Воспитание детей в семье и детском саду с учётом гендерных особенностей. Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида № 3 «Солнышко» (ДОУ №3)

















Подготовила: воспитатель
Гришко С.В.









г. Заозерск, 2016


СЛАЙД 1
Воспитание детей в семье и детском саду
с учётом гендерных особенностей
СЛАЙД 2
Особенности гендерной социализации
в игровой деятельности дошкольников

СЛАЙД 3 картинка
В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитания и обучения детей, потому что недискриминационное образование приносит пользу как девочкам, так и мальчикам и тем самым в конечном итоге способствует развитию равноправных отношений между мужчинами и женщинами.
Отличия социализации мальчиков и девочек содержательно и по своим задачам зависят, с одной стороны, от полоролевой дифференциации, от того, к какой деятельности готовят детей, а с другой – от гендерного символизма: какие морально-психологические качества стараются им привить.
Общеизвестно, что в дошкольном возрасте игра - основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста.
С детства мальчики увлекаются машинками и интересуются разного рода механизмами, а девочки играют в куклы. Но действительно ли это заложено в них природой? Или это внешнее воздействие общества, соответствующее воспитание и привычные стереотипы?
СЛАЙД 4
Учёные отмечают разное содержание и игровые стили: девочкам ближе тихие игры на семейно-бытовые темы, истинно «мужские игры» мальчиков – шумные, наполненные движением. Важно учитывать эти особенности при организации предметно-развивающей среды группы.
Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» куклы, тряпочки, посуду, бусинки, пуговички – и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.
Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение. Мальчикам для их полноценного психического развития необходимо более обширное пространство, как правило, неограниченное и незамкнутое, так они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, собирают и разбирают игрушки и т.д. и используют при этом всё предоставленное им пространство. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей.
СЛАЙД 5 фото
Игры с машинками, когда все вокруг рычит и гудит – действительно важный этап в жизни маленького мальчика. Это реализация основных мужских качеств и более глубокое осознание своей половой принадлежности. Это выход энергии и возможность подражать сильному папе. Лучшего средства продемонстрировать свое мужество, чем машинка, не найти.
Автомобиль для малыша – обязательная часть мужского мира. Даже зная, что женщина тоже может управлять машиной, в играх мальчики «сажают» за руль именно мужчину. А с какой ловкостью малыши воспроизводят рев мотора! Ведь чем мощнее и больше машина, тем громче рычит мотор! В мальчишеских играх слишком много шума, в то время как девочки большее предпочтение отдают словам и диалогам.
Некоторые малыши проявляют интерес к тому, что же находится внутри машинки, как она устроена. Это объясняется проявлением способностей карапуза к механике, и ругать за это ребенка не стоит. Лучше предложить любопытному малышу устроить для машинки автомастерскую. Тут он может быть сильным и умелым, чинить большие грузовики и маленькие «легковушки», научится пользоваться отверткой и узнает, что такое гаечный ключ. Интересно, что [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], которого воспитывает только мама или бабушка, в машины будет играть не меньше. В ближайшем окружении он найдет для себя пример – человека, который имеет все значимые мужские качества, и будет стараться быть таким же.
В девчачьих играх машинка тоже присутствует, но скорее как транспорт для куклы. Девочка может подражать маме, если мама водит машину. Ее кукла так же будет ездить за покупками, возить пупсиков-детишек. Причем девочке все равно, какая мощность у машины, главное, чтобы она была красивая.
В целом, игры с машинками очень важны как для мальчиков, так и для [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Благодаря таким играм, у ребенка развивается умение ориентироваться в пространстве, дети быстрее осваивают понятия «вправо» и «влево», цвета, счет, развивают свои творческие способности и фантазию.
СЛАЙД 6
Мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых.
СЛАЙД 7 фото
Основным транспортным средством для кукол у девочек все же выступает коляска. Девочка воображает себя взрослой, как мама, подражает маме. Кроме того, когда малышка только учится ходить, коляска служит помощницей и поддержкой ребенку. К слову, мальчикам тоже не помешает такая полезная игрушка, и многие мальчики проявляют интерес к ней, который не нужно пресекать. Позвольте ребенку получить удовольствие от интересного и благотворного занятия.
СЛАЙД 8 картинка
Известно, что в раннем возрасте ребенок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик и обозначает себя соответствующим образом. В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что мальчики становятся мужчинами, а девочки женщинами и это принадлежность к полу не изменится от ситуаций или личных желаний ребенка.
СЛАЙД 9
Для того чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо руководство содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, и в семье, и в детском саду. Также важно организовать включение ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам с целью воспитания ребенка, как будущего мужчину или будущую женщину.
СЛАЙД 10
Девочки больше общаются с матерью, сильнее привязаны к дому. Уже в раннем возрасте у них проявляется “инстинкт материнства”, выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении к куклам, а также в желании поучать, критиковать. Их внимание привлекает человек, его взаимоотношения с другими людьми. Чем они становятся старше, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению. Для девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда и т. п.).
СЛАЙД 11
Игры девочек в основном связаны с куклами. Причем, если раньше девочки играли в пупсиков, советских кукол и легендарных [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], то теперь подрастающее девчачье поколение предпочитает в основном [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] из мультсериалов – кукол Братц, Винкс, Мокси, заполонивших кукольный рынок, обладающих зачастую лицом из японского аниме и множеством аксессуаров.
Девочки, в большинстве своем, получают удовольствие от танцев – ведь девочка должна быть гибкой, иметь красивую осанку и легкую походку. Чаще, чем мальчики, они занимаются музыкой, рисованием. Увлекаются рукоделием, плетут [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] украшения и шьют для кукол наряды. Безусловно, и мальчикам полезны такие занятия для мелкой моторики, но вряд ли родители станут отдавать мальчика на бисероплетение.
СЛАЙД 12
Для мальчиков тоже есть свои куклы-супергерои: Бетмен, Человек-паук. Еще мальчишки, несомненно, любят игры с оружием. Ведь оружие – признак мужественности, силы. Любая палка, оказавшаяся в руках мальчика, послужит шпагой или пулеметом. Девочки чаще всего к оружию равнодушны. Разве что водяной пистолет будет им интересен.
Кукла – не просто игрушка, а друг, которому девочка может рассказать свои секреты, поделиться чувствами и переживаниями. Именно в дошкольном возрасте формируется способность понимать других, контактность, доверие к миру. Игра с куклой развивает познавательные способности, имеющиеся навыки. Ребенок имитирует поведение мамы, повторяя с куклой те же действия, которые мама совершает с ним: кормит кашей, купает, одевает, укачивает. Вместе с куклой ребенок легче освоит столовый этикет, заинтересуется горшком, да и просто научится общению.
СЛАЙД 13
Девочки, как правило, прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны. Повышенная эмоциональность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, они острее реагируют как на поощрения, так и на порицания.
У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность. Они легче поддаются внушению, быстрее приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях.
СЛАЙД 14
Качественно процессы восприятия, мышления, памяти у детей разного пола тоже различаются достаточно сильно. Девочки при решении пространственных задач используют речевые опоры, а при решении речевых, логических – образные и эмоциональные. У мальчиков сильнее развито пространственное представление, потому что выполнение пространственно-зрительных задач требует поиска. Пространственные задачи легче решать чисто пространственными способами (мысленный поворот, наложение и так далее).
В дошкольном и младшем школьном возрасте девочки в речевом плане “забивают” мальчиков. Их речь развита лучше, но мышление более однотипно. Мальчики мыслят нестандартно и интересно, но так как они молчат, их внутренний мир часто скрыт от нас.
У девочек речь более беглая, они быстрее читают и красивее пишут, но та сторона речи, которая связана с поиском: подбор словесных ассоциаций, решение кроссвордов  лучше удается мальчикам.





СЛАЙД 15
Представители мужского пола обладают большей физической силой по сравнению с женщинами, но уступают им в выносливости. Мальчики более подвижны, раскованны, менее терпеливы и дисциплинированны, им меньше свойственны прилежание и усердие.
Мальчиков обычно интересуют самые разнообразные вопросы и проблемы, порой далеко выходящие за рамки окружающей действительности (дальние страны, загадочные явления, необыкновенные происшествия и т. п.). Они предпочитают точные науки, увлекаются техникой, физкультурой и спортом, любят подвижные игры, многие охотно занимаются физическим трудом, более склонны к преобразующей деятельности. Вместе с тем они довольно часто менее охотно занимаются самообслуживанием, нередко проявляют беспомощность в простых житейских делах, у них чаще случаются всякие травмы.
СЛАЙД 16 фото
Подсознательно в мужчину природой заложено быть первым и сильным. Поэтому мальчиков так привлекает борьба и в целом спортивные игры. Ведь здесь можно показать свою ловкость и доказать силу, научиться [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и защитить друга. В наше время мальчишке просто необходимо научиться оказывать сопротивление возможным обидчикам, поэтому родители чаще всего отдают малышей в различные спортивные секции и на восточные единоборства. По сути, ребенку с малых лет необходимо прививать любовь к спорту и здоровому образу жизни, учитывая наше время и нынешнее основное времяпрепровождение молодежи.
Мальчики обожают ходить с папой на футбол, где собирается мужская компания. Ведь [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] научит делать дриблинг на зависть остальным мальчишкам, с удовольствием погоняет мяч и покажет, как забить гол.
Под влиянием дурного примера взрослых у некоторых мальчиков формируется ложное чувство превосходства перед девочками, что отрицательно сказывается на их взаимоотношениях, а в дальнейшем и на супружеской жизни.
СЛАЙД 17 фото
При совместном воспитании мальчиков и девочек необходимо преодолеть разобщенность между ними и организовать совместные игры, в процессе которых дети могут действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Например, заболела кукла – дочка. Необходимо вызвать скорую помощь. Врача (эту роль могут принимать на себя как девочки, так и мальчики) доставит к больной водитель - мальчик, по пути приобретя лекарство у аптекаря – девочки.
СЛАЙД 18
При организации игровой деятельности воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.
СЛАЙД 19
Важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п.
Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился конкретного результата именно в этом: научился строить дом из конструктора. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям.
СЛАЙД 20 фото
Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов.
На первом из них (2-4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении ребенка. Главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое выражается в параллельных (одновременных и одинаковых) действиях детей - в игре преобладают игровые действия (покормить, покатать, уложить спать и т.д.) с реальными предметами-заместителями.
СЛАЙД 21 фото
СЛАЙД 22
На втором этапе (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Это распределение игровых ролей и функций, а значит, и учет действий и воздействий партнера. Содержанием общения становится совместная игровая деятельность - появляется роль, ролевое поведение, сюжетосложение.
СЛАЙД 23 фото
Перед педагогами и родителями стоит задача - поиск путей, способствующих дружбе и взаимодействию между девочками и мальчиками. Организация совместных игр формирует зачатки учебной деятельности, учит детей действию сообща.
Игрушка - это предмет для игры, который имеет большое значение для психического развития. Вот почему к ее выбору необходимо подходить с ответственностью.
СЛАЙД 24 фото
Если у девочки нет склонности к игре в кухню или катанию коляски, а у мальчика с машинками, нужно разобраться, почему так происходит, но, ни в коем случае не корить за это и не запрещать любимые машинки или куклы. Опасно не мальчику в куклы играть, а демонстративно отнимать у него куклу, высмеивать за игры с девочками. Ребенок должен общаться с противоположным полом и уметь его понимать, а это, опять же, проще сделать через игру. Кроме того, кукла для малыша это, в первую очередь защитник, товарищ или отражение собственного Я и через игру иногда преодолеваются детские страхи.
И даже если мальчик предпочитает игры с куклами, а девочка тянется к «мальчуковым» игрушкам, ничего здесь предосудительного нет. Это совсем не означает, что мальчик «какой-то не такой», ведь он будущий папа и учится социальным отношениям, ему интересна кукла как маленькая модель человека, его подобие.
Ребенку полезно и нужно играть в те игры, в которые ему хочется, расширять свой кругозор и приобретать навыки. Крайне важно слышать и понимать своего ребенка, а не навязывать ему свои предпочтения. Любая игрушка является моделью взрослой жизни и полезна малышу. Взрослые сами ставят перед чадом проблему противостояния полов и впоследствии у выросшей девочки могут начаться трудности в общении с мужчинами и наоборот. Распределяя игры по половому признаку, мы лишь разовьём [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] у ребенка и спровоцируете невроз. Ведь все наши комплексы родом из детства.
СЛАЙД 25-26 картинка семьи
Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка - женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, вести себя с людьми противоположного пола. Если в семье хорошая атмосфера, у ребенка не будет возникать тайное желание отдать предпочтение одному из родителей. В домашних условиях чаще всего дети играют в игры сами, со своими братьями и сестрами, родители, как правило, в играх участия не принимают. Хотя у мам и пап большой багаж различных игр.


СЛАЙД 27-30 картинки
Опыт первых отношений девочек и мальчиков является фундаментом для дальнейшего развития личности дошкольника и во многом определяет особенности самосознания ребёнка, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.
Формирование мужского и женского начал осуществляется с помощью слова, чувства и действия.
В соответствии требованиями программы по дошкольному воспитанию при обучении, воспитании и развитии детей должна использоваться игра, как ведущий вид детской деятельности. Основным недостатком в нашей работе часто является то, что игровые методы не всегда имеют чёткую возрастную дифференциацию.
Когда в игре будет достигнут уровень развития, который характеризуется принятием роли и умением осуществлять в определенной последовательности ролевые действия, следует перейти к решению вопросов, связанных с обучением девочек и мальчиков выполнению в игре социальных функций.
Например, мальчики, как будущие мужчины, демонстрируют не только мужественность, несгибаемою волю и «железные» мускулы, но и доброту, мягкость, чуткость, заботу по отношению к другим людям, родным и близким и т.п. Девочки, как будущие женщины, помимо традиционных женских качеств, обладают активностью, инициативой, умением отстаивать свои интересы и т.п.
Подводя итог, следует отметить, что на предпочтение ребенком той или иной игры влияет как природный фактор, так и социум. Природой заведено, что мальчик отдаст предпочтение играм, связанным с техникой и машинами, как и все будущие мужчины, а девочка – как будущая мама и хранительница домашнего очага – куклам. Мальчики и девочки, играя, подражают папе и маме, соответственно. Они неосознанно выбирают игры, имитируя наглядные примеры из жизни. Так, некоторые девочки начинают интересоваться мужскими играми – ведь в современном мире женщина старается освоить и уметь все, а мальчик, играя в куклы, знакомится с различными жизненными ситуациями.
Поощряйте тягу малышей к новому и интересному. Уделяйте своим детям больше внимания, заботы и понимания. Ведь им это так необходимо!

Библиографический список
Асмолова А.Т. Психология личности. М., 1983.
Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. - 320 с.
Бреслов Г.М., Хасан Б.И. Пол и образование. Красноярск, 1995.
Введение в гендерные исследования. Учебное пособие. МГУ, 2000.
Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Мурманск: ОУ КРЦДО и РЖ, 2001.
Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду. Пособие для дошкольных образовательных учреждений. М., 2009.
Каган В.Е. Половое воспитание детей: медико-психологические аспекты. Л., 1988.
Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб, 1997.
Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.
Мид М. Развитие ребенка. – М., 1968.
Панфилова М.А. "Психологические основы воспитания девочек и мальчиков в детском саду и семье", с.12.
Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. М., 1996.


Воспитание детей в семье и детском саду
с учётом гендерных особенностей
Times New RomanОсобенности гендерной социализации
в игровой деятельности дошкольников
Times New Roman