Особенности субъективного переживания одиночества в подростковом возрасте


«Особенности субъективного переживания одиночества в юношеском возрасте.
Введение
В современном обществе идет период становления новых жизненных ценностей, которые пока еще не полностью утвердились в общественном сознании и поведении людей. В связи с этим особое значение приобретают вопросы формирования ценностных ориентаций в юношеском возрасте.
Юношеский возраст один из ответственных периодов формирования личности, который включает осознание смысла жизни и ее целей. Большинством ученых признается, что юношеский возраст является главным периодом формирования собственных убеждений и умения самостоятельно строить свой жизненный путь, выделять основные ценности жизни [1]
Проблема переживания одиночества, широко обсуждаемая в философии, но мение ярко она представлена в научно-психологическом плане. На сегодняшний день явно недостаточно серьезных теоретико-эмпирических исследований на данную тему в психологии, отсутствует единое понимание сущности одиночества и его проявлений [2].
Одиночество в юношеском возрасте связано с основными процессами и феноменами самосознания, оказывает влияние на формирование отношения к себе (эмоциональные проявления одиночества), представлений о себе (когнитивные проявления одиночества), на характерологические особенности и выбор способов поведения (поведенческие проявления одиночества). Одиночество связано с основными жизненными событиями личности (отделение от родительской семьи, расширение контекста социальных отношений, планирование своего будущего, установление интимно-личностных отношений) и задачами развития личности в юношеском возрасте [4].
Методика
Нами предполагалось, что существуют различия в выборе жизненной позиции, у юношей с разным уровнем субъективного ощущения одиночества.
В рамках изучения особенностей жизненной позиции в юношеском возрасте было проведено исследование, в котором принимали участие студенты в количестве 42 (17 юношей и 25 девушек), в возрасте 17-18 лет.
Основанием для разделения выборки на группы явился уровень субъективного ощущения одиночества, который мы определяли с помощью методики диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М.Фюргенса. Вся выборка была разделена на 2 группы юноши с высоким и низким уровнем субъективного переживания одиночества. Далее нами был проведен «Опросник жизненной позиции» (ОЖП) Опросник предназначен для выявления основных жизненных позиций испытуемого.
Результаты
В результате статистического анализа «Опросника жизненной позиции» нами были выявлены достоверные различия по шкале «Я плохой – ты плохой» (t=2,428, p=0,0187). Это свидетельствует о том, что юноши с низким уровнем субъективного ощущения одиночества чаще, чем юноши со средним уровнем субъективного ощущения одиночества в общении с другими про третьи лица говорят неодобрительно, не жалеют чёрных красок. Если же и одобряют кого-то, то преследуют некие корыстные цели. Чем больше такие юноши общаются, тем больше находят в других людях недостатков. Стараются не отдавать больше, чем получают. По сравнению с юношами со средним уровнем субъективного ощущения одиночества редко проявляют добрую волю в отношениях. Если же иногда проявляют "широту души", то либо потом начинают жалеть об этом, либо же начинают ждать от других ответных аналогичных поступков. Серьёзно считают, что никто из людей не делает ничего "просто так".
Для проверки наличия связей между исследуемыми признаками мы провели корреляционный анализ с помощью линейной корреляции Пирсона.
В опроснике жизненной позиции нами была выявлена достоверная положительная связь между уровнем субъективного ощущения одиночества и жизненной позицией «Я плохой – ты хороший» (по «Опроснику жизненных позиций») (r=0,304, р=0,3048). Юноши, ощущающие себя одинокими, стараются получить как можно больше от окружающих, при этом, редко проявляют добрую волю и не всегда дают что-то взамен.
Наше исследование было посвящено изучению особенностей жизненной позиции в юношеском возрасте при субъективном ощущении одиночества. Мы исходили из предположения о том, что существуют различия в выборе жизненной позиции, у юношей с разными уровнями субъективного ощущения одиночества. было выявлено, что у юношей со среднем уровнем субъективного ощущения одиночества в отличии от юношей с низким уровнем субъективного ощущения одиночества преобладающая жизненная позиция «Я плохой – ты плохой». Это свидетельствует о том, что юноши с низким уровнем субъективного ощущения одиночества чаще, чем юноши со средним уровнем субъективного ощущения одиночества в общении с другими про третьи лица говорят неодобрительно, не жалеют чёрных красок. Если же и одобряют кого-то, то преследуют некие корыстные цели. Чем больше такие юноши общаются, тем больше находят в других людях недостатков. Стараются не отдавать больше, чем получают. По сравнению с юношами со средним уровнем субъективного ощущения одиночества редко проявляют добрую волю в отношениях. Если же иногда проявляют "широту души", то либо потом начинают жалеть об этом, либо же начинают ждать от других ответных аналогичных поступков. Серьёзно считают, что никто из людей не делает ничего "просто так".
Список используемой литературы.
Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие.- М.: Аспект Пресс, 2001.-.
Камю А. Из философской эссеистики // Вопросы литературы. 1980 №2.
Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1989.- 255с.: пл.- (Психол. наука - школе).