Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации и дифференциации звуков Ш-Ж с элементами развития связной речи


Тема: Автоматизация и дифференциация звуков Ш и Ж с элементами развития связной речи.
Цель: Развитие артикуляционной, мелкой моторики рук и общей моторики (снятие тонических и позотнических рфлексов). Автоматизировать произношение звуков Ш и Ж в самостоятельной речи. Дифференциация звуков с опорой на слуховой, зрительный и кинететический анализаторы. Обогащение словарного запаса по теме. Развитие связной речи (формирование умения давать полные ответы на вопросы, работа с деформированным текстом)
Оборудование: массажные зонды, зеркало, логопедическая ромашка, индивидуальный раздаточный материал по теме, ручка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Орг. Момент.
- Здравствуйте, уважаемые гости! Вашему вниманию будет представлено индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звуков Ш и Ж с элементами развития связной речи, с учащимся 1 класса Петижевым Адамом. Адам у нас большой молодец. Он перенес операцию на ноге и сейчас проходит сложный реабилитационный период. Но он мужественно преодолевает все трудности. Все инресующие вас вопросы вы сможете задать мне после занятия. А пока…
- Здравствуй, Адам. Я рада видеть тебя на занятии, Но сегодня мы не одни. Поздоровайся с нашими гостями.
Садись, пожалуйста. Как ты себя чувствуешь? Ты готов начать занятие?2. Сообщение темы и цели занятия.
- Послушай внимательно слова, которые я тебе назову. Найди одинаковый звук в этих слова: шуба, карандаш, машина, шкаф, шарф, шар. (Одинаковый звук в словах Ш).
Послушай еще слова и назови в них одинаковый звук: ужи, стрижи, ежи, снежинка, жук, лыжи. (Одинаковый звук в словах Ж).
- Умница. Ты правильно определил одинаковый звук в словах. Сегодня мы с тобой поговорим о звуках Ж и Ш.Будем учиться правильно и четко произносить их в слогах, словах и предложениях. А еще мы будем учиться различать эти звуки.
Но для начала, чтобы наш язычок стал сильным и послушным, мы сделаем массаж языка (Выполняется логопедический массаж). (Проследит за тем, как ребенок сел).
Выполним несколько артикуляционных упражнений:
Артикуляционная гимнастика
   1). «Бублик»  Сделаем губами бублик:
                          Бублик мы изобразили-
                          Плавно губы округлили,
                          Их теперь нельзя смыкать:
                          Бублик надо удержать.             
   2). «Маляр»- Красить потолки пора,
                          Пригласили маляра .                          Челюсть ниже опускаем,
                          Язык к нёбу поднимаем,
                          Поведём вперёд- назад.
                          Наш маляр работе рад! 
3). «Блинчик» Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим и вас к обеду.
4). «Парус» Лодочка под парусом по реке плывет
На прогулку лодочка ребят везет
5). Чашечка». Язычок мы к носу тянем
Чашку с чаем представляем
- Твой язычок стал сильным и гибким, и теперь он без труда справится с любым заданием.
3.Беседа по теме.
 Сейчас мы вместе с тобой сравним звуки «Ш» и «Ж».
- Посмотри в зеркало и рассмотри артикуляцию звуков «Ш»- «Ж».
      Ж - губы округлены и слегка вытянуты вперёд;
           - широкий язык наверху;
           - горлышко «работает».
       Ш-- горлышко не «работает».
Проговаривание слогов
- Я буду произносить слоги, а ты повторишь их за мной. Помогут нам правильно выполнить упражнение наши пальчики.
«Пальчики здороваются».
Ша-жа шо-жо шу-жу ши-жи     Шта-жда         што- ждо            шту-жду                 шты-ждыШма-жма шмо-жмо шму-жму шмы-жмыПроговаривание слов
- Поиграем в игру «Эхо». Я буду называть слова, а ты повтори их за мной.
Слова: Жаба, кошка, жалоба, мыши, вешалка, жизнь, жонглер, шмель, джем, жадина, крыша, карандаш. - У меня есть несколько картинок , попробуй сам назвать их, но не забывай правильно произносить звуки [Ш] и [Ж]. (Ребенок называет картинки)
- Я знаю, что ты любишь отгадывать загадки. Отгадай, что это:
Стоят в поле сестрички
Желтый глазок, белые реснички (Ромашки).
- Я предлагаю тебе сыграть в игру «Ромашки». (Игра «Ромашки)
Упражнение “Поменяй-ка”Посчитай пятнышки на шее у жирафа. (Одно пятнышко, два пятнышка, три пятнышка и т.д.) Что ты делаешь? (Я считаю пятнышки на шее у жирафа). Изменение предложения по лицам.
Я считаю пятнышки на шее жирафа.Ты считаешь пятнышки на шее жирафа.Он считает пятнышки на шее жирафа.Мы считаем пятнышки на шее жирафа.Вы считаете пятнышки на шее жирафа.Они считают пятнышки на шее жирафа.
Задание «Повтори рифмовки». Повтори рифмовки, но каждый раз когда будешь произносить звук Ш или Ж сжимай правой рукой мяч.
Шка – шка - шка - прыгала лягушка;Шах - шах-шах – затаилась в камышах;Шку-шку-шку – поймала она мошку.
Жа-жа-жа – на дороге лужа.
Же-же-же – я бродил по луже.
Же-же же – а теперь простужен.
Работа со стилизованными буквами.
(Буква Ш в форме змеи; буква Ж в форме жука)
Расскажи стихотворения о буквах, используя кинезиологические упражнения(щепоть-хлопок в ладоши – удар по столу)
 
Буква Ж жужжит как жук 
На жука похожа:
У жука шесть лапок есть
И у буквы тоже.
Змея шипит,шипит,шипит,Полгода учит алфавит,Устала бедная уже,А знает только букву -Ш-Ш-Ше.
4. Закрепление материала в письменной речи
 Игра «Буква пропала». Вставить пропущенные буквы.
   Ка_тан                         -ираф                     _апка                   но_
  Ло_ка                           поду_ка                   лы_и             _и_каЗадание «Соедини слова».
В двух столбиках записаны слова, соедини их парами таким образом, чтобы получились верные словосочетания:
Лягушка красиваяСолнышко зеленаяПташка маленькаяКувшинка ласковоеМошка высокийКамыш быстраяКаштан мелкаяречушка старый
Работа с деформированным тектом.
Миша и ежик.
У жил . Жил у в прихожей. любил и каждый день давал ему
молоко.
Однажды дверь была открыта, и убежал в сад. жалел о пропаже , а потом подумал, что
на воле ему будет лучше.
Кто жил у Миши?
Где жил ежик?
Что давал Миша ежику?
Как убежал ежик?
Что подумал Миша?
Послушай еще раз рассказ и попробуй пересказать его.
Придумай хороший конец для этой истории.
5. Итог занятия
Наше занятие подошло к концу.
Понравилось тебе занятие?
Какое задание понравилось больше всего?
Какое задание было самым трудным?
- Спасибо тебе большое. Ты сегодня очень хорошо работал. Я хочу подарить тебе на память о нашем занятии эмблему с веселым жирафом. Надеюсь что и у тебя будет такое же хорошее настроение. До свидания.
Ребенок имеет диагноз: ДЦП, правосторонний гемипарез, речевое заключение: Дизартрия спастико-паретическая. Частота речевых нарушений при детском церебральном параличе составляет более 80%. Дизартрия – это наиболее распространенное речевое нарушение, сопровождающее ДЦП, проявляется в нарушении произносительной стороны речи, обусловленная недостаточной инервацией речевого аппарата. Органическое поражение речедвигательного анализатора (паралич органов артикуляции) при ДЦП приводит к нарушению артикулирования звуков речи, расстройствам голоса, дыхания, темпа и ритма речи, ее интонационной выразительности. Ведущими являются фонетико-фонематические нарушения.
Ребенок с трудом, слабо ощущает положение и движение не только своих конечностей, но и органов артикуляции. Слабость ощущений двигательного образа слова приводит к нестойкости связи между звуковой и смысловой его характеристикой, что может проявляться в своеобразном недоразвитии лексики. Для улучшения ощущений артикуляционных движений используются чередование упражнений с помощью зеркала (зрительный контроль) и с закрытыми глазами с целью сосредоточения на проприоцептивных ощущениях.
Тяжесть нарушений артикуляционной моторики обычно корелирует с тяжестью нарушений функций рук. Наиболее тяжелые нарушения артикуляционной моторики отмечаются у детей, у которых значительно поражены верхние конечности.
Эти данные определяют необходимость сочетать логопедическую работу с развитием функции рук и общей моторики ребенка. (Кинезиологические упражнения), (Правильная посадка – снижение тонических и позотонических рефлексов). Особенностью является и то, что при всех видах активных движений в конечностях настает мышечный тонус в артикуляционной мускулатуре и усиливаются дизартрические расстройства. Вот почему на индивидуальных логопедических занятиях не используются активные физические паузы. Достаточно частых смен видов деятельности.