Сборник заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по литературе

Предисловие

В настоящее время, когда требования к уровню гуманитарного образования становится выше, а количество часов, отводимых в средних специальных учебных заведениях на изучение литературы, всё меньше, необходимо искать новые формы организации познавательного процесса.
Одной из них является внеаудиторная самостоятельная работа.
Студент выступает в качестве исследователя художественного произведения.
В ходе выполнения работы студент овладевает не только новыми знаниями, но и новыми способами познавательной деятельности, потому что наряду с информацией, полученной в результате
исследовательской работы, он усваивает и путь, следуя которому эту информацию можно получить.
Ещё один немаловажный фактор в пользу самостоятельной внеаудиторной работы состоит в том, что студент может сам выбрать тот темп работы, который его устраивает, подольше остановиться на особенно заинтересовавших его заданиях.
Кроме того задания, подобранные для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть использованы в качестве домашнего задания для студентов, обучающихся по индивидуальному плану.
Предлагаемые задания соотнесены с
образовательным стандартом среднего профессионального образования по литературе. Задания обеспечены справочным материалом и списком литературы.
Рекомендуемая литература

1. Андрей Репин "Евгений Онегин"- энциклопедия русской жизни.
(газета "Первое сентября",№ 24,2000год)
2. Галина Пранцова "А Лермонтов, есть Лермонтов навеки" (газета "Первое сентября" № 3,2006год)
3. Волков А. А. "Творчество А.И. Куприна" М.,2002год
4. Елена Лунина "Пушкин- Лермонтов-Тютчев"(газета"Первое сентября" № 11,2010год)
5. Ирина Щербина "Стихотворение С. А. Есенина Спит ковыль. Равнина дорогая".
(Восприятие, истолкование ,оценка) (газета "Первое сентября" № 9,2005год)
6. Лев Соболев "Образы народных заступников в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?" (газета "Первое сентября" № 9,2005год)
7. Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин". М.,2003год
8. Марина Охлопкина "Стихотворение Ф.И.Тютчева Есть в осени первоначальной (газета "Первое сентября" № 39,2001год)
9. Прокушев Ю.Л. "Сергей Есенин:Образ.Стихи. Эпоха."М.,2005год
10.Чагин П.В. Ф.И.Тютчев: Книга для учащихся. М.,2003год
11.Русская литератураХХвека. Практикум под ред. В.П. Журавлёва.М.,2010год.
12. Русская литература 19-20 веков: В 2-х т.: Литературоведческий словарь: Учебное пособие для поступающих в вузы (Сост.и науч.ред. Б.С.Бугров, .М.Голубков М.,2010год)
14. Буслаков Т.П. Русская литература ХХ века: Учеб. минимум для абитуриента. М.,2010год.




























Задание № 1.

Используя данный план, подготовить ответ на вопрос "Приёмы типизации образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя ("Мёртвые души").

1. Система образов в поэме "Мёртвые души".
2. Приёмы типизации образов помещиков.
- Описание деревни и усадьбы помещика.
- Портрет помещика.
- Повествование об операции купли - продажи мёртвых душ.
3. Обобщающая характеристика помещиков.
- Помещики в поэме Гоголя - это "мёртвые души" :
1) паразитизм существования,
праздность, отсутствие привычки к труду;
2) полное непонимание практической стороны
жизни (бесхозяйственность у одних, отжившие формы ведения хозяйства у других);
3) невежественность, костность, ограниченность кругозора;
4) полное моральное оскудение (утрата человеческих качеств): пустая мечтательность, тупость и суеверие, корыстолюбие, плутовство, хвастовство, мотовство, алчная скупость, подозрительность, недоверие и враждебность к людям, жестокость, несправедливость по отношению к крепостным.
4. Гоголевские помещики - типичные представители поместного дворянства первой трети 19 века.



Задание № 2.
Составить план развёрнутого ответа на вопрос Стиль поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

Для выполнения данного задания, вспомните, что обозначает термин "стиль".
Термин "стиль" употребляется в искусствознании, лингвистике, литературоведении.
Стиль - это система, все элементы которой находятся между собой в единстве.
Разные аспекты стиля, по существу, можно свести к двум основным: стиль как явление языка и стиль как явление искусства. В современном литературоведении основой стиля как явления искусства является единство или общность всех компонентов художественного произведения: идейно - тематического содержания и образной системы изобразительно – выразительных средств и приёмов.
Применительно к отдельному произведению термин "стиль" обозначает единство, то есть подчинённость всех элементов некоторому художественному закону, который их объединяет, придаёт целому его целостность, делает необходимым именно такие детали стилевой системы".
Элементы стиля- идейно - тематическая основа произведения, жанрово - родовая форма, композиция, сюжет, система образов, слог (то есть "стиль" в языковом смысле слова), художественный метод - составляют произведение как целостную художественную структуру. "Художественный метод" включаем в понятие "стиль произведения" на том основании, что эти понятия соотносительны: в чём - то они сходятся, соприкасаются.
Художественным методом называют " общий принцип творческого отношения художника к познаваемой действительности, то есть её пересоздания; и потому он
существует вне конкретно - индивидуального своего претворения. Метод обнаруживается в отношении мира художественной правды к реальному миру. Таким образом, можно читать, что такой компонент понятия " художественный метод", как принцип отбора измененного материала, на основе которого создаётся произведение (т.е. то, что подлежит пересозданию), лежит за пределами структуры художественного текста. Другая сторона художественного метода", т. е. то, что преломляется в идейно – тематической основе произведения, сюжете, жанрово - родовой форме, системе обзоров, в изобразительно – выразительных средствах, реализуется, следовательно, в стиле произведения. Отсюда – такие термины, как "реалистический стиль", "романтический стиль" и т.д.


Задание № 3


Подготовить ответы на вопросы о сюжете, системе образов и композиции поэмы С.А. Есенина "Анна Снегина".


Задание № 4
Обратите внимание на то, как построен рассказ А.И.Куприна Гранатовый браслет".

В какой главе начинает разворачиваться действие?
В какой главе появляется Желтков. Что предшествует его появлению?
Что вы считаете кульминационным моментом рассказа.
Объясните свою точку зрения и оформите ответ в виде
рассуждения.
Задание №5

Напишите ответ – рассуждение на вопрос: «Что
символизирует гранатовый браслет в одноимённом произведении А..Куприна?

Задание №6
Опираясь на данный план, составить план – конспект ответа на тему
«Идейно – художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова – Щедрина».
1.История возникновения замысла сказок.
2. Идейно – тематическое содержание сказок: 1) сатира на самодержавных правителей («Сказка о ретивом начальнике; 2) царское самодержавие и положение угнетённого народа («Медведь на воеводстве»); 3) отношение мужика и барина («Дикий помещик и «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил»); 4) трагическое положение угнетённого народа, его
каторжный труд («Коняга»); 5) осмеяние подлых и трусливых либералов, рассуждающих о свободе и демократии, а на деле служащих господствующим классам («Либерал»); 6) осмеяние обывательщины «Карась – идеалист», «Премудрый пескарь»).
3.Основные особенности сатиры Салтыкова – Щедрина, проявившиеся в сказках:
1) сочетание наивной фантастики народной сказки с правдивым изображением современной писателю жизни;
2) иносказательный, «эзоповский язык»;
3) крайнее преувеличение черт, присущих героям;
4) сочетание обличения с указанием на идеал.

Задание №7

Используя данный план, сделать обзор «Истории одного города» М.Е. Салтыкова – Щедрина.
Общая характеристика «Истории одного города» как социально – политической сатиры на современное Салтыкову – Щедрину государственное устройство.
2.Проблема произведения – доказать враждебность государственной власти народу.
3.Жанр произведения – пародия на летопись.
4.Внешнее построение книги: «От издателя», «Обращение к читателю», «О корени происхождения глуповцев», «Опись градоначальников», главы, посвящённые деятельности отдельных градоначальников: «Органчик», « Сказание о шести
градоначальницах», «Известие о Двоекурове»,
« Голодный город», «Соломенный город»,
«Фантастический путешественник», «Войны за просвещение», «Эпоха увольнения от войн»,
«Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния». Заключение.
Как достигается цельность произведения: 1) один и тот же угол зрения в изображении деятельности градоначальников: российское государственное устройство враждебно народу;
2) сатирическое освещение всех сторон жизни, попавших в поле зрения писателя.
Приёмы сатиры, используемые Салтыковым- Щедриным в «Истории одного города»:
1) приёмы типизации сатирического образа – персонажа;
2) гротеск в изображении комических ситуаций, в которых действуют герои произведения;
3) пародирование законодательных документов;
4) стилизация слога летописцев – архивариусов;
5) «эзоповский язык».
Способы выражения авторской позиции в «Истории одного города».

Задание №8
Самостоятельно разобрать две главы из «Истории одного города» М.Е.Салтыкова – Щедрина и подготовить ответы на следующие вопросы.
«Органчик».
1.Доказать, что гротеск – главный приём, с помощью которого раскрывается образ Брудастого.
2. Указать сатирические приёмы, с помощью которых изображены глуповцы в следующих ситуациях: когда они ждут нового градоначальника, когда они впервые встречаются с ним, когда они в смятении.
3. Что в их поведении вызывает негодование?
4. Определить авторскую позицию.
«Подтверждение покаяния. Заключение».
1.Как раскрывается образ Угрюм – Бурчеева (портрет, бред Бурчеева, реализация бреда, авторские характеристики)? Что сатирического в этих приёмах?
2. Особенности языка этой главы: как совершается переход от слога летописца к авторскому? Как выражается в языке авторская позиция.

Задание №9
Написать ответ – рассуждение на тему: Смысл названия повести «Обмен» Ю.Трифонова.

Задание №10
Подготовить развёрнутый ответ на вопрос. Какие нравственные проблемы затрагивает автор в повести «Обмен».
Задание №11.
Подготовить доклады по теме «Как в и изображении Отечественной войны 1812года раскрывается народная патриотическая идея романа Л.Н.Толстого «Война и мир»
(планы докладов разработать самостоятельно).
1.Героизм и патриотизм русских солдат в Отечественной войне 1812года.
2. Партизанское движение в Отечественной войне 1812 года.
3. Патриотическое движение русских людей в захваченных французами местах.
4. Реализм Толстого в изображении войны.

Задание №12.
Составить планы развёрнутых ответов на вопросы по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».
1.Поиски смысла жизни Пьером Безуховым и князем Андреем.
2. Наташа Ростова и княжна Марья.
3. Кутузов и Наполеон.
4. Народ в романе «Война и мир».
5. Критическое изображение в романе «Война и мир» московского и петербургского
дворянства.


Задание №13.
Используя данные планы, подготовить сообщения по теме Образ Раскольникова в романе ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Петербург Достоевского, утверждающий идею Раскольникова о праве сильной личности на преступление.
Образ «жёлтого Петербурга».
Жизнь петербургской бедноты:
1) петербургские распивочные;
2) семейство Мармеладовых;
3) пьяная девочка на бульваре, которую преследует « жирный франт»;
4) нищета Раскольникова;
5) полунищенское положение матери и сестры Раскольникова.
Старуха – ростовщица как символ страшного мира.
Идея Раскольникова как протест против этого мира.
Вывод: Мастерство Достоевского в изображении Петербурга с его страшным миром.




Идея Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских
опровержений.
1. «Недодуманность» теории Раскольникова:
1) К какому разряду людей – «высшему»
или «низшему» - следует отнести мать? Сестру?
2) Захотят ли близкие люди, ради которых он решился на преступление, воспользоваться «результатами» этого преступления?
3. Какие « первые шаги» намеривался сделать герой?

Задание №14.

Обоснуйте свой ответ на следующие вопросы. В стихотворении " О доблестях, о подвигах, о славе..." много образов - символов. Какую роль они играют в раскрытии драмы, разыгравшейся в судьбе героя.
Каков смысл кольцевой композиции " твоё лицо в простой оправе передо мной сияло на столе" и концовка "твоё лицо, в его простой оправе, своей рукой убрал я со стола"?
Задание № 15.

Написать ответ - рассуждение. Бальзак пишет о своём герое "Фамилия у него по воле случая... была весьма странная – Гобсек (Живоглот)".
Случаен ли выбор фамилии героя? Выражает ли портрет Гобсека его сущность?
Какая она по вашему мнению? Действительно ли Гобсек владеет миром?

Задание № 16.

Объясните, кто такой Челкаш , по вашему мнению: хищник, босяк или романтик?
(Сравните его с Гаврилой). Какова роль пейзажа в раскрытии образа Челкаша?

Задание № 17.
Сделать анализ главы №2 из романа М. А. Булгакова " Мастер и Маргарита", обращая внимание на следующие вопросы: Согласны ли вы с утверждением Иешуа, что все люди добры и злых людей не бывает? Убеждают ли в обратном такие фигуры как Марк Крысобой, сам прокуратор Иудеи, всесильный и грозный Понтий Пилат?

Задание № 18.
Обоснуйте свой ответ. В чём смысл представления, устроенного Воландом и его свитой в театре "Варьете"? Зачем Воланд появился в Москве?


Задание № 19.

Написать ответ - рассуждение на вопросы по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". Почему Пилат, вопреки своему желанию, утверждает смертный приговор для Иешуа? За что наказан Пилат? Какими могут быть варианты толковани потустороннего "приговора" Мастеру: "Он не заслужил света, он заслужил покой"?



Задание № 20.

Написать сочинение - миниатюру на тему "Роль пейзажа в пьесе А.Н.Островского "Гроза".




Задание № 21.

Составить развёрнутый ответ. Почему рассказ И.А.Бунина " Солнечный удар" построен на монологической речи?

Задание № 22.

Подготовить сообщение на тему Литература периода Великой Отечественной войны.

Задание № 23.

Подготовить реферативную работу на одну из следующих тем:
-Символизм в России как литературное течение;
-Своеобразие творчества В.В.Маяковского;
- Тема любви в произведениях И.А.Бунина и А.И.Куприна;
- "Серебряный век русской поэзии".





Задание № 24.

Составить конспект статьи Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве».

Задание № 25.

Написать сочинение-рассуждение на темы:
«Лишние люди» в литературе XIX века и «Новый герой» И.С.Тургенева»;
«Что я люблю и чего не принимаю в Базарове?» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»);

Задание № 26.

Написать доклады на темы:
Русское дворянство в изображении И.С.Тургенева;
Биография И.С.Тургенева;
Особенности пьес А.Н.Островского;
Основные темы и мотивы в лирике А.А.Фета;
Изображение природы в лирике Ф.И.Тютчева.
Задание № 27.
Составить планы развернутых ответов по лирике А.С.Пушкина:
Основные мотивы лирики А.С.Пушкина;
Патриотическая лирика А.С.Пушкина;
Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина.

Задание № 28.

Написать сочинение-рассуждение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» на темы:
Евгений Онегин в петербургских главах романа;
«Татьяна – милый идеал»;
«Две сестры в романе: Татьяна и Ольга»;

Задание № 29.

Написать сочинение-рассуждение по лирике М.Ю.Лермонтова по следующему плану:
тема: Лирический герой в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»;
Причины Лермонтовской грусти и одиночества.
Чувство грусти и одиночества лирического героя в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу».
Поэт прямо говорит об одиночестве и тоске лирического героя в прошлом, настоящем и будущем.
Великолепной картиной природы по принципу контраста усиливается чувство тоски, одиночества и безысходности.
Поэт смягчает чувство тоски, показывая способность героя найти успокоения в общении с природой.
Поэт очень тонко показывает в ритмико-мелодической структуре стихотворения, как лирический герой под настроения безысходности переходит к светлой грусти.
Лермонтовская грусть светла.

Задание № 30.

Составить планы развернутых ответов на вопросы по роману М.Ю.Лермонтова «Герои нашего времени».
Особенности композиции романа «Герой нашего времени»;
Смысл названия романа «Герой нашего времени»;
Система образа в романе «Герой нашего времени»;
Образ Печорина;
Сопоставление Печорина и Грушницкого.

Задание № 31.

Подготовить и написать сочинение-рассуждение на тему:
Смысл противопоставления Луки и Сатина (по пьесе М.Горького «На дне»);

Задание № 32.

Подготовить развернутые ответы по произведениям А.И.Куприна «Олеся»; «Гранатовый браслет».

Задание № 33.

Написать рефераты по теме: «Поэзия серебряного века» (поэт по выбору студентов).

Задание № 34.

Сделать анализ лирических стихотворений А.А.Блока, С.А.Есенина «Россия», «Отговорила роща золотая».



Задание№ 35.

Написать доклады по творчеству М.А.Булгакова
Жизнь и творчество М.А.Булгакова;
Роман «Мастер и Маргарита» - главный роман жизни М.А.Булгакова.
Христианские мотивы в сюжете романа «Мастер и Маргарита»;
Мистика и реальность в романе «Мастер и Маргарита».

Задание№ 36.

Написать доклады по жизни и творчеству М.А.Шолохова по следующим темам:
Биография М.А.Шолохова;
История создания романа «Тихий Дон»;

Задание№ 37.

Составить план развернутого ответа на темы:
«Судьба Григория Мелехова»;
Женские образы «Тихого Дона»;
Гражданская война как трагедия народа;
Истоки трагедии Григория Мелехова.

Задание№ 38.

Написать доклады по теме: «Великая Отечественна война в поэзии и песнях, появившихся с первых дней войны».

Задание№ 39.

Написать сочинение-рассуждение на тему: «Война, прошедшая сквозь жизнь» (истории своей семьи через события Великой Отечественной войны).

Задание№ 40.

Подготовить сообщения-рассказа по воспоминаниям родственников, участников Великой Отечественной войны.

Задание№ 41.

1.Прочитать повесть В.П.Астафьева «Пастух и пастушка» с последующим написанием рецензии.

Задание№ 42.

Написать рефераты по жизни и творчеству А.Т.Твардовского.

Задание№ 43.

Подготовить развернутые ответы по основным темам поэты А.Т.Твардовского «По праву памяти».
тема раскаяния и личной вины человека;
тема памяти и забвения;
тема исторического возмездия;
тема «Сыновней ответственности».


Задание№ 44

1. Написать творческие работы по жизни и творчеству поэтов Астраханской области (по выбору студентов) с последующей презентацией своих работ.


Тематика реферативных работ.

Особенности лирики А.А.Ахматовой.
Лиризм стихотворный М.И.Цветаевой.
Жизнь и творчество В.В.Маяковского.
Родина в лирике А.А.Блока.
Символизм в России и его представители. (на конкретном примере).
Акмеисты и их вклад в становление мировой литературы (на конкретном примере).
История и люди в творчестве О.Мандельштама.
Творчество Н.С.Гумилева.
Особенности поэзии А.Белого.
Человек в лирике И.Ф.Анненского.
Певец бревенчатой избы. (творчество С.А.Есенина).
Белая гвардия - в стихотворном цикле М.И.Цветаевой. «С Новым годом, лебединый стан».
Тема тоталитаризма в поэме А.А.Ахматовой «Реквием».
Жизнь и творчество И.Северянина.
Своеобразие лирики Ф.Сологуба.
Серебряный век русской поэзии. (общая характеристика).
Философия В.Соловьева и символизм России.
Лирика К.Д.Бальмонта.
Жизнь и творчество В.Я.Брюсова.
«Старый» и «новый» мир в восприятии Блока (поэма «Двенадцать»).
Любовь в поэзии С.А.Есенина.
Трагедия поэта и народа в поэме «Реквием» (творчество А.А.Ахматовой)
Творение В.Хлебникова.
Изображение состояния души и природы в стихотворениях Ф.И.Тютчева.
«Я лиру посвятил народу своему» (творчество Н.А.Некрасова).
Мировое значение творчества Л.Н.Толстого.
Обличение фальши и бессмысленной погони за богатством в произведениях И.А.Бунина.
Мир человеческих чувств в произведениях А.И.Куприна.
Проблема творчества и судьба художника в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Связь судеб героев с судьбой страны в произведениях В.Быкова.
Своеобразие романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Тема одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.
Социальные проблемы общества в повестях Ю.Трифонова «Обмен», «Другая жизнь».







Литература.
Маранцман В.Г. Литература (первая половина XIX века). 9 кл. – М.: Просвещение, 2011.
Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века (вторая половина). 10 кл – М.: Просвещение, 2010.
Качурин М.Г. Русская литература (вторая половина XIX века). 10 кл – М.: Просвещение, 2010.
Русская литература XX века. Учебник для 11 кл. Ч. 1./ Под ред. В.П.Журавлева. – М.: Просвещение, 2011.
Русские писатели XI – начала XX вв. Словарь-справочник./Сост. В.А.Котельников. – М.: Просвещение, 2009.
Зарубежная литература. Хрестоматия. 10 кл. Ч. 1,2/Сост. Е.И. Провоторова и др. – М.: Аспект-Пресс, 2010.
Анастасьев А.Н. «Гроза» Островского. М: Худ.литература, 1999.
Кутузов А.Г. В мире литературы. М: Дрофа, 2002.
Шейнберг Л.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына. М.: 2000.
Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература, в 3-х книгах. М.: 2009.
Буслакова Т.П. Русская литература XX века. М.: 2010.




















































Пейзаж (художественная функция)
Риторические вопросы, обращения, восклицания усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа
Что ищет он в стране далекой? II Что кинул он в краю родном?
Мой друг, отчизне посвятим II Души прекрасные порывы! Ах! уймись ты, буря!

Повтор (рефрен) неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений
Разновидности повторов: анафора, эпифора, градация, кольцо
стык (эпонафора)
Соловей мой, соловей, // Голосистый соловей! Не верь, не верь поэту, дева! Рано, рано осень...
Мутно небо, ночь мутна О весна без конца и без края, II Без конца и без края мечта

Анафора единоначатие
«Клянусь я первым днем творенья, II Клянусь его последним днем, II Клянусь позором преступленья II И вечной правды торжеством

Эпифора единство концовок
Струится нетихнущий дождь, томительный дождь...

Градация своеобразная группировка определений либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционально-смысловой значимости
Не жалею, не зову, не плачу,
II Все пройдет, как с белых яблонь дым

Антитеза противопоставление
Черный вечер, белый снег. Ветер. Ветер

Пропуск отдельных слов для придания фразе дополнительного динамизма
Мы сёла в пепел! Града в прах! В мечи серпы и плуги!


Лирический пейзаж
не связан напрямую с развитием сюжета)
Собственно лирический (выражение чувств автора)
Пейзаж настроения (обращение к эмоциям читателя; использование литературных реминисценций)
Метафоричность и гиперболизация. Использование риторических приемов и ритмизированной прозы. Создает атмосферу, настроение

Пейзаж, необходимый для развития действия
Сопровождает развитие внешних событий. Играет роль в духовной жизни персонажей
Описание
героем
автором

Пейзаж «самоценный»
Исследовательский подход «натуральной школы»
Экзотический пейзаж романтиков
Информативно-познавательная функция. Создание иллюзии достоверности, реальности

Вымышленный
(фантастический)
пейзаж
в контексте
реалистического
произведения
Создание вымышленного художественного мира
Сны и иллюзии персонажей
М. Е. Салтыков-Щедрин, Н.Г.Чернышевский
Ф. М. Достоевский

Пейзаж-символ

Поднятая целина в романе «Поднятая целина» М. А. Шолохова и др.




Поэтический синтаксис и интонационные фигуры



Краткий, с минимумом деталей:
лаконичность, приводящая к возрастании роли художественной детали

Подробный, обильно детализированный:
обилие подробностей, нередко избыточное

Статический:
единовременно дает подробное, исчерпывающее представление о внешнем облике персонажа (Плюшкин «Мертвые души» Н. В. Гоголя)

Динамический:
детали внешнего облика персонажа «накапливаются» на протяжении всего произведения (Наташа «Война и мир» Л. Н. Толстого)

Описание неизменных, статичных деталей:
цвет волос, глаз, черты лица, фигура
Описание внешности в динамике:
улыбка, смех, жесты, мимика, походка, плач, выражение лица

Внешние черты (портрет)
Лицо, фигура, костюм; портретная характеристика часто выражает авторское отношение к персонажу

Психологический анализ
Подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики души», т. е. движения внутренней жизни героя

Характер персонажа
Раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, в описаниях чувств героя, в его речи

Прямая авторская характеристика
Она может быть непосредственной или опосредованной (например, иронической)

Характеристика героя другими действующими лицами


Сопоставление героя с другими действующими лицами и противопоставление им


Изображение условий, в которых живет и действует персонаж (интерьер)


Изображение природы
Помогает лучше понять мысли и чувства персонажа

Изображение социальной среды, общества, в котором живет и действует персонаж


Художественная деталь
Описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы)

Наличие или отсутствие прототипа


















































Тропы

Простейшие

Сравнение (в ос-
нове предметное или смысловое сходство явлений)
При помощи союза (как, будто, точно, подобно)
С использованием творительного падежа
С использованием соотносительных форм
Отрицательного типа
Развернутое
Глаза как звезды...
Слово крошкой в руках улеглось...
Белей, чем горы снеговые...
Не ветер бушует над бором...
Так летом глыба снеговая, // цветами радуги блистая, II висит, прохладу обещая, II над беззаботным табуном...

Эпитет
Существительное
Прилагательное
Наречие и деепричастие
Бродяга-ветер
Серебряная береза
Жадно глядит, несется сверкая

Оксюморон сочетание противоположных по смыслу определений, в результате которого возникает новое смысловое значение

Живой труп





















Тропы

Развернутые

Метонимия указание на отдельное явление, за которым предполагаются остальные; сближение явлений по сходству
Все флаги в гости будут к нам... (флаги в значении иностранные корабли)

Метафора сближение явлений по зависимости их значений; скрытое сравнение; может быть развернуто в сравнение
Горит восток зарею новой... (т. е. как пожар). Разновидности метафор олицетворение, овеществление

Аллегория перенесение значений одного круга явлений на другой, например с мира людей на мир животных, иносказание


Символ


Ирония
Откуда, умная, бредешь ты, голова (об осле)

Гипербола преувеличение
А в комнате людей за день не перечесть...

Литота преуменьшение
Мужичок с ноготок


Поэтическая лексика

Слова, словесные обороты, которые использует поэт.

Особые группы слов


Синонимы слова, различные по звучанию, но близкие по смыслу (это позволяет точнее выразить мысль, избегая повторов)
Антонимы слова, противоположные по значению. Они помогают лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления
Архаизмы устаревшие слова и выражения, придающие речи торжественность
Неологизмы новообразованные слова и выражения языка, отражающие новые понятия, явления или усиливающие выразительность речи
Выхожу я один на дорогу; // Сквозь туман кремнистый путь блестит... Колокольчики мои, II Цветики степные!
Белей лишь блеск, чернее тень. Они сошлись: волна и камень II стихи и проза, лед и пламень...
Угас, как светоч, дивный гений... И в светлой гриднице, в кругу князей, бояр...
Будет буря мы поспорим II
И помужествуем с ней О, рассмейтесь, смехачи! Стоял Январь, не то Февраль, II Какой-то чертовый Зимарь

Тропы

Эпитет художественное определение
Сравнение сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого
Тучка золотая; утес-великан; стоит одиноко; в пустыне чахлой и скупой.
Вся комната янтарным блеском II Озарена...
Глаза, как небо, голубые. Я жил, как деды, по старинке. Посмотрит рублем одарит.
Река, как зеркало...



























Поэтическая лексика

Слова, словесные обороты, которые использует поэт.

Аллегория (иносказание) изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы

Ирония скрытая насмешка




Литота художественное преуменьшение
Гипербола художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление
Олицетворение изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать

Овеществление уподобление явлений одушевленного мира неодушевленным предметам
Метафора скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются




Метонимия сближение, сопоставление понятий по смежности обозначаемых понятий, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий




Забил снаряд я в пушку туго // И думал: угощу я друга! // Постой-ка, брат, мусью...


Мальчик с пальчик, мужичок с ноготок
В шар земной упираясь ногами, II Солнца шар я держу на руках...
Робко месяц смотрит в очи, // Изумлён, что день не минул... Осторожно ветер // Из калитки вышел...


Гвозди б делать из этих людей: II крепче б не было в мире гвоздей

Деревья в зимнем серебре (деревья в снегу, как в зимнем серебре); безмолвен черный лес (безмолвны птицы в черном лесу); ель рукавом мне тропинку завесила (ель ветвью, как рукавом, мне тропинку завесила)



Стальной оратор дремлет в кобуре (револьвер); вел мечи на пир обильный (вел воинов)




































Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Астраханский кооперативный техникум»





Сборник заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по предмету «Литература»




















Астрахань 2010г.

Рассмотрено и одобрено на заседании областного методического объединения преподавателей русского языка и литературы ССУЗов г.Астрахани
Автор: Рочева О.Е., преподаватель литературы НОУ СПО «Астраханский кооперативный техникум»
Рецензенты: Шалдаева В.В., председатель
методического объединения
преподавателей русского языка и
литературы ССУЗов г.Астрахани
Попова В.П., председатель цикловой
комиссии «Общеобразовательных
дисциплин» НОУ СПО «Астраханский
кооперативный техникум»
Штейникова Н.В., к.фил.н. АГТУ


















































Сентиментализм в России (литературные формы)

Идейная основа протест против испорченности аристократического общества.
Основное свойство стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях.
В основе эстетики «подражание природе» (как и в классицизме); элегические и пасторальные настроения; идеализация патриархального быта.

Черты:
уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценке;
подчеркнутая субъективность подхода к миру;
культ чувства;
культ природы;
культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности;
утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий.
Появился в России в 60-70гг. XVIII в. (М. Я. Муравьев, Н. М. Карамзин, В. В. Капнист, Н. А. Львов, молодой В. А. Жуковский).

Особенности русского сентиментализма:
сильная дидактическая установка;
выраженный просветительский характер;
активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм.





Литературные формы


Реальная повесть
Н. М. Карамзин «Бедная Лиза*, Н.А. Львов. «Российская Памела» .


произведение, на-в форме письма или ян к некоему лицу
Н. М. Карамзин «Письма русского путешественника»


путевые заметки


Лирика
Элегия стихотворение определенного содержания, выражающее философские размышления, грустные раздумья, скорбь
Народные песни
Молодой В. А. Жуковский

Драма
Мещанская драма
М. М. Херасков, М. И. Beревкин, В. А. Озеров





Романтизм в России (литературные формы)

Особый вид мировоззрения; одновременно художественное направление. Романтизм возник как своего рода реакция на рационализм и немотивированный (ни на чем не основанный) оптимизм классицизма (в основе разочарование в идеях Просвещения).

Основные свойства:
доминанта субъективного над объективным (открытая субъективность);
стремление не воссоздавать, а пересоздавать действительность;
тяга к выдвижению на первый план исключительного (в характерах и обстоятельствах).

Черты:
провозглашение человеческой личности сложной, глубокой, утверждение внутренней бесконечности человеческой индивидуальности;
т взгляд на жизнь «сквозь призму сердца»;
интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному;
склонность отражать «ночную» сторону движений души, тяга к интуитивному и бессознательному;
тяготение к фантастике, условности форм, смешению высокого и низкого, комического и трагического, обыденного и необычного;
мучительное переживание разлада с действительностью;
отказ от обыденного;
стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, к недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира.
Новый тип мировоззрения эстетический (творческий в своей основе).
В основе эстетики отказ от «подражания природе», провозглашение творческой активности художника и права на преображение реальности. Защита творческой свободы автора. Произведение искусства воспринимается как живой организм, где содержание и форма неразрывно связаны (форма не является оболочкой для содержания).
Связан с обновлением жанров: формирование источников, лиро-эпической поэмы, фантастической повести; лирики. Обновление слова за счет введения многозначности.
России в 1-й четверти XIX в. (В.А. Жуковский, К. Н.Батюшков, П. А. Вяземский, молодой А. С. Пушкин, Ю. Лермонтов).









Литературные формы


Поэма лиро-эпическая, романтическая (сыграла ведущую роль)
Южные поэмы А. С. Пушкина, К. Ф. Рылеев «Войнаровский», И. И. Козлов «Чернец»

Эпос
Роман большое эпическое произведение, в котором изображается всесторонняя картина жизни людей в пределенный период времени исторический
М. Н. Загоскин, Я. Я. Лажечников


современный
А.Ф.Вельтман


цикл
А. Погорельский, В.Ф. Одоевский, Н.В. Гоголь


Повесть.
А.Ф.Вельтман, Н.А.Полевой, Н.Ф.Павлов


АКМЕИЗМ (от греч. акте высшая степень чего-либо, расцвет) вышедшее из символизма литературное течение русской поэзии начала XX в. (А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам и др.). В противовес туманности, зыбкости, «таинственным мирам» символизма провозглашал стремление к «прекрасной ясности» (М. А. Кузмин), воспевал «радостное любование бытием» (Н. С. Гумилев), призывал открыть заново красоту и ценность человеческого бытия. В основе простота и ясность поэтического языка, строгость поэтической композиции, стремление создавать точные, зримые образы и прямо называть предметы.

АКРОСТИХ (от греч. akrostichis краестишие) соединение первых букв стихотворных строк в самостоятельное слово или фразу, часто имя автора или адресата; разновидность стихотворной' загадки. В древности было средством запечатлеть имя автора в случае, если его нельзя было назвать или обозначить по каким-либо причинам.

АЛЛЕГОРИЯ (от греч. alios иной и agoreuo говорю) иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств. А. состоит из двух элементов:
смыслового это какое-либо понятие или явление (мудрость, хитрость доброта, детство, природа и др.), которое стремится изобразить автор, не называя его;
образно-предметного это конкретный предмет, существо, изображенное в художественном произведении и представляющее названное понятие или явление.
связь А. с обозначаемым понятием более прямая и однозначная, чем у символа. А. выражает в основном строго определенный предмет или понятие (связь между образом и понятием, изображением.
АЛЛИТЕРАЦИЯ (от лат. ad к, при и llt(t)era буква) повторение в стихотворной речи (режег в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи.
Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн.
К.Д.Бальмонт
АЛЛЮЗИЯ (от франц. allusion намек) намек на событие или факт, который считается общеизвестным. Распространенной (разновидностью А. является намек на современные общественно-политические реалии в произведениях об историческом прошлом. Часто используется, чтобы оградить произведение от цензурного преследования. А. на литературные произведения называется реминисценцией.
АМФИБРАХИЙ (от греч. amphibrachys краткий с двух сторон) трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на второй слогударный среди безударных в стопе. Схема: U U | U U...
Шумела полночная вьюга
В лесной и глухой стороне.
А. Л. Фет
АНАЛОГИЯ сходство в каком-либо отношении между явлениями и предметами.
АНАПЕСТ (от греч. anapaistos отбитый назад) трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на последний, третий, слог в стопе. Схема: UU-|UU-...
У людей-то в дому чистота, лепота,
А у нас-то в дому теснота, духота...
АНАФОРА (от греч. anaphora вынесение вверх) единона-чатие; повторение слова или. группы слов в начале нескольких фраз или строф.
Люблю тебя, Петра творенье,
Не Русь ли пламенем объята,
Не Русь ли алая до дна?
Не Русь ли хохотом набата
Со всех сторон озарена?
П. В. Орешин.
АНДЕГРАУНД (от англ. underground под землей, подпольный) непризнанные, чаще всего оппозиционные официальному искусству и правительству, направления в искусстве, культуре и молодежной моде.

АНЕКДОТ {от греч. anekdotos неизданный) краткий устный рассказ на злободневную тему с остроумной концовкой. А. могут иметь сатирическую или шутливую окраску.

АНИМИЗМ (от лат. anima душа) приписывание неодушевленным предметам качеств и свойств одушевленных; «замена неодушевленного одушевленным» (Б. Томашевский); разновидность метафоры.
Дорога, как змеиный хвост,
Полна народу, шевелится...
А. С. Пушкин


...Он узнал
и место, где потоп играл, где волны
хищные толпились, бунтуя злобно вкруг
него...
Л. С. Пушкин
Лес стянут по горлу петлею пернатых
Гортаней, как буйвол, арканом,
И стонет в сетях...
Б.Л.Пастернак
АНОНИМНОСТЬ (от греч. andnymos не имеющий имени) свойство художественного произведения, автор которого неизвестен или не обозначен. Широко бытовала в древней и средневековой литературе. Может быть вызвана религиозно-культовой или ритуальной направленностью произведения или желанием автора скрыть свое имя по иной причине. Автор, скрывающий свое имя, называется анонимом. А. произведения может быть преднамеренной (в соответствии с первоначальным замыслом автора) или возникшей по тем или иным причинам (утрата имени автора)
АНТИГЕРОЙ литературный персонаж, представляющий собою наиболее полное воплощение отрицательных черт и качеств; сверхтип «отрицательного». А. понятие вневременное и интернациональное. Является своего рода ценностным ориентиром (доминантой) в культуре, литературе. В конкретном произведении (определенного автора может получить свое образное воплощение. Например, А. русской литературы второй половины XIX в. выступает человек, чье существование бессмысленно, безрадостно, подчинено стереотипам среды и собственным эгоистическим побуждениям. Конкретное воплощение этот сверхтип получает в образах Беликова, Свидригайлова и др.
АНТИТЕЗА (от греч. antithesis противоположение) противопоставление характеров, обстоятельств, образов, композиционных элементов, создающее эффект резкого контраста. Шире: сопоставление противоположных понятий, состояний, любых элементов литературного произведения. Встречаются: персонажные (в персонажной организации), сюжетные (в сюжетном построении), композиционные; для выражения А. часто используют антонимы противоположные по смыслу слова («Черное и белое», «Война и мир», «Преступление и наказание», «Толстый и тонкий» и др.).
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО искусство и культура народов древнего мира (в основном эллинистических государств), отличающиеся общностью представлений о красоте и целесообразности, единством идеал а, тем, мотивов т художественных форм. А. и. сформировало античную художественную традицию, оказавшую большое влияние на становление и развитие искусства последующих времен.
АНТОНИМЫ слова, противоположные по значению. Они помогают лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления: «белей лишь блеск, чернее тень»; «они сошлись: волна и камень //стихи и проза, лед и пламень...», «кто был ничем, тот станет всем». А. могут использоваться в названиях: «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Отцы и дети» И.С.Тургенева.

АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. dnthropos человек и morphe вид) - уподобление предмета изображения (животного, растения и др.) человеку или наделение его человеческими качествами.
Не тождественно реальному времени. Может подчеркиваться автором или, напротив, не выделяться. Может соотноситься с историческим или быть несоотносимым. Может быть прерывистым (с временными перестановками, ретроспекциями возвращениями назад и пр.) или непрерывным (линейно развертывающимся); замкнутым (в пределах сюжета, вне исторической эпохи) или разомкнутым (на фоне эпохи). В. х. произведения может соотноситься с хроникой событий (время эпическое) и хронологией внутренних душевных процессов персонажа (время лирическое). Может быть намерено «растянуто», «замедлено» автором (посредством чрезвычайно детального описания, повторов) в случае, если надо подчеркнуть значительность эпизода, или «свернуто» до ремарки {«...Итак, прошел год»), если события не важны для дальнейшего развития действия. Может быть «остановлено» автором, когда он прибегает к лирическим отступлениям.

ВЫМЫСЕЛ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ присущая только искусству форма воссоздания и пересоздания жизни в сюжетах и образах, не имеющих прямой соотнесенности с реальностью; средство создания художественных образов. Категория, важная для дифференциации собственно художественного (существует «установка» на вымысел) и документально-информационного (вымысел исключается) произведений. Мера В. х. в произведении может быть различна, но он необходимая составляющая художественного изображения жизни.

ГЕРОИЧЕСКИЕ СКАЗАНИЯ повествование о реально существовавших героях прошлого, их подвигах, важных исторических событиях. Основу этих сказаний составляют реальные события, " поэтому многие ученые склонны считать Г. с. разновидностью легенд.
ГЕРОЙ ЛИРИЧЕСКИЙ. (ЛИРИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ) образ поэта о эта (его лирическое «Я»), чьи переживания, мысли и чувства Отражены в лирическом произведении. Г. л. не тождествен биографической личности. Представление о Г. л. носит суммарный характер и формируется в процессе приобщения к тому внутреннему миру, который раскрывается в лирических произведениях не через поступки, а через переживания, душевные состояния, мазеру речевого самовыражения. Условное понятие; на его основе создается целостное представление о творчестве поэта, но не о его личности. Переживания, духовный опыт автора, система его миропонимания и мирочувствования отражаются в лирическом произведении не напрямую, а опосредованно (пересоздано, возвышено, Облагорожено). Г. л. своего рода роль, «образ», маска, в которой выступает автор. При этом соотношение между Г. л. и автором может быть различным: открытым, прямым (сходство вплоть до слияния, нерасторжимости) или условным, непрямым («ролевая» дистанция). Поэтическое определение ролевой дистанции «чужое вдруг почувствовать своим» (А. А. Фет) редко встречается в русской литературе (например, стихотворение А. Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом»).
ГЕРОЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ образ человека в художественном произведении. Часто употребляется в значении «персонаж», «действующее лицо». Дополнительный смысловой оттенок позитивная доминанта личности, ее неординарность, исключительность.

ГИПЕРБОЛА (от греч. hyperbole преувеличение) средство художественного изображения, основанное на чрезмерном «преувеличении; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления; внешне эффектная («броская») форума подачи изображаемого. Может быть идеализирующей и уничижающей.
ЖАНР ЛИТЕРАТУРНЫЙ (от франц. genre род, вид) исторически сложившийся тип художественного произведения; разновидность устойчивой структуры произведения, организующей все его элементы в целостную художественную реальность, являющуюся носителем определенной эстетической концепции действительности; совокупность произведений, объединяемых общностью предметов изображения, кругом тем, отношением авторов к описываемому, сходным способом понимания и истолкования действительности; единство компонентов формы, проникнутое определенным художественным смыслом. Различают Ж. л.: в эпосе г роман, повесть, рассказ, в лирике стихотворение, ода, в драме трагедия, комедия и др. Каждому жанру свойственно определенное жанровое содержание (т. е. тематика, проблематика, пафос, масштаб охвата изображаемого мира) и своеобразная жанровая форма (субъектная, пространственно-временная организация текста и др.). Каждый Ж. л. существует в определенную эпоху в виде своих типологических разновидностей (например, роман: психологический, исторический, роман-эпопея и т. п.)

ЖАРГОНИЗМЫ (АРГО) (от франц. jargon) эмоционально-экспрессивно окрашенная лексика разговорной речи, отличная от общеупотребительной народной нормы; ненормативный условный язык социальной группы (страта), содержащий много слов и выражений , не входящих в общенародный язык. По-своему дублирует последний, но в «зашифрованной» форме; делает речь «посвященных» непонятной для окружающих. Требует пояснений. Жаргон может быть: великосветский, студенческий, армейский; воровской и пр. (например, хаза притон, пушка, волын револьвер, телка девушка, бабки деньги).

ЖИВОПИСНОСТЬ воспроизведение разнообразных явлений жизни в их динамике, подвижности, текучести, многообразии; особое художественное свойство произведения передавать непрестанную изменчивость окружающего мира. Живописать «писать живо». Противоположно застылости, статике художественных форм.

ЖИЗНЕПОДОБИЕ «прямое» изображение реальности; создание иллюзии полного сходства (тождества) жизни и ее художественного отражения; воссоздающая модель художественного отражения.

ЖИТИЯ СВЯТЫХ (АГИОГРАФИЯ) жизнеописание людей, признанных святыми христианской церковью. Они отличаются от биографии подчеркнуто религиозной оценкой и окрашенностью описываемого. Как правило, анонимны (автор не известен или не назван). Специфический угол зрения автора на героя «снизу вверх».

ЗАВЯЗКА начальный момент в развитии событий, изображенных в художественном произведении (часто начало конфликта); эпизод, определяющий все последующее развертывание действия.

ЗАГАДКА замысловатое поэтическое описание предмета или явления, которое нужно отгадать; жанр устного народного творчества.

ЗАМЫСЕЛ ТВОРЧЕСКИЙ представление об основных чертах и свойствах художественного произведения, его содержании и форме, которое возникает в воображении писателя до начала непосредственной работы над ним; творческий набросок, намечающий основу произведения; первоначальная схема будущего произведения (может не совпадать с воплощением). 3. может быть завершенным и незавершенным, воплощенным и невоплощенным, измененным в процессе работы автора над своим произведением или оставшимся неизменным.

ЗАЧИН (ЗАПЕВ) устойчивая словесная формула, с которой начинаются сказки, былины и другие произведения фольклора, Может указывать на время и место происходящего («В некотором царстве, тридесятом государстве, жили-были...»).
ЗВУКОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧИ целенаправленное применение элементов звукового состава языка: гласных или согласных звуков, ударных и безударных слогов, пауз, интонации, повторов и др. Применяется для усиления художественной выразительности речи. 3. о. р. включает в себя: звуковые повторы (в том числе рифмы), звукопись (аллитерация, ассонанс), звукоподражание.

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ разновидность звукописи; использование звуковых сочетаний, способных отразить звучание описываемых явлений, сходных по звучанию с изображаемым в художественной речи («гром грохочет», «ревут рога», «кукушки кукованье», «эха хохотанъе»),

ЗООПСИХОЛОГИЗМ изображение предметов и явлений с точки зрения животного, предполагаемой писателем. При этом автор стремится к максимально точному показу возможных «мыслей и чувств» именно животного, которые должны «соответствовать» его виду и отражаться в присущих ему повадках. Часто сочетается с антропоморфизмом

КОМИЧЕСКОЕ (от греч. komikos веселый, смешной) эстетическая категория, отражающая противоречия, присущие явлениям действительности, и выражающая их отрицательную оценку; несоответствие реального и воображаемого, истинного и мнимого, внутреннего и внешнего; форма критики несовершенных явлений действительности. В основе К. смех. По эмоционально-чувственным оттенкам делится на юмор, иронию, сатиру, сарказм.
КОМПИЛЯЦИЯ (от лат. compilatio ограбление) сводная, несамостоятельная работа, составленная на основании чужих произведений без самостоятельной обработки и переработки данных и без ссылок на источники; включение в новое произведение очевидно узнаваемых элементов из других, ранее опубликованных произведений. Главный признак К. вторичность и отсутствие указаний на авторов первоисточников.

КОМПОЗИЦИЯ (от лат. compositio составление, соединение) последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения; построение произведения в соответствии с его содержанием и жанровой формой;, важнейший структурный принцип организации произведения как художественно единого, целостного и завершенного. Определяет взаимное расположение частей произведения, их подчиненность целому. Существенный элемент стиля..

КОНТЕКСТ (от лат. contextus сцепление, соединение) система значений и понятий, выражающая неизмеримо больше, чем непосредственный смысл составляющих ее слов; законченное смысловое целое, определяющее звучание; всего текста; конкретное содержание произведения, в пределах которого выявляется точное звучание слова или фразы. К. определяет единство смыслового содержания и речевой формы, законченность смысловой окраски; выражает эмоциональное и действенное отношение говорящего к тому, что говорится.

КОНФЛИКТ (от лат. conflictus - столкновение) острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия; закономерно возникающее противоборство, противоречие, столкновение между героями, группами героев, героем и обществом или внутренняя борьба героя с самим собой. Развитие К. приводит в движение сюжетное действие. К. может быть локальный, преходящий, внутрисюжетный или непреходящий, неразрешимый, субстациональный, частный или общий, явный или скрытый, внешний (ценробежный прямые столкновения позиций и характеров) (центростремительный в душе героя).
КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ литературное направление, возникшее в середине XIX в. и ориентировано а непосредственное отражение несовершенства повседневной людей, несправедливости общественного порядка и мироустройства в целом. Неприятие классового антагонизма социалистического бытия. Ведущее литературное направление русской литературы? XIX в. (расцвет 40-90е годы). Основное свойство. обличительная направленность произведений, решительный разрыв сческой традицией. Для К. р. характерны: гуманизм, народный изображение персонажей во взаимодействии с окружающим миром (через детали интерьера, портрета, пейзажа, систему персонажей).

КУЛЬМИНАЦИЯ (от лат. culmenвершина) момент наивысшего напряжения действия, предельного' обострения противоречий; вершина конфликта; К. представляет основную проблему произведения и характеры героев предельно и ясно; после нее действие ослабевает. Часто предшествует развязке.
ЛАКОНИЗМ (от греч. lakonismos краткость выражения, присущая спартанцам, жителям Лаконии) предельная краткость выражения, сжатость и точность языка, доходящая до афористичности.
ЛЕГЕНДА (от лат. legenda то, что должно быть прочитано) один из жанров не сказочной народной прозы, народное предание о выдающемся событии или поступке какого-либо человека, в основе которого чудо, фантастический образ или представление, которое воспринимается рассказчиком как достоверное. В то же время сюжет легенды базируется на реальных или допустимых фактах; легендарный герой может иметь свой прообраз в реальной жизни, в исторической действительности. Вероятно, Л. возникли на основе мифологических сказаний.
ЛЕЙТМОТИВ (от нем. Leitmotiv ведущий мотив) выразительная деталь, конкретный художественный образ, многократно повторяемый, упоминаемый, проходящий сквозь отдельное произведение или все творчество писателя (см., например, «Легкое дыхание» И. А. Бунина, «Как хороши, как свежи были розы...» И. С. Тургенева).

ЛЕКСИКА (от греч. lexis речь; способ выражения) словарный состав языка; совокупность всех слов языка, в которой отражаются история и современное состояние народа носителя данного языка. Л. рассматривается с точки зрения источника (истории) происхождения (архаизмы, славянизмы, неологизмы) и сферы употребления (диалектизмы, провинциализмы, жаргонизмы, профессионализмы, варваризмы). Л.: общенародная и ограниченной сферы употребления.

ЛЕТОПИСЬ последовательное описание исторических событий их свидетелем или участником; древнейший вид повествовательной древнерусской литературы; записи важнейших исторических событий по годам.
ЛИРИЗМ (ЛИРИЧЕСКОЕ) прямое выражение личных эмоций; возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора, рассказчика, персонажа (В. Е. Хализев); очевидная проявленность чувств, эмоций, настроений, ощущений персонажей и автора и передача их в художественном произведении. В качестве идейноэмоциональной настроенности может присутствовать в произведениях любого рода литературы.

ЛИРИКА (от греч.Луга древнегреческий струнный музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись песни-стихотворения) один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных (единичных) состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами, (жизнь представлена в переживаниях). События редко становятся предметом отражения в Л., и только в самом обобщенном виде. Чувства, переживания не описываются; а выражаются. В центре художественного внимания образ-переживание. Характерные особенности Л. стихотворная форма, ритмичность, отсутствие фабулы, небольшой размер, ясное отражение переживаний лирического героя. Самый субъективный род литературы.

ЛИРИЧЕСКАЯ ПРОЗА произведение любого прозаического жанра, эмоционально насыщенное, пронизанное авторским чувством.

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ композиционно-стилистический прием, заключающийся в отклонении автора от прямого сюжетного повествования; авторская речь, рассуждение, высказывание, выражающее непосредственное отношение к изображаемому или имеющее косвенное отношение к нему (см., например, лирические отступления в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина). Может принимать форму воспоминаний, рассуждений, обращений автора к читателям. Внесюжетный элемент произведения.
ЛИРО-ДРАМАТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ жанры смешанной формы, сочетающие в себе особенности изображения действительности, присущие лирике и драме (качественно новое образование); произведения, написанные в форме драмы; но не рассчитанные на сценическое исполнение (драмы для чтения): «лирические драмы»' А.А.Блока, «эпические пьесы» Б.Брехта.
ЛИРО-ЭПЙЧЕСКИЕ ЖАНРЫ жанры смешанной формы, сочетающие в себе особенности изображения действительности, присущие эпосу и. лирике (качественно новое образование). В таких произведениях часто присутствуют развернутый сюжет, подробно и определенно обрисованные характеры, но в то же время представлен внутренний мир героев в динамике, отмечается

НОВЕЛЛА (от итал. novella новость) близкая к рассказу жанровая формам отличающаяся четкостью изображения событий, неожиданностью их развития и развязки: «новелла не что иное, как случившееся неслыханное происшествие» (И. В. Гете). Разновидность малой формы повествования, возникшей в эпоху Возрождения, характеризующейся динамичной интригой и вниманием к личности героя, его индивидуальному сознанию и поступкам. Традиционная для Н. сюжетная коллизия: герой предпринимает некие действия, которые должны привести его к успеху v при этом успех приходит к сильному, умному, активному и энергичному. Н. один из жанров эпического рода литературы.

ОБОБЩЕНИЕ отказ от деталей пользу наиболее важного, общего; действительности посредством существенного и воплощения в форме

ОБРАЗ АВТОРА (ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ)
Условный носитель авторской речи отождествляться с писателем.
ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ понятие эстетики специфическая форма познания и отражения, действительности искусством, неотъемлемое свойство искусственного обобщения; все, что обращено рассудку. О. х. неотделим от своего материального прообраза (О.х. это не это не сама жизнь, а картина жизни своего рода выражением взгляда автора к нему, выражением духовного, помогает не просто механически воспроизвести то или иное явление действительности, но увидеть его сущность. Двойствен по своей природе: с одной стороны, представляет собою продукт предельно индивидуализированного художественного описания, с другой обладает функцией символа и несет в себе обобщающее начало. О. х. создается с помощью типизации, обобщения, вымысла (условности) м имеет самостоятельное эстетическое значение. Является формой чувственно-образного восприятия мира (в противоположность понятийно- логическому)
ОБЪЕКТИВНОСТЬ непредвзятое беспристрастное отношение к чему-либо или кому-либо. Противоположно субъективности, личностному отношению. ОДА (от греч. ode песнь) стихотворение восторженного характера (торжественное, воспевающее) в честь какого-либо лица или события.

ПОВЕСТЬ литературный жанр описательно-повествовательного типа, в котором жизнь представляется в виде ряда эпизодов из жизни героя, средняя эпическая форма, показывающая этап жизни героя. По объему П. больше рассказа и шире изображает человеческую жизнь, охватывая цепь ее эпизодов, составляющих период жизни главного персонажа. В ней больше событий и действующих лиц; часто отмечается хронологическое развитие сюжета и соответствующее построение композиции. Чаще всего это история жизни человека, рассказанная либо от лица автора, либо от лица самого героя. Значение термина в течение нескольких веков менялось.
ПОГОВОРКА - меткое образное выражение, не заключающее в себе обобщающего смысла. Является не законченным выражением, а только его частью. Может быть частью пословицы, («Легко чужими руками жар загребать» любитель «загребать жар»), самостоятельным выражением, придающем речи выразительность (работать «спустя рукава») или заимствованием из литературного произведения(«С.корабля на бал», «Евгений Онегин А. С.Пушкина; «Говорит, как пишет», «Горе от ума» А. С. Грибоедова).

ПОДТЕКСТ невысказанное напрямую, но угадываемое отношение автора к изображаемому (действующим лицам, их взаимоотношениям, сюжетным коллизиям); неявный, потаенный смысл, который может не совпадать с прямым смыслом текста, тем, что действующие лица говорят и чувствуют; недосказанное, но ощущающееся читателем как своего рода «тайнопись».
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ персонаж, в котором автор воплощает свое представление о нравственных ценностях и идеале. Не всегда присутствует в художественном произведении.

ПОРТРЕТ ЛИТЕРАТУРНЫЙ (от франц. portrait изображение) изображение внешности героя как средство его характеристики; разновидность описания; «создает устойчивый, стабильный комплекс черт «внешнего человека» (В. Е. Хализев). П. л. один из способов характеристики образа. П. л. включает описание наружности (лица, фигуры человека) и черт, сформированных средой, культурной традицией, являющихся отражением его индивидуальности: одежды, манеры поведения, прически и пр. Кроме того, П. л. может включать описание выражения лица, глаз, мимики, жестов, поз, телодвижений. Через психологический портрет автор стремится раскрыть внутренний мир и характер героя.

ПОСЛОВИЦА краткое, закончен изречение; обобщающего характера; поучительное наблюдение, применимое к самым различным случаям , малая жанровая форма фольклора. П. по происхождении? делятся на народные (фольклорные) и авторские (литературные). «Например: «Нет дыма без огня», «Легко чужими руками жар «Муж и жена одна сатана», «Век живи век учись. «Ох, тяжела- ты, шапка Мономаха!», А. С. Пушкин.
ПОСТМОДЕРНИЗМ литературное направление XX века, характерной особенностью которого является объединение в рамках одного произведения тем, проблем, мотивов, художественных приемов, стилей, заимствованных из художественного арсенала различных времен, народов, культур и субкультур (множественность стилистики, цитатность, эклектизм)? на слиянии исторических и художественных традиций ; Актив но привлекает в свой арсенал аллегорию, символ, ассоциацию, мифологические мотивы, образность, символы, соотносящих с личным опытом писателя и переплавляя в мифы нового неомифы. Для П. характерно цитирование произведений прошлого, равно как и культурного наследия человечества в целом. При этом П. провозглашает принципы: свободного движения смыслов, не образующих единый центр; произвольного комбинирования элементов; культурного1 коллажа (обращения к историческим стилям прошлого, которые сопоставляются и комбинируются необычным способом); представители П. не ищут новые средства художественной выразительности, а используют весь предыдущий культурный «запас», по новому рассматривая, осмысливая и осваивая его и при этом: дистанцируясь от каждого источника по отдельности.

ПОСТОЯННЫЙ ЭПИТЕТ красочное определение, неразрывно сочетающееся с определяемым словом при этом устойчивое образно-поэтическое выражение(«сне люре», «белокаменные палаты», «сахарные уста»). П. э. встречаются преимущественно в народной поэзии.

«ПОТОК СОЗНАНИЯ» 1. Художественный прием воссоздания внутреннего мира персонажа в форме причудливого смешения

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ - система событий, которые вытекают из завязки; по ходу развития действия конфликт, как правило, обостряется, а противоречия проявляются все яснее и острее.
РАЗВЯЗКА финальный эпизод, в котором описывается разрешение изображаемого конфликта, дается указание на возможные пути его. решения или демонстрируется его принципиальная неразрешимость; заключительный момент в развитии действия художественного произведения; конечное положение повествования; момент, в который заканчивается внешняя борьба действующих лиц, чьи интересы находились в противоречии. Р. может быть оптимистической или трагической, вытекать из логики рассказанного или быть неожиданной.

РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ последовательно выраженная форма стихотворного ритма (определяется числом слогов, ударений или стоп в зависимости от системы стихосложения); схема построения стихотворной строки. В русском (силлабо-тоническом) стихосложении различаются пять основных стихотворных размеров: двухсложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест). Кроме того, каждый размер может варьироваться по количеству стоп (4-стопный ямб; 5-стопный ямб и пр.

РАССКАЗ прозаическое произведение малого объема с динамическим развитием сюжета; небольшое по объему повествование, в котором описывается действительно возможное происшествие (Б. Томашевский). Фабула предельно простая: изображается один эпизод, событие из жизни героя или несколько событий, логически связанных между собой (ни одно из них нельзя мысленно «устранить», не нарушив причинно-следственную связь). В последнем случае одно из событий выступает как главное (собственно, о нем и идет речь в произведении), а остальные его только дополняют. Возможен Р. без фабулы («Жалобная книга» А. П. Чехова). Действующих лиц немного, описываемое действие ограничено во времени. Часто отмечается присутствие рассказчика. Большое значение придается концовке (она должна быть «ударной»), которая является своего рода выводом из рассказанного (в прямой или образной форме). См., например, «Скучно на этом свете, господа!» в «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» II. В. Гоголя.

РАССКАЗЧИК условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении (как правило, отдельное от автора лицо); персонаж, который рассказывает в присущей ему речевой манере о себе и окружающих, о событиях, в которых принимал участие или о которых слышал (см например, Гринев в «Капитанской дочке» А. С, Пушкина). Р. -действующее в произведении лицо, очерченное более или мене подробно.
РЕАЛИЗМ (от лат. realis v~ вещественный) творческий метод в литературе и искусстве, в основе которогореалистическое воссоздание действительности в конкретных чувственных образах»; воспроизведение жизни в ее закономерностях, типических чертах и свойствах. Р. в литературе это верность изображения характеров персонажей, их психологии, психологии их среды, времени и места обитания. Основное свойство отражение жизни (посредством типизации) в образах, соответствующих сути явлений самой жизни. Стремление к широкому охвату действительности в ее противоречиях; глубинных закономерностях и развитии. Тяготение к изображению человека в его взаимодействиях со средой: внутренний мир персонажей, их поведение несет на себе приметы времени; большое внимание уделяется социально-бытовому фону времени. Универсальность в изображении человека. Социальный и психологический детерминизм. Историческая точка зрения на жизнь. Ведущий критерий художественности верность действительности; стремление к непосредственной достоверности изображения, «воссозданию» жизни, «в формах самой жизни». Признается право художника освещать все стороны жизни, без каких-либо ограничений. Большое разнообразие художественных форм.
РЕМАРКА (от франц. remarque замечание, пояснение) краткое указание или пояснение автора; описывающее поступки героев драматического произведения, интонацию их речи и жесты, обстановку действия («побочный» текст в драматическом произведении, дополняющий и уточняющий основной текст высказывания персонажей). Р. выражают авторскую оценку происходящего, его видение. Как правило, даются в скобках.
РЕМИНИСЦЕНЦИЯ (от лат. reminiscentia воспоминание) бессознательное или целенаправленное воспоминание о другом произведении; его переработанное воспроизведение (прием рассчитан на ассоциации читателей.

ШЕДЕВРхудожественное произведение, признанное совершенным в своем роде, непревзойденным, превосходящим прочие (например, лирика А. С. Пушкина).

ШКОЛА ЛИТЕРАТУРНАЯ группа писателей, которых объединяет идейно-эстетическая близость и наличие общей творческой программы, заявленной или провозглашенной тем или иным способом («Озерная школа» в английском романтизме; кубофутуризм, обериуты в России); художественное единство традиций, принципов, подходов и методов, существующее длительное время. Термин применяется преимущественно по отношению к группе последователей определенного мастера слова (школа Н.А. Некрасова) или по отношению к группе писателей, объединенных творческой близостью. Кроме того, иногда термин применяется по отношению к литературе страны (русская школа критического реализма).

ЭЗОПОВ (ЭЗОПОВСКИЙ) ЯЗЫК особый вид иносказания; язык намеков, маскирующий мысль и позволяющий ее передать в печати, несмотря на запрет; своего рода тайнопись. Предмет, о котором идет речь в произведении, не назван, но описаний легко угадывается по ассоциации или через аллюзишу

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (от лат. existentidсуществование) нереалистическое литературное течение, выражающее философию и эстетику кризиса. Зародился накануне второй мировой -войны (начиная с 1939 г.) во Франции, к концу 50-х гг. XX в. перестал существовать как течение. В основе Э. стремление исследовать и осмыслить жизнь человека в пограничных ситуациях. Представители Э. (Ж. П. Сартр, А. Камю, Н. А. Бердяев) считают бытие человека недоступным рациональному познанию и бессмысленным. Отрицают существование бога («Бог умер»). Единственными судьями человеческих поступков называют самих людей. Преобладают трагические и пессимистические тона и настроения.
ЭКСПОЗИЦИЯ (от лат. expositio изложение) введение в действие; изложение сведений, необходимых для понимания происходящего в дальнейшем; изображение условий и обстоятельств, предшествовавших непосредственному началу действий (может быть развернутой и нет, цельной и «разорванной»; может располагаться не только в начале, но и в середине, конце произведения); знакомит с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия (например, первые главы романа «Обломов» И.А. Гончарова, первые явления пьесы «Торе от ума» А. С. Грибоедова). Различают Э. положения (описание жизни рабочей слободки в романе «Мать» М.Горького) и Э. характера (жизнь Петруши Гринева в родительском доме в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина).
ЭКСПРЕССИЯ (от лат. expressio выражение) подчеркнутая выразительность чего-либо (чувств, средств, поведения и т. п.). Для достижения Э. применяются необычные художественные средства.
ЭКСПРОМТ (от лат. exprom(p)tus готовый) произведение любого жанра (чаще стихотворное), быстро созданное в окончательном варианте под влиянием нахлынувших чувств.










Особые группы слов

Синонимы слова, различные по звучанию, но близкие по смыслу (это позволяет точнее выразить мысль, избегая повторов)
Антонимы слова, противоположные по значению. Они помогают лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления
Архаизмы устаревшие слова и выражения, придающие речи торжественность
Неологизмы новообразованные слова и выражения языка, отражающие новые понятия, явления или усиливающие выразительность речи
Выхожу я один на дорогу; //' Сквозь туман кремнистый путь блестит... Колокольчики мои, II Цветики степные!
Белей лишь блеск, чернее тень. Они сошлись: волна и камень Ц стихи и проза, лед и пламень...
Угас, как светоч, дивный гений... И в светлой гриднице, в кру-\ гу князей, бояр...
Будет буря мы поспорим //Щ И помужествуем с ней О, рассмейтесь, смехачи! Стоял Январь, не то Февраль, II Какой-то чертовый Зимарь

Тропы

Эпитет художественное определение
Сравнение сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого
Тучка золотая; утес-великан; стоит одиноко; в пустыне чах- I лой и скупой.
Вся комната янтарным блес-Щ ком II Озарена...
Глаза, как небо, голубые. Я жил, как деды, по старинке. Посмотрит рублем одарит.
Река, как зеркало...









Заголовок 215