Урок русского языка Принципы выделения самостоятельных и служебных частей речи (6 класс)


КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Принципы выделения самостоятельных и служебных частей речи. Их функции в речи. Части речи и члены предложения. Школа: ГУ «Средняя школа №7 отдела образования акимата города Костаная»
Дата: 13 неделя 2 урок, 8.12.16 г. ФИО учителя: Фатхудинова Аймагуль Мухтарбековна
КЛАСС: 6 А, 6Б, 6 В, 6 М. Количество присутствующих: Количество отсутствующих:
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке
-познакомить учащихся с различиями между самостоятельными и служебными частями речи,
- научить учащихся разграничивать самостоятельные и служебные части речи.
-определить их функции в речи;
-отрабатывать навык нахождения и употребления самостоятельных и служебных частей речи;
-развивать творческие способности учащихся; развивать языковые и лингвистические компетенции; способствовать формированию компонентов информационной культуры;
Цели обучения
Все учащиеся смогут: определять самостоятельные и служебные части речи, различать самостоятельные и служебные части речи, развивать устную и письменную речь, закрепить навыки нормативного построения предложения и текста;
Большинство учащихся будут уметь: давать им определения, определять их признаки, находить и определять часть речи, определять их роль в предложении и в речи.
Некоторые учащиеся смогут: вспомнить самостоятельные и служебные части речи, отвечать на вопросы по теме; вспомнить признаки частей речи, определять их в словосочетании и предложении.
Языковая цель
Тип урока: урок новых знаний Форма обучения: индивидуальная, фронтальная, парная Методы обучения: По источнику полученных знаний: словесные, наглядные, практические По способу организации познавательной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный, проблемный. Учащиеся могут: рассказать о частях речи, назвать их признаки, отвечать на вопросы по теме, обсуждать в группах, мотивировать свой ответ.
Ключевые слова и фразы: морфология, части речи, самостоятельные части речи, служебные части речи, член предложения.
Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе:
Discuss the chart that is created. Which is the most popular fruit choice? Howdoweknow?
Has every learner’s choice been recorded? Howcanwecheck?
Ask learners if they can think of other questions that we might have investigated. If ideas are not forthcoming, ‘lead’ the discussion by suggesting – what else could we have put in the basket? What other things could we try, to see if people have favourites? What other questions could we have asked about our fruit basket?
Take ideas and ask – What do you think the result might be? What would the pictogram look like?
Вопросы для обсуждения:
-
Можете ли вы сказать, почему...?
Подсказки:
Предыдущее обучение Первая тема после контрольной работы.
План
Планируемые сроки Планируемые действия (замените записи ниже запланированными действиями) Ресурсы
Начало урока
2-5 мин 1. Организационный момент, постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся Цель: Подготовить учащихся к работе на уроке, способствовать созданию эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность. Тренинг «Пожелание» Середина урока
5-35 мин Вызов
2. Актуализация знаний
Цель: актуализировать знания учащихся по теме, настроить на изучение нового материала.
«Мозговой штурм»
1. Как называется раздел русского языка, в котором изучаются звуки речи ?(Фонетика) 2. В каком разделе русского языка изучаются устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову?
3.В каком разделе изучается строение слова?4. Назовите разделы грамматики. (морфология, синтаксис) 5. В каком разделе русского языка изучаются части речи? (Морфология)
Формативное оценивание. 3. Постановка цели занятия перед учащимися: - Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, тему урока. - Сегодня на уроке мы познакомимся с принципами выделения самостоятельных и служебных частей речи. Ваша задача - принять активное участие в работе и подтвердить свои знания по данной теме.
Осмысление4. Новая тема
Цель: вспомнить изученное ранее по данной теме с помощью составления алгоритма, применить знания при выполнении индивидуального задания, узнать новое по теме, обсудить в группах.
1.Индивидуальная работа. (Ребята получают карточки с названием частей речи, о которых им необходимо рассказать в процессе составления алгоритма) 2. Составление алгоритма: Итак, составим алгоритм и вы мне в этом поможете (при помощи вопросов учителя записывается следующая схема) Части речи (10) Самостоятельные части речи:6 1. Имя существительное (кто? что?) 2. Имя прилагательное (какой? чей? ) 3. Глагол (что делать? что сделать?) 4. Местоимение (кто? что? какой? сколько?) 5. Имя числительное (какой? который ? сколько?) 6. Наречие (как? где? когда? ) Служебные части речи: 3+1 1. Союз (а, но, да, и, или, либо, как, что) 2. Предлог (в, на, за, к, под) 3. Частица (не, ни, же, бы, ли -ка) Междометие (Ах, ох, ой-ой)
Читают правило стр. 105. Обсуждают в группах.Вывод. Почему части речи называются самостоятельные и служебные?
Как их выделить? Какова их функция в речи? Все ли части речи могут быть членами предложения?
Формативное оценивание.
5.Закрепление темы
Цель: закрепить теоретический материал на практике, развивать творческие способности учащихся; развивать языковые и лингвистические компетенции; способствовать формированию компонентов информационной культуры;
1) Синтаксический разбор предложения: - В каком предложении выражена основная мысль текста? Мы, земляне, - члены гигантского сообщества, и закон в сообществе для всех один: что взял у природы, верни. - Давайте его запишем и обозначим самостоятельные и служебные слова как части речи. Сколько частей у этого сложного предложения? Выделите графически. Какие части речи отсутствуют?
Оценивание, оценку ставят в лист упешности.2) Работа в парах: (в работе поможет таблица, на партах учащихся)
Упражнение 386, стр.105 1 пара: Выпишите из 1 абзаца имена существительные, определите род, число, падеж
2 пара: Выпишите из текста имена прилагательные, определите род, число, падеж. 3 пара: Выпишите из текста глаголы, определите время, лицо, число глаголов.4 пара: Выпишите местоимения, просклоняйте их по падежам.
5 пара: Выпишите наречия, произведите разбор слова по составу.
6 пара: распределительный диктант: по, а, к, или, перед, бы, не, из-за, ввиду, насчет, в течение, накануне, как, что, так как, о, даже, вряд ли, фу, ах,ура Распределите в 3 колонки служебные части речи Союзы Предлоги Частицы А,или,как,что,так как. По,к,перед,из-за, насчет, в течение, накануне, о. Бы, не, даже, вряд ли.
Оценивание, оценку ставят в лист успешности.
3) Конструирование предложений в парах
Составьте из данных слов предложения. Выделите в словах составленных предложений морфемы, по которым можно определить часть речи.
Подуть, холодный, ветер.
Большие, хлопья, начать, падать, снег, на, поля, и, лес, река.
По, первая, пороша, охотники, пойти, на, охота.
Целый, день, слышится, по, лес, заливистый, лай, собаки.
Это, охотники, идти, по, заячий, след.
Взаимооценивание, оценку ставят в лист успешности.Дополнительные вопросы: Для чего служат союзы? Укажите непроизводные предлоги? Для чего служат частицы? Чем они отличаются от самостоятельных частей речи (не могут употребляться самостоят-но, не являются членами предложения). Какие слова не включили ни в одну из колонок. Как называют эти слова?
Презентация
Листы успешности
Карточки с заданиями
Презентация
Учебник русского языка
Раздаточный материал
Самопроверка на листах
Ответы на слайдах
Конец урока
35-45 мин Рефлексия6. Заключительная беседа "Убивай зверей внутри себя". Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого недостаточно. Нужна ещё и экология души. Это строки поэта Евгения Евтушенко: Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя! О чем говорит здесь поэт? Примерные ответы: -Что нужно беречь природу -Что нельзя убивать зверей -Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку. Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери? Примерные ответы: -Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, гордыня и т.п. -Это все плохое, черное, дикое, что есть в человеке. -Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир. 7.Рефлексия «Светофор».
-Я работал (а) активно и все понял (а).
-Я работал (а) не в полную силу и не все понял (а).VIII. Домашнее задание:п.28 учить всем, написать мини- эссе "Экология природы – экология души" или упр. 393, стр.107.
Сдают листы успеха с итоговой оценкой за урок.
Презентация
СтикерыДополнительная информация
Дифференциация.
Как вы планируете поддерживать учащихся?
Как вы планируете стимулировать способных учащихся? Оценивание.
Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? Межпредметные связисоблюдение СанПиН
ИКТ компетентностьСвязи с ценностями
учащиеся с высоким уровнем мотивации
учащиеся с высоким уровнем мотивации
групповая работа
парная работа
работа по вариантам наблюдение учителя
результаты работы в тетради
качество ответов учащегося
самооцениваниевзаимооцениваниеформативное оценивание русский язык
информатика
ИЗО
Рефлексия
Были ли цели обучения реалистичными?
Что учащиеся сегодня изучили?
На что была направлено обучение?
Хорошо ли сработала запланированная дифференциация?
Выдерживалось ли время обучения?
Какие изменения из данного плана я реализовал и почему?
Используйте пространство ниже, чтобы подвести итоги урока. Ответьте на самые актуальные вопросы об уроке из блока слева.
Итоговая оценка
Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо (с учетом преподавания и учения)?
1:
2:
Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок (с учетом преподавания и учения)?
1:
2:
Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?