Сборник заданий для самостоятельной внеаудиторной работы


Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»
Сборник
рекомендаций к выполнению
различных видов заданий
для самостоятельной внеаудиторной работы
по дисциплине Химия
г. Николаевск-на-Амуре, 2016г.
Информационная карта
Курс1,2
Дисциплина Химия
Тип методического пособиясборник рекомендаций к выполнению
различных видов заданий для самостоятельной внеаудиторной работы
Цель сборника:
Систематизировать, дать обоснование, описать, рекомендовать последовательность выполнения и правильность оформления различных форм самостоятельной работы обучающихся.
Аннотация:
Сборник составлен в соответствии с требованиями государственной программы. Он содержит рекомендации к выполнению следующих видов самостоятельной работы:
- подготовка к семинарским занятиям;
- составление тестов для самоконтроля;
- подготовка рефератов;
- подготовка презентаций.
Сборник предназначен для обучающихся НПО, СПО
Адрес: г. Николаевск-на-Амуре, ул. Попова, д. 24.
Пояснительная записка
При получении специальностей НПО и СПО обучающиеся изучают химию как базовый учебный предмет. Учебный предмет Химия ориентирован на достижение следующих целей:
- формирование у студента знаний по химии, необходимых для изучения специальных дисциплин, а также для использования химических знаний в дальнейшей профессиональной деятельности.
- формирование навыков работы при проведении эксперимента в химической лаборатории, проведения научного исследования, анализа результатов эксперимента.
При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы обучающихся:
- подготовка к семинарским занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и Интернет-информация);
- составление тестов для самоконтроля;
- подготовка рефератов;
- подготовка презентаций;
- подготовка конспектов;
- составление таблиц, схем.
Перечень тем и форм самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся
№ п/пТема программы Тема самостоятельной работы Форма самостоятельной работы
1 Раздел 1. Органическая химия.
Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений. Вклад отечественных ученых в развитие мировой органической химии. Написание реферата, подготовка презентации
2 Углеводороды и их природные источники Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия.
Ароматические углеводороды как сырье для производства пестицидов.
Запасы и добыча углеводородного сырья в мире.
Резинотехническое производство.
История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации. Написание реферата, составление таблицы.
3 Кислородсодержащие органические соединения Этанол: величайшее благо и страшное зло.
Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений.
Использование кислородсодержащих органических соединений в профессиональной деятельности.
Формальдегид как основа получения веществ и материалов для моей профессиональной деятельности.
История уксуса.
Сложные эфиры и их значение в природе, быту и производстве.
Жиры как продукт питания и химическое сырье.
Мыла: прошлое, настоящее и будущее.
Синтетические моющие средства (СМС): достоинства и недостатки.
Углеводы и их роль в живой природе.
Роль углеводов в моей профессии Написание реферата, составление таблицы.
4 Азотсодержащие органические соединения Анилиновые красители: история, производство, перспектива.
Синтетические волокна на аминокислотной основе.
Структура белка и его деструктурирование.
Биологические функции белков. Написание реферата, составление схемы.
5 полимеры Полимеры в профессии. Написание реферата, составление таблицы
6 Раздел 2. Неорганическая химия.
Основные понятия и законы химии Жизнь и деятельность М.В.Ломоносова.
Химические технологии биотехнологии, нанотехнологии. Написание реферата
7 Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.
Периодическому закону будущее не грозит разрушением…
Синтез 114-го элемента – триумф российских физиков-ядерщиков.
Изотопы водорода. Использование радиоактивных изотопов в технических целях.
Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине. Написание реферата
8 Строение вещества Аллотропные модификации углерода, олова, кислорода.
Минералы и горные породы как основа литосферы.
Плазма – четвертое состояние вещества.
Грубодисперсные системы, их классификация и использование в профессиональной деятельности. Написание реферата
9 Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация. Современные методы обеззараживания воды.
Жизнь и деятельность С.Аррениуса.
Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях.
Вода как реагент и как среда для химического процесса.
Типы растворов.
Вклад отечественных ученых в развитие электролитической диссоциации.
Растворы вокруг нас. Написание реферата, подготовка презентации,
подготовка к семинарскому занятию
10 Классификация неорганических соединений и их свойства Классы неорганических соединений в моей профессиональной деятельности.
Использование оксидов в профессии.
Поваренная соль как химическое сырье. Написание реферата, подготовка иллюстраций, составление тестов, кроссвордов
Химические реакции Химические реакции в профессиональной деятельности.
Проблемы экологии, связанные с химическими процессами на производстве и пути их решения. Составление проекта, подготовка рисунков, стихов, написание реферата.
12 Металлы и неметаллы История получения и производства алюминия.
Практическое применение электролиза: рафинирование, гальванопластика, гальваностегия.
Роль металлов в истории человеческой цивилизации.
Инертные и благородные газы.
Химия металлов в профессиональной деятельности.
Химия неметаллов в профессиональной деятельности. Составление кроссворда, написание реферата
Как составить таблицу
Рекомендация:
Таблица является лучшей формой для наглядности и удобства сопоставления информации. Согласно Большому энциклопедическому словарю, таблица (от лат. tabula — доска, список) — перечень сведений, числовых данных, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам; сводка, ведомость*. Таблицы с информацией текстового характера составляются непосредственно в текстовом редакторе MS Word.
Таблица может иметь заголовок (название), который кратко, но точно отражает ее содержание. Он пишется над таблицей посредине с прописной буквы. После заголовка точка не ставится.
Как оформить реферат
Рекомендация:
Реферат (от латинского Referre — докладывать, сообщать) — небольшое устное сообщение, изложение в письменной форме какой-либо научной работы, содержания прочитанной книги и тому подобное; доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре различных источников. Обычно целью реферата является — демонстрация знаний учащихся по конкретной предмету, теме или проблеме и практических навыков анализа научной и научно-методической литературы.
Выбор темы реферата
Тема реферата обычно выбирается из общего списка и согласовывается с учителем или преподавателем. Тема должна быть интересной ученику или студенту. При работе над рефератом рекомендуется использовать не менее 4—5 источников.
Виды рефератов
Обзорные - созданные на основе нескольких первоисточников (9 класс - не меньше 3 первоисточников, 11 класс - не меньше 5 первоисточников);
Монографические - созданные на основе одного первоисточника.
Содержание и структура реферата
Процесс работы лучше разбить на следующие этапы:
Определить и выделить проблему
На основе первоисточников самостоятельно изучить проблему
Провести обзор выбранной литературы
Логично изложить материал
Рекомендуемая структура реферата
Введение — излагается цель и задачи работы, обоснование выбора темы и её актуальность. Объём: 1—2 страницы.
Основная часть — точка зрения автора на основе анализа литературы по проблеме. Объём: 12—15 страниц.
Заключение — формируются выводы и предложения. Заключение должно быть кратким, четким, выводы должны вытекать из содержания основной части. Объём: 1—3 страницы.
Список используемой литературы.
В реферате могут быть приложения в виде схем, анкет, диаграмм и прочего. В оформлении реферата приветствуются рисунки и таблицы.
Оформление реферата. Текст и его оформление
Размер шрифта 12—14 пунктов, гарнитура Times New Roman, обычный; интервал между строк: 1,5—2; размер полей: левого — 30 мм, правого — 10 мм, верхнего — 20 мм, нижнего — 20 мм. Точку в конце заголовка не ставят. Заглавия всегда выделены жирным шрифтом. Обычно: 1 заголовок — шрифт размером 16 пунктов, 2 заголовок - шрифт размером 14 пунктов, 3 заголовок - шрифт размером 14 пунктов, курсив.
Расстояние между заголовками главы или параграфа и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Чтобы после оформления работы получить автоматическое оглавление, необходимо проставить названия глав как «Заголовок 1», «Заголовок 2», «Заголовок 3»: Текст печатается на одной стороне страницы;' сноски и примечания обозначаются либо в самом тексте, так [3, с. 55-56], либо внизу страницы1. Для оформления сносок и примечаний используются стандартные средства Microsoft Word:
'Синкевич А.И. Международные договоры, направленные на урегулирование вопросов гражданства. — М.: Проспект, 2000. — с. 55—56.
Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел начинается с новой страницы. Приветствуется соблюдение правил
типографики.
Титульный лист реферата, оглавление
Вверху указывается полное наименование учебного заведения. В среднем поле
указывается название темы реферата без слова «тема» и кавычек.
Ниже по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет (например, реферат по литературе).
Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается ФИО ученика, класс. Еще ниже — ФИО и должность руководителя и, если таковые были, консультантов. В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова «год»).
Оглавление размещается после титульного листа, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.
Оформление списка используемой литературы
Список литературы должен быть свежим, источники 5—7 летней давности, редко можно использовать ранние труды, при условии их уникальности. Источники указываются в следующем порядке:
законодательная литература, если есть;
основная и периодическая;
интернет-источники, если есть.
Пример оформления списка литературы:
Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изм. и доп. от 11 ноября 2003 г.) // СЗ РФ. — 2002. — №22. — Ст. 2031.
Синкевич А.И. Международные договоры, направленные на урегулирование вопросов гражданства. — М.: Проспект, 2000. — с. 55—56
Блинов А.Б., Чаплин Г.Ю. Гражданство России: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. — 2002. — №4. — с. 3—4.
Остапов А. И. Компрессоры и их устройство // Интернет ресурс: compresium.ruКак подготовить тест для самоконтроля
Рекомендация:
Применение тестовых заданий в учебном процессе позволяет:
измерить уровень усвоения ключевых понятий, проверить совокупность методических знаний, умений и навыков;
проверить большой объем усвоенных знаний и дать объективную оценку знаниям учащихся;
оперативно провести текущую или итоговую проверку и оценить знания каждого обучающегося. Тестовые задания должны составляться с учетом определенных правил, соответствовать содержанию учебного материала, быть краткими и понятными. Методика составления тестовых заданий включает:
инструкцию;
текст задания (вопроса);
ключ к заданию (правильный ответ).
Инструкция должна содержать указания на то, что и как обучающийся должен сделать, где и как делать пометки и записи. Перед группой однотипных заданий можно поместить общую инструкцию. Очень важно указать, каким образом нужно делать отметки при выполнении заданий: например, для тестовых заданий открытой формы - вписать ответ в отведенное место.
Тестовые задания открытой формы
Тестовые задания открытой формы принято делить на тестовые задания с кратким свободным ответом и тестовые задания с развернутым ответом. В заданиях с кратким, свободным ответом учащийся должен записать ответ словом, словосочетанием или числом. Ответы на такие задания должны быть свободными, без ограничений, соответствующими сути вопроса. Однако формулировки заданий должны обеспечивать возможность только одного правильного ответа. Инструкция для таких заданий может быть следующей: «Закончите предложение»; «Впишите вместо многоточия правильный ответ», - т.е. вместо многоточия можно вписать словосочетание, фразу, одно или несколько предложений.
Как составить конспект
Рекомендация:
Конспект — это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения. Конспекты бывают четырех типов: плановые (каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта); текстуальные (состоящие из цитат); свободные (сочетающие выписки, цитаты, тезисы); тематические (содержащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам). Рекомендуем
Ознакомьтесь с текстом, прочитайте предисловие, введение, оглавление, главы и параграфы, выделите информационно значимые места текста.
Сделайте описание конспектируемого материала.
Составьте план текста — он поможет вам в логике изложения группировать материал.
Выделите в тексте тезисы и запишите их с последующей аргументацией, подкрепляя примерами и конкретными фактами.
Используйте реферативный способ изложения
Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.
Текст автора оформляйте как цитату и указывайте номер страниц.
В заключение обобщите текст конспекта, выделите основное содержание проработанного материала, дайте ему оценку.
Конспект-схема -— это схематическая запись прочитанного. Наиболее распространенными являются схемы «генеалогическое древо» и «паучок». В схеме «генеалогическое древо» выделяются основные составляющие наиболее сложного понятия, ключевые слова и т.п. и располагаются в последовательности «сверху вниз» — от общего понятия к его частным составляющим.
В схеме «паучок» название темы или вопроса записывается и заключается в овал, который составляет «тело паучка». Затем продумывается, какие понятия являются основными, их записывают на схеме так, что они образуют «ножки паучка». Для того чтобы усилить устойчивость «ножки», к ним присоединяют ключевые слова или фразы,
которые служат опорой для памяти.Составление конспектов-схем способствует не только запоминанию материала. Такая работа развивает способность выделять самое главное, существенное в учебном
материале, классифицировать информацию. Рекомендуем
Подберите факты для составления схемы и выделите среди них основные, общие понятия.
Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.
Сгруппируйте факты в логической последовательности, дайте название выделенным группам. Заполните схему данными.
Как создавать презентацию
Рекомендация:
Презентация (от англ, presentation) — способ наглядного представления информации с использованием аудовизуальных средств.
Презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру организованную для удобного восприятия информации. Отличительной особенностью презентации является ее интерактивность, то есть создаваемая для пользователя современными компьютерными средствами возможность взаимодействия с изображением.
Презентация — это обычно рекламный или информационный инструмент, позволяющий пользователю активно взаимодействовать с ним через меню управления.
Презентация обычно содержит в себе текст, иллюстрации к нему и выдержана в едином графическом стиле.
Сегодня информационные технологии позволяют создавать презентации с использованием аудио- и видеовставок, делать презентации динамичными и интерактивными, использовать в них гипертекстовые ссылки.
Предметом презентации может быть новая книга, журнал, телепрограмма, автомобиль, рок- группа, идея, лекционный курс, организационная структура, эффективная технология и т.д. Смысл презентации — обеспечить благожелательный прием презентируемому новшеству со стороны общественности.
Использование наглядных пособий
Наглядные материалы помогают как выступающему, так и публике запомнить основные пункты выступления. Большинство формальных речей и презентаций включают в себя использование наглядных пособий.
Существуют два основных типа наглядных пособий:
- Текстовые. Помогают слушателю следить за ходом развертывания аргументов. Используют зрительную память аудитории, помогая при этом в запоминании.
- Графические. Иллюстрируют главные пункты выступления, создают образы, влияют морально и создают более глубокое и основательное впечатление от презентации. Помогают в запоминании.
Как текстовые, так и графические наглядные пособия должны быть довольно просты, т. к. зрители не могут одновременно, и слушать оратора и анализировать и
воспринимать сложные наглядные пособия.
Как подготовиться к семинару
Рекомендация:
Семинар - одна из форм проведения занятий, отличающаяся тем, что студенты сами готовят материалы по заранее заданным вопросам. Иногда семинар может состоять из сугубо практических заданий, иногда студенты готовят развёрнутые монологи в качестве ответов на вопрос. В любом случае, преподавателю сначала надо эти вопросы подготовить, а студентам - найти на них ответы.
Подготовить хороший доклад для выступления на семинаре помогут следующие простые правила:
Для начала соберите информацию. Используйте не менее 3 источников информации для доклада на семинаре.
Законспектируйте полученную информацию, убрав детали, оставив только главное и только самые интересные подробности в сжатом виде.
Посмотрите транскрипцию всех неизвестных слов и запишите её, чтобы во время выступления она была под рукой.
Когда текст доклада готов, сделайте презентацию.
Когда доклад и презентация готовы, отрепетируйте выступление. Проверьте хронометраж, произношение.
Подумайте над тем, какие могут быть вопросы у аудитории. Заранее продумайте ответы.
Распечатайте доклад, сохраните его копию и презентацию на флэш-карту.
Во время доклада не читайте всё время с листа. Рассказывайте, иногда подглядывая в распечатанный доклад.
СОДЕРЖАНИЕ
TOC \o "1-3" \h \z Пояснительная записка3
Перечень тем и форм самостоятельной работы учащихся4
Методические рекомендации к выполнению самостоятельной
работы12
Как составить таблицу12
Как оформить реферат12
Как подготовить тест для самоконтроля21
Как составить конспект23
Как создавать презентацию25
3.6. Как подготовиться к семинару……………………………………………………… 27