Урок по русскому языку на Тему: «Имена существительные собственные и нарицательные.» (3 класс)


Конспект урока русский язык
Дата: 09.03.2016
Класс: 3Б
Учитель: Верёвкина Светлана Викторовна
Руководитель практики : Григорьева Виктория Михайловна
Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные.»Тип урока: комбинированный
Цель урока: расширить и углубить знания об именах собственных и нарицательных
Задачи урока:
Образовательные: Формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходстве и различии; воспроизведение в памяти знания о собственных и нарицательных именах существительных, о правописании собственных имён существительных.
Развивающие: развивать навыки правописания ,мыслить, отстаивать свою точку зрения. формировать навыки связной культурной речи; формировать правильное написание соединительных линий, буквосочетаний; развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас, расширять кругозор
Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, принятие родного языка как неотъемлемой части русской культуры; воспитывать чувство юмора, воспитательное отношение, воспитывать любовь к родине, к стране; ощущение её могущества, богатства
Планируемые результаты урока
Предметные .формировать умение различать слово и предложение;
различать имена собственные и нарицательные
Метапредметные: Способствовать развитию внимания, мышления, умения делать умозаключения
УУД
Познавательные- ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, составлять ответы на вопросы.; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Регулятивные- определять степень успешности своей деятельности, контролировать свою деятельность, рассуждать, делать выводы
Коммуникативные- формировать умение учитывать разные мнения, учить строить высказывания
Личностные: формировать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе, умение оценивать свой труд, уважать мнение одноклассников, формирование гражданственности, уважительного отношения к образованию
Средства обучения: учебник «Русский язык» Иванов С.В., раздаточный материал.

Ход урока
Педагогическая деятельность учителя Учебная деятельность учащихся
Мотивация
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анжелика Геннадьевна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я.
Какой у нас сейчас урок? Чему мы учимся на уроках русского языка? Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с новыми понятиями, понаблюдать за грамматическими признаками и повторить то, что мы уже знаем. Начинаем работать.
Приветствуют учителя
Настраиваются на урок
Актуализация знаний
1.Минутка чистописания
-Откройте тетради, запишите число, классная работа
-Пишите красиво, не забывайте при письме о наклоне.
Посмотрите на схему и определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. Она является первой буквой в каждом слове данной схемы. Какую же мы будем писать букву?
кол
гол
? голь
кус ксус
(будем писать букву –у-, с ней начинаются все слова в схеме)
Зачем нужно учится писать красиво?
-О чем мы должны помнить ,когда пишем каллиграфически?
- Определите порядок букв в данной цепочке : у@уу@ууу@... И пропишите еще строчку.
2.Работа над предложением.
-Запишите предложение :«Бабушка угостила Петю удивительно вкусными пирожками».
-Проведите полный синтаксический разбор предложения и над именами существительными надпишите падежи.
( По цели высказывания- повествовательное;
По эмоциональной окраске- невосклицательное ;
Распространенное ,т.к. есть второстепенные члены предложения.)
Бабушка(И.п.), Петю(В.п.), пирожками(Т.п.)
3.Словарная работа.
-Запишите словосочетания, назовите и подчеркните безударные непроверяемые.
Шёл по лестнице, жил в лагере, сходили в магазин, лежал в пенале, любовался севером, собирал малину, капал лопатой .-Определите склонение и падеж имен существительных. (один человек у доски, проговаривая ; остальные на месте).
4.Повторение изученного.
Мы с вами изучили достаточно много правил, поэтому мы их сейчас и повторим. 
В этом нам поможет «ромашка», мы будет отрывать один лепесток, на котором написан вопрос.
Вопросы:
-Что такое имя существительное?
-На какие группы распределяются?
- Как изменяется имя существительно?
-Сколько падежей в русском языке?
-Какие существительные называются одушевленными?
-Какие существительные называются неодушевленными?
-Какие существительные называются несклоняемыми?
-Какие имена существительные относятся к 1,2,3 склонениям.
-Ребята, посмотрите у нас еще остались лепестки.
Эти вопросы мы пока трогать не будем, на них мы ответим в конце урока. Итак приступаем.
Предполагают
Отвечают( о наклоне, о размере)
Прописывают
Выполняют задание
Проводят синтаксический разбор предложения, определяют падежи имен существительных
Выполняют словарную работу, определяют склонение и падеж имен существительных
Отвечают на вопросыПроблемное объяснение и фиксирование нового знания
-Молодцы. Уже много знаем правил, но ещё предстоит узнать многое.
-А теперь одно из словарных слов нам поможет перейти к следующей части нашего урока.
Сейчас мы с вами кое – что вспомним, запишем и посмотрим ,что из этого выйдет. Создадим некоторую цепочку по «возрастающей».
Начнём со слова «улица» (крепим на доске). Скажите, на какой улице находится наша школа?(Димитрова) Давайте запишем и вспомним, как правильно это делать. Но ведь наша улица сама по себе не существует, она находится где? (в городе) Итак у нас появилось второе слово. Кто догадался, какой следующий будет вопрос? Как называется наш город?(Курск) А где находится наш город? (в стране) Как называется наша страна?  (Россия)
Что же у нас получилось?
улица Димитрова
город Курск
страна Россия
-Что вы знаете об именах собственных?
Физкультминутка
Это лёгкая забава — Повороты влево-вправо. Нам известно всем давно — Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.) Приседаем быстро, ловко. Здесь видна уже сноровка. Чтобы мышцы развивать, Надо много приседать. (Приседания.) А теперь ходьба на месте, Это тоже интересно. (Ходьба на месте.) 
Отвечают на вопросы
Смотрят, что получилось из данных ответов

Вспоминают, отвечают
Выполняют физкультминутку
Первичное закрепление во внешней речи
-Ребята, откройте учебник на странице 66, упражнение №1. Прочитайте текст.
-Назовите имена собственные.
-Что хотел сказать автор этого текста нам?
-Можно ли понять, как он относится к своей родине? Найдите в тексте слова доказывающие любовь и почитание страны.
-А вы за что любите свою родину, Россию?
№2 . Прочитайте стихотворение в полголоса. Постарайтесь осознать его, как вы понимаете его название?
-С каким чувством его можно читать? (один читает выразительно)
-Можно ли сказать, что автор обладает чувством юмора?( это полезное чувство, оно помогает даже в самых трудных ситуациях)
Выпишите собственные имена существительные. У выделенных слов определите род. (один человек выполняет у доски, остальные на местах).
-Сравните все ли он слова выписал? Не забывайте писать красиво, сидите правильно, ровно.
-Ребята, вы уже знаете, что нарицательные имена существительные изменяются по числам. Например: стол-столы, дом-дома и т.д. Скажите, а можно ли поставить в форму множественного числа собственные имена существительные – например, Ростов , Краснодар?
Какой мы вывод можем сделать? ( что собственные имена сущ-е не изменяются по числам)
-Теперь в парах выполним упражнение №3. Прочитайте задание.
-С данными словами придумайте словосочетания.
Работают с учебником
Читают текст, отвечают на вопросы по тексту
Выписывают собственные имена существительные, определяют род выделенных слов
Делаю вывод
В парах выполняют упражнение
Самостоятельная работа с взаимопроверкой
Вот теперь мы дополнили наши знания и самое время выполнить некоторые упражнения.
А) работа с текстом.
У вас есть карточка. Давайте прочитаем, что в ней написано? Это можно назвать текстом? Почему? Всё ли в порядке с этим текстом?
-Какова ваша задача?
Здравствуйте!
Меня зовут …иша …аслов. М, м
Я живу в …еревне …ятловка. Д, д
В нашем хозяйстве много домашних животных.
…орова …расавка даёт нам молоко, К, к
мышей ловит …от …узя, К, к
а в свинарнике живёт …винья …има. С, с
А ещё у меня есть …ёс …олкан. П, п
-Что обозначают имена собственные в данном упражнении?( клички животных, И.Ф. людей, географические названия
Давайте проверим. Называйте пару слов, в которые вы вставляли буквы и говорите какие. Работают с текстом самостоятельно
Читают, отвечают на вопросы
Самопроверка
Рефлексия
Давайте вернемся к нашей ромашке и ответим на оставшиеся вопросы .
Молодцы.
Откройте дневники и запишите домашнее задание рабочая тетрадь стр.16, упражнение 3-4.
Доп. Кто знает необычные имена собственные.(клички животных) Отвечают на вопросы
Записывают домашние задание
Подпись руководителя практики____________________
Подпись учителя__________________________________
Отметка_________________________________________