Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»

Конспект урока по русскому языку в 5 классе  по теме   «Имя существительное как часть речи»  Подготовила  учитель русского языка и литературы Колякова Светлана Леонидовна
МБОУ Сош№9 г.Бирска
2015г. Тема: «Имя существительное как часть речи» Цели урока:  Учебно-познавательные: закрепить  и обобщить  сведения об имени существительном, изученные за курс начальной школы.  Интеллектуально-развивающие: развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие  самооценки.  Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать  навыки сотрудничества Формы учебной деятельности:  учебное сотрудничество,  индивидуальная и совместная учебная работа,  учебно–исследовательская деятельность,  контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность. Тип урока: комбинированный.  Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего  обучения, ИКТ.  Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД:  · Прием рефлексивной деятельности  · Метод конкретизации целей обучения  · Метод открытого обсуждения новых знаний  · Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников  Результаты: теоретик и практик – вот те роли, которые позволили ученику перейти от уровня «я ученик» к уровню «я – исследователь».


Ход урока 
Орг. момент.
Здравствуйте, ребята. Вы готовы совершать сегодня новые открытия? Все подготовили инструменты для путешествия (проверили подготовку к уроку)?
2. Лингвистическая разминка.
На доске (слайде) предложение.
– В чём его необычность? (Записано звуками в транскрипции, как произносится.)
[Улыпкай’ й’аснай’у] [пр’эи]рода [сквос’] сон [фстр’эич’а]ет утро года. (А.С. Пушкин.)
– Прочитайте предложение, оформите его орфографически правильно.
– Обозначьте изученные орфограммы.
Сегодня мы отправимся в страну Морфологию. Но Морфология- огромная страна , а мы направимся в г. Предметинск.
. Какой частью речи являются слова, живущие в этом городе? Правильный ответ поможет определить тему урока. 4.Постановка проблемы и задач урока    Правильно, это имя существительное. 
Запишите в тетради тему урока (Имя существительное как часть речи).  С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы  вспомните свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль. 
А чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться, каждый из вас получит маршрутный лист, который будет указывать, по каким станциям нам предстоит пройти. Каждый будет выставлять себе баллы в эти листы.
Отправляемся в путь! 5. Работа по теме урока 
1 остановка «Опознаватнльная» 

-Попробуем свои силы в первом испытании. Посчитайте, сколько существительных в записанных вами предложениях и назовите их. ( Число запишите в маршрут)
А что помогло вам так легко справиться с заданием? ( Теоретические сведения)

2.Остановка «Теоретическая».
Прочитаем научное определение и заполним лингвистический паспорт, необходимый для морфологического разбора.

Работа с учебником стр.63 Чтение и анализ текста составление опорного конспекта.

Имя существительное
Грамматическое значение
Вопрос

Морфологические признаки
Роль в предложении


Подлежащее, дополнение,
обстоятельство



постоянные
непостоянные


Предмет
Кто?
Что?
Собственное /нарицательное; одуш./неодуш.
Род, склонение.
Число, падеж



-Расскажите  об имени существительном по опорному конспекту
Самопроверка по слайду.
Результаты оцените по 5бальной системе(5 столбцов) –

3.« Морфологическая». Чтобы проверить ваши теоретические знания, мы выполним следующее задание. Найди лишне слово.(слайд)

Олень, дочь, мужчина . (род)
Собака, книга, девочка. (одуш.)
Москва, город, Россия. ( собств.)
Песня, море, листопад. (склонение)
Ключи, уроки, класс. (число)
- Исключи из цепочки лишнее слово по какому-нибудь признаку так, чтобы в ней осталось 2 слова с общим признаком. Причину исключения назовите
Результаты оцените и занесите в маршрутный лист.
Какой морфологический признак мы не вспомнили?(падежи)
Учитель.  Повторим название падежей и падежные вопросы.  Игра «Кто быстрее». Задание: изменить по падежам имя существительное. На каждый ряд дается листок со словом,  работа начинается с последней парты, ученики на каждой парте изменяют слово, ставя в определенный  падеж. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание.
4.«Синтаксическая» 
Имена существительные живут в городе Предметинске. А работают в соседнем городе Синтаксисе., где на них всё держится . Они всё могут! Могут быть и подлежащими, и сказуемыми, и дополнениями, и обстоятельствами
Давайте на примере слова РОССИЯ докажем, что существительное может быть любым членом предложения. (работа по группам)

Россия – моя Родина.
Моя родная страна – Россия.
За границей я часто думаю о России.
С самого рождения я живу в России

Какими членами предложения могут быть существительные?
(Могут быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и обстоятельством.)


5. «Проверочная». Тест. (взаимопроверка)
«5» 5 правильных ответов;  «4» 4 правильных ответа;  «3» 3 правильных ответа 

6. «Творческая».
Употребление существительных в речи.

 
 Слайд
 Вечер, поле, Огоньки. Дальняя дорога. (В.Маяковский)


Опять дожди, опять туманы. И листопад, и голый лес, И потемневшие поляны, И низкий, серый свод небес. (С. Аксаков)

Выберите из предложенных слов существительные, отражающие состояние или чувство поэта.
Лексический ряд: радость, удивление, скука, тревога, восхищение, страх, вдохновение, восторг, удовольствие, печаль, грусть, спокойствие,тишина.
. А нужна ли нам эта часть речи?
В чём особенность этого стихотворения?
- Кто-то, может быть, уже догадался? (В этом стихотворении много существительных).

- Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных. В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина»
Прочитайте отрывки из других стихотворений. Какие картины могут "нарисовать" существительные? Прочтите стихотворение без существительных.

Итог.
- Сделайте вывод о роли существительных в речи вообще и в поэтической речи в частности.
(С помощью существительных можно нарисовать картины природы, портрет и т.д. Действие происходит здесь и сейчас, как будто в настоящем времени.)
.
7) Сочинение – миниатюра.
А вы любите природу? Какое время года вам больше всего нравится? Составьте текст по картине, употребив как можно больше существительных, описывающих все, что изображено.

Учитель: Молодцы! Со своими заданиями вы справились. Наше путешествие завершилось.
Вспомните, какова была цель урока? Удалось ли её достичь?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Взаимооценка.
– Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение.
– Кому и над чем ещё следует поработать?
Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

( Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Весна» при помощи существительных)









ПРИЛОЖЕНИЕ.


Лингвистический паспорт.

Имя существительное.

Грамматическое значение
Вопрос

Морфологические признаки
Роль в предложении






постоянные
непостоянные











Маршрутный лист 
№ 
остановка 
Количество баллов 


«Опознавательная» 



«Теоретическая » 



«Морфологическая» 



«Синтаксическая» 



«Проверочная» 


6
 «Творческая» 







Самостоятельная работа. Проверка по ключу.
1.Найди неверное утверждение.
А) Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
Б) Имена существительные изменяются по родам.
В) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы. 
2. Найди существительное?
А) Прыгать
Б) Прыжок
В) Подпрыгивающий
3.Как изменяется имя существительное?
А) Спрягается
Б) Склоняется
В) Не изменяется 
4.Укажите существительное 3 склонения
А) В степи                 В) У дерева
Б) На солнце             Г) На краю
5.Укажите, каким членом предложения является существительное ДЕРЕВО в предложении.
На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом.
А) Подлежащее                В) Сказуемое
Б) Дополнение                Г) Обстоятельство











Заголовок 215