План-конспект урока по развитию речи в пятых классах на тему: Основные выразительные средства фонетики


План урока по развитию речи на тему:
ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ. ЗВУКОПИСЬ.
Цели: совершенствовать умение слышать и анализировать звучащую речь, звуки русского языка; развивать речевой слух школьников; познакомить с новыми терминами: звукопись и звукоподражание; формировать умение мыслить, выделять главное, обобщать изученное; развивать навыки работы учащихся в коллективе; познакомить учащихся со звуковыми повторами как средством выразительности русской речи.
Ход урока
I . Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Работа над упражнением 113.
IV. Объяснение нового:
работа с учебником;
знакомство учащихся со звуковыми повторами как средством выразительности русской речи.
знакомство с терминами: звукопись, звукоподражание.
выполнение упражнений 115-118.
запись терминов в тетрадь для конспектов.
V. Подведение итогов урока.Домашнее задание: П. 14, что передают звуки - каждой паре учеников звук для анализа.
Приложение:
звуки ЧТО ПЕРЕДАЮТ звуки
И, Э Писк, крик, визг, изумление, победный клич, терпение, скрытость, слабость, переменчивость, приспособление, вдохновенность и романтизм, мечтательность, свет, тяга к духовному, У Гул, гудение, музыка шумов, всклик ужаса, уныние и грусть, безучастность и инертность, медлительность и пассивность, флегматизм и пессимизм, сожаление и смирение, тайнаБ, ПГром, энергия, буйство жизни, богатство бытия и материальное воплощение, которое приносит и страдание, комфорт, устойчивость, пессимизм, прах, пепел.Н, М мурлыканье, мычание, бормотание, мучение, танец, философствование, размышление
РГром, звон , разрушение, разорванность, рокот, дробь , ветер, рев, буря, взрыв, ураган, рокоты струн, вихри, пожар, рычание, ворчание, рык тигра, воркование, карканье, напор, уверенность, угроза и разрушение преград, богатырская сила и могущество, мужественность, решительность до грубости, ярость и твердость.
Л Ощущение плавности, текучести, танец
О звук восторга, торжествующее пространство, приговор, колокол, удивление, весёлость, несерьёзность, лукавство, осторожность, равновесие, обаяние и теплота, полнота и цельность, доброта и простота, довольство и благодушие, непосредственность и открытость, богатство эмоций.Ы, Ш широта и мощь, шум и тишина, шорох и шелест, устрашение, притяжение земли и постижение жизни, ощущение существа бытия.
З, Ц ,Ч шипение змеи, шелест листьев, свист ветров, возмездие, зверь, резкость, оперативность, сомнение, беспокойство, луч, свет, ясность, чистота, скромность, порядок. Контроль, точность. твердость
С устремлённость , сияние, сила стремления , слабость в утверждении, шелест, противоречивость, сомнение, беспокойство, искание смысла, луч мысли, сила поиска (из сумерек к свету, ясности и чистоте). Связь дальнего с близким.
Т Твердость, определённость, строгий контроль, ответственность, творчество, требовательность, точка опоры, разрушение, традиция. Непреклонность, принципиальность и абсолютизм. Порядок , такт, ритм, толк. скромность
Ж напряженность, энергия, сжатие. извержение, взрыв, пожар. Страсть, могущество, власть, тиранство,.К,Хсухость и глухота, хриплость и шероховатость, слабость и затаённость, тихость и тусклость, скромность, энергия, обман
В. П, Ф влияние и волнение, влечение, внедрение и выявление чувств, их оформление. Стремление к сближению, взаимности и взаимопониманию.
Г резкость и решительность, угловатость и неожиданность. Крутой и радикальный поворот, угол, сдвиг, непредсказуемость мысли и непререкаемость действия. Преодоление препятствий разумом ("умный в гору не пойдет"):
Д Утверждение, опора, определенность, достоверность, созидание, добротность, доброта