Конспект урока по русскому языку на тему имена существительные собственные и нарицательные


Тема: Имена существительные собственные и нарицательные
Цель: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры собственных имен самостоятельно.
Задачи:Обучающие: формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные.
Развивающие: создать условия для развития познавательного интереса младших школьников, способствовать развитию воображения, умению анализировать, сравнивать; развивать внимание, зрительную память учащихся.
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры общения, умение работать самостоятельно и коллективно.
Список литературы:
Бакулина Г. А. Конспекты уроков для учителя русского языка: 5 кл.: интеллектуальное развитие школьников. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/Т.А. Ладыженска, М.Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2002.
А.В.Полякова . Русский язык: 5 класс. Москва, Просвещение 2012 год
Ход урока
Организационный момент. Приветствие
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень
На уроке не зевать,
А работать и писать. Тихо сели. Начинаем урок!
II.Словарная работа.Город, республика, Казахстан, Россия, озеро, Балхаш, гора, Памир, писатель, Маршак
III. Актуализация знаний.
Объясните, почему некоторые слова написаны с большой буквы? Да, из курса начальной школы вы знаете, что названия городов, имена, фамилии, клички животных пишутся с заглавной буквы. А как звучит тема сегодняшнего урока? Давайте разбираться, как же отличить имена нарицательные от имён собственных.
 IV.Объяснение нового материала
 Скажите,  предметов с каким названием  больше: город или Атырау? Река или Сырдарья? Гора или Памир? Зачем Атырау, Сырдарье, Памиру дали название? Правильно, чтобы отличить их от множества однородных предметов: городов, рек, гор.
Делаем вывод: города, реки, горы,  – названия предметов однородных. Это имена нарицательные. Чтобы отличить единичные предметы от множества однородных предметов, им дают названия. Это имена собственные.
Итак: В русском языке по значению имена существительные делятся на собственные и нарицательные.
Слово «нарицательное» образовался от старославянского слова и означает «говорить».
Нарицательные имена существительные – это общее название для всех однородных предметов и явлений.
 
Имена собственные
Слово «собственный» также образовалось от старославянского слова и означает «личное, себе принадлежащее».
Имя собственное – это имя, которым называют предмет, чтобы отличить его от другого однородного предмета.
Собственные имена существительные – это названия отдельных лиц, единичных предметов.
Отличительной особенностью нарицательных существительных является то, что они несут в себе лексическое значение слова.
Например, мы говорим «ученик» и понимаем, о чём идет речь.
Имена собственные таким свойством не обладают.
К именам собственным относятся:
• Фамилии, имена, отчества людей, а также клички животных.
• Географические названия
• Названия газет, журналов.
Чтобы выделить на письме имена собственные, их принято писать с заглавной буквы.
 
V. Этап закрепления
А теперь потренируемся в определении нарицательных и собственных имён существительных.
1 задание. Прочитаем слова. Чем они различаются?
Морозов, морозов.
Васильков, васильков.
Поля, поля
Вставим в каждое предложение подходящие по смыслу слова.
Не бойся ......., Сережа ........!
Витя ....... нарвал букет ........
Наша ..... вернулась с .... с целой корзиной грибов.
Проверим.
Первые слова – это имена собственные – фамилии, имена – пишутся с заглавной буквы – Морозов, Васильков, ПоляВторые слова – это нарицательные имена существительные.
Не бойся морозов, Сережа Морозов.
Витя Васильков нарвал букет васильков.
Наша Поля вернулась с поля с целой корзиной грибов.
Это задание помогло нам понять, что одно и тоже слово может быть и собственным и нарицательным. Необходимо помнить, что имена собственные пишутся с заглавной буквы.
Задание 2. Составь и напиши предложения с данными словами.
Соловьев. Пение. Сережа. Слушал. Соловьев.
Саша. Скворечник. Скворцов. Для. Сделал. Скворцов
Задание 3. Выберем нужную букву в скобках и объясним свой выбор.
Нашего щенка зовут (Ш, ш)арик.
У меня из рук вылетел воздушный (Ш, ш)арик.
Мой дядя (М, м)осквич.
Отец купил новый (М, м)осквич.
Журнал (О,о)гонек выходит раз в месяц.
Яркий (О,о)гонек освещал узкую дорожку.
Летом мы с семьей поедем на (Ч,ч)ёрное море.
Мама купила дочери (Ч,ч)ёрное платье.
Задание 4. Напишите столбиками слова, обозначающие профессию, имя, отчество, фамилию, соедините их между собой по смыслу. Подчеркните орфограммы.
Профессия Имя Отчество Фамилия
Поэт Иван Сергеевич Толстой
Писатель Александр Андреевич Крылов
Баснописец Лев Алексеевич Гагарин
Космонавт Юрий Николаевич Пушкин
VI. Подведение итогов. Комментирование оценок.
– О чем мы говорили сегодня на уроке?– Как пишутся имена существительные собственные? – Что относится к именам существительным собственным? – Каких же существительных больше, собственных или нарицательных?
VI. Этап информации учащимся о домашнем задании.
 Составьте рассказ о своем городе. В случае затруднения используйте следующие наводящие вопросы:
В каком городе ты живешь?
На какой реке стоит твой город?
Как называются самые большие, красивые улицы города?
Какие кинотеатры, театры, музеи есть в твоем городе?
Как ты относишься к своему городу?
Как называется место, где человек родился и провел свои детские годы?
Подчеркните изученную орфограмму.