Технологическая карта урока русского языка в 3 классе Закрепление знаний об имени прилагательном как части речи

Технологическая карта урока русского языка
Класс: 3
Тема: «Закрепление знаний об имени прилагательном как части речи».

Цели урока.
Образовательные:
- повторить и обобщить знания об имени прилагательном как части речи;
- выяснить лексико-грамматические признаки имён прилагательных.

Развивающие:
- тренировать умения распознавать имена прилагательные в тексте;
- устанавливать связь имён прилагательных с именами существительными;
- развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.

Воспитывающие:
- воспитывать интерес к урокам русского языка.


Этап урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учеников
УУД

1
Орг. момент
- позитивный настрой на урок;
- готовность выполнять требования учебной деятельности
Если хмурится с утра,
Нам поможет доброта.
Встаньте, дружно подтянитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Здравствуйте. Садитесь.


Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
Регулятивные: Самоорганизация

2
Актуализация знаний.
Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
- актуализировать знания учащихся.

У меня в руках известный вам предмет. Что это?
Учитель показывает лимон.
Назовите первый звук в слове «лимон».
Дайте характеристику этому звуку.

Пропишите буквы Лл
Учитель показывает правильное написание буквы Лл на доске и просит детей прописать в своих тетрадях.

Словарная работа.
Посмотрите на экран.

Запишите названия предметов, которые вы видите.
(Слайд 2-7)

Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность написания слов у соседа по слайду.
(Слайд 8)
Если все 5 слов записаны правильно, поставьте отметку «5», если одна ошибка – «4», если две ошибки – «3», если больше двух ошибок – «2».
Поменяйтесь тетрадями. Поднимите руки те, кто получил «5». Молодцы! Остальным нужно доучить словарные слова, чтобы впредь писать их правильно.
Дети отвечают на вопросы учителя.
Лимон

Л

Согласный, мягкий, непарный, звонкий

Дети каллиграфически прописывают буквы Лл



Смотрят на экран.


Записывают с экрана словарные слова
(лимон, лестница,)

Дети меняются тетрадями и проверяют по слайду.


Дети выставляют отметки друг другу.



Дети меняются тетрадями.
Поднимают руки те дети, которые получили отметку «5»
Познавательные:
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- логические.

Регулятивные:
- мыслительные операции;
- умение сохранять заданную цель;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
- подведение под понятие по эталону.

Коммуникативные:
- передача информации другим людям;
- умение выражать свою точку зрения;
- использование критериев для обоснования своего мнения.

3
Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности.
- определить цель урока;
- выбрать способ и средства реализации данной цели.
Опишите внешний вид лимона.

Какие ещё признаки вы можете назвать?
(Названные признаки вывешиваю на доску)
Какой частью речи являются названные слова?
Кто догадался, о чём пойдёт речь?
На доску учитель вывешивает тему урока: «Имя прилагательное». (Слайд 9)
Что обозначают имена прилагательные?

Сегодня мы будем обобщать знания об имени прилагательном и в течение урока заполним схему; используя знания, которые мы получили, изучая данную часть речи.
Одну характеристику этой части речи мы уже назвали: обозначает признак предмета.
Учитель вывешивает карточку на правую часть доски.


Дети описывают лимон: «Жёлтый, овальный, гладкий»
«Вкус - кислый, вес - лёгкий, запах – ароматный»
Дети отвечают на вопрос учителя.
Имена прилагательные
Об именах прилагательных


Дети отвечают на вопрос учителя:
«Признак предмета»



Дети смотрят на закрытую схему на доске.
Приложение 1. Схема.
Познавательные:
- мыслительные операции;
- подведение под понятие;
- установление причинно – следственных связей;
- осознанное и произвольное построение речевых высказываний.

Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - владение монологической и диалогической формами речи.
Регулятивные:
- планирование своей работы.

4

4.1.

Первичное закрепление знаний.
Первичное закрепление знаний в знакомой ситуации.
- повторить и закрепить ранее изученное

У вас на партах лежат листочки.
Прочитайте предложения под цифрой 1. (Слайд 10)
1. И морозит детям щёки зимний холодок.
2. И морозит детям
щёки холодок.


Чем похожи эти предложения?

Чем отличаются?


Установите связь слов: от какого слова поставим вопрос к слову «зимний»? Почему?

Давайте проверим это на следующих предложениях.
Прочитайте предложения под цифрами 2 и 3.

2. Гроза – это летнее явление природы.
3. По крыше застучали крупные капли дождя.

Найдите словосочетания сущ. + прил. Задайте вопрос.



Какие вопросы мы ставили к именам прилагательным?


Учитель открывает в схеме карточку: отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
А какая часть речи помогала нам задать вопрос?
Мы выяснили, что имя прилагательное связано с именем существительным.
Учитель открывает в схеме карточку: Имя прилагательное связано с именем существительным.


Дети читают предложения.



Дети отвечают на вопросы учителя.
Оба предложения на одну тему.
Наличием и отсутствием
прилагательных.

Холодок (какой?) зимний
Прилагательное зависит от существительного.



Читают предложения,






выбирают словосочетания:
явление (какое?) летнее;
капли (какие?) крупные

Дети отвечают на вопрос учителя:
«Какой? какая? какое? какие?»




Дети отвечают:
«Имя существительное»
Познавательные:
- анализ объектов с целью выделения признаков
- мыслительные операции;
- самостоятельное выделение и формирование познавательной деятельности

Регулятивные:
- умение сохранять заданную цель;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
- подведение под понятие

Коммуникативные:
- передача информации другим людям;
- умение выражать свою точку зрения;
- использование критериев для обоснования своего мнения

4.2.
Первичное закрепление знаний в изменённой ситуации.
- повторить и закрепить ранее изученное;
- применить полученные знания в изменённой ситуации.
У вас на листочках написан текст. Прочитайте.
(Слайд 11)
Заяц живёт в лесу. У него длинное уши и маленькое хвост. Шубка у зверька летом серенькие, а зимой беленькие. Зайка всего боится.




Что вы заметили? Какая часть речи написана неправильно?

Что нужно изменить, чтобы текст стал грамотным?

Давайте запишем эти предложения правильно.
(Слайд 12)
Какой вывод можем сделать?

·Учитель открывает в схеме карточку:
Прилагательные могут быть м.р., ж.р., ср.р., мн.ч..

Дети читают текст на листочках.
Заяц живёт в лесу. У него длинное уши и маленькое хвост. Шубка у зверька летом серенькие, а зимой беленькие. Зайка всего боится.

Дети отвечают на вопросы учителя.
Прилагательные стоят не в той форме.

Изменить окончания прилагательных.

Записывают предложения в тетрадь

Прилагательные могут быть ед.ч. и мн.ч. Прилагательные в ед.ч. изменяются по родам.
Познавательные:
- мыслительные операции;
- самостоятельное выделение и формирование познавательной деятельности;
- поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - владение монологической и диалогической формами речи.

5
Физминутка

Я называю словосочетание: если оно в единственном числе – хлопаете один раз; если во множественном – хлопаете два раза.
Мебельный магазин, серые журавли, сладкое яблоко, дремучий лес, лесные звери, высокие дома, глубокая река, сложные задачи, горькое лекарство, прилежные ученики.



6
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.
- применить полученные знания в новой ситуации
Молодцы! А сейчас мы выполним весёлое задание. Для этого вам нужно образовать группы по 4 человека. Ребята, сидящие за первой и третьей партами повернутся назад. У нас получилось 6 групп. Перед каждой группой лежит текст и лист со словами. (Слайд 13)
На планете жили человечки. У них были глаза, волосы, уши. Домики у человечков были , а крыши у домиков . Возле каждого домика сидела собачка. На деревьях пели песни мухи. А на черепахах человечки ездили в гости.

СМЕШНОЙ
МАЛЮСЕНЬКИЙ
ДОБРЫЙ
ВЕСЁЛЫЙ
МОХНАТЫЙ
ЯРКИЙ
КРИВОЙ
МИЛЫЙ
ЧУДЕСНЫЙ
БУМАЖНЫЙ

Прочитайте слова и определите,
какой частью речи они являются?

Ваша задача, работая в группе, вставить прилагательные в текст, изменяя их под существительные.
Читаем тексты, которые у вас получились.
Одинаковые тексты получились?
Какая часть речи сделала тексты непохожими?




Дети поворачиваются, образуя группы по 4 человека.























Дети читают слова.

Прилагательные

Выполнение задания в группах.


Выслушать 3 – 4 группы


Нет
Имена прилагательные
Личностные:
- осознание ответственности за общее дело

Познавательные:
- структурирование знаний;
- мыслительные операции;
- выдвижение гипотез, их обозначение;
- поиск и выделение необходимой информации
Регулятивные:
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
- познавательная инициатива
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - владение монологической и диалогической формами речи;
- использование критериев для обоснования своего суждения;
- планирование учебного сотрудничества

7.
Проблемное задание («открытие» детьми нового знания).
-организовать осознание учащимися внутренней потребности построения нового способа действия;
-формировать умение применять новый способ действия для решения задачи, которая вызвала затруднение и для решения задач такого же типа;
- подготовиться к изучению следующих разделов
А сейчас мы с вами проведём небольшое исследование.

Прочитайте словосочетания, записанные на экране.
Определите, какими частями речи являются слова в этом словосочетании.
(Слайд 14)
Звонкая весна

Письменно просклоняйте существительное «весна» по падежам, чётко проговаривая вопросы и окончания.
(Слайд 15)







А теперь измените по падежам прилагательное «звонкая».

НЕ УМЕЕМ
склонять имена прилагательные.

А можем ли мы этому научиться? Как?
Давайте просклоняем не только имя существительное, а всё словосочетание. (Устно)
(Слайд 16)









Дети читают словосочетания, отвечают на вопросы учителя.
Сущ. + прил.






Дети в тетрадях склоняют слово «весна» И.п. что? весна
Р.п. чего? весны
Д.п. чему? весне
В.п. что? весну
Т.п. чем? весной
П.п. о чём? о весне

Не получается, не умеем.







И.п. что? звонкая весна
Р.п. чего?звонкой весны
Д.п. чему?звонкой весне
В.п. что? звонкую весну
Т.п. чем?звонкой весной
П.п. о чём? о звонкой весне






Личностные:
- смыслообразование;
Познавательные:
- структурирование знаний;
- самостоятельное создание алгоритма деятельности;
- мыслительные операции;
- выдвижение гипотез, их обозначение;
- поиск и выделение необходимой информации;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждения и доказательства
Регулятивные:
- целеполагание;
- определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
- саморегуляция;
- осознание качества и уровня усвоения;
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
- познавательная инициатива

Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - владение монологической и диалогической формами речи;
- использование критериев для обоснования своего суждения

8
Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Сегодня мы выяснили, что уже много знаем о такой части речи, как прилагательное. Эти знания будут вашими помощниками в изучении нового об имени прилагательном.
Дома вы выполните упражнение № 37, опираясь на те знания об имени прилагательном, которые мы сегодня обобщили.
Дети слушают учителя.


9
Рефлексия деятельности
- оценить учащимися собственную учебную деятельность
Наш урок заканчивается, а у меня есть несколько вопросов.
Понравился урок?
Если «да» - поднимите «солнышко», если «нет» - облачко.
Чему научились на уроке?

Молодцы!
Урок закончен.



Поднимают «значки», поясняют своё мнение

Дети высказывают своё мнение к уроку.
Познавательные:
- рефлексия способов и условий действий
Личностные:
- самооценка на основе критерия успешности;
- адекватное понимание причин успеха и неуспеха
Коммуникативные:
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации


15