Рабочая программа по ИЗО 5 класс ФГОС под.ред.Неменского.


1 раздел. Пояснительная записка
Статус документа
Данная  рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена  на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа  составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО и РАХ  Б. М. Неменского (2013 год издания).
«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно – прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека.
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта . (Приказ МО РФ.); Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5  классе -34 часа, из расчета 1 учебный час.
Стандарт ориентирован на освоение содержания  и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.
Программа «Декоративно — прикладное искусство в жизни человека» для 5 класса —  первый год обучения основной школы, она  строится как продолжение и развитие части этой программы для начальной школы, является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование  его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков. Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется  в разных видах художественно-творческой деятельности: декоративно-прикладной, художественно-конструктивной и проектной.
В содержании уроков входит  составление декоративной композиции  традиционных мотивов гжельской, хохломской, городецкой, жостовской, росписи, в создании игрушек в традиции одного из промыслов: филимоновской, каргопольской, дымковской, составлении эскизов украшений по мотивам Древнего Египта, разработки эскизов коллективных панно и витражей. Сочетание индивидуальной и коллективных форм  работ и выполнение художественно-творческих  проектов,   позволяет развивать  творческое воображение  и художественно-образное  мышление учащихся и   повысить мотивацию обучения.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной. Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально – пространственных искусств на виды:  изобразительные — живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно – прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на произведение искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
Пятый класс посвящен группе декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей практический смысл, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями искусства. Конкретное решение программы этого года требует акцентировки местных художественных традиций и промыслов (НРК).
11 Раздел. Общая характеристика учебного предмета
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это  дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик — зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик — художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностей освоение изобразительного искусства.

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
 Основные содержательные линии  предмета
В рабочей программе по изобразительному искусству 5класс выделены 4 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Древние корни народного искусства»; «Связь времен в народном искусстве»; «Декор, человек, общество, время»; « Декоративное искусство в современном мире».
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.
Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
В 5-м классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 5-го класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.
Изучение изобразительного искусства в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
3 РАЗДЕЛ «Место учебного предмета в учебном плане».
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Количество часов в год - 35.
Количество часов в неделю- 1.
Количество часов в I четверти - 8.
Количество часов во II четверти - 8.
Количество часов в III четверти - 12.
Количество часов в IV четверти - 7.
4 РАЗДЕЛ «Содержание учебного предмета».
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 5 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерной программы.
Обучающиеся должны знать:
•истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
•особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов - варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
•семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
•несколько народных художественных промыслов России.
Обучающиеся должны уметь:
•пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома. Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы);•различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например Древнего Египта, Древней Греции. Китая, средневековой Европы, Западной Европы XVII века);•различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);•выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора:
•умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
•уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
•умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
•создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные едино стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
•владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
•владеть навыком работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т. п.виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
-изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
-декоративная и конструктивная работа;
-восприятие явлений действительности и произведений искусства;
-обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
-изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
-прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
5 РАЗДЕЛ «Тематический план»

п/п Тема раздела Содержание Количество часов

п/п Тема раздела Содержание Количество часов
1 Древние корни народного искусства Древние образы в народном искусстве
1
Убранство русской избы
1
Внутренний мир русской избы 1
Конструкция и декор предметов народного быта 2
Русская народная вышивка
1
Народный праздничный кастюм1
Народные праздничные обряды 1
2 Связь времен в народном искусстве. Древние образы в современных народных игрушках. 1
Искусство Гжели. 1
Городецкая роспись. 1
Хохлома. 1
Жостово.Роспись по металлу. 2
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. 2
3 Декор- человек, общество, время. Зачем людям украшения. 2
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. 2
Одежда говорит о человеке. 2
О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. 2
4 Декоративное искусство в современном мире. Современное выставочное искусство. 4
Ты сам мастер.
5
6 Раздел .Календарно – тематический поурочный план
учебного предмета «Изобразительное искусство»
5 класс
№ урока
п/п Дата проведения Тема урока.
Элементы содержания Тип урока Планируемые результаты
Характеристика деятельности учащихся Прим.
дом .задание
предметные УУД
план факт метапредметныеличностные I четверть - 8 часов.
Древние корни народного искусства
1 3.09 ВВЕДЕНИЕ. Декоративно-прикладное искусство и человек.
Вводный знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, Стр 6-9
2 10.09 Древние образы в народном искусстве
Обучение Стр 10-19
3 17.09
Убранство русской избы
комплексный знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни,конь, птица, солярные знаки); развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Создавать эскизы декоративного убранства избы.
Стр 20-29
4 24.09 Внутренний мир русской избы
комплексный знать несколько народных художественных промыслов России; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
. Создавать эскизы декоративного убранства избы.
Стр30=35
5 1.10 Конструкция и декор предметов народного быта
комплексный знать несколько народных художественных промыслов России; Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства. Стр 36-43
6 8.10 Русская народная вышивка комплексный развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, ' формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Стр44-49
7 15.10 Народный праздничный костюм
комплексный приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа.
Стр 50-59
8 22.10 Народные праздничные обряды Обобщающий
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: Стр 60-63
II четверть - 8 часов
Связь времён в народном искусстве (8 ч.)
9 29.10
Древние образы в современных народных игрушках
комплексный воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.
Стр 66-75
10 12.11
Искусство Гжели
комплексный воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. Стр 76-81
11 19.11 Городецкая роспись
комплексный . приобретение опыта
создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Создавать
композицию росписи в процессе практической творческой работы Стр 82-85
12 26.11 Хохлома
Комбинированный развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, ' формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Осваивать приемы хохломского кистевого мазка — «мазка с тенями». Стр 86-91
13 3.12 Жостово. Роспись по металлу
комплексный развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, ' формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора. Стр 92-95
14 10.12 Щепа. Роспись по лубу и дереву.
Комбинированный осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; Проявление учебно-познавательных мотивов; стремление к приобретению новых знаний Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари. Стр 96-103
15 17.12 Тиснение и резьба по бересте Комбинированный осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.
Стр103
16 24.12 Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы).
Обобщающий развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, ' формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата Создавать фраг-т жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы. Декор – человек, общество, время (12 ч)
17 14.01 Зачем людям украшения
комплексный освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Проявление учебно-познавательных мотивов; стремление к приобретению новых знаний Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.
Стр 196-107
18 21.01 Зачем людям украшения
Комбинированный Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь. Стр 99-103
19 28.01 Роль декоративного искусства в жизни древнего общества
Комбинированный владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.
. Стр108-116
20 4.02 Роль декоративного искусства в жизни древнего общества
Комбинированный Стр108-116
21 11.02 Одежда «говорит» о человеке
комплексный создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Стр118-124
22 18.02 Одежда «говорит» о человеке Комбинированный Стр125-133
23 25.02 Парадная мебель и утварь.
Комбинированный умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; выполнение коллективной работы «Бал во дворце»
Стр125
24 3.03 О чем рассказывают нам гербы и эмблемы комплексный владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
Проявление учебно-познавательных мотивов; стремление к приобретению новых знаний Определять, называть символические элементы герба Стр134-139
25 10.03 Символы и эмблемы в современном обществе Комбинированный Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода. 26 17.03 .Эмблема класса,
спортивного клуба Комбинированный развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Изображение эмблемы класса, школы, кабинета или спортивного клуба. Стр139 зад 6
27 31.03 Герб России, Ростова. Комбинированный развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; Определять, называть символические элементы герба Ст138
28 14.04 Роль декоративного искусства в обществе (обобщение темы) Обобщающий Украшение предмета, вещи. Стр139
Декоративное искусство в современном мире (6 ч)
29 7.04 Современное выставочное искусство.
Комбинированный осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства. Стр142-152
30 14.04 . Ты сам — мастер
Комбинированный развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся,
Стр152-156
31 21.04
Лоскутная аппликация,
или коллаж. Комбинированный владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.);
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; ; формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
. различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.
Стр156-167
32 28.04 Витраж в оформлении интерьера школы. Обобщающий создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой. Стр160-165
33 5.05 Нарядные декоративные
вазы Обобщающий развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся,
Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. Стр 178-180
34 12.05
19.05 Декоративные игрушки. Обобщающий владеть навыком работы в конкретном материале (мочало, шпагат и т. п.);
Декоративные куклы.
Стр165
7 Раздел. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
учебник: – Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, не ранее 2013г.
• дополнительные пособия для учителя:
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 2012г.;
– О.В.Павлова ., Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.;
8.Раздел. Результаты освоения конкретного учебного предмета
ИЗО,система оценки. Планируемые результаты 5 класс
Предметные:
понимать место и значения современного декоративного искусства в жизни человека и общества, знание разнообразных видов современного декоративного творчества, материалов, техник (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, роспись по ткани и т. д.); расширение общекультурного художественно-познавательного кругозора;
осознавать богатые возможности современного пластического языка, а также различий в творчестве художника, работающего в области современного декоративного искусства и в области традиционного декоративно-прикладного искусства;
выявлять в процессе восприятия произведений современного выставочного декоративно-прикладного искусства единство материала, формы и декора, а также средства, используемые художником для выражения своего замысла в конкретном виде декоративного творчества; умение осознанно использовать образные средства в работе над декоративной композицией (панно) в конкретном материале;
Метапредметные:
приобретение основы для адекватного восприятия декоративной формы вещи в её содержательно-смысловой наполненности, умение реализовать приобретённые знания, умения и навыки во внеурочной деятельности (посещение выставок, организация и проведение выставок творческих работ по теме данного раздела для младших школьников, родителей, участие в разнообразных формах обсуждений по данной тематике, например, «Чем значимы и интересны произведения декоративно-прикладного искусства других стран и эпох для современного человека?» и т. д.);
научатся принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала, проливающего свет на предмет изучения классического декоративно-прикладного искусства, умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественно-стилистическим и социальным признакам, осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать результат;
смогут организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся.
Личностные:
уважение и интерес к художественной культуре других стран и народов, в частности к классическому декоративно-прикладному искусству — сокровищнице мировой цивилизации;
социальное видение предметного мира классического декоративно-прикладного искусства, позволяющего воспринимать предметы, вещи, их эстетические достоинства не обособленно, а в контексте своего времени;
активное и заинтересованное отношение к познанию, а также готовность и способность учащихся к самообразованию на основе мотивации и осознания творчества как созидательной, преобразующий мир деятельности человека;
осознание мира через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность;
система оценки достижения планируемых результатов
освоения предмета. Критерии оценивания
Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.
Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).
Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») - учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
«4» («хорошо») - учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
«3» («удовлетворительно») - учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.
«2» («плохо») - учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока.