Урок по русскому языку «Собственные и нарицательные имена существительные» 5 класс


Тема:Собственные и нарицательные имена существительные.
Цель урока: Обобщение, систематизация знаний учащихся об имени существительном.
Воспитать любовь к Родине, литературе, воспитывать эстетический вкус, патриотизм, уважение к традициям народа, развивать речь детей, словарный запас, мышление.
Тип урока:
Урок освоения новых знаний.
Форма организации урока: беседа, игра, практические упражнения.
Оформление: интерактивная доска, картинки, плакат с изображением символов РК, портрет Н.А.Назарбаева, шары.
Ход урока
1.Организационный момент. Психологический настрой учащихся к уроку.
2. Вопросы для повторения.
Учитель. Ребята, мы начинаем наш урок с языковой разминки. Прочитайте, пожалуйста, предложение.
16- декабря – День рождения Республики Казахстан.
А, теперь выполним задание
Посмотрите внимательно на слова в предложении и найдите:
А) слово в котором букв больше, чем звуков – (день)
Определите количество букв и звуков в слове.(4 букв, 3 звука)
Б) слово, в котором звуков больше, чем букв (рождения)
Определите количество букв и звуков в слове (8 букв,9 звуков)
В) слово, в котором одинаковое количество букв и звуков (декабря, республика Казахстан)
Учитель. Ребята , как называется раздел науки о языке, который изучает звуки и буквы? – Фонетика
А какую тему мы с вами проходили на прошлом уроке?(Имя существительное)
Мы знаем что имя существительное бывает одушевленное и не одушевленное . На какие вопросы отвечает одушевленное существительное?
Имена существительные делятся на роды, назовите род имени существительного?
Мы скоро будем праздновать день рожденье нашей молодой Республики, ребят – это двадцатилетие независимости Казахстана.
За двадцать лет Казахстан достиг очень многого.
Назовите эти предметы. Определите род этих существительных. (Герб, флаг , наша валюта- тенге, город Астана , герб Астаны , портрет Назарбаева, Символ Казахстана Байтерек, Конституция Казахстана)
Ребята кто из вас знает стихотворение о Казахстане , о Родине , можете сейчас прочитать.
Гулим: На карте есть республика такая Адлет: О, Казахстан, как ты велик!
Великая могучая, родная Люблю тебя за твой могучий лик:
Казахстан – Родина моя
За степи , горы реки и моря,
С гордостью так назову тебя !
За то что ты Родина моя!
Хорошо, всем спасибо за такие хорошие стихотворения
3.Объяснение новой темы : «Собственные и нарицательные имена существительные»
Ребята сейчас мы проверим что вы знаете о нашей республике. Проведем небольшую викторину, проверим ваши знания.
ВИКТОРИНА
1.Государственные символу республики Казахстан (Флаг, Герб, гимн)
2.Где находится наша республика?(Азия)
3. Первый летчик космонавт Республики Казахстан (Т. Аубакиров)
4. Герой юмористических рассказов и анекдотов казахского фольклора, народных сказок. (Алдар Косе)
5. Национальный напиток (Кумыс)
6. Символ Казахстана(Байтерек)
7. Великий Казахский поэт, мыслитель. (Абай)
8. Город – центр по изучению космоса (Байконур)
9. казахские народные инструменты (Домбра, Сыбызгы)
10. Моря на территории Казахстана (Каспийской , Аральское)
Какие собственные и нарицательные имена существительные вы назвали?
Сейчас выполним «Буквенный диктант» К каждой букве в слове К А З А Х С Т А Н подберите слова имеющие прямое отношение к нашей республике. (Казах, Астана земля , Алматы, хан, солнце, тенге, Алтынсарин, Назарбаев)
Теперь, из только что названных слов выберите собственные и нарицательные имена существительные.
Ну, теперь проведем физкультминутку.
4.Выполните упражнение для закрепления нового материала.
Сейчас выполним упражнения 5. К нарицательным существительным подберите собственные имена .
Прочитаем текст (Упражнение 6.) Что нового узнали об Астана? Найдите собственные имена существительные . Прочитайте их в начальной форме
5.Задание на дом, оценивание.