Методические указания по выполнению внеурочной самостоятельной работы студентами

Министерство образования и науки Красноярского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Красноярский технологический техникум пищевой промышленности»












ИНФОРМАТИКА

Методические указания по выполнению
 внеурочной самостоятельной работы студентами
  специальности 
19.02.03 «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий»

















Красноярск 2015
ОДОБРЕНО
Предметной цикловой комиссией «Общеобразовательных дисциплин»
Протокол №___
от «___» ________ 2015 г.
Председатель ПЦК
________________О.П. Кастюк
Методические указания составлены в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 19.02.03 «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий»



СОГЛАСОВАНО:
Методист Кузьмичева Л.И.





Составитель: Кастюк О.П., преподаватель Красноярского технологического техникума пищевой промышленности
Абрамочкина А.Л., преподаватель Красноярского технологического техникума пищевой промышленности

Рецензент: Баранов М.А., преподаватель Красноярского технологического техникума пищевой промышленности









Рецензия

на методические указания для обучающихся по выполнению видов самостоятельных работ по дисциплине «Информатика» для специальности 19.02.03 «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий», разработанные преподавателем Красноярского технологического техникума пищевой промышленности Кастюк О.П.
Данные методические указания разработаны для обучающихся при выполнении ими следующих видов самостоятельных работ:
1. Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы для закрепления и систематизации знаний.
1.1 Подготовка доклада
1.2 Подготовка реферата
1.3 Подготовка сообщения
2 Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы для формирования умений
2.1 Подготовка к практическим занятиям
2.2 Подготовка к тестированию, занятиям, зачетам.
По каждому виду самостоятельных работ дана его характеристика и рекомендации по выполнению, а также указана форма, по которой должна быть выполнена работа (например, план оформления реферата).
Методические указания имеют практическое применение и поэтому могут быть, рекомендованы для издания и внедрения в учебный процесс.

Рецензент: ___________________________________________



Содержание
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 14
13LINK \l "_Toc354667568"14Пояснительная записка 155
13LINK \l "_Toc354667569"14Введение 1510
1. 13LINK \l "_Toc354667570"14Методические рекомендации по работе с литературой 1512
2. Методические рекомендации по работе с конспектом..15
3. Методические рекомендации по работе с докладом..16
4. 13LINK \l "_Toc354667573"14Методические рекомендации по подготовке сообщения1518
5. 13LINK \l "_Toc354667574"14Методические рекомендации по выполнению реферата1523
6. Методические рекомендации по подготовке презентаций29
7. 13LINK \l "_Toc354667576"14Тематика и задания самостоятельной работы..3153
Литература....43
Интернет-источники45
15










Пояснительная записка
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Информатика»  предназначены для обучающихся по специальности 19.02.03 «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий».
Методические указания направлены на оказание методической помощи обучающимся при выполнении внеаудиторных самостоятельных работ.
Настоящие методические указания содержат работы, которые позволят обучающимся самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой и исследовательской деятельности, и направлены на формирование следующих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 11. Владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, уметь работать с ЭВМ для последующего освоения профессиональных программ.
ОК12. Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации.
ОК13. Заниматься саморазвитием, повышать свою квалификацию с помощью информационно - коммуникационных технологий.
ДПК 02.1 Применять специализированные знания в области технологии производства хлеба и хлебобулочных изделий для организации технологического процесса.
ДПК 02.2 Составлять документацию для организации технологического процесса при производстве хлеба и хлебобулочных изделий.
ДПК 02.3 Контролировать производственную деятельность организации технологического процесса при производстве мучных кондитерских изделий.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
- базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;
- основные положения и принципы построения системы обработки и передачи информации;
- устройство компьютерных сетей и сетевых технологий обработки и передачи информации;
- методы и приемы обеспечения информационной безопасности;
- методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
- общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем;
- основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий, их эффективность.
В результате изучения дисциплины студент должен уметь:
- выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ;
- использовать сеть Интернет и ее возможности для организации оперативного обмена информацией;
- использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально-ориентированных информационных системах;
- обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники;
- получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях;
- применять графические редакторы для создания и редактирования изображений;
- применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций.
Выполнение внеаудиторных самостоятельных работ обучающихся в процессе изучения курса является важнейшим этапом обучения, который способствует систематизации и закреплению полученных теоретических знаний и практических умений; формированию навыков работы с различными видами информации, развитию познавательных способностей и активности обучающихся, формированию таких качеств личности, как ответственность и организованность, самостоятельность мышления, способность к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации, воспитывать самостоятельность как личностное качество будущего рабочего.
Описание каждой самостоятельной работы содержит: тему, цели работы, задания, порядок выполнения работы, формы контроля, требования к выполнению и оформлению заданий. Для получения дополнительной, более подробной информации по изучаемым вопросам, приведено учебно-методическое и информационное обеспечение.
Перечень видов самостоятельной работы представлен в таблицах:
Таблица 1 – Перечень внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине «Информатика»
Кол-во часов
Вид самостоятельной работы
Форма контроля

2
Подготовка и написание сообщений
Защита сообщения

7
Подготовка и написание докладов
Защита доклада

11
Подготовка и написание рефератов
Защита реферата

5
Создание презентаций
Защита презентаций

2
Подготовка к дифференцированному зачету
зачет


Таблица 2 – График самостоятельной работы по дисциплине «Информатика»

Наименование разделов и тем
Наименование задания
Количество часов
Форма проведения
Сроки предоставления

1
Раздел 1. Автоматизированная обработка информации: основные понятия и технология
Тема 1. 1 Информация, информационные процессы
Подготовка доклада «История информатики как науки о знаниях и технологиях».

2
доклад
2 неделя

2
Тема 1.2 Информатизация общества
Подготовка реферата «Социальные последствия всеобщей компьютеризации и информатизации».
2
реферат
4 неделя

3
Раздел 2. Общий состав и структура персональных ЭВМ и вычислительных систем.
Подготовка реферата
«Информатика и вычислительная техника второй половины XXI века. Ваш прогноз».
3
реферат
5 неделя

4
Тема 2.2 Операционные системы ПК.
Подготовка сообщения «Новые ОС».
1
сообщение
3 неделя

5
Тема 2.4 Компьютерные сети.

Подготовка реферата
«Современные системы и средства связи»
3
реферат
6 неделя



Подготовка сообщения «Интернет–технология современности».
1
сообщение
5 неделя

6
Тема 2.3
Программное обеспечение ПК.
Подготовка доклада «Экспертные системы»
2
доклад
6 неделя

7
Раздел 3.
Прикладные программные средства
Подготовка реферата «История развития прикладного программного обеспечения персонального компьютера».
3
реферат
9 неделя



Подготовка доклада «Системы автоматизированного проектирования»
1
доклад
7 неделя

8
Тема 3.1
Текстовый процессор MS Word.
Подготовка доклада «Создание текстовых документов, ориентированных на будущую профессиональную
деятельность».
1
доклад
8 неделя

9
Тема 3.2
Табличный процессор MS Excel.

Подготовка доклада «Использование эл. Таблиц в будущей профессиональной деятельности»
1
доклад
9 неделя

10
Тема 3.2
Графический редактор Paint
Презентация «Компьютерная графика и настольные издательские системы».
4
создание презентации
10 неделя




1
защита презентации


11
Раздел 1 - 3

Подготовка к дифференцированному зачету.
2
опрос
10-11 неделя


Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж (консультацию) с определением цели задания, его содержания, сроков выполнения, основных требований к результатам работы, критериев оценки, форм контроля и перечня литературы.
Согласно требованиям государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и плана учебного процесса каждый обучающийся обязан выполнить по каждой учебной дисциплине определенный объем внеаудиторной самостоятельной работы.
В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы используется защита докладов, рефератов, сообщений, выступление на занятиях, защита проектов, презентаций.
Зачтенные внеаудиторные самостоятельные работы являются основанием для принятия решения, о допуске обучающегося к сдаче дифференцированного зачёта по дисциплине «Информатика».



Введение
Требования работодателей к современному специалисту, а также федеральный государственный образовательный стандарт СПО ориентированы на умения самостоятельной деятельности и творческий подход к специальности. Профессиональный рост специалиста, его социальная востребованность, как никогда зависят от умений проявить инициативу, решить нестандартную задачу, от способности к планированию и прогнозированию самостоятельных действий. Стратегическим направлением повышения качества образования в этих условиях является оптимизация системы управления учебной работой обучаемых, в том числе и их самостоятельной работой.
В современный период востребованы высокий уровень знаний, академическая и социальная мобильность, профессионализм специалистов, готовность к самообразованию и самосовершенствованию. В связи с этим должны измениться подходы к планированию, организации учебно – воспитательной работы, в том числе и самостоятельной работы обучающихся. Прежде всего, это касается изменения характера и содержания учебного процесса, переноса акцента на самостоятельный вид деятельности, который является не просто самоцелью, а средством достижения глубоких и прочных знаний, инструментом формирования у обучающихся активности и самостоятельности.
Целью методических указаний является повышение эффективности учебного процесса, через вовлечение в него обучающегося, который из пассивного объекта обучения становится активным субъектом учебного процесса. Из этого следует:
способность занимать в обучении активную позицию;
готовность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей;
умение проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность;
привычку инициировать свою познавательную деятельность на основе внутренней положительной мотивации;
осознание своих потенциальных учебных возможностей и психологическую готовность составить программу действий по саморазвитию.
Виды самостоятельной работы студентов:
Репродуктивная самостоятельная работа – самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы, прослушивание лекций, заучивание, пересказ, запоминание, Интернет – ресурсы, повторение учебного материала и др.
Познавательно – поисковая самостоятельная работа – подготовка сообщений, докладов, выступлений на семинарских и практических занятиях, подбор литературы по дисциплинарным проблемам, написание рефератов, контрольных, курсовых работ и др.
Творческая самостоятельная работа - написание рефератов, научных статей, участие - научно – исследовательской работе, подготовка дипломной работы (проекта). Выполнение специальных заданий и др., участие в студенческой научной конференции.
Цель изучения дисциплины «Информатика» заключается в усвоении студентами теоретических знаний и приобретении умений использовать современные информационные технологии в своей профессиональной деятельности.















Методические рекомендации по работе с литературой

Важной составляющей самостоятельной внеаудиторной подготовки является работа с литературой ко всем занятиям: семинарским, практическим, при подготовке к зачетам, экзаменам, тестированию, участию в научных конференциях.
Умение работать с литературой означает научиться осмысленно, пользоваться источниками.
Существует несколько методов работы с литературой.
Один из них - самый известный - метод повторения: прочитанный текст можно заучить наизусть. Простое повторение воздействует на память механически и поверхностно. Полученные таким путем сведения легко забываются.
Наиболее эффективный метод - метод кодирования: прочитанный текст нужно подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения, важно провести целый ряд мыслительных операций: прокомментировать новые данные; оценить их значение; поставить вопросы; сопоставить полученные сведения с ранее известными.
Для улучшения обработки информации очень важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения.
Изучение научной учебной и иной литературы требует ведения рабочих записей.
Форма записей может быть весьма разнообразной: простой или развернутый план, тезисы, цитаты, конспект.
План - первооснова, каркас какой- либо письменной работы, определяющие последовательность изложения материала.
План является наиболее краткой и потому самой доступной и распространенной формой записей содержания исходного источника информации. По существу, это перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике. План может быть простым и развернутым. Их отличие состоит в степени детализации содержания и, соответственно, в объеме.
Преимущество плана состоит в следующем.
Во-первых, план позволяет наилучшим образом уяснить логику мысли автора, упрощает понимание главных моментов произведения.
Во-вторых, план позволяет быстро и глубоко проникнуть в сущность построения произведения и, следовательно, гораздо легче ориентироваться в его содержании.
В-третьих, план позволяет – при последующем возвращении к нему – быстрее обычного вспомнить прочитанное.
В-четвертых, С помощью плана гораздо удобнее отыскивать в источнике нужные места, факты, цитаты и т.д.
Выписки - небольшие фрагменты текста (неполные и полные предложения, отделы абзацы , а также дословные и близкие к дословным записи об излагаемых в нем фактах), содержащие в себе квинтэссенцию содержания прочитанного.
Выписки представляют собой более сложную форму записи содержания исходного источника информации. По сути, выписки – не что иное, как цитаты, заимствованные из текста. Выписки позволяют в концентрированные форме и с максимальной точностью воспроизвести в произвольном (чаще последовательном) порядке наиболее важные мысли автора, статистические и даталогические сведения. В отдельных случаях – когда это оправдано с точки зрения продолжения работы над текстом – вполне допустимо заменять цитирование изложением, близким дословному.
Тезисы – сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже опровергающей) форме.
Отличие тезисов от обычных выписок состоит в следующем. Во-первых, тезисам присуща значительно более высокая степень концентрации материала. Во-вторых, в тезисах отмечается преобладание выводов над общими рассуждениями. В-третьих, чаще всего тезисы записываются близко к оригинальному тексту, т.е. без использования прямого цитирования.
Аннотация – краткое изложение основного содержания исходного источника информации, дающее о нем обобщенное представление. К написанию аннотаций прибегают в тех случаях, когда подлинная ценность и пригодность исходного источника информации исполнителю письменной работы окончательно неясна, но в то же время о нем необходимо оставить краткую запись с обобщающей характеристикой. Для указанной цели и используется аннотация.
Резюме – краткая оценка изученного содержания исходного источника информации, полученная, прежде всего, на основе содержащихся в нем выводов. Резюме весьма сходно по своей сути с аннотацией. Однако, в отличие от последней, текст резюме концентрирует в себе данные не из основного содержания исходного источника информации, а из его заключительной части, прежде всего выводов. Но, как и в случае с аннотацией, резюме излагается своими словами – выдержки из оригинального текста в нем практически не встречаются.
Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.












Методические   рекомендации  по составлению конспекта:
Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
Выделите главное, составьте план;
Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.









Методические рекомендации по подготовке доклада
Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы.
Этапы подготовки доклада:
1. Определение цели доклада.
2. Подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада.
3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.
4. Общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного.
5. Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана.
6. Композиционное оформление доклада.
7. Заучивание, запоминание текста доклада, подготовки тезисов выступления.
8. Выступление с докладом.
9. Обсуждение доклада.
10. Оценивание доклада.
Композиционное оформление доклада – это его реальная речевая внешняя структура, в ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов, как правило, элементами композиции доклада являются: вступление, определение предмета выступления, изложение(опровержение), заключение.
Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике.
Вступление должно содержать:
название доклада;
сообщение основной идеи;
современную оценку предмета изложения;
краткое перечисление рассматриваемых вопросов;
интересную для слушателей форму изложения;
акцентирование оригинальности подхода.
Выступление состоит из следующих частей:
Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.
Заключение - это чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме.






















Методические рекомендации по подготовке сообщения
Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут.
Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.
Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.
Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией).
Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Лучше всего тему сформулировать таким образом, чтобы ее первое слово обозначало наименование полученного в ходе выполнения проекта научного результата (например, «Технология изготовления», «Модель развития», «Система управления», «Методика выявления» и пр.). Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя "объять необъятное", охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д.
Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).
Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, при необходимости место учебы/работы, статус), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея проекта понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).
Требования к основному тезису выступления:
фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.
В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.
Самая частая ошибка в начале речи – либо извиняться, либо заявлять о своей неопытности. Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме.
К аргументации в пользу стержневой идеи проекта можно привлекать фото-, видеофрагменты, аудиозаписи, фактологический материал. Цифровые данные для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как обилие цифр скорее утомляет слушателей, нежели вызывает интерес.
План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.
В научном выступлении принято такое употребление форм слов: чаще используются глаголы настоящего времени во «вневременном» значении, возвратные и безличные глаголы, преобладание форм 3-го лица глагола, форм несовершенного вида, используются неопределенно-личные предложения. Перед тем как использовать в своей презентации корпоративный и специализированный жаргон или термины, вы должны быть уверены, что аудитория поймет, о чем вы говорите.
Если использование специальных терминов и слов, которые часть аудитории может не понять, необходимо, то постарайтесь дать краткую характеристику каждому из них, когда употребляете их в процессе презентации впервые.
Самые частые ошибки в основной части доклада - выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, обилие затронутых вопросов (декларативность, бездоказательность), отсутствие связи между частями выступления, несоразмерность частей выступления (затянутое вступление, скомканность основных положений, заключения).
В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением. Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения ("закон края"), поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, "чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего" (А.Ф. Кони).
В ключевых высказываниях следует использовать фразы, программирующие заинтересованность. Вот некоторые обороты, способствующие повышению интереса:
- «Это Вам позволит»
- «Благодаря этому вы получите»
- «Это позволит избежать»
- «Это повышает Ваши»
- «Это дает Вам дополнительно»
- «Это делает вас»
- «За счет этого вы можете»
После подготовки текста / плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами:
Вызывает ли мое выступление интерес?
Достаточно ли я знаю по данному вопросу, и имеется ли у меня достаточно данных?
Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?
Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?
При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект (опорой могут также служить заранее подготовленные слайды) или чтение подготовленного текста. Отметим, однако, что чтение заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.
Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика у слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление может затронуть аудиторию, если оратор говорит об актуальной проблеме, если аудитория чувствует компетентность выступающего. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.
Кроме того, установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую более тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.
Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания в письменной. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд (!).
Особое место в презентации проекта занимает обращение к аудитории. Известно, что обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также можно использовать подобные приемы. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.
Во время выступления важно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.
После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.
Методические рекомендации по выполнению реферата
Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой обучающегося.
Содержание реферата
Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
титульный лист;
содержание;
введение;
основная часть;
заключение;
список использованных источников;
приложения (при необходимости).
Примерный объем в машинописных страницах составляющих реферата представлен в таблице.
Таблица 3 - Рекомендуемый объем структурных элементов реферата
Наименование частей реферата
Количество страниц

Титульный лист
1

Содержание (с указанием страниц)
1

Введение
2

Основная часть
15-20

Заключение
1-2

Список использованных источников
1-2

Приложения
Без ограничений

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.
Во введении дается общая характеристика реферата:
обосновывается актуальность выбранной темы;
определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения;
описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования;
кратко характеризуется структура реферата по главам.
Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.
Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.
Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.
Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).
В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.
Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.
В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).
Оформление реферата
При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:
на одной стороне листа белой бумаги формата А-4;
размер шрифта-14; TimesNewRoman, цвет – черный;
междустрочный интервал –1,5 строки;
поля на странице – размер левого поля – 3 см, правого- 1 см, верхнего-нижнего-2см;
Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и составлять 1,25 см;
отформатировано по ширине листа;
на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы;
в конце работы необходимо указать источники использованной литературы;
нумерация страниц текста – сквозная, проставляется арабскими цифрами в центре нижней части страницы без точки, начинается со второй страницы (номер страницы на титульном листе не проставляется);
структурная часть (титульный лист, содержание, введение, параграф и т. д.) начинается с новой страницы. В конце заголовков, располагаемых посредине строки, точка не ставится. Также не допускается подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовка. Расстояние между названием параграфа и следующим за ним текстом составляет одну пропущенную строку. В тексте не допускается сокращение названий, наименований (за исключением общепринятых аббревиатур).
ссылки в тексте реферата должны обязательно делаться на тот литературный источник, откуда взят материал, поскольку в этом проявляется культура отношения к чужой мысли, чужому труду. По составу элементов библиографическая ссылка может быть полной или краткой. Краткая ссылка, предназначенная только для поиска документа (объекта ссылки), приводится в тексте в виде номера, соответствующего литературному источнику или нормативному документу, приведенному в списке литературы, и заключается в квадратные скобки. Например, [12];
Реферат обязательно должен быть скреплен.
Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:
законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений.
Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.
По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.
Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах.
Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.
Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами.
На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.
Критерии оценки реферата
Срок сдачи готового реферата определяется графиком.
В случае отрицательного заключения преподавателя обучающийся обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается преподавателем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.
Реферат оценивается по системе:
Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.
Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.
Обучающийся, не представивший в установленный срок готовый реферат по дисциплине учебного плана или представивший реферат, который был оценен на «неудовлетворительно», считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче зачета по данной дисциплине.




























Методические рекомендации по созданию презентации

1. Требования к содержанию мультимедийной презентации:
- соответствие содержания презентации поставленным целям и задачам;
- соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.);
- отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации; лаконичность текста на слайде;
завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено);
- сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста;
- расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации, сверху вниз по главной диагонали; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней; желательно форматировать текст по ширине; не допускать «рваных» краев текста);
- наличие не более одного логического ударения: краснота, яркость, обводка, мигание, движение;
- информация подана привлекательно, оригинально, обращает внимание учащихся.
2. Требования к визуальному и звуковому ряду:
- использование только оптимизированных изображений (например, уменьшение с помощью MS Office Picture Manager, сжатие с помощью панели настройки изображения MSOffice);
- соответствие изображений содержанию;
- соответствие изображений возрастным особенностям;
- качество изображения (контраст изображения по отношению к фону; отсутствие «лишних» деталей на фотографии или картинке, яркость и контрастность изображения, одинаковый формат файлов);
- качество музыкального ряда (ненавязчивость музыки, отсутствие посторонних шумов);
- обоснованность и рациональность использования графических объектов.
3. Требования к тексту:
- читаемость текста на фоне слайда презентации (текст отчетливо виден на фоне слайда, использование контрастных цветов для фона и текста);
- кегль шрифта соответствует возрастным особенностям учащихся и должен быть не менее 24 пунктов;
- отношение толщины основных штрихов шрифта к их высоте ориентировочно составляет 1:5; наиболее удобочитаемое отношение размера шрифта к промежуткам между буквами: от 1:0,375 до 1:0,75;
- использование шрифтов без засечек (их легче читать) и не более 3-х вариантов шрифта;
- длина строки не более 36 знаков;
- расстояние между строками внутри абзаца 1,5, а между абзацев 2 интервала; - подчеркивание используется лишь в гиперссылках.
4. Требования к дизайну:
- использование единого стиля оформления;
- соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации;
- использование для фона слайда психологически комфортного тона;
- фон должен являться элементом заднего (второго) плана: выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее;
- использование более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста);
- соответствие шаблона представляемой теме (в некоторых случаях может быть нейтральным);
- целесообразность использования анимационных эффектов.
5. Требования к качеству навигации:
- работоспособность элементов навигации;
- качество интерфейса;
- целесообразность и рациональность использования навигации.
6. Требования к эффективности использования презентации:
- обеспечение всех уровней компьютерной поддержки: индивидуальной, групповой;
- педагогическая целесообразность использования презентации;
- учет требований СанПиНов к использованию технических средств (длительность непрерывного просмотра презентации - не более 20 мин);
- адаптивность мультимедийной презентации, возможность внесения в нее изменений и дополнений;
- творческий, оригинальный подход к созданию презентации.
Презентация не должна быть скучной, монотонной, громоздкой (оптимально это 10-15 слайдов).
На титульном слайде указываются данные автора (ФИО и название ОУ), название материала, дата разработки возможен вариант использования колонтитулов. иное размещение данных автора допустимо в случае, если оно мешает восприятию материала на титуле.
На последнем слайде указывается перечень используемых источников, активные и точные ссылки на все графические объекты. На завершающем слайде можно еще раз указать информацию об авторе презентации (слайд № 1) с фотографией и контактной информацией об авторе (почта, телефон).
Мультимедийная презентация с методическим сопровождением и приложениями должна загружаться одним заархивированным файлом.
Критерии оценки презентации
5 баллов студент получает при выполнении всех требований к работе.
Оценка снижается на один балл, если в работе присутствуют следующие ошибки:
в презентации отсутствуют основные разделы: тема, актуальность, выводы.
у объектов отсутствует анимация.
повторяются способы переходов между слайдами.
























Тематика и задания самостоятельной работы
Темы самостоятельных работ совпадают с названиями разделов дисциплины «Информатика» и формируются следующим образом:

Раздел 1. Автоматизированная обработка информации: основные понятия и технология
Тема 1.1
Информация, информационные процессы
Доклад на тему «История информатики как науки о знаниях и технологиях».

План:
Понятие информации.
Виды информации.
Свойства информации.
Информационные процессы.
История развития вычислительной техники.
Форма контроля:
защита доклада на учебном занятии.
Литература:
Беленький, П.П. Информатика для ссузов: учебное пособие / П.П. Беленький [и др.]; под общ. ред. П.П. Беленького. – М. КНОРУС, 2007., 448 стр.
Семакин, И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – 9-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 246 с.

Тема 1.2
Информатизация общества

Реферат на тему «Социальные последствия всеобщей компьютеризации и информатизации».
План:
Компьютеризация и информационные технологии.
Средства массовой информации.
Влияние проблем технократизма на развитие общества.
Развитие информационного общества.
Оценка реальных социальных последствий глобальной информатизации общества.
Порядок выполнения работы
Изучить дополнительную литературу по данной теме.
Изучить правила выполнения реферативных работ.
Подготовить реферат
Оформить реферат в соответствии со всеми требованиями и сдать для проверки в установленные сроки.
Форма контроля:
проверка рефератов;
заслушивание лучших рефератов на занятии.
Литература:
1.    PKZIP/PGP/etc вне закона // Компьютерра, № 16(96), 24 апреля 1995 г
2.    Васильев Р.Ф. Охота за информацией. М., 1973, с.20.
3.    Вовканыч С.И., Парфенцева Н.А. “Социальный интеллект”: метафора или научное понятие? // Социс, 1993, № 8, с.153.
4.    Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. М.,1993, с. 19-20.

Раздел 2. Общий состав и структура персональных ЭВМ и вычислительных систем
Тема 2.1
Устройство ПК
Реферат на тему: «Информатика и вычислительная техника второй половины XXI века. Ваш прогноз».
План:
Фантастическое настоящее.
Куда нацелена стрела времени?
Порядок выполнения работы
Изучить дополнительную литературу по данной теме.
Изучить правила выполнения реферативных работ.
Подготовить реферат
Оформить реферат в соответствии со всеми требованиями и сдать для проверки в установленные сроки.
Форма контроля:
проверка рефератов;
заслушивание лучших рефератов на занятии.
Литература:
1. Айламазян А.К., Стась Е.В. Информатика и теория развития. М.: Наука, 1989. 174 с.
2. Арнольд В.И. Теория катастроф. М., Наука, 1990.
3. В 2055 году роботы оставят людей без работы // Эл. публикация http://www.membrana.ru/articles/technic/2003/08/07/204900.html
4. Громов Г.Р. От гиперкниги к гипермозгу: информационные технологии эпохи Интернета. Эссе, диалоги, очерки. М., 1986.
5. Кутыев И. Суперкомпьютер на столе? Вполне реально // Компьютер бизнес Маркет, 13.9.2002, № 38.
6. Лопухина Е.М., Захаренко А.Б. Генерация идей и инженерное творчество: Уч. пособие. М.: Изд-во МЭИ, 1999. 159 с.
Тема 2.2
Операционные системы ПК.

Сообщение на тему: «Новые Операционные системы».
План:
История создания и развития операционных систем
Разновидности современных операционных систем
Конкурентная борьба современных операционных систем.
Вычислительные и операционные системы
Порядок выполнения работы:
Изучить правила составления сообщения.
Подготовить сообщения.
Форма контроля:
защита сообщения на учебном занятии.
Литература:
Беленький, П.П. Информатика для ссузов: учебное пособие / П.П. Беленький [и др.]; под общ. ред. П.П. Беленького. – М. КНОРУС, 2007., 448 стр.
Гордеев Александр. Операционные системы: Учебник для вузов. - 2-е изд., 2006., 245стр.
Таненбаум Э., Современные операционные системы. Издательство «Питер», Санкт-Петербург, 2002г., 350 стр.
Тема 2.3
Программное обеспечение ПК
Доклад на тему «Экспертные системы».
План:
Структура экспертной системы
Режимы функционирования
Классификация экспертных систем
Форма контроля:
защита доклада на учебном занятии.
Литература:
Беленький, П.П. Информатика для ссузов: учебное пособие / П.П. Беленький [и др.]; под общ. ред. П.П. Беленького. – М. КНОРУС, 2007., 448 стр.
Гаврилова Т.А., Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. Учебник. - СПб: Питер, 2000., 240 стр.
http://ru.wikipedia.org/wiki/

Тема 2.4
Компьютерные сети. Компьютерные коммуникации.

Реферат на тему: «Современные системы и средства связи»
План:
Пейджинговая связь.
Сотовая связь.
Интернет как современное средство связи.
Электронная почта.
Доски объявлений.
Видеоконференции.
Интернет-телефония.
Порядок выполнения работы
Изучить дополнительную литературу по данной теме.
Изучить правила выполнения реферативных работ.
Подготовить реферат
Оформить реферат в соответствии со всеми требованиями и сдать для проверки в установленные сроки.
Форма контроля:
проверка рефератов;
заслушивание лучших рефератов на занятии.
Литература:
Беленький, П.П. Информатика для ссузов: учебное пособие / П.П. Беленький [и др.]; под общ. ред. П.П. Беленького. – М. КНОРУС, 2007., 448 стр..
Веселаго В. Взрослые и дети в Интернете //"Известия" №194, 1997г.
Коммуникация - основа современного бизнеса: Пресс-релиз //"Известия"№220, 1997г.

Сообщения на тему: «Интернет – технология современности»

План:
Введение.
Истоки Интернета.
Дальнейшее развитие Интернета.
Спецификация протоколов.
Электронная почта.
Первый e-mail.
Первое использование знака @.
Первые Web-серверы.
Первый Internet-"червь".
Заключение.
Порядок выполнения работы:
Изучить правила составления сообщения.
Подготовить сообщения.
Форма контроля:
защита сообщения на учебном занятии.
Литература:
Беленький, П.П. Информатика для ссузов: учебное пособие / П.П. Беленький [и др.]; под общ. ред. П.П. Беленького. – М. КНОРУС, 2007., 448 стр.
Интернет-источники:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Раздел 3 Прикладные программные средства
Тема 3.1
Текстовый процессор MSWord.

Реферат на тему: «История развития прикладного программного обеспечения персонального компьютера».
План:
Пакеты прикладных программ (ППП)
Понятие ППП
Структура и основные компоненты ППП
Этапы развития ППП
Примеры прикладных программ
Порядок выполнения работы
Изучить дополнительную литературу по данной теме.
Изучить правила выполнения реферативных работ.
Подготовить реферат
Оформить реферат в соответствии со всеми требованиями и сдать для проверки в установленные сроки.
Форма контроля:
проверка рефератов;
заслушивание лучших рефератов на занятии.
Литература:
Беленький, П.П. Информатика для ссузов: учебное пособие / П.П. Беленький [и др.]; под общ. ред. П.П. Беленького. – М. КНОРУС, 2007., 448 стр.
Борисов В.А. Разработка пакетов программ вычислительного типа. - М. :Изд-во МГУ, 1990
Можаров Р.В., Можарова Н.Р., Евтеев В.В., Кузьменко О.А., Шевченко М.О. Программное обеспечение персональных компьютеров//Учебное пособие для вузов. – М.: Финстатинформ, 1999.
Хомоненко А.Д. Основы современных компьютерных технологий//Учебное пособие для вузов.– Ст-Петербург: Корона принт, 1998.
www.citforum.ru
www.bankreferatov.ru.
Доклад на тему: «Создание текстовых документов, ориентированных на будущую профессиональную деятельность».

План:
Краткое описание программ MS Word
Применение текстового редактора в процессе своей профессиональной деятельности.
Создание комбинированных документов (технологических карт, типовых бланков профессиональных документов и др.)
Форма контроля:
защита доклада на учебном занятии.
Литература:
Беленький, П.П. Информатика для ссузов: учебное пособие / П.П. Беленький [и др.]; под общ. ред. П.П. Беленького. – М. КНОРУС, 2007., 448 стр.
Гришин В.Н., Панфилова Е.Е. Информационные технологии в профессиональной деятельности
Филимонова Е. В.. Информационные технологии в профессиональной деятельности, Издательство: Феникс, 2008 г.


Доклад на тему: «Системы автоматизированного проектирования».

План:
Понятие о системах автоматизированного проектирования
Классификация ЭВМ
Организационное обеспечение САПР

Форма контроля:
защита доклада на учебном занятии.
Литература:
Беленький, П.П. Информатика для ссузов: учебное пособие / П.П. Беленький [и др.]; под общ. ред. П.П. Беленького. – М. КНОРУС, 2007., 448 стр.
Жук, Д.М.Технические средства и операционные системы САПР. Москва “Высшая школа” 1986
Петров, А.В.Проблемы и принципы создание САПР. Москва “Высшая школа” 1990
Федорчук, В.Г.Информационное и прикладное программное обеспечение САПР.
Тема 3.2
Табличный процессор MS Excel.
Доклад на тему: «Использование электронных таблиц в будущей профессиональной деятельности».
План:
Общая характеристика электронных таблиц
Краткое описание программ MS Excel
Построение моделей предприятий с помощью программ MS Excel
Форма контроля:
защита доклада на учебном занятии.
Литература:
Беленький, П.П. Информатика для ссузов: учебное пособие / П.П. Беленький [и др.]; под общ. ред. П.П. Беленького. – М. КНОРУС, 2007., 448 стр.
Русанова Я.М., Спивак И.Г. Электронные таблицы Excel. – Ростов - на - Дону, 2001.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Microsoft_Excel
Тема 3.2
Графический редактор Paint
Создание презентации «Компьютерная графика и настольные издательские системы».

План:
Введение в настольные издательские системы
Историческая справка.
Графика:
Векторная
Растровая
Верстка электронных документов.
Настольные издательские системы.
Издательские системы нового поколения.
Заключение.
Порядок выполнения работы
Изучить литературу по данной теме.
Изучить требования к презентациям.
Подготовить презентацию.
Форма контроля:
защита презентации на учебном занятии.
Литература:
Иллюстрированный самоучитель по цифровой графике.
Гусарова Н.Ф., Дорогов Ю.В., Иванов Р.В., Маятин А.В.. Издательские системы. Компьютерная издательская графика.
ХиндерлитерХ. Настольные издательские системы.
Шапошников А.Издательские компьютерные системы.

Перечень вопросов к дифференцированному зачету
1. Возникновение и развитие технических средств информатизации.
2. Группы технических средств информации их состав.
3. Устройство считывания графической информации.
4. Внешние устройства ЭВМ.
5. Основные понятия автоматизирований обработки информации.
6. Понятие информации.
7. Технические средства информационных технологий.
8. Понятие «система» в информатике.
9. Что понимают под  автоматизированной информационной системой.
10. Носители информации.
11. Классификация информационных систем.
12. Программное обеспечение информационных технологий.
13. Обработка текстовой информации.
14. Обработка числовой информации процессором электронных таблиц.
15. Технологии использования систем управления базами данных.
16. Электронные презентации, создание презентаций.
17. Обработка графической информации.
18. Компьютерные сети.
19. Глобальная сеть Интернет.
20. Основы информационной и компьютерной безопасности.


Список литературы
Айламазян А.К., Стась Е.В. Информатика и теория развития. М.: Наука, 1989. 174 с.
Арнольд В.И. Теория катастроф. М., Наука, 1990.
Беленький, П.П. Информатика для ссузов: учебное пособие / П.П. Беленький [и др.]; под общ. ред. П.П. Беленького. – М. КНОРУС, 2007., 448 стр.
Борисов В.А. Разработка пакетов программ вычислительного типа. - М.:Изд-во МГУ, 1990
Васильев Р.Ф. Охота за информацией. М., 1973, с.20.
Веселаго В. Взрослые и дети в Интернете //"Известия" №194, 1997г.
Вовканыч С.И., Парфенцева Н.А. “Социальный интеллект”: метафора или научное понятие? // Социс, 1993, № 8, с.153.
Гаврилова Т.А., Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. Учебник. - СПб: Питер, 2000., 240 с
Гордеев Александр. Операционные системы: Учебник для вузов. - 2-е изд., 2006., 245с
Гришин В.Н., Панфилова Е.Е. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебник / - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 с
Громов Г.Р. От гиперкниги к гипермозгу: информационные технологии эпохи Интернета. Эссе, диалоги, очерки. М., 1986.
Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. М.,1993, с. 19-20.
Гусарова Н.Ф., Дорогов Ю.В., Иванов Р.В., Маятин А.В. Издательские системы. Компьютерная издательская графика: Учебное пособие. - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2007. - 48 с.
Жук, Д.М.Технические средства и операционные системы САПР. Москва “Высшая школа” 1986
Коммуникация - основа современного бизнеса: Пресс-релиз //"Известия"№220, 1997г.
Можаров Р.В., Можарова Н.Р., Евтеев В.В., Кузьменко О.А., Шевченко М.О. Программное обеспечение персональных компьютеров//Учебное пособие для вузов. – М.: Финстатинформ, 1999.
Петров, А.В.Проблемы и принципы создание САПР. Москва “Высшая школа” 1990
Русанова Я.М., Спивак И.Г. Электронные таблицы Excel. – Ростов - на - Дону, 2001.
Семакин, И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – 9-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 246 с.
PKZIP/PGP/etc вне закона // Компьютерра, № 16(96), 24 апреля 1995 г
Таненбаум Э., Современные операционные системы. Издательство «Питер», Санкт-Петербург, 2002г., 350 стр.
Филимонова Е. В.. Информационные технологии в профессиональной деятельности, Издательство: Феникс, 2008 г.
Федорчук, В.Г.Информационное и прикладное программное обеспечение САПР.
Хомоненко А.Д. Основы современных компьютерных технологий//Учебное пособие для вузов.– Ст-Петербург: Корона принт, 1998.
Хиндерлитер Х. Настольные издательские системы. Учебное пособие для вузов - Москва: NAPL, 2006.- 213 с.
Шапошников А.Издательские компьютерные системы. Книга пользователя. [Текст]. - М.: ОЛМА-Пресс, 2005. - 848 с.
Интернет-источники
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://ru.wikipedia.org/wiki/Microsoft_Excel
http://www.citforum.ru
http://www.bankreferatov.ru
http://www.membrana.ru/articles/technic/2003/08/07/204900.html В 2055 году роботы оставят людей без работы // Эл. публикация
http://forum.is.ua/showthread.php?t=110685
http://www.hunter125.narod.ru/The_encyclopedia_computer_schedules_and_a_sound/Menu.html Иллюстрированный самоучитель по цифровой графике.













13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515




Xђ Заголовок 1%Ю‰ђ Заголовок 3 Заголовок 5Ќђ Заголовок 6Ќђ Заголовок 915