Открытый урок по русскому языку на тему Корень слова.Однокоренные слова (5 класс)


«Корень слова. Однокоренные слова»:урок нового материала. ( 5 класс).
Н.М.Наурызова, учитель русского языка и литературы
средней школы № 23, с. Тонкерис, Талгарского района,
Алматинской области.
Цели урока:
Образовательная: углубить представление о составе слова, формировать знания и умения учащихся распознавать однокоренные слова, находить и выделять в словах корень.
Развивающая: развивать умения употреблять однокоренные слова, развивать логическое мышление, развивать устную и письменную речь обучающихся.
Воспитательная: воспитывать чувство прекрасного и бережное отношение к окружающей среде, повышение интереса к русскому языку. Умение работать в группах.
Тип урока: комбинированный
Метод: словесный, практический
Оборудование: компьютер, электронный учебник, разноуровневые задания.
Ход урока: 1.Организационный момент:
Взаимоприветствие учителя и учащихся, проверка посещения;
Психологический настрой;
Ну, теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».
2.Вступительное слово учителя:
Опрос по пройденным материалам:
А) Что входит в состав слова?
Б) Что такое окончание?
В) Что такое основа?
Г) Что входит в основу слова?

3.Подготовка к восприятию нового материала:
1) сообщение темы, цель урока, задачи изучения нового материала.
2) постановка перед учащимся учебной проблемы.

4.Формирование новых знаний:
- Сегодня на уроке я расскажу вам сказку о чудесном дереве.
.думают: «что с ним делать?» А слово это и говорит: «посадите меня, и я разрастусь в большое, красивое дерево».
Посадили люди слово ходить, и стало оно расти. Сначала одна веточка появилась. Её звали приходить. Потом выросла вторая – приход, затем третья – выходить, четвертая – походить, пятая – доходить, шестая – переходить, затем появилась новая веточка. Её звали уходить. Так каждый день чудесное дерево дарило людям по одному новому слову. Все эти слова были чем-то похожи на слово ходить, но и свое есть в каждой. Вот какое чудесное дерево выросло!
39471231134124приход
00приход
28477892551958ХОД
00ХОД
2262163640966сходить
00сходить
1399133589594находить
00находить
1604616990286заходить
00заходить
1676537178628уходить
00уходить
2549839343015походить
00походить
295053165612переходить
00переходить
2950531712884доходить
00доходить
3474513343014выходить
00выходить
3762189589594приходить
0приходить
27758701730025ходить
00ходить

Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть – «ход». Решили тогда люди общую этих слов назвать «КОРНЕМ» . И правильно сделали : от нее, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова.
- Ребята, вы тоже посмотрите, сравните все слова.
Ребята называют « цепочкой» однокоренные слова. Объясняют лексическое значение каждого слова. (ходить, приходить, уходить, переходить, выходить, походить, доходить, переходная).
-Ответ учащихся: что у всех этих слов одна общая часть – ХОД.
- Будут ли эти слова однокоренными? Докажите.
- Да.
Отсюда сделаем такой вывод: общую часть родственных слов мы называем корнем слова. Слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу, называем однокоренными словами.
Учащиеся рассказывают правила и приводят дополнительные свои примеры.
- Ребята, как вы думаете, можно ли у этих слов вырастить однокоренные слова?
Гора, горка, горный.
Дерево, деревце, деревянный.
Школа, школьник, школьный, пришкольный.

5. Самостоятельная работа по разноуровневым заданиям.
I уровень. Выпишите общий для слов корень.
Скрип, скрипучий – заскрипели.
Сторож, сторожить – сторожка.
Слово, словарный – словарь
II уровень. Найдите пару родственных слов.
Стол –столбы
Коза – стрекоза
Лимон – лимонад
III уровень. Найдите слова с правильным правописанием гласных в корне.
1) бежать, баковой, марской.
1) годовой, глазок, волна.
2) бижать, боковой, морской.
2) годавой, глазок, волна.
3) бежать, боковой, морской.
3) годовой, глозок, вална.
IV уровень. Подберите однокоренные слова к выделенным словам.
Лес и вода – брат и сестра.
Больше леса – больше снега, больше снега – больше хлеба. Зелёный наряд радует взгляд.
6.Работа над текстом. Прочитайте стихотворение. Выпишите слова с одинаковым корнем.
Осенние листья
Листья сыплются дождём,
По ногами шелестят.
И летят, летят, летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают, журавли,
Все летят! Должно быть, это
Улетает наше лето (Е. Трутнева)
7. Подведение итогов урока
- Что такое корень?
-Что нужно помнить, чтобы правильно выделить корень?
-Какие слова называются однокоренными?
У слова есть корни. И есть родня.
Вслушайте! Вникни! Не позабудь!
У слова свой норов. Своё нутро.
И если ты в эту проникнешь суть –
Слово тебе сотворит добро.
-Попрошу детей показать только жестами и мимикой «как прошло занятие?»