Урок русского языка в 6 классе Имя числительное. Простые и составные числительные.

Урок русского языка в 6 классе
Тема: Имя числительное. Простые и составные числительные.
Цель: закрепление и расширение знаний обучающихся об имени числительном.
Задачи:
дать представление о простых и составных числительных; закрепить у обучающихся навык определения разрядов и групп числительных, совершенствовать умения отличать имена числительные от других частей речи;
развивать умения употреблять числительные в речи, развивать творческую, речевую и мыслительную активность уч-ся, обогащать словарный запас;
привитие любви к предмету через занимательный материал.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, карточки с отметками, учебник «Русский язык» стр.229.
ХОД УРОКА

Организационный момент. Мотивация обучающихся.
Сегодня, ребята, мы продолжим изучение новой для вас части речи – имя числительное. На уроке мы не только будем повторять, но и пополнять наши знания об этой части речи и узнаем ещё много нового, попытаемся выполнить целый ряд занимательных упражнений и заданий. Итак, вы готовы? Тогда начинаем.
Эпиграф у уроку
Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчёт во всяком деле нужен,
Ты с числительным будь дружен!

2.Актуализация знаний о числительном.
Использование структуры «РЕЛЛИ РОБИН»
(Два участника поочередно обмениваются короткими ответами в виде списка)
- Что такое числительное?
- Числительные делятся на .. (количественные, порядковые)
-На какой вопрос отвечают количественные числительные? (сколько?)
- На кокой вопрос отвечают порядковые числительные? (какой?)
- Имена числительные какими членами предложения могут быть?
( подлежащим, сказуемым, дополнением, определением, обстоятельством)
- Какие части речи могут иметь числовое значение ? (существительное, прилагательное, глагол)
Работа по развитию мышления, речи.
Использование структуры «ТАЙМД РАУНД РОБИН» (раунд робин в течении определенного времени ученик проговаривает ответ в команде по кругу)
- Вспомните и запишите 5 – 7 пословиц и поговорок, в которых встречаются имена числительные. Не забудьте объяснить значение пословиц (устно, при проверке).
1) Один в поле – не воин.
2) Семеро одного не ждут.
3) Ум – хорошо, а два – лучше.
4) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
5) Два сапога – пара.
6) Семь раз отмерь – один отрежь.
7) Двумя ложками кашу не едят.
8) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
3. Синтаксическая разминка.
1). Около трёхсот миллионов лет назад наша Земля была не такой, как теперь: некоторые деревья достигали почти до сорока метров.
2). В четыре часа утра в тайге просыпаются светлоголовые пеночки, а в пятом часу вдруг разносятся звонкие трели дрозда.
3). Разные виды птиц живут на Земле, из них семьсот семьдесят обитают в России.
4). Всех птиц, конечно, никто не считал, но предполагается, что их примерно сто миллиардов.
5). Мелкие птички живут от четырёх до десяти лет, а вороны, ястребы и соколы доживают до пятидесяти лет.
6. По новому проекту был построен трёхсотый дом.
7. Сорок пятый год принёс радостную и долгожданную Победу над фашизмом.

4. Объяснение нового материала.
- Назовите числительные, которые встретились в предложениях. Запишите их цифрами. Мы видим, что некоторые цифры - простые, сложные, а некоторые – составные. Так же и имена числительные.
Заполнение таблицы. Использование структуры «КЛОК БАДДИС» (друзья по часам) – обучающимся предлагается встретиться с одноклассником, в отведенное учителем время для эффективного взаимодействия.

Группы по составу
Количественные числительные
Порядковые числительные

Простые
Четыре, сорок, десять, сто.
В пятом (часу)


Сложные
пятидесяти

трёхсотый

Составные
трёхсот миллионов, семьсот семьдесят, сто миллиардов.

Сорок пятый


- Попробуйте сформулировать правило: ПРОСТЫЕ числительные – это, СЛОЖНЫЕ числительные – это., СОСТАВНЫЕ числительные – это Проверим себя по учебнику (стр. 230)

5. Упражнения для закрепления.
А) Укажи вид числительных по строению (простые, сложные, составные)

Пятнадцать, семь, сто шестнадцать, восемнадцатый, одиннадцать, шестьсот, семидесятый, девяносто шестой, семьсот сорок один, триста двадцать, четвертый, девятьсот девяносто девять тысяч.
Б) Цифрами записаны количественные числительные. Укажите строчку, в которой все числительные являются простыми.

а) 19, 15, 1000
б) 8, 1000, 100, 1
в) 19999, 300, 4, 17
г) 3, 29, 18, 41

6. Работа по развитию речи.
Использование структуры «ДЖОТ ТОТС» ( «запиши мысли» участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочек и кладут в центр стола, всего должно 12 листочков)
- Составьте три предложения на тему «Весенние каникулы», используя только составные числительные.
- Проверим, что получилось. Например: Двадцать третьего марта начались весенние каникулы в нашей школе. Двадцать первого марта в школе проводили день птиц. Ребята развесили в лесу двадцать семь скворечников и тридцать две кормушки для пернатых.
7. Физкультминутка.

8. Игра «Найди числительное». На доске записаны слова, в которых «спрятались» цифры. Определить часть речи и найти число.
Использование структуры «ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН» ( все пишут раунд робин, ученики по одному зачитывают свои ответы по кругу, а все остальные записывают новые идеи на своих листках)

Подвал, внутри, смотришь, одинокий, одиночество, опять, триумф, сотри,
семья, сорока, стол, крестоносец, трибуна, сороконожка, стоматолог, ласточка, интрига, витрина, восток, достопримечательность, место, стоянка, постовой, мостовая, частокол, сторож, постоялец, простор, патриот, электрик, родинка, трикотаж, миллионер.

9. Из истории числительного миллион.
Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 в Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, придумал слово миллион, которое состоит из итальянского мили, означающего «тысяча», и оне, соответствующего русскому увеличительному суффиксу - ИЩ - (домище, ручища). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову тысячища.

10. Работа с текстом. (Упр. 571) Записать текст, выделить орфограммы, определить разряд числительных.
Растительный и животный мир необычайно богат в районе экватора, где выпадает много дождей. Здесь располагаются влажные экваториальные леса. Деревья в них растут с поразительной быстротой и за 10 – 15 лет достигают тридцати – сорока пяти метров. Таких размеров деревья наших лесов достигают только к ста пятидесяти – двумстам годам.

11. Подведение итогов, оценивание.
Д / З. Выучить правило, упражнение № 572
Группы по составу
Количественные числительные
Порядковые числительные

Простые





Сложные





Составные






1). Около трёхсот миллионов лет назад наша Земля была не такой, как теперь: некоторые деревья достигали почти до сорока метров.
2). В четыре часа утра в тайге просыпаются светлоголовые пеночки, а в пятом часу вдруг разносятся звонкие трели дрозда.
3). Разные виды птиц живут на Земле, из них семьсот семьдесят обитают в России.
4). Всех птиц, конечно, никто не считал, но предполагается, что их примерно сто миллиардов.
5). Мелкие птички живут от четырёх до десяти лет, а вороны, ястребы и соколы доживают до пятидесяти лет.
6. По новому проекту был построен трёхсотый дом.
7. Сорок пятый год принёс радостную и долгожданную Победу над фашизмом.


Игра «Найди числительное».

Подвал, внутри, смотришь, одинокий, одиночество, опять, триумф, сотри,

семья, сорока, стол, крестоносец, трибуна, сороконожка, стоматолог, ласточка,

интрига, витрина, восток, достопримечательность, место, стоянка, постовой, мостовая,

частокол, сторож, постоялец, простор, патриот, электрик, родинка, трикотаж,

миллионер.



Укажи вид числительных по строению (простые, сложные, составные)

Пятнадцать, семь, сто шестнадцать, восемнадцатый, одиннадцать, шестьсот,

семидесятый, девяносто шестой, семьсот сорок один, триста двадцать, четвертый,

девятьсот девяносто девять тысяч.





















15