Урок русского языка в 10 классе на тему Глагол как часть речи


Урок – практикум в 10 классе. Тема урока «Глагол как часть речи»
Учитель: Мусаканова Кульзат Камзиновна. КГУ «Меновновская сш»
Цели урока:
Образовательная: создать условия для обобщения и систематизации знаний учащихся по теме «Глагол».
Развивающие: - развивать познавательную активность, навыки работы в группе, внимание, память, логическое мышление;
- развивать умения учащихся исследовать, анализировать, формулировать вопросы.
Воспитательные: - воспитывать желание переосмыслить собственные знания по изучаемой теме и их практически применять;
- воспитание коллективизма, взаимоуважения, ответственности за свои поступки, интереса к урокам русского языка.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: урок – практикум.
Формы работы: коллективная, групповая.
Методы: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.
Приемы: работа в группах, «корзина вопросов», применение ИКТ, работа с текстом, исследование, самостоятельная работа, рефлексия, критериальное оценивание.Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал, оценочные листы.
Ход урока:
Вид деятельности Деятельность учителя Деятельность учащихся
I.Организационный момент.
Деление на группы. - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас много гостей. Все мы волнуемся. Но, вы способные, умные и, конечно же, поможете мне вести урок, у нас все получится. Запишите число и классная работа. При входе в кабинет учащиеся разбирают жетоны трех цветов: красный, зеленый и желтый с номерами 1; 2; 3.
У каждой группы на столах «Правила работы в группе».
II.Психологический настрой.
Создание коллаборативной среды - Давайте улыбнемся друг другу.
- Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом
На интерактивной доске светится улыбающееся солнышко со словами «Желаю удачи!» Поворачиваются лицом друг к другу и улыбаются.
Запись числа и классной работы.
III.Проблемная ситуация. - Сегодня мы с вами повторим и обобщим знания по одной теме. А что мы будем повторять, какую часть речи, вы узнаете из следующих стихотворных строк: (проецируется на интерактивной доске)
«Я свою задачу вижу в том, чтоб сказать о действии любом, и счастливый мой удел таков – в речи быть одним из главных слов».
- Итак, мы повторяем?
- Правильно! - Глагол.
IV.Этап «Целеполагание» - Как вы думаете, какие цели и задачи урока.
-На уроке мы должны:
Повторить
Показать
Уметь
Дружить и поддерживать
- Часть речи «Глагол»
- Отличные знания по теме
- Определять признаки глагола
- Друг друга
V.Актуализация опорных знаний. Прием «Корзина вопросов» Прием «Толстые и тонкие вопросы».
Цель: контроль знаний учащихся по теме.
- Ребята, у вас у каждого есть стикеры. Подумайте, какие вопросы вы можете задать своим одноклассникам по теме «Глагол». Напишите их на стикерах, затем положите их в эту корзину. Перемешав стикеры, даю выбрать одному из каждой группы.
Критерии оценивания (на интерактивной доске)
1. Активность на уроке.
2. Аргументированность ответов.
3. Правильное выполнение заданий.
4. Связная речь. Составляют «Толстые» вопросы на правописание глаголов.
У каждой группы на столах критерии оценивания.
Ответы групп на вопросы.
VI. Самостоятельная работа по группам.
Защита постеров. Задание: составить постеры.
1 группа: Общее значение глагола. Синтаксическая роль глагола.
2 группа: Морфологические признаки глагола.
3 группа: Творческая работа: написать Синквейн на тему «Глагол»
Составляют постеры.
Формативное оценивание (группы оценивают работы друг друга с помощью стратегий «Салют», «Большой палец», «Три хлопка»).
VII. Работа с текстом. Мини-исследование. Исследователи давно заметили, что проза великого поэта, которого называют «Солнцем русской поэзии» содержит большое количество глаголов. Понаблюдаем, насколько красив, певуч и выразителен русский язык действительно в умелых устах.
- На партах у вас лежат карточки, обращаемся к ним. Прочтите текст.
Проекция текста на интерактивной доске.
Пошел маленький снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло.
Задание по группам. Анализ текста.
1 группа: Из какого произведения отрывок? Назовите автора. Докажите, что это текст.
2 группа: Определите стиль речи. Аргументируйте свой ответ.
3 группа: Определите тип речи. Докажите.
В группах проводят мини-исследование:
1 группа: Доказать, что это текст.
2 группа: Определить стиль речи, аргументировать свой ответ.
3 группа: Определить тип речи, доказать почему?
- Из повести А.С.Пушкин «Капитанская дочка» глава «Вожатый».
- Это текст, потому что слова связаны по смыслу и грамматически, есть общая тема текста. Основная мысль, предложения расположены в определенной логической последовательности.
- Художественный. Потому что автор использует в тексте художественные средства выразительности речи. Такие как:
- Эпитеты: мелкий снег, темное небо, снежное море.
- Метафоры: пошел снег, повалил хлопьями, ветер завыл, небо смешалось с морем.
Тип речи – повествование. Потому что в тексте сообщается о последовательных действиях, передается динамика событии: начало действия (пошел); его развитие (повалил, завыл, сделалась) и завершение (сменилось, исчезло).VIII. Рефлексивный этап. - Наш урок подходит к концу. Подумайте, достигли мы тех целей, которые поставили в начале урока?
- Опишите свои впечатления при помощи этих глаголов: открыл, мне помог, узнал, повторил, хочу поблагодарить.
Ребята высказывают свое мнение.