Рабочая программа учебной дисциплины Изобразительное искусство и художественный труд (для детей 6-9 лет)

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования детей
центр развития творчества детей и юношества г. Туапсе
муниципального образования Туапсинский район





Утверждаю:
Директор МКОУ ДОД ЦРТДиЮ
______________________________
Н.А. Коноплева
протокол педагогического совета
от «___» _________ 20__г. № ___




























Рабочая программа учебной дисциплины







«Радуга»

(наименование объединения)

«Изобразительное искусство и художественный труд»

(наименование учебной дисциплины, курса)

3 года

(срок реализации программы)

модифицированная

(вид программы)

6 – 9 лет

(возраст обучающихся)


Радионова Светлана Закизяновна



(Ф.И.О. преподавателя, составителя)








2010 год
город Туапсе


1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Объединение: «Радуга»;
Вид программы – модифицированная;
Основные виды деятельности: изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество;
Направленность программы – художественная;
Функциональное назначение – образовательно-развивающее, коммуникативно-воспитательное;
Масштаб реализации – муниципальный;
Возрастной диапазон – 6-9 лет;
Продолжительность реализации – 3 года;
Количество учащихся в группе:
1 год – 15 человек,
2 год – 12 человек,
3 год – 12 человек;
Формы занятий: урок, урок-игра, беседа, конкурсы, выставки;
Режим занятий в группах:
1 год обучения – 3 занятия в неделю по 2 часа – 216 часа в год,
2 год обучения – 2 занятия в неделю по 3 часа – 216 часов в год,
3 год обучения – 2 занятия в неделю по 3 часа – 216 часов в год;
Организационно-педагогические основы обучения:
Статус программы – модифицированная программа;
Состав учебной группы – постоянный;
Особенности набора – свободный.


2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых не возможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узкотехнологической стороне.
2.1. Новизна программы заключается в том, что занятия в объединении проходят в игровой развлекательно-познавательной форме («Знакомство с красками» - небольшое театрализованное представление, «Звонкие колокольчики» - игра с колокольчиками, «Мы идем в музей» - виртуальное посещение знаменитых музеев мира и т.п.). Согласно рабочей программе, помимо традиционных методов рисования, используются различные нетрадиционные материалы, такие как, ткань, печатные издания, свечки, пряжа, природные материалы, вата, крупа, бисер, бусины и т.д.
2.2. Актуальность рабочей программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития младших школьников, материально-технические условия для реализации которых, имеются на базе центра.
Данная рабочая программа педагогически целесообразна, т.к. при реализации объединение становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию художественного сознания, способствует навыкам профессиональной деятельности.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия с младшими школьниками соответствуют приоритетной цели художественного образования: духовно-нравственному развитию ребенка, то есть формированию у него нравственных и коммуникативных компетентностей на основе качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
2.3. Цель и задачи дополнительной рабочей программы:
Цель:
Раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке, через овладение им основ изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества.
Задачи на 1 год обучения:
Познакомить с первичными знаниями о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
Овладеть элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
Воспитать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственные и эстетические чувства: любовь к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
Обучить детей изобразительному и декоративно-прикладному творчеству, основываясь на привлечении их жизненного опыта и примеров из окружающей действительности.
Задачи на 2 год обучения:
Развить способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
Предоставить возможности для использования приобретенных знаний и умений в самостоятельной творческой деятельности;
Научить выполнять творческие работы на основе собственного замысла;
Обучить анализировать результаты практической работы.
Задачи на 3 год обучения:
Познакомить с выдающимися представителями русского и зарубежного искусства и их основными произведениями;
Углубить знания детей об основах изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорция, перспектива, композиция);
Закрепить знания об основных явлениях русского и зарубежного искусства и изученных произведениях;
Способствовать к самостоятельной творческой деятельности.
2.4. Отличительные особенности. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» является модифицированной и разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского, а также, авторской программы «Цветные ладошки» И. А. Лыковой.
В рабочую программу внесены дополнения: более углубленное изучение традиционных  видов рисования – живопись, рисунок, композиция; добавлены актуальные темы по декоративно-прикладному творчеству: валяние из шерсти, игольный фелтинг, батик, роспись акрилом, компьютерная графика, скрапбукинг, декупаж.
При разработке данной программы учитывались «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (письмо Минобразования России № 28-02-484/16 от 18.06.2003г).
Особенностью данной программы является то, что она даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах изобразительного и декоративно-прикладного творчества, используя разные техники: рисование различными видами красок (акрил, акварель, гуашь, витражные краски, батик по шелку), карандашами (цветными, чернографитными, восковыми), фломастерами (маркерами), комбинирование изобразительных материалов (карандаши-краски-фломастеры, цветные-восковые карандаши и т. д.), рисование на различной поверхности: картон, акварельная бумага, наждачные листы, дерево, стекло, ткань.
Программа способствует эстетическому развитию, стремлению ребенка к деятельному познанию окружающего и его активному творческому отображению.
2.5. Возраст учащихся участвующих в реализации программы 6-9 лет. Состав учебных групп – постоянный. Особенности набора – принимаются все желающие без предварительного отбора и без начального уровня образования по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству. Допускается дополнительный набор в группы на второй и третий года обучения на основании результатов: тестирования, просмотра педагогом детских работ.
2.6. Сроки реализации рабочей программы. 1, 2 и 3 года обучения – 216 часов. Режим занятий зависит от возраста обучающихся, таким образом, 1 год обучения (возраст детей 6-7 лет) – 3 занятия в неделю по 2 часа или (возраст детей 8 лет) – 2 занятия в неделю по 3 часа. 2 и 3 год обучения – 2 занятия в неделю по 3 часа.

2.7. Прогнозируемый результат.
К концу 1 года обучения учащиеся будут:
Знать:
- как и для чего работают художники в разных видах изобразительного искусства;
- различать особенности видимых черт состояния природы в разные времена;
- соблюдать элементарные правила работы с художественными материалами и принадлежностями (гуашь, восковые мелки, цветная бумага, цветной пластилин, палочка, клей).
Уметь:
- ориентироваться на поверхности листа в трех измерениях: верх-низ, слева-справа, середина листа;
- использовать всю поверхность листа бумаги, компоновать крупное изображение на листе;
- гармонично заполнять всю поверхность листа элементами изображения;
- выбирать формат листа (удлинений, квадратный) и его положение (горизонтальное, вертикальное) в зависимости от содержания изображения;
- различать и передавать в работах сравнительную величину предметов (больше-меньше, выше-ниже, шире-уже, толще-тоньше);
- передавать общий характер формы предметов (длинная, узкая, широкая);
- знать и уметь использовать основные (красный, желтый, синий) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый) цвета и их оттенки (7-9 названий);
- получать светлые оттенки путем смешения красок с белилами;
- передавать характерные особенности и соразмерности фигуры человека.
К концу 2 года обучения учащиеся будут:
Знать:
- основные виды изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика, декоративно – прикладное искусство);
- знать и уметь рисовать линии различной формы (прямые, округлые, изогнутые, волнистые), разнообразные мазки, штрихи, всевозможные цветовые пятна;
- об эмоциональном – смысловом значении цвета и передаче содержания, использовать эмоциональную выразительность цвета;
- элементарные сведения о строении фигуры человека: туловище, шея, голова, руки, ноги;
Уметь:
- самостоятельно выбирать размер и положение изображения на листе, компоновать изображение на листах разного формата: квадратном, вертикальном, горизонтальном, большом, малом;
- преодолевать тенденцию к мелкому изображению, уметь скомпоновать на листе изображение крупным планом;
- уравновешивать большие и малые формы при заполнении плоскости узором;
- использовать ритмическое чередование элементов по форме, по величине, по цвету при составлении декоративных узоров, фризов, панно;
- изображать основную форму и строение предмета, спаянность частей предмета в единое целое, обращать внимание на силуэтную выразительность, пластичность формы;
- выполнять задуманную форму предмета из одного куска глины или пластилина способом вытягивания и формирования его пальцами;
- смешивать краски на палитре, добиваться нужного цвета и консистенции краски, знать названия и способы получения составных цветов, светлых и темных оттенков, уметь высветлять и затемнять хроматические цвета с помощью белого и черного цвета;
- покрывать цветом большие поверхности, перекрывать один цвет другим при детализации;
- различать и передавать в рисунках локальный цвет предметов;
- иметь первоначальное понятие о колорите, о ярких, нежных, резких и мягких сочетаниях цветов;
- размещать на рисунке предметы в разных положениях, вертикально (стоит), горизонтально (лежит), наклонно (падает) с сохранением их взаимного расположения (рядом, над, под);
- передавать глубину пространства путем размещения ближних предметов ниже, а удаленных предметов выше на плоскости листа;
- передавать общий характер движения фигуры;
- передавать самое характерное в персонаже (толстый, тонкий, веселый, злой, грустный, смелый и т.д.).
К концу 3 года обучения учащиеся будут:
Знать:
- основные виды и жанры изобразительных искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, перспектива, пространство, объем, светотень, композиция и т.д.);
- имена выдающихся представителей русского искусства и их основные произведения;
- значение изобразительного искусства в художественной культуре.
Уметь:
- самостоятельно выбирать размер и положение изображения на листе, а так же изобразительные средства для создания работы (карандаш, акварель, гуашь и т.п.);
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности:
- заниматься самостоятельно творческой деятельностью в рисунке, живописи, в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных работах (дизайн предмета, костюм, интерьера).
2.8. Формы подведения итогов реализации рабочей программы. Для подведения итогов работы за год по данной программе организуется выставка детских работ, игровая программа, включающая в себя вопросы и задания по пройденному материалу, а также систематический учет посещаемости в журнале дополнительного образования; текущий учет знаний и умений (вопросно-ответная форма, диалог); просмотр детских работ, их анализ; открытые занятия; выполнение самостоятельной творческой работы по любой выбранной теме; участие в выставках; в конкурсах разного уровня; мониторинг.

·3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п\п
Наименование тем
1год



Всего часов
Теоретические учебные занятия
Практические учебные занятия

1.
Вводное занятие
2
1
1

2.
Рисунок
28
6
22

3.
Живопись
44
8
36

4.
Композиция
40
8
32

5.
Декоративно – прикладные работы
82
8
74

6.
История искусств
20
0
20

7.
ВСЕГО:
216
31
185


№ п\п
Наименование тем
2 год



Всего часов
Теоретические учебные занятия
Практические учебные занятия

1.
Вводное занятие
3
2
1

2.
Рисунок
39
12
27

3.
Живопись
54
15
39

4.
Композиция
24
3
21

5.
Декоративно – прикладные работы
87
12
75

6.
История искусств
9
6
3

7.
ВСЕГО:
216
50
166


№ п\п
Наименование тем
3 год



Всего часов
Теоретические учебные занятия
Практические учебные занятия

1.
Вводное занятие
3
2
1

2.
Рисунок
39
12
27

3.
Живопись
54
15
39

4.
Композиция
24
3
21

5.
Декоративно – прикладные работы
87
12
75

6.
История искусств
9
6
3

7.
ВСЕГО:
216
50
166







4. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


1-ый год обучения:
Вводное занятие
Знакомство с детьми. Уточнить представления детей об изобразительном искусстве, его видах, о том, кто создает эти произведения, где можно с ними познакомиться с ними. Вызывать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, желание соотносить увиденное на картине с личным опытом.

Рисунок
Изображение (рисунок, графика), выполненное на листе бумаге, картоне с помощью карандаша, фломастера, кисти.
Выразительное средство рисунка – линия, штрих, пятно. Изучение конструктивного строения предмета через рисунок.
На занятиях дети знакомятся с графикой, декоративным рисованием, использованием штриховки, особенности штриховых движений, знакомство с портретом, понятие «поясной» портрет, изучение строения растений.

Живопись
Живопись – искусство универсальное. На занятиях дети не только учатся рисовать, постигают технику рисунка и работы с красками, но и знакомятся с различными стилями и направлениями в живописи, с ее историей и технологическими аспектами, узнают знаменитые шедевры.
Живописные работы создаются на бумаге акварельными и гуашевыми красками.
Данная рабочая программа знакомит детей с различными свойствами красок (гуашь, акварель), воспитывает умение пользоваться этими знаниями для достижения желаемого результата в своих работах. Учит правильно пользоваться палитрой. На занятиях дети используют нетрадиционные методы рисования. Учатся передавать в рисунке не только формы изображаемых предметов, но и пластику, их характер с помощью прорисовывания мелких деталей, знакомятся с основными правилами передачи движения в рисунке, с историей русской народной культуры. Знакомство с жанром живописи – натюрмортом, пейзажной живописью. Использование производных, теплых и холодных тонов в изобразительной деятельности. Изучение понятия симметрии в природе. Выделять цвет, как средство выразительности. Совершенствование умения изображать деревья, рисуя кончиком кисти, передавая их строение.

Композиция
Формулировка композиции. Картина как средство выражения композиции. Изучение видов композиции: замкнутая, статическая, динамическая. Построение композиции. Центр композиции и дополняющие его предметы. Составление простой композиций из 3-х фигур.
Декоративно-прикладное искусство
Художественное оформление предметов. Знакомство с понятием декоративно-прикладного искусства. В декоративно-прикладном искусстве ярко выражаются традиции народного искусства, оттуда и использование городецкой, хохломской, гжельской росписи в оформлении деревянных заготовок, тарелочек. Использование нетрадиционной техники рисования. Использования витражных красок для изготовления подсвечников, витражных картин. Лепка из соленого теста, пластилина с целью развития моторики рук дошкольников и мл. школьников. Выполнение картин из шерсти.

История искусств
Познакомить с творчеством русских и зарубежных художников. Виртуальное посещение музеев мира. Знакомство с видами изобразительного и декоративно-прикладного творчества, архитектурой, каллиграфией.


2-ой год обучения:

Водное занятие
Организационные вопросы. План работы, объяснение цели и задач на учебный год. Закрепить представления детей об изобразительном искусстве и художественном труде.

Рисунок
Рисунок – графическое произведение, выполненное на бумаге, картоне, графитным карандашом, углем, пастелью, тушью. Вначале – работа графитным карандашом. Изображение простейших предметов – цилиндра, вазы, чайника.

Живопись
Работа над техникой акварельной живописи. Выполнение акварелью подготовительных композиционных рисунков и этюдов. Знакомство с технологией и материалами акварельной живописи. Акварель – это живопись светом! Использование разнообразной техники: мелкие, почти сливающиеся мазки; широкие мазки, положенные рядом; наложение одного слоя краски на другой для получения тональных переходов. Изображение натюрмортов. Работа над натюрмортом: от простой раскраски плоских предметов к объемной многоцветной акварельной живописи. Решение изобразительной задачи: от простого к сложному. Передача объемно–пространственных, цветовых, тональных и композиционных качеств натуры. Работа по формированию комплекса изобразительных навыков: владение карандашом и кистью, смешивание красок, умение интересно компоновать, передавать свет, цвет, колорит, тон, форму, пространство, фактуру различных материалов. Перспектива в изображении интерьеров и пейзажей.


Композиция
Основные сведения о композиции. Закономерности и художественные средства создания единства композиция. Объемно-пространственная композиция. Виды композиции и особенности их восприятия. Построение орнамента и его виды. Тематические композиции. Основные характеристики цвета. Смешение цветов. Цветовой спектр. Типы цветовых гармоний. Фактура и текстура. Психофизиологическое воздействие цвета.

Декоративно-прикладная работа
Украшение поверхности плоских и объемных предметов узорами или сюжетами. Работа гуашью, акрилом, витражными красками, батиком. Приемы кистевой росписи: «заливка по контуру», «мазок», «примакивание» и т.д. Знакомство с образцами декоративного творчества: расписная посуда и другие предметы (игрушки, шкатулки, разделочные доски, ложки, матрешки) народных промыслов («Хохлома», «Гжель», «Городец»). Выполнение объемных работ из пластилина, папье-маше, соленого теста. Грунтовка и роспись изделий краской. Покрытие лаком расписанных гуашью изделий из дерева. Работа в объеме: подвижность, гибкость, выразительность движений живых объектов природы (человека, животных). Изобразительная лепка. Декоративно-прикладная лепка. Объемные игрушки из пластилина, соленого теста, пластика.

История искусств
Углубленное изучение творчества русских и зарубежных художников, архитектуры, видов изобразительного и декоративно-прикладного творчества.


3-ий год обучения:

Вводное занятие
Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности. План работы, объяснение цели и задач на новый учебный год. Уточнение и закрепление знаний детей об изобразительном искусстве и декоративно-прикладном творчестве.

Рисунок
Выполнение набросок и зарисовок с натуры для изучения формы, строения предметов, а также для использования их в качестве подготовительного материала. Изображение сложных композиций, используя чернографитные карандаши различной твердости.

Живопись
Работа над техникой акварельной живописи. Выполнение акварелью подготовительных композиционных рисунков и этюдов различной сложности. Закрепление знаний об акварельной живописи, полученных на втором году обучения. Знакомство с технологией и материалами живописи гуашевыми красками. Сложное смешивание цветов, знакомство с возможностями белил. Нетрадиционная техника рисования гуашевыми красками.

Композиция
Любое изображение в изобразительном творчестве начинается с композиции. При изображении отдельных предметов, натюрмортов правильность композиции определяется расположением предметов на листе бумаги. Большое значение для воплощения замысла юного художника имеет формат композиции.

Декоративно-прикладная работа
Выполнение нетрадиционных декоративно-прикладных работ, таких как пластилиновая живопись, техника деккупаж, коллаж, скапбукинг и т. п. Изготовление образцов декоративного творчества из папье-маше, их роспись


История искусств
Закрепление полученных знаний по русским и зарубежным художникам, архитектуре, видам изобразительного и декоративно-прикладного творчества.


5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

С целью активизации творческой инициативы детей, обогащения замысла необходимо, перед работой, создать эмоциональную настроенность, привлекая дидактический материал:
- образцы народного декоративно-прикладного творчества,
- репродукции,
- слайды,
- книжные иллюстрации,
- презентации;
также музыкальные произведения, художественное слово, используя игровые ситуации, коллективные работы, экскурсии.
Занятия должны проходить в атмосфере непринужденности. Необходимо также учитывать желания и склонности детей, проявлять деликатность к их инициативе и уважать индивидуальность личности.
Чтобы активизировать творческие способности детей, развить их художественный вкус и ускорить процесс овладения навыками изображения, полезно вводить декоративное рисование гуашевыми красками. А также декоративную лепку игрушек из глины или пластилина, с последующей росписью гуашью по народным мотивам. Целесообразны и другие виды декоративной работы. Важно заранее подготовить все необходимое для занятий: белая и цветная бумага, гуашевые краски, глина или пластилин, клеенка.
В самостоятельной работе детей следует поощрять обращение к темам и сюжетам, которые вызывают у детей интерес и соответствуют их жизненным переживаниям и впечатлениям. Обязательно нужно поощрять любое проявление творческой инициативы в выборе сюжета или в художественном решении темы.
После каждого завершенного задания нужно организовать коллективный просмотр и обсуждение выполненных работ. Дети должны тщательно рассмотреть работы друг друга, проанализировать их и поделиться своими впечатлениями. Умение видеть и оценивать свою работу и работы других, формирует способность к общению с настоящим искусством.
На занятиях по развитию восприятия действительности главная задача – развить наблюдательность и любовь к природе. Беседы о красоте окружающего мира следует сопровождать практической работой на данную тему. Беседе можно отводить целое занятие. Развитие навыков восприятия художественного образа – это основная задача при изучении произведений искусства.
При оценке результатов работы детей и поощрении их творческих усилий, нужно учитывать следующие критерии:
содержательность сюжета, проявление в работе наблюдательности, фантазии, воображения;
самостоятельность и оригинальность замысла;
старательность и настойчивость в работе;
общая художественная выразительность работы, ее завершенность;
хорошее владение техникой работы разными материалами и инструментами (акварель, гуашь, восковые мелки, глина или пластилин, вырезание ножницами и т.д.);
При подведении итогов работы, обязательно надо отметить достоинства работы каждого обучающегося персонально.





















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.


Для педагога

Для родителей и учащихся

1
Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет. Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2010
1
Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки. 1 класс», 2010

2.
Изобразительное искусство. 1-8 классы: развернутое тематическое планирование по программе Б.М. Неменского / авт.-сост. О.Я. Воробьева, Е.А. Плещук. – Волгоград: Учитель, 2011
2
Колесник С.В. «Азбука мастерства. 1 класс», 2011

3
Игрушки-валяшки. Озорные проекты в технике «игольный фелтинг». Автор Дж. Хуан. 2014
3
Конышева Н.М. «Умелые руки. 1 класс», 2010

4
Конышева Н.М. «Умелые руки. 1 класс», 2010
4
Игрушки-валяшки. Озорные проекты в технике «игольный фелтинг». Автор Дж. Хуан. 2014

5
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. «Изобразительное искусство. 3 класс», 2010

6
Недорезова О.В. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. ИЗО. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж. 2010.

7
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «Карапуз-Дидактика», 2009, переиздание.

8
Цвет и как его использовать: узнайте, что такое цвет / Уильям Ф. Пауэл; пер. с англ. У. Сапциной – М.: Астрель: АСТ, 2010

9
Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки. 1 класс», 2010

10
Энциклопедия живописи для детей. Для старшего школьного возраста. выпуск с 2008 г.

11
Журналы:
- «Юный художник», «Библиотечка юного художника», учред – ли «Российская Академия художеств», «Союз художников России», г. Москва;
- «Галерея», ЗАО «Издательский дом Бурда», Москва с 2004г.
- «Искусство в школе», Москва «Просвещение»;
- «Педагогический вестник Кубани», Краснодар ОППЦ «Перспективы образования»;
- «Внешкольник»


 "$&(NVZtz¬э15