Проверка задания 25. Учимся анализировать результаты выполнения задания 25 (сочинения-рассуждения) в ЕГЭ по русскому языку


МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»
Льговский район Курская область
Учимся анализировать результаты выполнения задания 25
(сочинения-рассуждения)
в ЕГЭ по русскому языку
Подготовила учитель
русского языка и литературы
первой категории Курбатова Г.Н.
П.Колонтаевка, 2016 год
Задание 1.
Прочитайте исходный текст.
Исходный текст.
(1)Приобщение к искусству может происходить и в просторном, специально построенном здании, и в четырёх стенах, и под открытым небом. (2)Показывают ли зрителям очередную кинокартину, ведут ли занятия драматического кружка, самодеятельного хора или кружка по изобразительному искусству — во всём этом должен и может подолгу жить огонь творчества. (3)И тот, кто однажды приложит свои собственные усилия к одному из этих дел, со временем будет вознаграждён.
(4) Безусловно, искусство скорее и охотнее раскрывается тому, кто сам отдаёт ему силы, раздумья, время, внимание. (5)Рано или поздно каждый может почувствовать, что он среди знакомых и друзей в неравном положении. (6)Их, например, интересует музыка или живопись, а для него они — книги за семью печатями. (7)Реакция на такое открытие возможна различная.(8)Когда я стал студентом Института истории, философии и литературы, многое связало меня сразу с новыми товарищами. (9)Мы серьёзно занимались литературой, историей, языками. (10)Многие из нас пробовали писать сами. (11)Словно предчувствуя, каким недолгим будет наше студенчество, спешили успеть как можно больше. (12)Не только слушали лекции на своих курсах, но и ходили на лекции, читавшиеся старшекурсникам. (1З)Успевали на семинары молодых прозаиков и критиков. (14)Старались не пропускать театральные премьеры и литературные вечера. (15)Как мы всё успевали, не знаю, но успевали. (16)Меня приняли в свою среду студенты, которые были на курс старше нашего. (17)Интереснейшая то была компания.
(18)Я старался не отставать от неё, и мне это удавалось. (19)3а одним исключением. (20)Мои новые товарищи горячо интересовались музыкой. (21)У одного из нас была большая по тем временам редкость: радиола с устройством для переворачивания пластинок — долгоиграющих тогда ещё не было, — которая позволяла прослушать целую симфонию, концерт или оперу без перерывов. (22)И коллекция камерной, оперной и симфонической музыки.
(23)Когда начиналась эта непременная часть нашего вечера, товарищи слушала и наслаждались, а я скучал, томился, мучился: музыки я не понимал, и радости она мне не доставляла. (24)Конечно, можно было притвориться, прикинуться, придать лицу подобающее выражение, проговорить вслед за всеми: «Прекрасно!»
(25)Но притворяться, изображать чувства, которых не испытываешь, у нас было не в обычае. (26)Я забивался в угол и страдал, чувствуя себя выключенным из того, что так много значит для моих товарищей.
(27)Хорошо помню, как произошёл перелом. (28)Зимой 1940 года был объявлен авторский вечер тогда ещё молодого Д.Д. Шостаковича — первое исполнение его фортепианного квинтета. (29)Друзья взяли билет и мне. (З0)Вручали его торжественно. (31)Я понял: то, что предстоит, — событие!
(32)Не стану утверждать, что я в тот вечер сразу и навсегда излечился от невосприимчивости к музыке. (ЗЗ)Но поворот — решительный и важный — произошёл. (34)Как я благодарен своим друзьям тех давних лет, что они не махнули рукой, не исключили из слушания музыки — а ведь и исключать не нужно было, при тогдашнем по-юношески ранимом самолюбии хватило бы иронической реплики, чтобы я почувствовал себя среди них, понимающих и знающих, лишним. (35)Этого не случилось.
(З6)Прошло много лет. (37)Уже давно серьёзная музыка для меня — необходимость, потребность, счастье. (38)А ведь можно было — навсегда и непоправимо — разминуться с ней. (39)И обездолить себя.
(40)Этого не случилось. (41)Во-первых, я не встал в позу человека, который, не понимая чего-нибудь, говорит вслух или мысленно: «Ну и не надо!» (42)И потому, что не захотел притворяться, делая вид, что понимаю, когда ещё был очень далёк от этого. (43)А больше всего — благодаря моим друзьям. (44)Им мало было наслаждаться самим. (45)Им хотелось и меня приобщить к своему пониманию, к своей радости.
(46)И это им удалось!
(По С. Львову) 
 2. Вспомните формулировку задания 25.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны вы или не согласны с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
Объем сочинения – 150-300 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3.Сформулируйте сами «информацию о тексте».
Основные проблемы: 1.
2.
Авторская позиция: 1.
2.
4.Внимательно прочитайте работу учащегося; справа на полях отметьте все виды ошибок, встретившихся в тексте.
1. Какую роль играет музыка в жизни человека? Именно над этой проблемой
2.
3. размышляет С.Л.Львов в своем тексте.
В данном тексте рассказчик говорит о том, как ему было трудно сидеть и
4. слушать музыку и получать удовольствие. Но он не сдался и приобщился к
5. музыке и помогли ему в этом его собственное терпение и друзья.
6. Позицию автора определить не сложно. Он побывал на авторском вечере
7. Д.Д.Шостаковича, благодаря этому произошел важный и решительный
8. поворот. Именно это приобщило его к музыке.
9. Я полностью разделяю точку зрения С.Л.Львова. Ведь во все времена
10. музыка играла важную роль в жизни людей.
11. Вспомним рассказ В.Г.Короленко «Слепой музыкант». Через незатейливую
12. музыку конюха Иохима Петрусь, герой рассказа, с рождения лишенный зрения,
13. открыл для себя жизнь народа, красоту родной земли, обрел согласие с самим
14. собой и окружающими. Глаза его остались незрячими, но душа его исцелилась.
15. Герой рассказа Глеба Мехеда «Скрипач» Игнатий Семенович Музов
16. человек одинокий, неудачливый скрипач, который пытается скрыться от прозы
17. жизни в мире музыки. В мучительные для него минуты он доставал из футляра
18. скрипку и переносился в «далекий от хаоса жизни, затерянный в вечности мир
19. музыки, где обитали чудесные и светлые образы».
20 В заключение хочу сказать, что с давних времен человек создавал музыку
21. как что-то большее, чем развлечение, и до сих пор мы открываем новое в мире
22. музыкальных произведений. «Музыка – народная потребность», -- так говорил
23. великий немецкий композитор и пианист Л. Бетховен.
5. Пользуясь таблицей критериев оценки, пошагово оцените работу учащегося.
К1К2К3 К4К5 К6К7К8 К9К10 К11 К12 К1-12
6. Проверьте правильность своего ответа по таблице «Информация о тексте».
Основные проблемы: Проблема постижения произведений искусства. (Кому доступно постижение произведений искусства?)
Проблема самовоспитания и самообразования. (Кто достигает успеха в самовоспитании и самообразовании?)
Проблема роли близких людей в становлении человека. (Могут ли близкие люди помочь человеку постичь настоящее искусство?)
Проблема роли музыки в жизни человека. (Что дает людям музыка?)
Авторская позиция: Произведения искусства постигает тот человек, который отдает этому постижению «силы, раздумья, время, внимание».
Успеха в самовоспитании и самообразовании достигает тот человек, который не лукавит с самим собой, честно может себе признаться, что он чего-то не понимает, и пытается понять непонятое ранее.
Близкие люди, друзья могут помочь человеку в приобщении к искусству, в становлении человека как личности.
Музыка играет важную роль в жизни людей. Для многих серьезная музыка – «необходимость. Потребность, счастье».
7.Проверьте правильность выставления вами баллов.
К1К2К3 К4К5 К6К7К8 К9К10 К11 К12 К1-12
8. Обоснуйте выставление баллов экспертами в графе «Комментарии». Для обоснования пользуйтесь критериями оценки работы.
Примечание.
Цифры слева в экзаменационной работе нужны для того, чтобы, не переписывая фрагмент текста, указать номер строки, в которой допущена какая-либо ошибка: фактическая, логическая, орфографическая, пунктуационная, грамматическая, речевая, этическая.Критерий Комментарий
К1 (макс. 1б.) К2 (макс. 2б) К3 (макс. 1б) К4 (макс. 3б.) К5 (макс. 2б.) К6 (макс. 2б.) К7 (макс. 3б.) К8 (макс. 3б.) К9 (макс. 2б.) К10 (макс. 2б) К11 (макс. 1б.) К12 (макс. 1б.) Задания:
1.Сделайте свой комментарий к сформулированной проблеме исходного текста С.Львова. (К2). 2. Изложите собственное мнение по проблеме, приведите не менее 2 аргументов (один обязательно из художественной, публицистической или научной литературы.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________