Презентация по русскому языку на тему Однокоренные слова и формы одного и того же слова


Проверил Зам. Директора
по учебно-воспит. работе
___________26.10.2015
Краткосрочный план по русскому языку
Класс: 6 кл 26.10.2015
Предмет Русский язык
Тема урока: Однокоренные слова и формы одного того же слова
Цели урока: Познакомить с понятием «формы слова». Уметь различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова.
Результат урока Знакомятся с понятием «формы слова» и умеют различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова.
Эпиграф к уроку Труд - корень всей нашей жизни.
Тип урока: урок-игра
Методы: словесный, практический, частично-поисковый, кластер, развивающий.
Форма урока: групповая
Оборудование: интерактивная доска, кластер, таблица, опорная схема
Проверка домашней работы   Ну-ка проверь, дружок,                            
  Ты готов начать урок?
  Всё ль на месте?
  Всё ль в порядке,
  Ручка, книжка и тетрадка?
  Все ли правильно сидят?
  Все ль внимательно глядят?
  Каждый хочет получать
  Только лишь оценку «пять»?
 - Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Стадия вызова
Приём «Мозговой
штурм». - Из каких частей состоит слово?
- Что такое корень слова?
- Что такое однокоренные слова?
- Что такое основа слова?
- Что такое нулевое окончание?
- Изменяемая часть слова?
Новая тема
3. Самостоятельная работа.
– Итак, ребята, мы знаем все части слова в русском языке. Чтение учащимися стихотворений о составе слова («Приставка», «Корень», «Суффикс», «Окончание»)
Что связывает эти слова ТРУД, ТРУДНО, ТРУДНЫЙ, ТРУДНОСТЬ
РАБОТА РАБОТНИК, БЕЗРАБОТНЫЙ, РАБОТЯГАЧем отличается первый столбик от второго? ТРУД, ТРУДНОСТЬ ,ТРУДНО ТРУДА, ТРУДУ, ТРУДОМ, О ТРУДЕ
Новая тема
III. Стадия осмысления.
1.Групповая работа
Задание № 1.Чем различаются данные слова?
А) сад, садовник, посадка, посадили
Б) садовник, садовника, садовником.
Задание № 2. Какие слова однокоренные, а какие стоят в разных формах одного и того же слова?
Школа, школе, школой, школу.
Школьник, школьница, пришкольный, школьная
Задание № 3. –
Подобрать однокоренные слова к словам лесами, рекой, полями и образовать формы слова к слову родной.
Групповая работа
Чтение текста Зад 2, стр62
Почитать текст Нарисовать постер.
1 Какие знаете пословицы, поговорки о труде? Напишите.
2.Объясните выражение «Труд – корень всей нашей жизни?»
Труд кормит, лень портит . Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Трудиться, всегда пригодиться.
IV. Стадия рефлексии.
Как прошел урок?
Что вы узнали?
-Что мы узнали об однокоренных словах и формах одного и того же слова (однокоренные слова имеют разный состав и разное лексическое значение, у формы одного и того же слова изменяется окончание т.е. грамматическое значение, а лексическое значение остаётся тем же. Домашняя работа V. Домашнее задание 4, стр 63
Задание № 1.Чем различаются данные слова?
А) сад, садовник, посадка, посадили
Б) садовник, садовника, садовником.
Задание № 2. Какие слова однокоренные, а какие стоят в разных формах одного и того же слова?
Школа, школе, школой, школу.
Школьник, школьница, пришкольный, школьная
Задание № 3. –
Подобрать однокоренные слова к словам лесами, рекой, полями и образовать формы слова к слову родной.
Задание № 1.Чем различаются данные слова?
А) сад, садовник, посадка, посадили
Б) садовник, садовника, садовником.
Задание № 2. Какие слова однокоренные, а какие стоят в разных формах одного и того же слова?
Школа, школе, школой, школу.
Школьник, школьница, пришкольный, школьная
Задание № 3. –
Подобрать однокоренные слова к словам лесами, рекой, полями и образовать формы слова к слову родной.