Конспект урока по русскому языку на тему собственные и нарицательные имена существительные


Урок 87СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Педагогическиецели Создать условия для развития умений распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значения имен собственных
Тип урока Развитие знаний и способов действий / решение учебной задачи
Планируемыерезультаты (предметные) Осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; владеют умением проверять написанное
Личностныерезультаты Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции
Универсальные учебные действия(метапредметные) Познавательные: общеучебные – осмысленно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – осуществляют сравнение и анализ, классификацию слов по самостоятельно определенным критериям.
Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
Коммуникативные: договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежли-востиОсновное содержание темы, понятияи термины Имя существительное. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква имен собственных. Кавычки. Инициалы. Рассказ
Образовательныересурсы Учебник, с. 15–17. Схема «Имя существительное»
Сценарий урока
Этапы урока Формы, методы, методическиеприемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Приемыконтроля
осуществляемыедействия формируемые умения I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) Фронтальная.
Словесный.
Слово учителя Приветствует учащихся.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
– Проверим готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя Наблюдение
II. Чистописание Индивидуальная. Практический. Письмо ж жо же жв жуВыполняют письмо по образцу Вырабатывают калли-графический почерк Правильное написание
III. Проверка выполнения домашнего задания Фронтальная.
Словесный. Упражнение Организует проверку домашнего задания, устанавливает правильность и осознанность его выполнения Зачитывают выписанные из словаря одушевленные и неодушевленные имена существи-тельные Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий Упражнение, работа со словарем
IV. Постановка учебной задачи Фронтальная.
Словесный.
Беседа Предлагает прочитатьтему урока и сформулировать учебную задачу – Собственные и нари-цательные имена существительные.
Формулируют учебную задачу Принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя Беседа по вопросам
V. Усвоение новых знаний и способов действий. Фронтальная, индивидуальная. Словесный, Организует работу с правилом, схемой; комментирует задания упражнения 22 Читают правило, отвечают на вопросы учителя. Извлекают необходимую информацию из правила и схемы. Правило, упражнение, схема
1. Собственные и нарицательные имена существительные (упр. 22, 23) практический. Упражнение, работа с правилом и контролирует их вы-полнение.
Предлагает выполнить упр. 23 самостоятельно, организует совместнуюпроверку Выполняют задания упражнений Осуществляют самопроверку 2. Названия художественных произведений, авторы (упр. 24, 25) Парная, коллективная. Словесный, практический. Упражнение Предлагает выполнить упр. 23 в парах. Организует коллективную работу с упр. 25 Выполняют задания упражнений Умеют работать в парах, контролировать действия партнера. Используют рисунки для решения учебнойзадачи Упражнение
Физкультминутка Коллективная. Практический Проводит физкульт-минутку Выполняют движения по тексту под руковод-ством учителя Осуществляют профилактику утомления Правильное выполнение движений
VI. Закрепление знаний и способов действий.
1. Имена собственные (упр. 26) Фронтальная, индивидуальная, парная. Словесный, практический. Упражнение, беседа Создает условия для выполнения упражнения, предла-гает ответить на вопрос Отвечают на вопрос. Находят в тексте имена собственные Привлекают имеющиеся знания для ответа на вопрос. Осуществляют взаимопроверку Упражнение
2. Собственные и нарицательные имена существительные Групповая.
Практический. Упражнение Организует работу по группам.
– В предложенных списках имен существительных Указывают собственные и нарицательные имена существительные Умеют работать в группе; прислушиваются к мнению других; высказывают свое Упражнение
укажите собственные и нарицательные (см. Приложение 1) мнение; договариваются о совместной дея-тельности3. Занимательный материал. Знакомство с фразеологизмом «ганнибалова клятва» Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, рассказ учителя, упражнение Знакомит со значением фразеологизма (см. Приложение 2).
Предлагает назвать употребленные в тексте собственные имена существительные Читают и записывают фразеологизм. Слушают объяснение учителя. Называют употребленные в тексте собственные имена существи-тельные Различают собственные и нарицательные имена существительные. Высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других. Умеют объяснить смысл фразеологизма Беседа, упражнение
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Фронтальная.
Словесный.
Беседа – Чему учились на уроке?
– Как вы оцените свою работу на уроке?
– Какой вид работы понравился больше?
– Что получилось хорошо?
– Над чем следует поработать? Отвечают на вопросы Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке Беседа по вопросам. СаморегуляцияДомашнее задание: упр. 27 Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания.
Проверяет соответствующие записи Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития Упражнение
Приложение 1
1-я группа: город Москва, река Ока, озеро Байкал, деревня Дубки, улица Мира, площадь Свободы, гора Эльбрус, поселок Мирный, вулкан Везувий.
2-я группа: корова Зорька, собака Стрелка, петух Смелый, котенок Кузя, пес Барбос, коза Милка, конь Черныш.
3-я группа: писатель Антон Павлович Чехов, поэт Федор Иванович Тютчев, художник Виктор Михайлович Васнецов, композитор Петр Ильич Чайковский.
Приложение 2
Ганнибалова клятва
Понимается как «твердая решимость быть непримиримым в отношении кого-либо, бороться до конца».
Происхождение. Однажды девятилетний Ганнибал попросил своего отца Гамилькара Барку – карфагенского военачальника, который долго и упорно воевал с Римом, – взять его в военный поход.
– Поклянись, что всю свою жизнь будешь ненавидеть римлян и бороться с ними, – потребовал отец.
Ганнибал произнес над священным жертвенником клятву и остался верен ей всю свою жизнь. И хотя в конце концов победа осталась за Римом, а Ганнибал отравился, чтобы не попасть в руки врага, слова «ганнибалова клятва» стали крылатыми – так называют всякое твердое и решительное решение.