Рабочая программа ИЗо 3 класс ФГОС (по программе Б.М. Неменского)(2015-2016 г.)


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 121»

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
«____»_____________2015г. «____»_____________2015г. «____»_____________2015г.
Руководитель МО Зам. дир. По УВР Директор МБОУ «Лицей 121»
______________Т.Н. Смирнова _______________Т.П. Блинова ________________Н.В. Грачева
Протокол №
Рабочая программа
по изобразительному искусству
на 2015-2016 год
3 класс
Составитель: Мальцева Ольга Владимировна,
учитель изобразительного искусства.
2015г.

Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 3 класс разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009), программы для 3 класса «Изобразительное искусство» под редакцией народного художника России, академика РАО и РАХ Бориса Михайловича Неменского, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Данная программа создана для реализации курса изобразительное искусство в начальной школе, который является первой частью непрерывного курса изобразительного искусства 1-9 классы по программе Б.М. Неменского.
Срок реализации программы 2015-2016 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Основные содержательные линии
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Место предмета в базисном учебном плане
Преподавание содержания предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе по программе «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского рассчитано на 34 часа (1 час в неделю).
Распределение содержания курса
3 класс ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС. /34ч./
№ Части Темы Кол-во часов
1. Искусство в твоем доме.
Твои игрушки придумал художник.
Посуда у тебя дома.
3-4. Обои и шторы у тебя дома.
5. Мамин платок.
6-7. Твои книжки.
8. Открытка.
9. Труд художника для твоего дома (обобщение темы). 9ч.
2. Искусство на улицах
твоего города.
Памятники архитектуры.
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Волшебные фонари.
Витрины.
Удивительный транспорт.
Труд художника на улицах твоего города (обобщение темы). 7ч.
3. Художник и зрелище. Художник в цирке.
Художник в театре.
3-6. Театр кукол.
7-8. Маски.
9. Афиша и плакат.
10. Праздник в городе.
11.Школьный карнавал (обобщение темы). 11ч.
4. Художник и музей. 1. Музей в жизни города.
2. Картина – особый мир. Картина-пейзаж.
3-4. Картина-портрет.
5. Картина-натюрморт.
6. Картины исторические и бытовые.
7. Скульптура в музее и на улице.
8. Художественная выставка (обобщение темы). 8ч.
Количество распределения часов
Практических работ Коллективных творческих работ Заочная экскурсия Контрольный /тематический срез знаний Общее кол-во часов
27ч. 3ч. 1ч. 4ч. 35ч.
Планируемые результаты обучения и система оценивания.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в 3 классе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны
приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
•чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
•понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
•сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
•сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
•овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде
одноклассников под руководством учителя;
•умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
•умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который
приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура),
конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (прикладные виды искусства);
понимание образной природы искусства;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-
творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений
русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и
выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в
театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и
художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое
отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ
графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами
аппликации и коллажа;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, —
свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям
родного города;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной
жизни, красоту внутреннего мира человека.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения изобразительного искусства к концу учебного года ученик должен:
Знать/понимать Уметь Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
•основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
•основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);•выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
•наиболее крупные художественные музеи России и мира;
•значение изобразительного искусства в художественной культуре; •применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
•анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
•ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
•восприятия и оценки произведений искусства;
•самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Логико-структурная схема курса «Изобразительное искусство» в 3 классе
Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД
1 Умение видеть, ценить и понимать, что каждое проявление природы прекрасно и неповторимо.
2. Уважение к своему народу, к другим народам, через изучение художественного творчества разных народов
3.Ценить и беречь культурное наследие других народов, созданное поколениями.
4. Выражение личного отношения к произведениям искусства.
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
2 . Использовать для творчества различные материалы и техники
3.Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.
4. Умение оценивать собственную работу и работу товарищей. 1. Уметь пользоваться доступными художественными средствами и материалами.
2. Уметь использовать первые представления о передаче пространства на плоскости;
3. Выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
4. Умение использовать для творчества различный художественный материал.
5. В доступной форме участвовать в создании проектов изображений, украшений. 1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку.
2.Умерь придавать своим мыслям-фантазиям видимые художественные формы.
3.Уметь участвовать в коллективных художественных работах с использованием различных материалов и техник
Информационно-образовательный ресурс
Нормативно-правого обеспечение образовательного процесса
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М., «Просвещение», 2010.
3.Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минобрнауки РФ, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014/2015 учебный год.
4. Изобразительное искусство. 1-4 классы. Рабочая программа к учебникам под редакцией Б.М. Неменского.
5.Учебный план МБОУ «Лицей № 121» на 2015-2016 учебный год.
Учебно-методическое обеспечение курса
Данная программа обеспечена учебно-методическим комплектом для 3 класса общеобразовательных учреждений. В комплект входят следующие издания под редакцией Б.М. Неменского.
Программы:
Программа общеобразовательных учреждений 1-9 классы «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО и РАХ Б.м. Неменского.
2. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011
Учебники:
3. Изобразительное искусство: Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений./Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских и др. под ред. Б.М. Неменского. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012
Пособия:
4. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 класс
5. Давыдова М.А. Поурочные разработки по изобразительному искусству. 3 класс. – М.: ВАКО, 2013. (В помощь школьному учителю).
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Специфическое сопровождение (оборудование):-портреты художников;
-таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
-схемы рисования предметов, растений, животных, человека;
-таблицы по ДПИ;
-стеллажи (полки) для хранения;
- демонстрационные материалы;
-разнообразные художественные материалы.
Электронно-программное обеспечение:
-презентации к урокам на флеш- носителях;
-записи классической и народной музыки.
Технические средства обучения:
-мультимедийный проектор,
-ноутбук, музыкальный центр.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
3 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 34 ч)
Тема третьего года обучения: «Искусство вокруг нас».

п/п Система уроков Дидактическая модель обучения Педагогические средства Вид деятельности учащихся Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения. Календарные сроки
Компетенции Учебно-познавательная Информационно-коммуникативная Базовый уровень
Продвинутый уровень I. Искусство в твоем доме. (9 ч)
Цель: развивать личность школьника, его творческие способности, интерес к учению, формировать желание и умение учиться; воспитывать нравственные и эстетические чувства, эмоционально-ценностное позитивное отношение к себе и окружающему миру; формировать коммуникативную, рефлексивную, ценностно-ориентированную компетенции.
1. Твои игрушки придумал художник.
Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация Лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок. Индивидуальная, парная.
Задание: создание игрушки из любых подручных материалов.
Вариант задания: лепка игрушки из пластилина, роспись пластилином.
Материалы: бумага, кисти, гуашь, вода; пластилин, стеки, доска для лепки. Знать образцы игрушек Хохломы, Гжели, дымковских, филимоновских, богородских и т.д. Уметь преобразиться в мастера Постройки, создавая форму игрушки. Знать, чем отличается Гжель от Хохломы (цвета).
Уметь выполнять роль мастера Украшения, расписывая игрушки. Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею 01.09.-04.09.
2. Посуда у тебя дома.
Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация Лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок. Индивидуальная, парная.
Задание: лепка посуды.
Вариант задания: придумать и изобразить на бумаге сервиз из нескольких предметов (при этом обязательно подчеркнуть назначение посуды: для кого она, для какого случая).
Материалы: пластилин; кисть, гуашь, тонированная бумага. Знать работу мастеров Постройки, Украшения, Изображения.
Уметь изобразить посуду по своему образцу. Знать работу мастера по изготовлению посуды: конструкция, форма, украшение, роспись.
Уметь расписать посуду, используя элементы хохломской (гжельской) росписи. Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею 07.09.-11.09.
3-4. Обои и шторы у тебя дома.
Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация Лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок. Индивидуальная, парная.
Задание: создание эскизов обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение (спальня, гостиная, детская). Задание можно выполнять и в технике набойки с помощью трафарета или штампа.
Материалы: гуашь, кисти; клише, бумага. Знать роль художников в создании обоев, штор.
Уметь разработать эскиз для создания образа будущей комнаты в соответствии с ее назначением (детская, спальня и т.д.) Знать роль каждого из Братьев-Мастеров в создании обоев и штор: построение ритма, изобразительные мотивы.
Уметь превращать их в орнамент для украшения комнаты. Создать эскиз обоев или штор для спальни или детской (использовать технику трафарета или штампа). Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею 14.09.-18.09.
21.09.-25.09.
5. Мамин платок. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация Лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок. Индивидуальная, парная.
Задание: создание эскиза платка для мамы, девочки или бабушки (праздничного или повседневного).
Материалы: гуашь, кисти, белая бумага или ткань, клей ПВА. Знать в общих чертах искусство росписи тканей.
Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характера узора (растительный, геометрический).
Уметь составлять простейший орнамент. Знать разнообразие художественных росписей платков, назначение платков.
Уметь отличать платок от ткани. Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею 28.09.-02.10.
6-7. Твои книжки. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация Лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок. Индивидуальная, парная.
Задание: создать свой вариант оформления книги.
Материалы: белая или цветная бумага, ножницы, клей, краски, графический материал. Знать роль художника в создании книги, многообразие видов книг.
Уметь отличать назначение книг, оформлять обложку, иллюстрации. Знать роль обложки, шрифта, буквицы.
Уметь самостоятельно оформить обложку, используя придуманный шрифт. Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею 05.10.-09.10.
12.10.-16.10.
8. Открытки. Индивидуальная, парная.
Задание: создание эскиза открытки или декоративной закладки (возможно исполнение в технике граттажа, гравюры или графической монотипии).
Материалы: плотная бумага маленького формата, графические материалы по выбору учителя. Знать виды графических работ.
Уметь выполнять простую графическую работу. Знать отличие литографии от линогравюры.
Уметь выполнять эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам самостоятельно). Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею 19.10.-23.10.
9. Труд художника для твоего дома (обобщение темы). Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация Лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок. Индивидуальная, парная.
Задание:
Вариант задания:
Материалы: Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме.
Уметь представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев-Мастеров. Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею 26.10.-30.10
II. Искусство на улицах твоего города. (7 ч)
10. Памятники архитектуры. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная. Лекция, вхождение в контекст проблем ученика Индивидуальная, парная.
Задание: изучение и изображение одного из архитектурных памятников своих родных мест.
Материалы: восковые мелки или гуашь, тонированная или белая бумага. Знать основные памятники города, места их нахождения. Уметь узнавать памятники, посвященные событиям Гражданской и Великой Отечественной войн. Знать скульптора Е. Вучетича, его работы. Уметь изобразить один из памятников. Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею 09.11.-13.11.
11. Парки, скверы, бульвары. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация Лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок. Индивидуальная, парная, коллективная.
Задание: изображение парка, сквера (возможен коллаж).
Вариант задания: построение игрового парка из бумаги (коллективная работа).
Материалы: цветная и белая бумага, гуашь или восковые мелки, ножницы, клей. Знать, в чем заключается работа художника-архитектора. Уметь изобразить парк или сквер. Знать, что такое ландшафтная архитектура; что работа художника-архитектора – работа целого коллектива. Уметь изобразить детскую площадку или «бульвар для раздумий». Уметь находить необходимый справочно-информационный материал по теме и пользоваться им. 16.11.-20.11.
12. Ажурные ограды. Индивидуальная, парная.
Задание: создание проекта ажурной решетки или ворот – вырезание из цветной бумаги, сложенной гармошкой (решетки и ворота могут быть вклеены в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары»).
Вариант задания: создание проекта ажурной решетки или ворот из пластилиновых жгутиков.
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей; пластилин, доска для лепки, стеки. Знать разные инженерные формы ажурных сцеплений металла. Уметь конструировать из бумаги (пластилина) ажурные решетки. Уметь находить необходимый справочно-информационный материал по теме и пользоваться им. 23.11.-27.11.
13. Волшебные фонари. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация Лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок. Индивидуальная, парная.
Задание: графическое изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.
Материалы: тушь, палочка или белая и цветная бумага, ножницы, клей. Знать виды и назначение фонарей. Уметь придумать свои варианты фонарей для детского праздника. Знать, как конструировать фонарь из бумаги. Уметь конструировать фонарь из цветной бумаги к празднику. Уметь находить необходимый справочно-информационный материал по теме и пользоваться им. 30.11.-04.12.
14. Витрины. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация Лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок. Индивидуальная, парная, групповая.
Задание: создание проекта оформления витрины любого магазина (по выбору детей). При дополнительном времени дети могут сделать объемные макеты (по группам).
Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей; графические материалы. Знать оформление витрин по назначению и уровню культуры города. Уметь отличать разные по назначению и оформлению витрины. Знать о назначении витрин как способе украшения улицы. Уметь составить проект оформления витрины. Уметь находить необходимый справочно-информационный материал по теме и пользоваться им. 07.12.-11.12.
15. Удивительный транспорт. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация Лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок. Индивидуальная, парная.
Задание: придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).
Материалы: графические материалы, белая и цветная бумага, ножницы, клей. Знать разные виды транспорта. Уметь изобразить разные виды транспорта. Знать многообразие форм, связь формы со временем создания, скоростью. Уметь создать панно с аппликацией. Уметь находить необходимый справочно-информационный материал по теме и пользоваться им. 14.12.-18.12.
16. Труд художника на улицах твоего города (обобщение темы). Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация Коллективная работа
Задание: создание коллективного панно «Наш город» в технике коллажа, аппликации (панорама улицы из нескольких склеенных в полосу рисунков, с включением в них ажурных оград, фонарей, транспорта, дополненных фигурками людей). Знать о роли художников, которые создают художественный облик города. Знать и уметь рассказывать о роли художников-архитекторов, которые создают художественный облик города. 21.12.-28.12.
III. Художник и зрелище. (11 ч)
17. Художник в цирке. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация Лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок. Индивидуальная, парная.
Задание: выполнение рисунка или аппликации на тему циркового представления.
Материалы: мелки, гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей. Знать роль художника в цирке. Уметь создать эскиз циркового представления. Знать элементы оформления, созданные художником в цирке: костюм, реквизит, освещение, оформление арены. Уметь изобразить цирковой персонаж в движении. Уметь находить необходимый справочно-информационный материал по теме и пользоваться им. 11.01.-15.01.
18. Художник в театре. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация Лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок. Индивидуальная, парная.
Задание: театр на столе – создание картонного макета и персонажей сказки для игры в спектакль.
Вариант задания: изображение театрального представления.
Материалы: картонная коробка, разноцветная бумага, краски, клей, ножницы. Знать истоки театрального искусства. Уметь создать эпизод театральной сказки. Знать, каким был древний античный театр. Уметь нарисовать арену древнего театра. Уметь находить необходимый справочно-информационный материал по теме и пользоваться им. 18.01.-22.01.
19-22. Театр кукол. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация Лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок. Индивидуальная, парная.
Задание: создание куклы к кукольному театру.
Материалы: пластилин, бумага, клей, ткань, нитки, мелкие пуговицы. Знать театр кукол как пример видового разнообразия театра. Уметь создать эскиз театральных кукол-персонажей.
Знать отличие кукольного театра от других видов театра. Уметь создать в паре голову кукольного персонажа. Знать термин спектакль ка цепь взаимосвязанных действий. Уметь создать кукольного героя с выразительным характером. Знать, что такое перчаточная кукла. Уметь изготовить голову перчаточной куклы. Уметь находить необходимый справочно-информационный материал по теме и пользоваться им. 25.01.-29.01.
01.02.-05.02.
08.02.-12.02.
15.02.-19.02
23-24. Маски. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация Лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок. Индивидуальная, парная.
Задание: конструирование выразительных и острохарактерных масок.
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей. Знать историю происхождения театральных масок. Уметь конструировать маску из бумаги. Знать о роли художника в создании маски, об условности языка масок. Уметь конструировать выразительные маски из бумаги (бумагопластика) и расписать, подчеркивая характер. Уметь находить необходимый справочно-информационный материал по теме и пользоваться им. 22.02.-26.02.
29.02.-04.03.
25. Афиша и плакат. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация Лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок. Индивидуальная, парная.
Задание: создание эскиза плаката-афиши к спектаклю или цирковому представлению.
Материалы: гуашь, кисти, клей, цветная бумага большого формата. Знать о назначении афиши. Уметь создать эскиз афиши или плаката к спектаклю. Знать различие между плакатом и афишей. Уметь создать эскиз афиши группой без помощи учителя. Уметь находить необходимый справочно-информационный материал по теме и пользоваться им. 07.03.-11.03.
26. Праздник в городе. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация Лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок. Индивидуальная, парная.
Задание: выполнение рисунка проекта оформления праздника.
Вариант задания: выполнение рисунка «Праздник в городе».
Материалы: мелки, гуашь, кисти, цветная бумага. Знать о роли художника в создании праздничного облика города.
Уметь создать эскиз праздничного города. Знать элементы украшения города: панно, декоративные праздничные сооружения, иллюминация, фейерверки и др. Уметь создать изображение многоцветного праздничного города как единого большого театра, в котором разворачивается яркое, захватывающее представление. Уметь находить необходимый справочно-информационный материал по теме и пользоваться им. 14.03.-18.03.
27. Школьный карнавал. Индивидуальная, парная, коллективная.
Задание: украшение класса работами, выполненными в разных видах изобразительного искусства, декоративного искусства в разных материалах и техниках.
Уметь придумывать и составлять оформление к празднику. Знать роль праздничного оформления для организации праздника. 21.03.-25.03.
IV. Художник и музей. (8 ч)
28. Музей в жизни города. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация Лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок. Индивидуальная, парная.
Задание: изобразить интерьер музея.
Материалы: бумага, художественные или графические материалы. Знать, что в музеях хранятся лучшие произведения искусства, подлинники авторов. Уметь изобразить интерьер музея. Знать, из чего состоит интерьер музея, крупнейшие музеи страны. Уметь создать образ музея (работа в паре). Уметь находить необходимый справочно-информационный материал по теме и пользоваться им. 04.04.-08.04.
29. Картина – особый мир. Картина-пейзаж. Индивидуальная, парная.
Задание: изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением (радостный или грустный, мрачный или нежный, певучий).
Материалы: гуашь, кисти или пастель, белая бумага. Знать, что такое картина-пейзаж, о роли цвета в пейзаже. Уметь изобразить пейзаж по представлению. Знать знаменитые картины-пейзажи
И. Айвазовского, И. Шишкина. Уметь передать настроение пейзажа. Уметь находить необходимый справочно-информационный материал по теме и пользоваться им. 11.04.-15.04.
30-31. Картина-портрет. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация Лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок. Индивидуальная, парная.
Задание: создание портрета кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (одного из родителей, друга, подруги) или автопортрета (по представлению).
Вариант задания:
Материалы: Знать жанр портрета. Уметь нарисовать портрет близкого человека. Знать знаменитые картины. Уметь создать самостоятельно живописный портрет близкого человека. Уметь находить необходимый справочно-информационный материал по теме и пользоваться им. 18.04.-22.04.
25.04.-29.04.
32. Картина-натюрморт. Индивидуальная, парная.
Задание: создание радостного, праздничного или тихого, грустного натюрморта (изображение натюрморта по представлению с выражением настроения).
Вариант задания: в изображении натюрморта рассказать о конкретном человеке, его характере, его профессии и состоянии души.
Материалы: гуашь, кисти, бумага. Знать, что такое натюрморт, где можно увидеть натюрморт. Уметь изобразить натюрморт по представлению. Знать о средствах выражения настроения в натюрморте, о роли цвета. Уметь создать натюрморты с разным настроением (веселый, грустный). 02.05.-06.05.
33. Картины исторические и бытовые. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация Лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок. Индивидуальная, парная.
Задание: изображение сцены из своей повседневной жизни в семье, в школе, на улице или изображение яркого общезначимого события.
Материалы: акварель (гуашь) по рисунку восковыми мелками или гуашь, кисти бумага. Знать отличие исторических и бытовых картин. Уметь изобразить сцену из повседневной жизни людей. Знать мемориальный комплекс Воинской славы в городе-герое Волгограде. Уметь изобразить мемориальный комплекс Воинской славы. Уметь находить необходимый справочно-информационный материал по теме и пользоваться им. 09.05-13.05
34. Скульптура в музее и на улице. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация Лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок. Индивидуальная, парная.
Задание: лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.
Материалы: пластилин, стеки, подставка из картона, доска для лепки. Знать, что такое скульптура. Уметь смотреть на скульптуру. Знать разнообразие скульптурных материалов, особенности парковой скульптуры. Уметь лепить фигуру человека и животного в движении. Уметь находить необходимый справочно-информационный материал по теме и пользоваться им. 16.05.-20.05.
35. Художествен-ная выставка (обобщение темы) Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация Лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок. Индивидуальная, парная.
Экскурсия по выставке и праздник искусств со своим сценарием. Подведение итогов, ответ на вопрос: «Какова роль художника в жизни каждого человека?» Знать, что такое выставка. Уметь подготовить к выставке лучшие работы Уметь находить необходимый справочно-информационный материал по теме и пользоваться им. 23.05.-31.05.