Мастер-класс для педагогов ИЗО в условиях реализации программы ФГОС Графический дизайн














Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»








МАСТЕР - КЛАСС


Составитель:
Фатеева Татьяна Фридриховна, педагог дополнительного образования















Киселёвск
2011

Тема. Графический дизайн.
Цель. Ознакомление педагогов с графическим дизайном.
Задачи.
Познакомить участников мастер-класса с историей возникновения графического дизайна.
Обучить педагогов основным приёмам графики.
Научить педагогов основным приёмам составления композиции.
Воспитывать готовность работать творчески.
Инструменты и материалы: листы бумаги формата А4, карандаши, фломастеры чёрного цвета, ластики
Наглядные пособия: технологическая карта рисования кувшина, образцы начертания графических знаков, рисунки, исполненные в этом стиле.

Ход проведения мастер-класса
Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я познакомлю вас с техникой выполнения графического дизайна предметов.
II. Теоретическая часть.


Педагог: Графический дизайн - художественно-проектная деятельность по созданию гармоничной и эффективной визуально-коммуникативной среды.
Графический дизайн охватывает историю человечества от пещеры Ласко до ослепительного неона Гинзы. Графический дизайн: «Сущность давать информации порядок, идее форму, предметам экспрессию и чувства, которые подтверждают переживания человека».
Во времена правления династии Танг (618906) между IV и VII вв. н. э. деревянные блоки разрезались для печатания на ткани и позже для восстановления Буддистских письмен. Буддистская священная книга, напечатанная в 868 г., является самой первой из известных нам напечатанных книг. В начале XI в. с помощью мобильных печатающих устройств создавались длинные свитки и книги, что делало их широко доступными во время династии Сонг (9601279).
Русский конструктивизм (20-е годы), американская рекламная графика (30-50-е годы), швейцарская школа графики (50-70-е годы), польская школа плаката (50-70-е годы), японская школа плаката (60-80-е годы). К ведущим национальным школам графического дизайна относятся также: английская, голландская, французская, немецкая, финская.
Графический дизайн в настоящее время становится все более интегрирующей профессией. Кроме визуального образа, текста, пространства, графический дизайн осваивает такие реальности, как движение, время, интерактивность и оперирует все более разнообразными средствами экономических, маркетинговых и культурных коммуникаций.
Общепринятое использование графического дизайна включает в себя журналы, рекламу, упаковку. Например, упаковка товара может включать в себя логотип или другое изображение, организованный текст и чистые элементы дизайна, такие как формы и цвет, способствующие единому восприятию картинки.
Познакомимся со словами, относящимися к нашей теме, и пополним наши знания в области графического дизайна.
АБРИС (совпадает по смыслу с понятием контура).

АРТ-ДИЗАЙН. Дизайн штучный, концептуальный, элитный.
ГАММА ЦВЕТОВАЯ - в изобразительном искусстве наименование внешних цветовых особенностей колорита. Как правило, этот термин сопровождается обычными для цвета определениями (так как цветовую гамму называют теплой, горячей, холодной, яркой, блеклой, светлой и т.д.).

ГРАВЮРА (от французского слова «graver» - вырезать). В изобразительном искусстве раздел графики, включающий произведения, исполненные посредством печатания с гравированной доски. Гравер - мастер, занимающийся любой разновидностью гравирования по металлу, стеклу, камню, дереву, линолеуму.

ГРАФИКА (от французского слова «Qraphique» - линейный, от греческого слова «QraphO» - пишу, рисую). Рисунки, сделанные карандашом, тушью или углём - всё это графика.

ГРАФЕМА - письменный символ, используемый для того, чтобы выразить единицу речи - фонему.

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН - проектирование символов-знаков, логотипов, услуги дизайнеров, проектирующих полиграфическую продукцию.

ГРОТЕСК (от французского слова «grotesque», буквально – причудливый, комичный).

ЖАНР (от французского слова «Qenre» - род, вид). В изобразительном искусстве: понятие, характеризующее область искусства, ограниченную определенным кругом тем.

ЗНАК (от французского слова «signe», от латинского слова «signum» - отметка) - созданное человеком изображение, подписью был крест, которым, согласно профессору Уикли, «большинство из наших предков «подписывали» письма в конце вместо того, чтобы ставить свои имена».

ИЕРОГЛИФ (от греческого слова «хиерос» - святой, «глифен» - вырезать, «грамма» - буква) - употреблялось греками для обозначения «священных знаков» – символов.

ЛОГОГРАММА (от греческого слова «логос» - слово) - любой символ, знак и т. д., который заменяет слово: например, & вместо "и", # вместо "номер" (в США). Использование знаков вместо слов называется логографией.

ЛОГОТИП (от греческого слова - отпечаток слова) - термин, обозначающий в 19 веке небольшие печатные формы, содержащие две или несколько часто употребимых букв (например, вместо «and» - &), созданные в целях ускорения набора; позднее так стали называться адреса, названия или торговые марки, отлитые в виде печатной формы единым куском.

МОНОГРАММА (от греческого слова - простая линия) - сначала означала изображение, нарисованное одной линией, позднее - знак, составленный из двух или более связанных букв, обычно инициалы; в наши дни так называются буквы или изображения, которые ставят на предметах обихода для указания на их владельца.

СИМВОЛ (от греческого слова - знак, сигнал, признак, примета, залог, пароль, эмблема), знак, который связан с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет представлены только самим знаком и раскрываются лишь через его интерпретацию.

ЭМБЛЕМА (от латинского слова «emblema» - мозаичная работа, произошло от греческого слова «эмбаллейн» - бросать внутрь) - Сейчас под эмблемой понимается символическое изображение какого-либо понятия или идеи: например парус символ мечты.



Практическая часть.
Вводная часть.
Педагог: У каждого из вас на рабочих столах уже имеются необходимые материалы для выполнения графической работы. Это – лист бумаги с изображенным на нём кувшином, фломастер чёрного цвета, таблица с предложенными вам графическими знаками. Вы можете воспользоваться ею, а можете придумать свои знаки. Перед вами находится кувшин, который когда-то разбили и склеили, дабы не навлекать на себя гнев хозяина этого кувшина. Остались заметными места склеивания. Наша задача, и задача графического дизайнера придать кувшину новый вид и скрыть дефекты. Заполним каждый участок этого кувшина понравившимися вам знаками. Например:




Технологическая часть: Выполнение выбранных элементов в предложенном контуре кувшина. Примерное создание композиции, дополнение кувшина деталями (горловиной, донышком, ручками).
Творческая часть: Создание новых знаков, придуманных самими участниками. Творческий поиск формы композиции. Выполнение нескольких вариантов. Подбор необходимых элементов для создания композиции.
Заключительная часть.
Педагог: Теперь, когда вы создали композицию, и она удовлетворяет вас, можно приступить к созданию своего личной монограммы или логотипа. Ваша работа должна быть вашим личным достоянием и покуситься на неё нельзя, для этого вы и создадите свою подпись. Просмотр получившихся композиций.
IV. Подведение итогов мастер-класса.
Педагог: Уважаемые коллеги, наш мастер-класс подошел к концу.
Прежде чем нам расстаться очень хотелось бы узнать понравилось ли вам совместное творческое общение?
Посмотрите, какие разные композиции у Вас получились! Вы - их создатели, вложили частицу своей души и энергетики. Когда Вы вновь захотите сделать подобную работу, помните, что изготавливать ее нужно творчески и в хорошем настроении, этим творчеством можно заниматься в то время когда вы слушаете лекцию, едете в длительную командировку чтобы заполнить свободное время и скоротать путь. Спасибо за сотрудничество!























Список литературы
1. Розенсон, И. Основы теории дизайна [Текст] / И. Розенсон. СПб.: Питер, 2006. - 224с.
2. Туэмлоу, Э. Графический дизайн. Фирменный стиль, новейшие технологии и креативные идеи [Текст] / Э. Туэмлоу. М.: АСТ, 2007. - 256с.


























ПРИЛОЖЕНИЯ
























Приложение 1
Раздаточный материал для педагогов «Кувшин»















Приложение 2
Пример разбивки кувшина на элементы






Приложение 3
Таблица графических знаков



























Приложение 4
Образцы вензеля для подписи творческой работы











































Приложение 5
Пример кувшина, оформленного в технике «Графический дизайн»













Приложение 6
Примеры работ, выполненных в технике «Графический дизайн»





























графический дизайнграфический дизайнРисунок 7