Статья Песочная терапия как нормализация эмоционального состояния обучающихся в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС

Т.А.Баранова,
МБОУ «Москаленский лицей»
р.п.Москаленки
Песочная терапия как нормализация эмоционального состояния обучающихся в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС
В ходе модернизации системы образования сложились принципиально новые условия для развития и обучения детей. В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» сделан акцент на гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизиологического развития и состояния здоровья, на получение социально-педагогической и психологической помощи. Из чего следует наличие проблем, связанных со здоровьем обучающихся, которые можно решать в рамках общеобразовательного учреждения.
Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности. Интенсивное изменение окружающего мира диктует педагогу необходимость выбирать более эффективные методы, способствующие решению проблем современного школьника. Одним из таких методов является метод “Песочной терапии”.
Песочная терапия – один из видов психотерапии, основанный на технике построения мира в песочнице, впервые примененной Маргарет Ловенфельд еще в начале прошлого века. Заключалась она в спонтанном расположении миниатюр во влажном и сухом песке для создания картины или некоего мира. Согласно М. Ловенфельд, цель такой техники состояла в том, чтобы «получить созданный мир, способный встретиться лицом к лицу со своим создателем.
Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать несколько задач. Во-первых, метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми от трех лет (а также как один из этапов в работе с подростками и взрослыми), со следующим спектром проблем:
- различные формы нарушений поведения
- сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками
- психосоматические заболевания
- повышенная тревожность, страхи
- сложности, связанные с изменениями в семейной (развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальных ситуациях (детский сад, школа)
- неврозы.
Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны; игра дает им богатые кинестетические ощущения. Агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих "агрессора" и его "жертву". Дети, пережившие психическую травму, находят для себя такую игру весьма полезной: она помогает им заново пережить травматичное событие и, возможно, избавиться от связанных с ним переживаний. Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате утраты близких людей или разлуки с ними.
В-вторых, с помощью этого метода ребенок решает задачи самовыражения, самоосознавания и развивает самооценку, учится работать в коллективе.
Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания. Часто школьник затрудняются это сделать в силу недостаточного развития вербального аппарата. Именно песок дает дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Если перенести традиционное обучение и развивающее задание в песочницу, то получим дополнительный эффект. С одной стороны, ребенок с удовольствием посещает занятие, потому что он играет. С другой стороны, у него нет страха на ошибку, так как на песке быстро можно исправить их.
Игры с песком можно использовать, как индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях. Ничего трудного для этих игр нет.
На занятиях я использую:
Самодельные планшеты с подсветкой для рисования песком. Оптимальный размер 50см на 70см – такой размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, что позволяет охватить его взглядом целиком.
Кварцевый, он очень мелкий, приятный на ощупь. Такая фракция песка позволяет прорисовать мелкие детали (глазки, реснички) Можно использовать и речной, но прокаленный и просеянный песок.
Цветной кварцевый песок.
Клей, кисти, гуашь, бумага.
Различные вспомогательные материалы – трубочки, бусины, палочки, ракушки – для рисования и декора.
И, конечно же, музыка, которую мы включаем в качестве небольшого фона. Это может быть музыка для релаксации или любимые детьми композиции.
Технология работы на занятиях включает в себя этапы:
Разминка рук (пальчиковая гимнастика),
Игра или демо-сказка по теме занятия (которая побуждает интерес и настраивает детей на работу);
Беседа о теме занятия, демонстрация заинтересованности, внимательное, активное
слушание музыкальных или видеофрагментов, как побуждение к созданию
песочной картины;
3. Индивидуальная работа;
4. Физминутка;
5. Групповая работа по теме занятия;
6. Фотографирование песочной картины;
7. Обсуждение (анализ) песочных картин;
8. Рефлексия;
Как и любая другая дисциплина, терапия песком имеет свои основные принципы:
Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого необходимо подбирать задание, соответствующее возможностям ребенка. Необходимо исключить негативную оценку его действий и конечно же поощрять его фантазию.
Оживление абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям.
Реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями.
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:
- у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
- обучающиеся чувствуют себя более успешными;
- на занятиях нет места монотонности и скуке.
Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.
Используя песочную терапию на занятиях, мы, педагоги, получаем возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т.е. умение нормально общаться.
Применение метода песочной терапии в процессе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС с целью нормализации эмоционального состояния обучающихся является эффективным психопрофилактическим и психокоррекционным средством и помогает обучающимся, а также всем участникам образовательного процесса, в формировании УУД. Во время занятий происходит отреагирование негативных эмоциональных состояний, в результате чего снижается вероятность агрессии и насильственных действий со стороны самого ребенка по отношению к другим или в отношении себя, снижается уровень личной тревожности; происходит избавление от страхов, снижается внутренняя напряженность, а высвободившаяся энергия находит свое применение в усвоении УУД, в спорте, в социализации, в адаптации Представленная на Ваш суд технология песочной терапии многофункциональна: у ребенка развивается речь, творческие способности, пространственный интеллект. Обучающийся решает задачи самосознания, самовыражения, самоактуализации. Формируется необходимый базис для самореализации.
Примечательно и то, что метод песочной терапии хорошо сочетается с проективными методами и символдрамой – это позволяет педагогу работать с детьми, применяя самые различные техники психокоррекции, актуальные для каждого случая и возраста.
Кроме того, работа с песком, моделирование «миров» в песочнице развивают личность ребенка, создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближает родителей и детей.


Список литературы:
Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д., Грабенко, Т. М. Практикум по песочной терапии. [Текст] - СПб., 2002г. - 224 с.
Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д., Грабенко, Т. М. Практикум по креативной терапии.[Текст] - СПб., 2003г.- 400 с.
Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998 г, – 50 с.
Штейнхардт, Л. Юнгианская песочная психотерапия. [Текст]- СПб., 2001г. - 320 с.



15