Методические рекомендации для организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине «Здоровый человек и его окружение»


ГБОУ СПО НО «Нижегородский медицинский базовый колледж»
Методические рекомендации
для организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине «Здоровый человек и его окружение»
г. Нижний Новгород 2015 г.
Содержание
·  Формируемые компетенции
·  Методические рекомендации для организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по теме практического занятия № 1: «Внутриутробный период и период новорожденности»
·  Методические рекомендации для организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по теме практического занятия № 2 по теме: «Анатомо-физиологические особенности детей грудного возраста»
·  Методические рекомендации для организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по теме практического занятия № 3: «Нервно-психическое развитие детей грудного возраста»
·  Методические рекомендации для организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по теме практического занятия № 4: «Физическое развитие, воспитание и закаливание детей грудного возраста»
·  Методические рекомендации для организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по теме практического занятия № 5: «Вскармливание детей грудного возраста»
·  Методические рекомендации для организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по теме практического занятия № 6: «Период преддошкольного и дошкольного возраста»
·  Методические рекомендации для организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по теме практического занятия № 7: «Период младшего школьного возраста».
·  Методические рекомендации для организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по теме практического занятия № 8: «Период старшего школьного возраста (подростковый, пубертатный)».
Формируемые компетенции на практических занятиях:
Код
компетенции Формируемые компетенции
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать
ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10 Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Проведение профилактических мероприятий.
ПК 1.1 Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2 Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3 Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.
ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2 Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3 Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4 Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.5 Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2.7 Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ПК 2.8 Оказывать паллиативную помощь.
Методические рекомендации для организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по теме практического занятия №1: «Организация сестринского обследования и ухода за новорожденным ребенком».
Введение:
Методическая рекомендация рассчитана на возможность самостоятельного изучения студентом данной темы с проведением самоконтроля на качество усвоения материала. Студент должен первоначально ознакомиться с учебными целями модуля, а затем работать поэтапно
Цель: овладеть практическими навыками для мотивированного оказания сестринских услуг и осуществления сестринского процесса при уходе за доношенными новорожденными детьми.
Студент должен знать:
-  периоды детского возраста;
-  жизненные потребности в каждом периоде;
-  особенности сбора информации о ребенке;
-  анатомо-физиологические особенности доношенного ребенка;
-  физиологические состояния новорожденного ребенка.
Студент должен уметь:
-  осуществить первый этап сестринского процесса у детей разных возрастных периодов;
-  выявить признаки зрелости новорожденности;
-  оценить состояние ребенка;
-  осуществить сестринский процесс по уходу за новорожденным;
- проводить первичный туалет новорожденного;
-  проводить гигиеническую ванну;
-  осуществить уход за кожей, слизистой носа и глаз, пупочной ранкой;
-  пеленать новорожденных детей;
-проводить антропометрию новорожденных детей.
Последовательность ваших действий:
I. Ознакомьтесь с планом занятия:
1. семинар – 20 мин.
2. практическая часть:доклинический этап - 25 мин.
самостоятельная работа по осуществлению сестринского процесса, оформлению сестринской истории болезни - 60 мин.
3. заключительный тестовый контроль, подведение итога занятия - 30 мин.
II. Изучите материал лекции № 1, 2 и ответьте на вопросы для самоподготовки:
1.  Чем обосновано деление детского возраста на периоды?
2.  Назовите этапы и периоды детского возраста.
3.  Дайте характеристику антенального периода развития.
4.  Дайте краткую характеристику пограничным состояниям.
5.  Какая максимальная потеря массы новорожденного допустима? Как избежать ее большой потери?
6.  Назовите особенности ухода при токсической эритеме.
7.  Какие признаки характерны для физиологической желтухи.
8.  Какие особенности ухода при проявлениях полового криза.
9.  Дайте характеристику стула новорожденного ребенка.
10.  Каковы требования к персоналу отделения новорожденных и содержанию палат?
11.  Назовите основные особенности ухода за доношенными новорожденными.
12.  Почему необходимо рано прикладывать ребенка к груди?
13.  Дайте совет по уходу за недельным ребенком в домашней обстановке.
III. Выполните дополнительные творческие задания:
1. Составление планов обучения уходу за новорожденным.
3. Составление плана беседы по организации режима дня новорожденного.
Изучите технику выполнения манипуляций по алгоритму:
Первичный туалет новорожденного
Антропометрия новорожденного
Ежедневный туалет новорожденного.
Гигиеническая ванна.
1.Первичный туалет новорожденного
Первичный туалет новорожденного - одна из первых процедур, которая проводится медперсоналом сразу после рождения ребенка.
Первой процедурой является отсасывание содержимого ротовой полости и носоглотки. Она проводится как только появляется головка ребенка в родовых путях для предотвращения аспирации околоплодных вод. Отсасывание содержимого проводится с помощью стерильного баллончика или катетера, соединенного с электрическим отсосом.
Затем приступают к профилактике офтальмобленнореи
Для профилактики офтальмобленнореи (бленнореи, гонобленнореи) веки новорожденного протирают стерильным ватным шариком (туалет глаз проводится отдельным шариком для каждого глаза), пальцами левой руки осторожно оттягивают нижнее веко вниз и, пользуясь стерильной пипеткой, наносят на слизистую оболочку (конъюнктиву) век 1 – 2 капли стерильного свежеприготовленного 2% раствора нитрата серебра или 30% раствора альбуцида, а девочкам также закапывают раствор в половую щель. Далее приступают к обработке пуповины. Первичную обработку и перевязку пуповины производят после полного прекращения пульсации ее сосудов, что обычно происходит через 2 – 3 мин после рождения плода. Пересекать пуповину до прекращения пульсации сосудов не следует, так как за это время по пуповине к плоду поступает около 50 – 100 мл крови из сосудов пуповины и плаценты. Перед пересечением пуповины ее протирают спиртом на расстоянии 10 см от пупочного кольца, затем накладывают два зажима Кохера.
Расстояние между ними - 2 см. Первый зажим накладывается в 10 см от пупочного кольца. Пуповину между зажимами обрабатывают 5% раствором йода и пересекают стерильными ножницами.
Затем, ребенка заворачивают в стерильную теплую пеленку и помещают на пеленальный стол, который должен обогреваться сверху источником лучистого тепла.
Это позволяет избежать охлаждения ребенка, а так же уменьшает потери тепла с испаряющейся околоплодной жидкостью. После этого продолжают обработку пуповинного остатка. Плодовый отрезок пуповины дополнительно обрабатывает спиртом, выжимают из него оставшуюся кровь.
Далее, на расстоянии 0,3-0,5 см от пупочного кольца специальным инструментом – зажимом на пуповину накладывают специальную скобу Роговина.
Пуповинный остаток над скобкой отсекают стерильными ножницами, поверхность разреза пуповины смазывают 5% раствором перманганата калия, после чего культю пуповины протирают сухой стерильной марлевой салфеткой. На расстоянии 1,5 см от скобы производят пересечение пуповины.
Место пересечения обрабатывают 5% раствором калия перманганата, Остаток пуповины с наложенной на него скобой на 5 – 6 ч закрывают стерильной салфеткой, а затем ее снимают и остаток пуповины остается открытым; его тщательно ежедневно осматривает врач отделения новорожденных.
Следующим этапом первичного туалета новорожденного является обработка кожи ребенка. Кожные покровы обрабатывают салфеткой, смоченной стерильным вазелиновым или растительным маслом, удаляя при этом избыток первородной сыровидной смазки, остатки крови и слизи.
Закончив туалет, новорожденного тщательно осматривают с целью выявления врожденных аномалий развития (пороки развития) или повреждений, возникающих иногда в родах (перелом ключицы, плечевой кости, образование кефалогематомы и др.). После проведения первичного туалета обязательным элементом ухода за новорожденным является антропометрия ребенка.
Антропометрия включает в себя: определение массы и длины тела, измерение окружности головки и грудной клетки. Отмечают признаки зрелости, незрелости и переношенности.

На ручки надевают браслеты и медальон, где указываются фамилия, имя и отчество матери, пол ребенка, его масса и рост, а также дата рождения. Затем ребенка пеленают и прикладывают к груди.
В течение   15-30  минут  большинство   детей  начинает   искать   сосок материнской груди. Стимуляция  соска  способствует выработке   окситоцина   в организме  женщины, а это, в свою очередь, содействует  рождению  плаценты.
Роды считаются завершенными только после того, как ребенок успешно перейдет  от плацентарного питания к грудному.
После окончания всех манипуляций ребенка оставляют на 2 ч на специальном столике для динамического наблюдения, после чего переводят в отделение новорожденных.
При  переводе  новорожденного   из родильного   отделения   в детское  необходимо  помнить  об угрозе  гипотермии;   ребенка  следует завернуть  в теплое  одеяло, и чтобы либо мать, если она в состоянии, либо кто-то  из родственников   или медсестра  на руках  перенесли   его в другое помещение. Для  транспортировки ребенка  можно  использовать   нагретую колыбельку  или кувез.  Необходимо   помнить  о принципах   «тепловой  цепочки».
2.Утренний туалет новорожденных
Показания:
-  соблюдение гигиены тела;
-  обеспечение универсальной потребности ребенка «быть чистым»;
-  формирование навыков чистоплотности.
Обязательные условия:
-  при обработке носовых и слуховых ходов исключить использование твердых предметов..Оснащение:
-  резиновые перчатки,
-  2 лотка (стерильный и для отработанного материала),
-  пинцет,
-  2 пеленки,
-  2 мензурки,
-  2 пипетки,
-  бикс с перевязочным материалом,
-  мешок для грязного белья,
-  3% раствор перекисиводорода,
-  1% раствор бриллиантовой зелени,
-  стерильное растительное иливазелиновое масло,
-  слабый раствор перманганата калия или дистиллированная вода,
-  70% этиловый спирт,
-  дезинфицирующий раствор и ветошь.
Ход манипуляции Обоснование
Объяснить маме цель и ход проведения процедуры. Подготовить необходимое оснащение. Вымыть руки гигиеническим способом. Взвесить ребенка и измерить температуру. Записать данные в лист наблюдения за массой тела и температурный лист. Подготовить необходимое оснащение. Обработать пеленальный столик ветошью, смоченной 1% раствором хлорамина, постелить чистую пеленку. Вымыть руки гигиеническим методом, обработать растворомантисептика, надеть перчатки. ·  Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребенком
·  Обеспечение четкости и быстроты выполнения процедуры.
·  Соблюдение правил асептики.
·  Вести контроль температуры прибавки в весе.
Выполнение манипуляции. Раздеть одежду, сбросить в мешок для грязного белья. Обработать глаза новорожденного:
·  Заложить за мизинец сухой марлевый шарик.
·  Взять в руку марлевый шарик, смоченный дистиллированной водой или слабым раствором перманганата калия, отжать над нестерильным лотком.
·  Повернуть голову ребенка в сторону обрабатываемого глаза.
·  Зафиксировать левой рукой голову новорожденного.
·  Обработать глаз в направлении от наружного угла к внутреннему мокрым шариком.
·  Осушить глаз сухим марлевым шариком в том же направлении.
·  Глаза обрабатывают после каждого сна.
Обработать носовые ходы:
·  Взять ватные турунды, смочить методом полива вазелиновым маслом над лотком для отработанного материала.
·  Левой рукой зафиксировать голову ребенка, приподнять большим пальцем кончик носа.
·  Ввести турунду в один из носовых ходов вращательными движениями на 1 см, извлечь и сбросить в лоток для отработанного материала.
·  Повторить те же действия со вторым носовым ходом.
·  Носовые ходы обрабатывают 6 раз в день перед каждым кормлением.
Очистить слуховые ходы сухими ватными жгутиками поочередно:
·  Оттянуть ушную раковину ребенка в сторону и вниз.
·  Вводить жгутик в слуховой проход на 1 см вращательно и извлекать. Уши обрабатывают 1 раз в неделю и по мере загрязнения.
Осмотреть полость рта на наличие эрозий, язвочек, налетов. При наличии данных элементов сообщить врачу. Здоровым детям полость рта не обрабатывают. Умыть ребенка марлевой салфеткой, смоченной дистиллированной водой или слабым раствором перманганата калия. Осушить лицо сухой марлевой салфеткой. Подмыть ребенка проточной водой температура которой 37 градусов:
·  Взять ребенка на руки.
·  Уложить на предплечье левой руки лицом вверх, зафиксировать ногу.
·  Набрать в ладошку воду.
·  Подмыть в направлении от лобка к анусу.
·  Подмывать ребенка необходимо 6 раз и после каждого акта дефекации.
·  Каждое третье подмывание проводится с мылом.
Уложить ребенка на пеленальный столик. Осушить ягодицы сухой пеленкой промокательными движениями. Сбросить пеленку в мешок для грязного белья. Смочить ватный шарик вазелиновым маслом и обработать следующие кожные складки: подколенные, паховые, ягодичные. Обработать руки одним из растворов антисептика (например, 70% этиловый спирт). Обработать пупочную ранку:
·  В левую руку сбросить сухой марлевый шарик, зафиксировать мизинцем.
·  Первым и вторым пальцами левой руки раздвинуть края пупочной ранки.
·  В правую руку взять пипетку и набрать в неё 2-3 капли раствора 3% перекиси водорода.
·  Закапать в пупочную ранку.
·  Сбросить пипетку в дезраствор.
·  Осушить марлевым шариком пупочную ранку от центра к периферии.
·  Взять другую стерильную пипетку, набрать в неё 1 % спиртовой раствор бриллиантовой зелени.
·  Сохраняя края ранки раздвинутыми, закапать капли в пупочную ранку.
·  Подвигать края ранки, чтобы бриллиантовая зелень попала на дно ранки.
·  Подождать когда подсохнет и запеленать ребенка.
·  Пупочная ранка образуется на 3- 5 день жизни после отпадения пуповинного остатка, заживет к 7-10 дню. Обрабатывать её необходимо 6 раз в день. ·  Избегать попадания раствора в обработанный глаз ребенка.
·  Удаление остатков влаги и обеспечение гигиенического комфорта.
·  Обеспечение свободного носового дыхания.
·  Размягчение «корочек» с помощью растительного масла и более легкое их удаление
·  Исключение наличия стоматитов и других патологических изменений слизистой полости рта.
·  У детей до 1 года в связи с особенностями строения слухового аппарата.
·  Наиболее удобная фиксация ребенка.
·  Профилактика попадания кишечной палочки в мочеиспускательный канал и развития восходящей инфекции.
·  Предупреждается развитие опрелостей.
·  Паховые и ягодичные складки максимально загрязнены и должны обрабатываться в последнюю очередь
·  Профилактика инфекционных заболеваний пупка: мокнущий пупок и омфалит.
Завершение манипуляции. Отработанный перевязочный материал подвергнуть дезинфекции 3% раствором хлорамина на 60 минут, резиновую часть пипетки погрузить в 3% хлорамин на 1 час, стеклянную – прокипятить в дистиллированной воде в течение 30 минут. ·  Обеспечение инфекционной безопасности.
3.Гигиеническая ванна новорожденному ребенку.
Показания:
-  соблюдение гигиены тела;
-  обеспечение универсальной потребности ребенка «быть чистым»;
-  формирование навыков чистоплотности;
-  закаливание ребенка.
Оснащение:
-  ванночка для купания;
-  пеленка для ванны;
-  кувшин для воды;
-  водный термометр;
-  махровая или фланелевая рукавичка;
-  детское мыло или флакон с 5% раствором перманганата калия;
-  большое махровое полотенце;
-  чистый набор для пеленания или одежда, расположенные на пеленальном столике;-  стерильное растительное масло
-  резиновые перчатки;
-  дезинфицирующий раствор, ветошь;
-  мешок для грязного белья.
Обязательные условия:
-  первую гигиеническую ванну проводить на 7-10 день жизни.
-  не купать сразу после кормления;
-  при купании обеспечить в комнате температуру 22-240 С;
-  определять температуру воды для купания только с помощью термометра (не допускается определение температуры воды путем погружения локтя в воду).
Ход манипуляции Обоснование
Подготовка к выполнению манипуляции. 1.  Объяснить маме / родственникам цель и ход проведения процедуры.
2.  Подготовить необходимое оснащение. Если ванна новая, то вымыть ветошью, смоченной 1 % раствором хлорамина, вымыть с мылом и обдать кипятком.
3.  Вымыть руки гигиеническим методом.
4.  Ребенка лучше купать вечером перед последним кормлением. Но если ванна действует на ребенка возбуждающе, то купать необходимо утром.
5.  Купать ребенка до 6 мес нужно ежедневно, с 6 мес до 1 года – через день, с 1 года до 3 лет – 2 раза в неделю, после 3 лет – 1 раз в неделю.
6.  Первая гигиеническая ванна проводится через 2-3 дня после отпадения пуповинного остатка или на 7 – 10 день жизни. Недоношенных детей купают с конца второй недели жизни. 1.Обеспечение правильного гигиенического ухода за ребенком. Соблюдение правил асептики.
Выполнение манипуляции. 7.  Поставить ванночку в устойчивое положение. На дно положить пеленку.
8.  Заполнить детскую ванну водой температуры 37 градусов в количестве 10 литров, чередуя холодную и горячую воду. Измерить водным термометром температуру воды.
9.  Если пупочная ранка еще не зажила, то можно добавить в воду слабый раствор перманганата калия – 5%, заранее приготовленный в мензурке.
10.  Извлечь термометр.
11.  Набрать в кувшин 1 литр воды (за время купания вода остынет на 1-2 градуса – закаливающий эффект).
12.  Сбросить в ванну варежку.
13.  Раздеть ребенка и при необходимости подмыть под проточной водой.
14.  Сбросить белье в мешок для грязного белья.
15.  Крепко удерживая ребенка двумя руками, погрузить его в воду медленно до мечевидного отростка.
16.  Одеть на правую руку варежку и мыть в следующей последовательности: голову ото лба к затылку (не умывать лицо), шею, грудь, живот, спину руки, ноги.
17.  Сбросить варежку, набрать в ладошку воду из кувшина и умыть лицо ребенка.
18.  Перевернуть его лицом вниз и ополоснуть тело водой из кувшина (за время купания в кувшине вода остыла на 1-2 градуса – первый этап закаливания).
19.  Набросить сверху чистую пеленку и уложить на пеленальный столик.
20.  Осушить тело промокательными движениями.
21.  Сбросить мокрую пеленку в мешок для грязного белья.
22.  Смочить 2 ватных шарика вазелиновым маслом и обработать кожные складки в следующей последовательности: первым шариком - за ушами, шейные, подмышечные с обеих сторон, локтевые, лучезапястные; вторым шариком – подколенные, голеностопные, паховые, ягодичные.23.  Сбросить отработанный материал в лоток с дезраствором.
24.  Если пупочная ранка не зажила, то необходимо провести её обработку. Обработать руки спиртом.
25.  Сбросить марлевый шарик в левую руку.
26.  Раздвинуть края пупочной ранки первым и вторым пальцами левой руки, осушить пупочную ранку от центра к периферии.
27.  Набрать в пипетку 1-2 капли 1% спиртового раствора бриллиантовой зелени и закапать в пупочную ранку.
28.  Подвигать края ранки, чтобы бриллиантовая зелень попала на дно.
29.  Подождать когда подсохнет и запеленать ребенка. 2. Создание комфортных условий
3.Сохранение правильного положения пеленки в ванночке
4. Профилактика ожогов у ребенка.
5. Исключение образования водяного пара в большом количестве.
6. Подготовка ребенка к процедуре.
7.Предупреждение загрязнения окружающей среды.
8. Обеспечивается максимальное расслабление мышц.
9. Исключается перегревания ребенка.
10. Предупреждение попадания воды и мыла в глаза, уши.
11. Предупреждение переохлаждения.
12. Исключение травмирования кожи.
13. Предупреждение переноса инфекции из наиболее загрязненных участков кожи на другие её поврехности.
14. Предупреждение развития опрелостей.
Завершение манипуляции. 30. Одеть ребенка и уложить в кроватку 15. Обеспечение инфекционной безопасности.
31. Пеленку с пеленального стола и «рукавичку» поместить в мешок для грязного белья (рукавичку обязательно прокипятить)
32. Слить воду из ванночки и сполоснуть её.
33. Обработать внутреннюю поверхность ванны и рабочую поверхность пеленального стола дезинфицирующим раствором
34. Снять перчатки, вымыть и осушить руки 4.Антропометрия.
Необходимое оснащение:
весы электронные или механические;
горизонтальный ростомер;
сантиметровая лента.
Взвешивание
на электронных весах
на механических весах
Измерение роста
Измерение окружности головы
Измерение окружности груди
Взвешивание
Средний вес (или масса) доношенного новорожденного составляет 2600–4500 грамм. В первую неделю масса тела может немного уменьшиться, но не более чем на 5–10% (так называемая физиологическая или транзиторная потеря веса).
Взвешивание на электронных весах
Установите весы на горизонтальной ровной устойчивой поверхности.
Включите весы в сеть.
Для проверки весов нажмите рукой с небольшим усилием в центр лотка – на индикаторе высветятся показатели, соответствующие усилию руки; отпустите лоток – на индикаторе появляются нули.
Обработайте лоток весов стерильной ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором.
Вымойте и высушите руки.
Положите на лоток весов пеленку – на индикаторе высветится ее вес.
Сбросьте вес пеленки в память весов.
Разденьте ребенка и уложите его на лоток весов. Предложите маме отвлекать его игрушкой и разговором, чтобы малыш не плакал.
Запомните вес, который появится на индикаторе.
Снимите ребенка с весов.
Зафиксируйте полученные данные в медицинской документации.
Вымойте и осушите руки.
После окончания процедуры лоток весов обрабатывают раствором дезинфектанта, концентрация и время экспозиции определяются в соответствии с методическими рекомендациями к конкретному деизинфицирующему средству.
Примечание: в домашних условиях лоток весов периодически моется с мылом и вытирается насухо.
Взвешивание на механических весах
При подготовке к процедуре взвешивания проведите проверку регулировки весов (при закрытом затворе гири установите на ноль, откройте затвор и уравновесьте весы вращением противовеса).
При взвешивании ребенка весы уравновешиваются передвижением гирь, определяющих килограммы и граммы.
После окончания процедуры лоток весов обрабатывают раствором дезинфектанта, концентрация и время экспозиции определяются в соответствии с методическими рекомендациями к конкретному деизнфицирующему средству.
Измерение роста
Рост измеряют в сантиметрах, от макушки до пяток, в положении ребенка на спине с выпрямленными по возможности в коленных суставах ногами и согнутыми под прямым углом стопами. Используется горизонтальный ростомер либо сантиметровая лента на пеленальном столе.
Горизонтальный ростомер расположите на ровной устойчивой поверхности, шкалой «к себе».
Вымойте и высушите руки.
Постелите на ростомер пеленку, не закрывая шкалу.
Уложите ребенка на ростомер теменной частью головы к горизонтальной неподвижной планке ростомера.
Легко нажмите на колени малыша, чтобы распрямить ножки.
Придвиньте к стопам подвижную планку ростомера.
Запомните результат.
Зафиксируйте полученные данные в медицинской документации.
Вымойте и осушите руки.
После окончания процедуры ростомер обрабатывают раствором дезинфектанта, концентрация и время экспозиции определяются в соответствии с методическими рекомендациями к конкретному деизнфицирующему средству.
Измерение окружности головы
Для измерения окружности головы сантиметровую ленту проводят сзади через затылочные бугры, спереди по надбровным дугам.
Окружность головы новорожденного на 2–5 см больше окружности груди и составляет 34 см.
Измерение окружности груди
Для измерения окружности грудной клетки сантиметровую ленту проводят сзади по нижним углам лопаток, а спереди по линии, соединяющей соски грудных желез.
Окружность груди новорожденного на 2–5 см меньше окружности головы и составляет в среднем 30-32 см.
Методические рекомендации для организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по теме практического занятия № 2:
«Организация сестринского обследования ребенка грудного возраста».
Введение:
Методическая рекомендация рассчитана на возможность самостоятельного изучения студентом данной темы с проведением самоконтроля на качество усвоения материала. Студент должен первоначально ознакомится с учебными целями модуля, а затем работать поэтапно
Студент должен знать:
-  характеристику периода грудного возраста;
-  анатомо-физиологические особенности органов и систем периода грудного возраста;
-  значение режима и воспитательных мероприятий в формировании навыков грудного ребенка;
Студент должен уметь:
-  ухаживать за кожей и слизистыми оболочками грудного ребенка;
- провести антропометрию грудного ребенка
-организовать режим дня грудного ребенка
Последовательность ваших действий:
I. Ознакомьтесь с планом предстоящего занятия:
1. семинар – 20 ми
2. практическая часть:доклинический этап – 25 мин
самостоятельная работа по осуществлению сестринского процесса – 60 мин
3. заключительный тестовый контроль, подведение итога занятия - 30 мин.
II. Изучите материал лекции № 3 и ответьте на вопросы для самоконтроля:
1.  Какой период жизни ребенка охватывает грудной возраст?
2.  Назовите основные особенности ребенка в этот период.
3.  Каковы физиологические особенности кожи в этом возрасте?
4.  Каковы особенности ухода за кожей в связи с ее анатомическими и физиологическими особенностями?
5.  Чем отличается костная ткань у грудного ребенка?
6.  Назовите особенности черепа, позвоночника, грудной клетки.
7.  Проявление физиологического гипертонуса мышц - сгибателей, сроки исчезновения его на верхних конечностях, на нижних конечностях.
8.  Сроки прорезывания молочных и постоянных зубов.
9.  Как оценить состояние большого родничка?
10.  Перечислите особенности дыхательных путей, легких, предрасполагающие к воспалительным заболеваниям.
11.  Перечислите анатомические особенности сердца и сосудов у грудного ребенка.
12.  Причины физиологического слюнотечения, сроки появления этого явления.
13.  Каковы особенности кишечника?
14.  Характеристика стула грудного ребенка, его регистрация.
15.  Какие особенности мочевыводящих путей способствуют застою мочи и развитию воспалительных процессов в лоханке?
16.  Понятие о физиологических гематологических перекрестах.
17.  Особенности кроветворения в грудном возрасте, состав крови, СОЭ. 1.  Средние показатели веса, роста, окружности головы и груди у доношенного новорожденного ребенка.
18.  Ежемесячные прибавки в весе, росте у детей на 1-ом году жизни.
19.  Формулы для ориентировочного подсчета веса, роста, окружности головы, округлости груди детям грудного возраста.
20.  Средние показатели веса и роста ребенка в 1 год.
21.  Когда вес ребенка удваивается и утраивается?
22.  На сколько сантиметров вырастает ребенок за первый год жизни?
23. Нервно-психическое развитие детей грудного возраста»
24.  Основные принципы и методы закаливания детей грудного возраста.
25.  Особенности работы медицинской сестры с ребенком грудного возраста.
III. Ответьте на вопросы словарного диктанта:
1. Укажите продолжительность периода грудного возраста.
2. Перечислите функции кожи, которые слабо развиты.
3. Укажите сроки формирования шейного лордоза.
4. Возраст появления первых молочных зубов.
5. Назовите формулу зубов.
6. Чему равен пульс ребенка 1 года.
7. Укажите частоту дыхательных движений ребенка 1 года.
8. Возраст закрытия большого родничка.
9. По какой формуле рассчитывают АД в грудном возрасте?
10. Характер микрофлоры при естественном вскармливании.
11.  Комплекс оживления появляется в 3 месяца.
12.  Ребенок садится в 4 месяца.
13.  Ребенок начинает различать цвета в 3 года.
14  Ребенок самостоятельно стоит в 10 месяцев.
15.  Ребенок начинает ползать в 7 месяцев.
16.  Ребенок пьет из чашки, которую держит взрослый в 8 месяцев.
17.  Берет игрушку из рук взрослого и удерживает в руке в 5 месяцев.
Эталоны ответов:
1. с 1 месяца до 1 года.
2. защитная и терморегуляторная.
3. 2 месяца.
4. 6-8 месяцев.
5. n-4.
6. 110-120 ударов в минуту.
7. 30-35 в минуту.
8. 12-15 месяцев.
9. 76+2n
10. да
11.нет
12.нет
13.нет
14.да
15.нет
16.да
Организация режима дня.
Режим дня - основа для правильного развития ЦНС. Основой любого режима дня является
деятельность, сон, пребывание на открытом воздухе, питание. Правильно организованный режим дня предоставлять организму необходимые паузы, обеспечивающие чередование периодов большей и меньшей активности мозга, исключает переутомление, обеспечивает гармоничность развития, спокойное и доброе настроение в течение дня.
Компоненты режима дня для детей 1 года жизни должны чередоваться в таком порядке:
Сон - Кормление - Бодрствование.
В этом случае бодрствование будет полноценным для ребенка. У детей старше 9 месяцев жизни песте кормления может быть сон, а затем бодрствование.
Продолжительность сна в сутки можно рассчитывать по формуле
для детей первого года жизни : 2 х m, где m - число месяцев жизни.
Дневной сон на первом году жизни должен быть 3-4 раза:
До 5 месяцев - 4 раза,
С 5 до 10 месяцев - 3 раза,
С 10 . месяцев до 1,5 лет - 2 раза.
Новорожденный ребенок большую часть суток спит, но по мере роста длительность бодрствования увеличивается, и к 3 месяцам составляет - 1,5 часа, к году - до 3 часов.
Психическое развитие детей происходит в процессе активной деятельности. Поэтому с первых месяцев жизни важно правильно организовать бодрствование ребенка.
Для детей от 0 до 3 месяцев жизни: ласково разговаривать с ребенком, петь ему, обходить вокруг кровати. На третьем месяце жизни - поддерживать комплекс оживления. Перед кормлением выкладывать на живот.
3-6 месяцев жизни: постоянно разговаривать с ребенком, поддерживать улыбку, смех, стимулировать ползание, повороты со спины на живот, потом с живота на спину.
6-12 месяцев жизни: вызывать подражание ребенком произносимых слогов и простых слов / мама, папа, дай и т. д./. для развития понимания речи необходимо много разговаривать с ним, показывать предметы и действия. Побуждать к ползанию с 5,5-6 месяцев, вставанию - с 7,5 месяцев к ходьбе с опорой - с 6-9 месяцев, без опоры - с 11-12 месяцев.
Необходимо вырабатывать у детей элементарные навыки: держать ложку, пить из кружки уже 1-см году жизни. Для этого при введении прикорма /4,5-5 месяцев/ необходимо пищу в ложке только подносить ко рту, не сбрасывая ее в рот малышу. Ребенок должен сам снимать пищу с ложки губами. Дети должны уметь пить из кружки, которую держит взрослый уже к 6 месяцам жизни. В 6,5-7 месяцев ребенку следует давать в руку кусочек белого хлеба, сухарик, печенье /для выработки умения жевать/.
С 8-9 месяцев ребенка усаживают для кормления в специальный стульчик, который придвигают к столу с пищей.
Используемая литература:
1.Н. В. Ежова, Е. М. Русакова, Т. И. Кащеева - Минск: «Педиатрия», «Высшая школа», 1997.
2. И. Н. Усов. Справочник участкового педиатра. - Минск, Беларусь, 1991.
3. М. Я.Студеникин. Справочник педиатра. - Москва: «Эллислак», 1994.
Методические рекомендации для организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по теме учебной практики 01.01.№ 1:
«Организация рационального вскармливания детей грудного возраста».
Введение: Методическая рекомендация рассчитана на возможность самостоятельного изучения студентом данной темы с проведением самоконтроля на качество усвоения материала. Студент должен первоначально ознакомится с учебными целями модуля, а затем работать поэтапно.
Учетные цели
Студент должен знать:
-  особенности процессов пищеварения у детей грудного возраста и периода молочных зубов;
-  виды вскармливания и их характеристику;
-  преимущества грудного вскармливания;
-  правила кормления грудью;
-  способы удовлетворения потребности «есть» в зависимости от вида вскармливания и возраста.
-  Виды вскармливания. Преимущества грудного вскармливания.
-  Гипогалактия, ее причины, профилактика.
-  Режимы кормления новорожденных детей периода младенчества.
-  Сроки и правила введения корригирующих добавок, прикормов.
-  Формулы для расчета разового и суточного количества пищи для детей первого года жизни.
Студент должен уметь:
-  собрать информацию о вскармливании ребенка;
-  выявить проблемы вскармливания;
-  обеспечить выполнение мероприятий по удовлетворению потребности «есть»;
-  подготовка матери и ребенка к кормлению грудью;
-  прикладывание ребенка к груди;
-  кормление ребенка из бутылочки, из ложечки;
-  приготовление основных продуктов питания; контрольное кормление.
-  Рассчитать объем разового и суточного количества молока.
-  Составить меню для кормления грудного ребенка.
Навыки:
-  приготовление овощного пюре,
-  5% и 10% каши, творога, киселя;
-  подогревание смеси; обработка сосок,
-  бутылочек, посуды.
Последовательность ваших действий:
I. Ознакомьтесь с планом предстоящего занятия:
-  1. семинар – 20 мин.
-  2. практическая часть: доклинический этап - 25 мин.
-  3. самостоятельная работа по отработке практических манипуляций - 60 мин.
-  4 .заключительный тестовый контроль, подведение итога занятия - 30 мин.
II. Изучите материал лекции № 5, 6 « Естественное вскармливание детей грудного возраста», «Смешанное и искусственное вскармливание детей первого года жизни»
III. Ответьте на вопросы для самоконтроля
1.  Роль сбалансированного рационального вскармливания для развития здорового ребенка.
2.  Виды вскармливания. Удовлетворение потребности есть при естественном вскармливании.
3.  Понятие лактации, гипогалактации. Виды гипогалактации.
4.  Преимущества естественного вскармливания.
5.  Правила кормления грудью.
6.  Диета и режим кормящей матери.
7.  Затруднения для кормления со стороны матери и ребенка. Противопоказания для кормления грудью.
8.  Режим кормления детей 1-го года жизни.
9.  Способы расчета необходимого количества молока ребенку 1-го года жизни.
10.  Дополнительные факторы или корригирующие добавки при естественном вскармливании.
11.  Прикорм и правила его введения.
12.  Смешанное вскармливание.
13.  Удовлетворение потребности есть при смешанном вскармливании. Докорм.
14.  Сроки введения прикормов при смешанном вскармливании.
15.  Классификация молочных смесей.
16.  Удовлетворение потребности есть при искусственном вскармливании.
17.  Правила кормления из бутылочки.
18.  Проведение контрольного кормления.
19.  Обработка сосок, бутылочек, посуды.
20.  Приготовление овощного пюре, 5% и 10% каши, творога, киселя.
21.  Подогревание смеси.
22.  Проблемы при нарушении удовлетворения потребности есть.
23.  Удовлетворение потребности есть детей периода молочных зубов.
IV. Ответьте на вопросы графического диктанта: Положительный ответ - «да», отрицательный ответ - «нет»
1.  Гипогалактия - это самопроизвольное выделение грудного молока.
2.  Переходное молоко - это молозиево, выделяется с 4 дня лактации.
3.  В 4 недели ребенка кормят 6 раз в день.
4.  Длительность кормления грудью 15-20 минут.
5.  Остатки молока после кормления грудью не обязательно сцеживать.
6.  Объем питания ребенка 3 месяцев составляет 1/6 массы тела.
7.  Фруктовые пюре вводят в возрасте 4,5-5 месяцев.
8.  Прикорм вводят после кормления грудью.
9.  Первый прикорм вводят в виде 5% манной каши.
10.  Наилучшим видом вскармливания является смешанное вскармливание.
11.  В «Б» смесь входит 1 часть молока и 1 часть крупяного отвара.
12.  Докорм дают после кормления грудью.
13.  «В» смесь дают с 2-х недель до 3-х месяцев жизни.
14.  Неадаптированные смеси – это молоко и его разведения.
15.  Смеси перед кормлением подогревают до 35°С.
16.  Прикорм при искусственном вскармливании вводят по 2 недели позже.
17.  При 6 разовом кормлении ночной перерыв составляет 4 часов.
18.  Разовый объем питания ребенка 1 года жизни не более 200 мл.
Эталоны ответов к вопросам графического диктанта: 1 - нет, 2 - нет, 3 - нет, 4 - да, 5 - нет, 6 – да, 7 – нет, 8 – нет, 9 – нет, 10 – нет, 11 - да, 12 – да, 13 – да, 14 – да, 15 – нет, 16 – нет, 17 – нет, 18 – да.V. Изучите технику выполнения манипуляций и приготовьте одно из блюд детского питания (овощное пюре, молочную кашу, творог, кисель).
Методические рекомендации для студентов по выполнению манипуляций.
Приготовление овощного пюре
Приготовьте: кастрюлю, сито, для 100г пюре необходимо: 40г картофеля, 30г капусты, 30г моркови, 10мл молока, 2мл сахарного сиропа, 2мл раствора поваренной соли, 5гр сливочного масла или 3г растительного масла.
Последовательность действий.
1.  Овощи помойте, очистите и снова промойте.
2.  Нарежьте овощи и уложите в кастрюлю.
3.  Налейте в кастрюлю немного воды.
4.  Варите на пару овощи до готовности.
5.  Горячие овощи протрите через сито.
6.  В пюре положите масло, сахарный сироп, раствор поваренной соли, горячее кипяченое молоко и размешайте.
Приготовление 5% и 10% молочной каши
Приготовьте: кастрюлю, для 100г 5% каши необходимо: 5г крупы /1 чайную ложку/, для 10% -10г крупы /2чайные ложки/, 100мл молока, 20мл воды, 1,5мл поваренной соли, 5 мл сахарного сиропа, 3г сливочного масла. Последовательность действий.
1.  Отлейте 20мл молока в кастрюлю и добавьте 20мл воды.
2.  Разведите 5г крупы /1 чайную ложку/ в кастрюле /10г крупы - 2 чайных ложек при 10%/.
3.  Разваривайте крупу в течение 15 минут на медленном огне.
4.  Оставшееся молоко /80мл/ подогрейте до появления пара /не кипятить/.
5.  Вылейте молоко в кастрюлю, хорошо размешайте.
6.  Доведите до кипения.
7.  Добавьте раствор поваренной соли, сироп, масло.
8.  Снимите с огня кастрюлю.
9.  Остудите до t - 37°С.
Приготовление творога
1 способ
Приготовьте: кастрюлю, баночку, марлю, 300мл молока, 300мл кефира.
Последовательность действий.
Смешайте молоко и кефир в соотношении 1:1 в баночке. Поставьте баночку в водяную баню и доведите до кипения. Дайте отстояться. Откиньте на марлю.
2 способ
Приготовьте: кастрюлю, баночку, марлю, 500 молока, 1 чайную ложку сметаны.
Последовательность действий.
1  Добавьте к 500мл молока 1 чайную ложку сметаны.
2  Поставьте в теплое место на 2 часа.
3  Поставьте молоко в банке на водяную баню и доведите до кипения.
4  Дайте отстояться.
5  Откиньте на марлю.
Приготовление киселя
Приготовьте: кастрюлю, марлю, сито, 15г клюквы или черной смородины, малины, 30мл воды, 23 мл сахарного сиропа, 4г картофельной муки, 20мг аскорбиновой кислоты.Последовательность действий.
1.  Клюкву переберите, промойте холодной водой, перенесите на сито.
2.  Обдайте кипятком, разомните толкушкой.
3.  Отожмите сок и в стеклянной посуде с закрытой крышкой поставьте на холод.
4.  Выжимки из клюквы залейте водой 90мл.
5.  Доведите до кипения, оцедите через сито.
6.  Часть отвара отлейте, остудите и разведите в нем 4г крахмала.
7.  К оставшемуся отвару добавьте сироп и аскорбиновую кислоту, размешайте, доведите до кипения.
8.  В кипящий отвар добавьте крахмал и доведите до кипения помешивая,.9.  В готовый кисель вылейте ранее отжатый сок и размешайте.
Правила мытья и стерилизации бутылочек, сосок, посуды
1.  Посуду, соски, бутылочки моют в специальной комнате.
2.  Должно быть три ванны с подводом горячей и холодной воды.
3.  В первой ванне моют посуду щетками, соски выворачивают наизнанку.
4.  Во второй ванне обезжиривают, для этого в воду добавляют горчицу /50г на 10 л воды/ или соду /100г на 10л воды/.
5.  Над третьей ванной полощут в проточной горячей воде.
6.  Затем бутылочки ставят в специальные сетки, а когда стекут остатки воды, стерилизуют в сухожаровом шкафу 50-б0 минут при t 120-150°С.
7.  Соски кипятят в течение 10-15 минут и хранят в маркированной посуде «Чистые соски».
8.  При специальном обеззараживании посуду после мытья на 20-30 минут погружают в 0,5% раствор хлорамина или хлорной извести, а затем хорошо промывают горячей водой и стерилизуют.
Подогревание смеси
1.  Поставьте бутылочку со смесью в водяную баню и подогрейте до 38-40°С.
2.  Встряхните бутылочку, выньте ватную пробку, горлышко бутылочки протрите стерильной салфеткой и наденьте соску.
3.  Проверьте температуру смеси, капнув на тыльную поверхность кисти.
Кормление из ложечки
1.  Ребенка держат на руках запеленованным и осторожно, порциями вливают молоко в рот.
2.  Нельзя спешить, следующую порцию вливать в рот только тогда, кода он проглотил предыдущую.
3.  После того как закончится кормление, необходимо осмотреть рот ребенка и убедиться, все ли молоко проглочено /для предупреждения аспирации/.
VI. Подготовьте индивидуальные творческие задания на темы:
·  «Современные молочные смеси» (реферат, презентация, санбюллетень)
·  Деловая игра «Режим и диета кормящей матери»
·  Деловая игра «Гипогалактия»
Методические рекомендации для организации самостоятельной внеаудиторной работы студентовпо теме учебной практики 01.01 № 2
«Изучение особенностей ухода за здоровыми детьми грудного возраста»
Введение
Методическая рекомендация рассчитана на возможность самостоятельного изучения студентом данной темы с проведением самоконтроля на качество усвоения материала. Студент должен первоначально ознакомится с учебными целями модуля, а затем работать поэтапно.
Учебные цели
По окончании изучения темы студент должен знать:
-  значение физического воспитания для развития ребенка;
-  основные средства и правила закаливания;
-  виды и значение массажа;
-  закономерности нарастания массы и роста.
Студент должен уметь:
-  взвесить, измерить рост, окружность головы, грудной клетки;
-  определить физическое развитие по центильным таблицам;
-  определить ориентировочно соответствующий рост, вес, окружность головы и грудной клетки;
-  определить цели и составить схемы закаливающих мероприятий детям разного возраста;
-  оценить эффективность закаливающих процедур;
-  провести беседу с матерью о значении закаливающих мероприятий и гимнастики для укрепления здоровья ребенка.
Последовательность ваших действий:
I. Ознакомьтесь с планом предстоящего занятия:
1. семинар – 20 мин.
2. практическая часть: доклинический этап - 25 мин.
3. самостоятельная работа по отработке практических манипуляций - 60 мин.
4 заключительный тестовый контроль, подведение итога занятия - 30 мин.
II. Изучите материал лекции № 4: «Особенности процессов жизнедеятельности детей грудного возраста» и дополнительно материал микролекции.
Микролекция.
Принципы закаливания:
·  раннее начало, постепенность,
·  систематичность,
·  индивидуальный подход,
·  положительный эмоциональный настрой,
·  ребенок должен быть здоров.
Средства закаливания: солнце, воздух, вода.
Методы закаливания воздухом: воздушные ванны, прогулки, сон на свежем воздухе.
Методика проведения воздушных ванн. Ванны начинают с первых дней жизни. Когда ребенку меняют пеленки, раздевают, переодевают, его оставляют голеньким 1-2 минуты, с 3-х недель-4-5 минут, температура воздуха при этом 220, постепенно снижают до 18-200. Затем начинают сочетать воздушную ванну с массажем.
Прогулки начинают проводить со второй недели жизни. Зимой вначале гуляют по 30 минут в комнате при открытых окнах, с 3-4 недель начинают прогулки на улице. До 3-х месяцев при температуре не ниже -50, старше 3-х месяцев жизни не ниже -100, желательно в безветренную погоду. Летом прогулки начинают сразу после выписки из роддома в зависимости от погоды. Длительность прогулок к 1 году увеличивается до 1-1,5 ч 2-3 раза в день.
Методы закаливания водой:
Местные: умывание, местное обтирание, обливание ног;
Общие водные процедуры: полное обтирание, полное обливание, ванна, душ, купание в открытом водоеме.
Методы закаливания водой для новорожденных детей: Умывание, подмывание – это гигиенические процедуры, при температуре воды 280 они будут оказывать закаливающий эффект. Купают в воде 36-370, ополаскивают водой на градус ниже. Пеленку, которой вытирают ребенка подогревать не нужно.
Обтирание начинают проводить с 2 месяцев жизни. Сначала необходимо подготовить кожу ребенка к этой процедуре. Для этого сухой фланелью или кусочками мягкой шерстяной ткани ежедневно утром растирают тело, руки и ноги ребенка до розового цвета. Через 1,5-2 недели переходят к обтиранию с водой. Варежкой из махровой ткани, смоченной в воде и отжатой промокательными движениями обтереть руки ребенка от кончиков пальцев до плеч. Через 3 дня – руки и грудь, еще ч/з 3 дня – руки, грудь, живот, далее спину, ягодицы, и в заключение ноги – от ступней к тазу. Температура воды – 350, летом-320. Через 3 для полного обтирания температура воды меньше каждые 5-6 дней на 10, доведя её до 270. Лучше проводить утром после подмывания, продолжительность процедуры от 2 до 5 минут.
Через полмесяца после обтирания приступают к обливанию ног (ножным ваннам). Обливают только ступни и голени, температура воды 280, постепенно снижая температуру на 10 в неделю, доводя до 200, продолжительность процедуры 20-30 секунд. С 9 месяцев проводят полное обливание: ребенка сажают в ванну и обливают из ковша в следующем порядке: спина, грудь, живот, плечи, руки. Начальная температура летом - 35, зимой-37-36. Летом снижают температуру на 1 каждые 2-3 дня, доводя до 280, зимой – через 5-6 дней, доводя до 300.
Общий душ -1,5 лет. Длительность - 1-2-минуты. Это самая энергичная процедура. Холодовое воздействие сочетается с массирующим действием водной струи. Температура воды как и для обливания. Делать утром, т. к. действует возбуждающе.
Все закаливающие процедуры прекращают, если ребенок заболел, при повышении возбудимости.
Методы закаливания солнцем: солнечные ванны.
Солнечные ванны рекомендуют проводить с 1 года. Перед солнечными ваннами рекомендуют воздушные ванны в течение 10-20 минут. Солнечные ванны проводят с 9 ч до 11 ч утра через 1- 1,5 ч после легкого завтрака. Начинать с 1 мин, доводя до 10 мин на каждой стороне (спина, живот). После солнечной ванны рекомендуют обливание или душ температура воды 360 , снижая температуру постепенно до 280.
Массаж и гимнастика детям до 1 года жизни
Массаж проводят с 1,5 месяцев жизни. Гимнастику проводят со 2 месяца жизни. Их проводят ежедневно, в одно и то же время, через 40 минут после еды. Продолжительность занятий 5-12 минут. Каждое упражнение повторяют 4-6 раз.
Значение массажа для грудных детей: расширяются капилляры кожи, улучшается циркуляция крови, трофика тканей и обмен веществ, повышается мышечная сила, улучшается эластичность и подвижность связочного аппарата, оказывает тонизирующее действие на нервную систему.
Приемы массажа:
поглаживание – это легкие, скользящие движения тыльной или ладонной поверхностью кисти, оказывает успокаивающее действие на нервную систему, снимает болевые ощущения, расширяет сосуды кожи;
растирание и разминание – это более сильное давление рук, оно действует не только на кожу, но и на подкожно-жировую клетчатку, мышцы, сухожилия, суставы;
поколачивание – оказывает рефлекторное влияние, улучшает питание глубоко лежащих мышц;
вибрация – для детей старше года
Виды гимнастических упражнений:
1. По характеру движений и участию в них ребенка различают а) рефлекторные; б) пассивные; в) активные.
2. по участию мышечных групп: а) рук и плечевого пояса; б) ног и стоп; в) спины; г) позвоночника; д) брюшного пресса.
С 2 -3 мес – рефлекторные упражнения, основанные на безусловных рефлексах
С 3- 4 мес – пассивные движения
Старше 4 мес – активные движения.
С 4-6 мес движения должны быть направлены на побуждение к ползанию и на развитие рук.
Вмес: упражнения для мышц туловища, ног, костно-связочного аппарата, они подготавливают ребенка к правильному сидению, стоянию, ходьбе, предотвращает развитие плоскостопия, искривления позвоночника.
Значение гимнастики: укрепляет костно-мышечную систему, работающая мышца раздражает надкостницу, что стимулирует рост костей; усиливается кровоток, уменьшаются застойные явления в органах и тканях, улучшает обмен веществ, повышает содержание эритроцитов гемоглобина, усиливается иммунная активность крови и тканей, повышается эмоциональный тонус ребенка.
1,5-3 месяца жизни.
А\ массаж - поглаживание: рук, ног, спины, живота.
Б\ активные движения, основанные на безусловных рефлексах /рефлекторные/: упражения для стоп, разгибание позвоночника в положении на боку, выкладывание на живот.
3-4 месяца жизни.
Между мышцами сгибателями и разгибателями устанавливается равновесие - поэтому в комплекс занятий постепенно входят пассивные движения:
А\ отведение рук в стороны и скрещивание на груди;
Б\ поворот со спины на живот /за руки/;
В\ «парение» на животе.
4-6 месяцев жизни.
Движения направлены на побуждение к ползанию и на развитие рук.
А\ «скользящие шаги»;
Б\ поворот со спины на живот при поддерживании за ноги;
В\ падение в положении на спине;
Г\ сгибание и разгибание, вместе и поочередно.
6-10 месяцев жизни.
Упражнения для мышц туловища, ног, костно-связочного аппарата. Это подготавливает ребенка к правильному сидению, стоянию, ходьбе, предотвращает развитие плоскостопия, искривления позвоночника.
Прибавляется:
А\ присаживание при поддержке за обе отведенные ручки;
Б\ приподнимание туловища из положения на животе при поддержке за руки;
В\ ползание.
10 месяцев -1 год 2 месяца.
Добавить:
А\ круговые движения руками;
Б\ наклон туловища и выпрямление;
В\ присаживание самостоятельно с фиксацией ног;
Г\ приседание при поддержке за руки с кольцами.
Комната, где занимается ребенок, должна быть проветрена, температура 19-20 градусов. Летом лучше на воздухе, в тени. Стол для гимнастики твердый, байковое одеяло, клеенка, пеленка. Руки теплые. Присыпку и вазелин при общем массаже у детей раннего возраста не используют. Массажист располагается напротив ребенка.
III. Вопросы для самоподготовки.
1.  Средние показатели веса, роста, окружности головы и груди у доношенного новорожденного ребенка.
2.  Ежемесячные прибавки в весе, росте у детей на 1-ом году жизни.
3.  Формулы для ориентировочного подсчета веса, роста, окружности головы, округлости груди детям грудного возраста.
4.  Средние показатели веса и роста ребенка в 1 год.
5.  Когда вес ребенка удваивается и утраивается?
6.  На сколько сантиметров вырастает ребенок за первый год жизни?
7.  Основные принципы и методы закаливания детей грудного возраста.
8.  Какие приемы массажа вызнаете? Значение массажа для детей 1 -го года жизни.
9.  Виды гимнастических упражнений. В каком возрасте применяется какой вид? Значение гимнастики.
IV. Изучите манипуляции по сборнику алгоритмов «СД в педиатрии»: антропометрия – измерение окружности головы, грудной клетки; измерение роста, веса.
V. Выполните творческие задания:
1. Реферат на тему: «Нетрадиционные методы закаливания»
2. Составление индивидуального плана мероприятий по закаливанию ребенка от 1 мес до года (сообщение, санбюллетень, буклет).
3. Составление индивидуального плана физического развития ребенка (массаж и гимнастика) с 1 до 3 мес., с 3 до 4 мес., 4 – 6 мес., 6 – 10 мес., 10 – 14 мес. (реферат, сообщение, памятка, санбюллетень).
VI.Ответьте на вопросы графдиктанта1. Средний вес доношенных новорожденных составляет 2500 г.
1.  Средний рост доношенных новорожденных 50-52 см.
2.  Прибавка в массе тела за 3-ий месяц жизни составляет 750г.
3.  Рост ребенка в 1 год равен 100 см.
4.  Вес ребенка 1 года жизни равен 10 кг.
5.  Прием массажа, рекомендуемый детям до 3 мес – растирание.
6.  До 3 месяцев жизни комплекс гимнастики построен на рефлекторных движениях
7.  Ежемесячная прибавка в росте в третьем квартале составляет 2,5 см.
8.  Окружность грудной клетки у детей 6 месяцев в среднем составляет 45 см.
9.  Массаж рекомендуют проводить через 40 минут после приема пищи.
Эталоны ответов:
1. Нет, 2. Да, 3. Нет, 4. Нет, 5. Да, 6. Нет, 7. Да, 8. Нет, 9. Да, 10. Да
Используемая литература:
1.  Мазурин А. В., Воронцов И. М. Пропедевтика детских болезней. - М.: Медицина, 1986.
2.  Леонтьева Н. Н., Маринова К. В. Анатомия и физиология детского организма. - М., 1986.
3.  Неопатология.-под редакцией В. В. Гаврюшова и К. А. Ситниковой. - Ленинград: «Медицина», 1985.
4.  К. А. Святкина. Детские болезни. - Москва: «Медицина», 1988.
5.  Дошкольник - из серии «Мир детства» - под редакцией А. Г. Храпковой. - М.: «Педагогика», 1980.
Методические рекомендации для организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по темам учебной практики 01.01. № 6,7:
«Организация ухода и воспитания детей раннего возраста», «Организация ухода и воспитания детей дошкольного возраста».
Введение
Методическая рекомендация рассчитана на возможность самостоятельного изучения студентом данной темы с проведением самоконтроля на качество усвоения материала. Студент должен первоначально ознакомится с учебными целями модуля, а затем работать поэтапно.
Учебные цели.
Студент должен представлять:
-  как подготовить ребенка к посещению детского дошкольного учреждения;
-  особенности адаптации детей в детских дошкольных учреждениях;
-  подготовку детей к школе.
Студент должен знать:
-  характеристику периода «молочных зубов»;
-  анатомо-физиологические особенности периода «молочных зубов»;
-  особенности развития детей этих периодов;
-  особенности адаптации детей к школе;
-  основные потребности и способы их удовлетворения у детей периода «молочных зубов»;
-  Выявление проблем, связанных с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья.
Студент должен уметь:
Изучение и оценка анатомо-физиологических особенностей детей ясельного возраста:
-  оценка состояния кожи, подкожно-жировой клетчатки, костно-мышечной системы;
-  подсчет пульса, ЧДД, измерение АД и их оценка;
-  проведение перкуссии и аускультации легких, аускультация сердца;
-  пальпация лимфатических узлов;
-  пальпация живота;
-  Проведение антропометрических измерений и оценка полученных результатов;
-  Оценка физического и нервно-психического развития;
-  Составление примерного меню, рекомендаций по режиму дня, выбору игрушек, игровых занятий для детей преддошкольного и дошкольного возраста;
-  Составление рекомендаций по адаптации в детском дошкольном учреждении.
-  Обучение родителей ребенка и его окружение принципам закаливания, основным гимнастическим комплексам и массажу, применяемым для детей преддошкольного и дошкольного возраста;
-  Обучение родителей и окружения ребенка принципам создания безопасной окружающей среды для детей преддошкольного и дошкольного возраста;
-  Обучение родителей и окружение ребенка правилам и технике кормления детей оценить физическое, нервно-психическое и социальное развитие детей этих периодов; подсчитать пульс, ЧДД, измерить АД и оценить их.
Последовательность ваших действий:
I. Ознакомьтесь с планом предстоящего занятия:
-  1. семинар - 1час
-  2. практическая часть: доклинический этап - 45 мин.
-  3. самостоятельная работа по отработке практических манипуляций - 120 мин.
-  4 . заключительный тестовый контроль, подведение итога занятия - 45 мин.
II. Изучите самостоятельно по учебнику темы «Анатомо-физиологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста», «Питание ребенка старше 1 года».
III. Ответьте на вопросы для самоконтроля:
-  Перечислите АФО костной системы
-  Правила посадки за столом
-  Режим дня, его компоненты и значение для детей данного возраста
-  Правила профилактики близорукости-  Перечислите АФО ЦНС
-  Перечислите АФО сердечно-сосудистой системы
-  Назовите АФО дыхательной системы
-  Особенности физического развития в период «молочных зубов»
-  АФО пищеварительной системы
-  Особенности подготовки детей к детским дошкольным учреждениям
-  Группы адаптации детей в ДДУ.
IV. Ответьте на вопросы графического диктанта
1. Период преддошкольного возраста длится с 1 года до 3 лет.
2. Сращение швов черепа происходит в 5-7 лет
3. Замена молочных зубов на постоянные происходит в 5-6 лет
4. С целью профилактики близорукости книга должна располагаться на расстоянии 30-40 см.
5. Ночной сон ребенка периода «молочных зубов» должен продолжаться в течение 12 часов.
6. Отдых на свежем воздухе длится 1-2 часа.
7. Сердце принимает косое положение к 5 годам.
8. АД рассчитывается по формуле 80+2n.
9. Печень у детей до 2 лет выступает из-под края реберной дуги на 1,5-2 см.
10. пульс в 5 лет равен 105 ударов в минуту.
11. Тип дыхания у девочек 5 лет – грудной.
12 Частота дыхательных движений ребенка в 5 лет – 25 дыхательных движений в минуту.
13. Первый скачок в росте у девочек происходит в 4 - 5,5 лет.
14. Средний вес ребенка в 5 лет 10-10,5 кг.
Эталоны ответов:1-да,2- нет, 3 – да,4 – да, 5 – да, 6 – нет, 7 –нет, 8 – да, 9 – да, 10 – нет, 11 – да, 12 – да, 13 – нет, 14 – нет.V. Изучите манипуляции по алгоритму:
-  Повторите методику объективного обследования
-  Измерение окружности головы, грудной клетки, измерение роста и взвешивание детей периода «молочных зубов»
-  Оценка нервно-психического и физического развития.
VI. Выполните индивидуальные творческие задания:
-  Деловая игра по профилактике плоскостопия, развития близорукости
-  Составить памятку для родителей по организации режима дня
-  Сообщение на тему: «Формирование здорового образа жизни у детей периода «Молочных зубов» (закаливание, гимнастика, организация досуга, питание).
Методические рекомендации для организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по теме практического занятия № 7:
«Период школьного возраста (препубертатный)».
Методическая рекомендация рассчитана на возможность самостоятельного изучения студентом данной темы с проведением самоконтроля на качество усвоения материала. Студент должен первоначально ознакомиться с учебными целями модуля, а затем работать поэтапно.
Учебные цели.
Студент должен представлять:
-  как подготовить ребенка к посещению школы;
Студент должен знать:
-  Анатомо-физиологические особенности, рост и развитие ребенка школьного возраста;
-  Универсальные потребности, способы их удовлетворения.
-  Возможные проблемы. Принципы создания безопасной окружающей среды для детей школьного возраста.
-  Значение физического воспитания для здоровья ребенка. Факторы риска и безопасности.
Студент должен уметь:
-  Проведение антропометрических измерений.
-  Оценка физического, нервно-психического и полового развития детей школьного возраста.
-  Составление примерного меню детям младшего возраста.
-  Обучение родителей ребенка и его окружения принципам создания безопасной окружающей среды.
-  Составление рекомендаций по режиму дня для детей школьного возраста.
-  Составление рекомендаций по адаптации к школе.
-Обучить девочек- подростков навыкам самообследования молочных желез, мальчиков- подростков самообследованию яичек;
- Обучить подростков принципам здорового образа жизни;
- Оценить анатомо- физиологические и психологические особенности человека в юношеском возрасте
-  Обучить родителей ребенка и его окружения принципам закаливания, основным гимнастическим оценить физическое, нервно-психическое и социальное развитие
- Определить основные потребности человека в юношеском возрасте
Последовательность ваших действий:
I. Ознакомьтесь с планом предстоящего занятия:
-  1. семинар – 20 мин.
-  2. практическая часть: доклинический этап - 25 мин.
-  3. самостоятельная работа по отработке практических манипуляций - 60мин.
-  4 . заключительный тестовый контроль, подведение итога занятия - 45 мин.
II. Изучите самостоятельно по учебнику темы «Анатомо-физиологические особенности детей школьного возраста», «Питание ребенка старше 1 года».
III. Ответьте на вопросы для самоконтроля:
Составление планов обучения - оценивают анатомо- физиологические и психологические особенности человека в юношеском возрасте; - определяют основные потребности человека в юношеском возрасте. рациональному и адекватному питанию; - составление планов обучения поддержания адекватной двигательной активности; - составление планов обучения поддержанию безопасности; - составление планов бесед по профилактике вредных привычек; - создание презента