Имя существительное как часть речи. Имена существи¬тельные одушевленные и неодушевленные.


Класс _______________
Предмет_________________
Дата:
Тема: Имя существительное как часть речи. Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
Цель: повторить что такое имя существительное, изучить одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Задачи:
обучающие:
- повторить правописание чередующихся гласных в корне слова, повторить что такое имя существительное, изучить одушевленные и неодушевленные имена существительные;
- сформировать умение пересказывать научный текст; различать понятия устная и письменная речь, гласные и согласные звуки;
2. развивающие:
- создать условия для развития УУД: сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
- продолжить развитие творческих способностей;
- формирование орфографической зоркости;
3. воспитательные:
- воспитывать у учащихся познавательный интерес, информационную культуру, культуру речевого общения.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, раздаточный материал
Методы работы: устная, письменная
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверить готовность учащихся к уроку.
Актуализация знаний.
Распределить слова в таблицу по видам орфограмм:
объед..няться, ц..пленок, разр..слись, стр..миться, крыж..вник, ш..пот, распол..гаться
№ Вид орфограмм-гласных в корнях слов Примеры
1 Проверяемая ударением 2 Непроверяемая 3 Чередующаяся 4 о-е после шипящих 5 ы-и после ц Составить и записать предложение по схеме:
(а) (а) (ое) (е)
Выписать из текста слова, соответствующие схемам:
Глагол:
Прилагательное:
Существительное:
Ветерок играет серебристыми листьями невысокой ивы, и они слегка дрожат от этого. Скоро стало трудно отделить линию воды и берега.
Работа по теме урока.
Самостоятельно прочитать материал для наблюдения параграф 65. Выделить в нем главное.
66 – 67. Опираясь на этот материал, сделать вывод, что называется именем существительным.
З а п о м н и т ь! Имя существительное самостоятельная часть речи, обозначающая не только предмет, но и явление или состояние (тишина, молчание, бегство). Привести 4 своих примера подобных существительных.
Заполнить таблицу, распределив в нее диктуемые слова, в зависимости от их значения:
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Предмет Явление Состояние
Упражнение 767.
68. Все мнена существительные делятся на одушевленные и неодушевленные.
Закрепление.
Работа с раздаточным материалом (отрывок из сказки Р. Киплинга «Маугли»).
Маугли вышел из волчьего логова и спустился к пашням, где жили люди, но не остался там — джунгли были слишком близко. Он побежал дальше, держась дороги по дну долины, пока не добрался до мест, которых еще не знал. Началась широкая равнина, усеянная скалами и изрезанная оврагами. На одном краю равнины стояла деревушка, у другого — густые джунгли подступали стеной. На равнине паслись коровы и буйволы, и мальчики, сторожившие стадо, увидев Маугли, убежали с криком, а псы подняли лай. Маугли пошел дальше и, дойдя до деревенской околицы, увидел терновый куст, который в сумерки загораживал ворота.
Подчеркнуть в тексте одушевленные существительные одной чертой, а неодушевленные — двумя. Выписать из текста по 2 существительных, которые могут употребляться только во множественном числе; только в единственном числе.
Подведение итогов.
Назовите две грппы частей речи.
Охарактеризуйте имена существительные.
Домашнее задание.
65 – 68 учить правило.
770
788 Сам.
Д.и.д.
***
Р.р.
Р.р.
***