 века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 / В.П. Журавлев – 13-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012. – 399 с.
http://vov155.blogspot.ru/p/blog-page_9524.htmlИзучите предложенную тему для сочинения и план написания.
Конспективно запишите все, что приходит в голову относительно данной темы (имена писателей периода ВОВ, их произведения ит.д.).
На черновике напишите сочинение по заданному плану.
Строго придерживайтесь избранной темы.
Сочинение должно быть логичным, представлять собой развернутый ответ на основной вопрос-тезис.
Суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения.
Объем сочинения 3-4 страницы.
Почерк должен быть разборчивым.
Не сбивайтесь на пересказ текста.
Соблюдайте поля.
Не увлекайтесь цитатами.
Перечитайте еще раз сочинение.
Проверьте сочинение на наличие разного рода ошибок.
Перепишите сочинение в тетрадь.
Оценка выполнения задания: см. критерии оценки сочинения.
Задание 4: выполните тестовые задания, ответы запишите в тетрадь.Начало формы
Укажите даты жизни А.Т.Твардовского:
А) 1903-1971 Б) 1910 – 1971 В) 1907- 1975
Г) 1900 – 1969 Д) 1901 – 1999
2. Кто был другом и наставником Твардовского, поддерживавшим юного поэта в его начинаниях?
А) В.М.Шукшин б) И.А.Бунин в) С.А.Есенин
г) Н.А.Клюев д) М.В.Исаковский
3. В какой из нижеперечисленных поэм А.Т.Твардовского главный герой находит своё счастье в колхозе родного села?
А) «Страна Муравия» б) «Василий Тёркин» в) «Дом у дороги»
г) «За далью - даль» д) «По праву памяти»
4. В какой военной кампании периода 1938-1940 годов принял участие Твардовский?
А) в советско-финской войне б) в событиях в странах Прибалтики
В) в событиях на реке Халхин-Гол г) в событиях на озере Хасан
Д) в событиях оккупации Франции
5. Когда впервые появились черновые варианты известной поэмы А.Т. Твардовского про советского солдата?
А) 1941-1942 б) 1942-1943 в) 1936-1938 г) 1939-1940 д) 1943-1944
6. Прочитайте отрывок из воспоминаний писателя Е.З. Воробьёва о Твардовском:
«Я встретил Александра Трифоновича Твардовского возле бревенчатого дома, занятого отделом кадров Политуправления. Он прибыл с Юго-Западного фронта в «Красноармейскую правду» несколько дней назад и еще плохо знал дорогу; я провел его к поезду кратчайшим путем... Вот в этом поезде посчастливилось мне слушать первые главы <...>. Меня ошеломила сила поэмы, я смотрел на лица товарищей — они испытывали такое же потрясение. Нас объединяла счастливая причастность к поэзии. А читал Твардовский вдохновенно и с плохо скрытым волнением — как примут <...> малознакомые фронтовые журналисты? С первых месяцев войны «Красноармейская правда» печатала раешник о похождениях смекалистого, смелого и умелого бойца Гриши Танкина. Наверно (думал я, до того как началось чтение), этот <...> пришел на Отечественную войну с обновленным багажом солдатских придумок и прибауток, наверно, <...> — литературный брат нашего Гриши Танкина».
О какой поэме пишет автор воспоминаний?
А) «Дом у дороги» б) «По праву памяти» в) «Василий Тёркин»
Г) «За далью - даль» д) «Страна Муравия»
7. Даны семь суждений о поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин»:
(А) Кроме основного названия, поэма имеет ещё и другое - «Книга про бойца».(Б) Василий Тёркин - собирательный образ, воплотивший в себе лучшие качества советского солдата.(В) В поэме есть главы, посвящённые рассуждениям о войне и нелёгкой доле рядового солдата.(Г) Каждая глава поэмы - своеобразная законченная новелла, которая имеет свой определённый сюжет.(Д) В поэме изображена горькая судьба главного героя - Василия Тёркина. Поэма начинается с описания его семьи в сложное довоенное время, а после изображены испытания главного героя в период Московского сражения 1941-1942 гг.(Е) В поэме автор ведёт диалог с главным героем.(Ж) В поэме автор использует сложные речевые обороты, термины, которые немного затрудняют понимание этого произведения.
Какое(-ие) из данных суждений верно(-ы)?
А) верно суждение Б б) верны суждения А – Е в) верны все суждения
Г) верны суждения А - Г, Е – Ж д) верны суждения А - Г, Е
8. О каком произведении А.Т.Твардовского пишет литературовед Г.А.Митин?
«Итак, новый Теркин — не прежний, но замысел поэта в том и состоял, чтобы показать силу подавления человека Системой как раз через изменение всем знакомого образа героя, через невольную его деформацию, через его неодолимое стремление вернуться к самому себе. В образе Теркина пафос жизнеутверждения сплетается с пафосом отрицания окружающей его мертвечины вообще, отрицанием генерал- покойника, чей образ все критики оценили как художественно значительный и содержательный...»
А) «Катерина» б) «Василий Тёркин» в) «Я убит подо Ржевом»
Г) «Тёркин на том свете» д) «Признание»
9. Какое из нижеперечисленных стихотворений не принадлежит перу А.Т.Твардовского?
А) «Дом бойца» б) «Иванушка» в) «Страшная сказка» г) «Братья»
Д) «Партизанам Смоленщины»
10. Даны три утверждения о деятельности и судьбе А.Т.Твардовского в послевоенный период.:(А) Твардовский был главным редактором журнала «Новый мир».(Б) Два раза Твардовского снимали с поста главного редактора журнала, так как в журнале печатались произведения А.И.Солженицына и других писателей, которые отражали скрываемые стороны советской действительности.(В) За творческую деятельность Твардовский был удостоен многочисленных премий, среди них - Сталинская премия первой степени за поэму «Василий Тёркин».
Какое(-ие) из данных утверждений верно(-ы)?
А) верны утверждения Б и В б) верно утверждение В
В) верны все утверждения г) верно утверждение А д) все утверждения неверныКонец формы
Цель работы: знать особенности литературы периода ВОВ и ее представителей, научиться работать с тестовыми заданиями.
Алгоритм выполнения работы: см. алгоритм работы с тестовыми заданиями.
Оценка выполнения задания: см. критерии оценки тестирования.
Внеаудиторная самостоятельная работа № 11.
Раздел 11. Литература 50–80-х годов (обзор).
Задание: Составьте хронологическую таблицу по биографии и творчеству В.Т. Шаламова, А. И. Солженицина, В. Шукшина.
Цель работы: изучить и систематизировать основные факты биографии и творчества писателей, отрабатывать навыки составления хронологической таблицы.
Алгоритм выполнения работы: см. алгоритм работы с таблицей и приложение 2.
Рекомендуемая литература: Русская литература 20 века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 / Ю. В. Лебедев. – 13-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012. – 399 с.
Оценка выполнения задания: см. критерии оценки работы с таблицами.
Внеаудиторная самостоятельная работа № 12.
Раздел 12. Русская литература последних лет (обзор).
Задание: подготовьте сообщение на тему «Характеристика литературы последних лет».
Цель работы: проследить развитие русской литературы за последние 30 лет, назвать основных писателей этого времени и их произведения, совершенствовать навыки составления сообщения.
Алгоритм выполнения работы: см. алгоритм работы с сообщением.
Для подготовки сообщения используйте следующую литературу:
Русская литература ХХ века в 2 частях/под ред. проф. Кременцова. М., 2003
Шагалов, А. Василь Быков. Повести о войне / А.Шагалов. — М.: Художественная литература, 1989.
Юдин, В. Если в разведку — то с ним! / В.Юдин // Подъем. — 1985. — № 1. — С. 122 — 125.
При написании сообщения можно использовать следующий план:
Введение.
Краткая характеристика литературы 20 века.
Отголоски ВОВ в литературе.
Творчество писателей последних лет.
Оценка выполнения задания: см. критерии оценки сообщения.
Внеаудиторная самостоятельная работа № 13.
Раздел 14. Произведения для бесед по современной литературе.
Задание: подготовьте сообщение на тему «Современная литература».
Цель работы: изучить творчество современных писателей, дать общую характеристику современной литературе, совершенствовать навыки работы с сообщением.
Алгоритм выполнения работы:
Для подготовки сообщения используйте следующую литературу:
Агеносов, В.В. Литература Russkoqo зарубежья / В.В.Агеносов. — М., 1998.
Шром, Н.И. Новейшая русская литература 1987-1999 / Н.И.Шромм. — Рига: Retorika A, 2000. – 368 с.
http://www.livelib.ru/tag/%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0http://www.litres.ru/sovremennaya-proza/sovremennaya-russkaya-literatura/При написании сообщения можно использовать следующий план:
Введение.
Обзор современной литературы .Тематика современной литературы.
Основные представители современной литературы.
Заключение.
Оценка выполнения задания: см. критерии оценки сообщения.
Список основной и дополнительной литературы:
Основная литература:
А.С. Пушкин Стихотворения М, 'Художественная литература', 1979
А. Блок «Двенадцать».
А.Н. Островский, пьеса «Гроза».
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».
Сборник русской поэзии «Лирикон», 2014
Русская литература 19 века. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 / Ю. В. Лебедев. – 6-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012. – 384 с.
Русская литература 20 века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 / В.П. Журавлев – 13-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012. – 399 с.
Дополнительная литература:
Агеносов, В.В. Литература Russkoqo зарубежья / В.В.Агеносов. — М., 1998.
Русская литература ХХ века в 2 частях/под ред. проф. Кременцова. М., 2003
Шром, Н.И. Новейшая русская литература 1987-1999 / Н.И.Шромм. — Рига: Retorika A, 2000. – 368 с.
Шагалов, А. Василь Быков. Повести о войне / А.Шагалов. — М.: Художественная литература, 1989.
Юдин, В. Если в разведку — то с ним! / В.Юдин // Подъем. — 1988.
Приложение 1
Министерство образования, науки и молодежной политики
Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Чернышевское многопрофильное училище»
СООБЩЕНИЕ (РЕФЕРАТ)
натему _________________________________
Выполнил:
Студент группы № ___
Ф.И.
2014 г.
Приложение 2.
Хронологическая таблица по биографии и творчеству писателя:

п/пФИО писателя Событие из жизни писателя, касающееся его биографии или творчества. (краткие сведения) Дата события
1 А.С. Пушкин Родился в Москве, в дворянской семье. 1799 год
2 Поступление в Царскосельский Лицей. 1811 год
И т.д.