Психологический тренинг «Профилактика профессионального выгорания, естественные способы саморегуляции эмоционального состояния»


Государственное казенное учреждение РС(Якутия) «Мирнинский социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних «Харысхал»
Психологический тренинг по теме «Профилактика профессионального выгорания, естественные способы саморегуляции эмоционального состояния.
Составила: педагог-психолог Маглаева Э.Вг.Мирный 2014
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
Тема: Профилактика профессионального выгорания, естественные способы саморегуляции эмоционального состояния.
Цели:
Профилактика негативных последствий профессионального выгорания.
Стабилизация психоэмоционального состояния.
Обучения навыкам психосаморегуляции.
Оборудование: магнитофон, аудиокассета с релаксирующей музыкой, фломастеры, карандаши, листы бумаги, ножницы и клей.
Ход занятия.
1.Вводная часть. Ведущий и участники садятся в круг.
1 этап: Задачи: вхождение в атмосферу группы; создание позитивногонастроя на работу.
Игра «Черные шнурки».Участники сидят на стульях, ведущий — в центре круга. Задача — всем найти место, в том числе и ведущему. Ведущий предлагает поменяться местами тем:
Кто с утра выпил кофе;
Кто не успел позавтракать;
у кого есть домашнее животное;
у кого в одежде есть зеленый цвет,
у кого есть внуки,
те, кто в брюках;
те, кто блондинки; 8.
те, у кого длинные волосы
2 этап: Основная часть
Наше занятие сегодня посвящено теме «Синдром профессионального выгорания». Известно, что по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у других профессионалом, работающих с людьми. По медицинским данным, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60% учителей. Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций – это, как мы знаем, и дети, которые не всегда послушны, и родители, а порой и в коллективе не удается найти общий язык. Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильный стресс. А необходимость все время сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги, отчаяния повышает внутреннее эмоциональное  напряжение, пагубно влияет на здоровье. Такие заболевания, как гипертония, астма, язва желудка, становятся профессиональными заболеваниями учителей. Не случайно, в последние годы все чаще говорят о синдроме эмоционального выгорания педагога. Тем не менее, можно предпринимать профилактические шаги, которые предотвратят, ослабят или исключат данный феномен.
Поэтому, мы, сегодня с вами будем учиться  «не гореть», рассмотрим те приемы, средства, которые помогут поднять настроение, расслабиться и почувствовать себя лучше.
2.Энергизатор» Игра «Шишки, желуди, орехи»
Задачи: разрядка; сплочение участников группы.  Группа разбивается на тройки, которые встают в колонки по трое, лицом в круг.Первые в колонке — «шишки», за ними — «желуди», за ними — «орехи». Ведущий, стоя в центре, называет один из предметов, и все названные должны найти себе место впереди любой другой тройки, в том числе и ведущий. Все участники получают новые названия, соответственно положению в тройках. Тот, кому не хватило места, становится ведущим.
3.Основная часть. Упражнения для психосаморегуляции.
Упражнение “Огонь - лед”
Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Участники выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде ведущего “Огонь” участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде “Лед” участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.
Упражнение “Броуновское движение”
Уникальность этого упражнения заключается в том, что в течение короткого отрезка времени действительно можно снять излишнее мышечное напряжение, обрести свободу и раскованность движений. Участники становятся в круг и начинают, вначале медленно, а затем во все убыстряющемся темпе двигаться навстречу друг другу, стараясь избежать столкновения. Дойдя до границы круга, они разворачиваются и выполняют движение по обратной траектории.
Задание имеет несколько уровней сложности: на первом этапе перемещение осуществляется с открытыми глазами лицом друг к другу. Постепенно движение убыстряется и переходит в бег; в работу вовлекаются руки, которые помогают участникам лавировать. На втором этапе упражнения они движутся спиной друг к другу, изредка поворачивая голову для ориентации в пространстве. На третьем — движение по траектории совершается в процессе вращения. (Кроме четвертого).
Наработка навыка перемещения в хаотичной, неопределенной, постоянно меняющейся обстановке производится в течение нескольких занятий. Внимание ведущего должно быть сконцентрировано, в первую очередь, на безопасности движения участников группы.
Упражнение “Моечная машина”
Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится “машиной”, последний - “сушилкой”. “Машина” проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. “Сушилка” должна его высушить — обнять. Прошедший “мойку” становятся “сушилкой”, с начала шеренги идет следующая “машина”.
Упражнение “Дождик”
Участники становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются.
Упражнение: «Океанский берег» (11 мин).
Упражнение в кругу: вспомнить способы снятия напряжения; предложить способы регуляции эмоционального состояния. Ведущий предлагает вспомнить или придумать новые способы. Возможные варианты:Скомкать газету и выбросить ее.Газету порвать на мелкие кусочки и выбросить.Покричать то громко, то тихо.Громко спеть любимую песню.Смотреть на горящую свечу.Вдохнуть глубоко до 10 раз.Посчитать зубы языком с внутренней стороны.К важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние зажимы, расслабляться. В течение небольшого времени, затраченного на выполнение психотехнических упражнений, можно снять усталость и обрести состояние внутренней свободы, стабильности, уверенности в себе.
3. Для усиления эффекта упражнений-релаксаций можно рекомендовать использование цвета:
(Слайды – цветов).
- если Вы ощущаете, что Вам недостает жизненной энергии — смело используйте красный цвет;
- если Вам не хватает чувства психологической свободы и умения приспосабливаться к внешним обстоятельствам — работайте с оранжевым цветом;
- желтый цвет поможет Вам, если Вы чувствуете упадок сил и хотели бы получить заряд активности, если Вы находитесь в конфликте с самим собой;
- при равнодушии и чувстве апатии, при желании быть более открытым и более спокойным Вам поможет зеленый цвет;
- голубой цвет следует использовать, если Вас тяготят ваши обязанности, если Вы действуете, не задумываясь о последствиях своих поступков;
- если Вы проявляете излишнюю эмоциональность и не контролируете свои реакции, используйте синий цвет;
- фиолетовый цвет оказывает большое влияние на область чувств, именно его надо использовать, если Вы часто по необъяснимым причинам испытываете горечь, чувствуете себя обманутым, вас мучают сомнения, и Вы впадаете в состояние депрессии.
4. Большое значение для противостояния выгоранию и сохранения профессионального здоровья учителей имеют модели преодолевающего поведения.
1.Конструктивными следует считать поиск социальной поддержки и уверенные действия.
2.Неконструктивные способы поведения – избегание, манипулятивные и агрессивные действия – сопряжены с высоким уровнем выгорания и профессиональной дезадаптацией учителей.
Важно помнить, что положительные эмоции менее устойчивы и более затратны в плане психологической энергии.
Негативные эмоции подпитывают сами себя, и чем больше мы в них погружаемся, тем дольше они будут длиться и могут постепенно перейти в негативное мировосприятие.
Поэтому каждый человек может осознанно выбрать – будет ли он выгорать под напором внешних обстоятельств, иногда действительно очень неблагоприятных, или прилагать энергию для поиска новых ресурсов своей личности через нахождение новых смыслов, позитивных моментов и просто через переживание сиюминутных приятных ощущений.
Упражнение «Солнечная поляна». (релакс. музыка).И н ст рукц и я: «Посмотрите, как светло в нашей группе. Она наполнена солнечным светом, теплом наших сердец. Представьте, что мы находимся на чудесной солнечной поляне, где растет много цветов. Это и ромашки, и одуванчики, и васильки, и розы. И каждый на этой поляне найдет свой цветок. А теперь возьмите бумагу, карандаши или фломастеры и нарисуйте цветок, который представили в своем воображении. Вырежьте этот цветок, раскрасьте, напишите на нем пожелания группе и приклейте на нашу солнечную поляну. Посмотрите, какая получилась поляна с цветами! Если подойти к ней поближе, мы сможем прочитать пожелания и почувствовать аромат сказочных цветов».4.Рефлексия.
Что было важно?Что было трудно?Что понравилось? Обмен чувствамиСпасибо всем за работу.