Родительское собрание на тему: Роль семьи в формировании успешного ребенка


Общешкольное родительское собрание
«Роль семьи в формировании успешного ребенка».
Цели:

    1. Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить
        внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах
проявления  любви к нему;
    2. Способствовать гармонизации детско – родительских  взаимоотношений.
3. Показать, что семейные традиции, моральные принципы родителей
являются необходимыми условиями формирования личности ребёнка,
залога его успешности в жизни.
Задачи:
Рассмотреть положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка.
Довести до сознания родителей необходимость проявления своей безусловной родительской любви.
Расширить представление родителей о значимости эмоциональной составляющей детско – родительских отношений.
Повысить родительскую компетентность в вопросах ответственности за содержание, обучение и воспитание детей.
Эпиграф: «Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке»
(В.А.Сухомлинский).
Тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную.
Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи – это источник, рождающий доброту, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общения, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.
В формировании личности ребёнка принимают активное участие дошкольное учреждение, школа, книги, кино и телевидение, весь строй нашей жизни.
Всё это так, но влияние семьи – особое, оно начинается с первых шагов ребёнка. А поэтому нравственной культуры родителей, их убеждения, жизненные планы и цели, опыт социального общения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребёнка.
Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни. В семье закладываются основы понимания ребёнком мира, с первых лет он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции. Воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне.
Успешное воспитание ребёнка возможно лишь в такой семье, где господствует дружба , любовь и уважение между супругами, где детям прививаются лучшие качества, где к ребёнку предъявляются высокие нравственные требования. Хорошая семья – это семья, г де супруги умеют вместе трудиться , и вместе отдыхать, воспитывать детей. «Зачем клад, когда в семье лад» - говорят в народе.
И действительно, наше настроение, отношение к людям, самостоятельная жизнь взрослых детей во многом зависят от той атмосферы, которая царила в семье. Если мы с теплотой вспоминаем наше детство, то, конечно, не потому, что оно было беззаботным с материальной стороны.
Ребенок копирует поведение взрослых, подражает им, берет с них пример. Поэтому родители воспитывают, прежде всего своим собственным поведением, отношениями с другими членами семьи и друг с другом. Дети видят и то, что мы хотим скрыть от них.
Мальчонка, ещё дошкольник послал бабушку к черту. Когда бабушка пожаловалась отцу, тот возмутился:
- Бабушка заботится, а ты ее оскорбляешь!
Сын парирует:
- Но ведь ты маме тоже так говорил!?
-Да как ты смеешь отца учить?
Вмешивается мать : - Что ты кричишь на сына? Сам хамишь, а от ребенка требуешь вежливости!
Важно понять: воспитание- это сотрудничество, взаимодействие, взаимопонимание, взаимообогащение детей и взрослых , в результате которых изменяются те , и другие. Поэтому в воспитании следует пользоваться правилом : прежде чем предъявить требования к ребенку, предъяви их к себе. Чтобы успешно воспитывать детей, родители непременно должны корректировать свое поведение, приводя его в соответствие с предъявленными требованиями, т. е. заниматься самовоспитанием.
Воспитании, пожалуй, самое трудное - понять причины поведения ребенка. Вообще, сегодня проблема понимания людьми друг друга – одна из основных.
Понять человека – это значит понять причины его поступков, поведения, объяснить мотивы, побудившие действовать определенным образом.
Но люди все такие сложные, такие разные! А дети для нас – еще сложнее.
Воспитательной работе с детьми родители пользуются разнообразными методами. Среди них основными являются :
приучение,
убеждение,
участие в деятельности,
поощрение .Воспитание детей в семье далеко не всегда проходит успешно. Главной причиной неудач семейного воспитания является слабость педагогических позиций старших.
В одних случаях – это чрезмерный авторитаризм семейного воспитания, лишающий ребенка самостоятельной линии поведения.
Другая крайность семейного воспитания, приводящая к серьезным осложнениям, связанна с изнеженностью. Избалованностью детей, вытекающей из слепой, всепрощающей любви родителей к ребенку.
Иной вид ошибок в семейном воспитании обусловлен отсутствием единой и определенной линии со стороны отца и матери. Суровость и требовательность одних снимается всепрощающей любовью других.
Полная безответственность родителей в воспитании ребенка также одна из причин неудач семьи. Опасен по своим последствиям этот нейтрализм, который выражен формуле: «Наша забота, чтобы ребёнок, был сыт и одет, а воспитанием пусть занимается школа».
Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа всегда выступает союзником родителей в воспитании будущего поколения.
Проблема целенаправленного, логично выстроенного воспитания учащихся, стоит перед школой также остро, как и перед родителями учеников. Однако пути решения этой проблемы в школе существенно отличаются от решения данной проблемы в семье. Задача школы — заложить в ребенке понимание того, что школа — это определенная социальная ступень, которую совершенно не нужно отождествлять с отчим домом. Воспитание детей в школе не должно подменять родительское воспитание. Оно должно продолжать его. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным фактором формирования личности ребенка.
Мы провели предварительно анкету «Что мы ждём от своих родителей».
с детьми разных возрастов среднего и старшего звена и предложили ответить на следующие вопросы:
1.С кем ты в семье особенно дружен?
2.Кому доверяешь секреты?
3.Все ли знают о тебе родители?
4.Понимают ли тебя папа и мама?
5.Всегда справедливы к тебе в семье?
6.Если тебе плохо, то кому первому расскажешь о своих огорчениях?
7.Что вы ждете от своих родителей?
Результаты анкетирования вы можете видеть на экране.
Я хотела бы отметить следующие методы и условия нравственного воспитания ребёнка в семье:
1) Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.
2) Атмосфера искренности. «Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать и потом быть изобличённым детской проницательностью. Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность, и даётся конкретный урок долга, дисциплины и деликатности…»
3) Разъяснение. Воздействие словом.
Слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие. Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают эти рассуждения, подчёркивая их незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы, а потому им рано высказывать свои мнения. Но именно в ходе этих рассуждений подростки постигают нравственные понятия. Как правильно говорить с ребёнком? Всё дело в том, что необходимо знать, что сказать и как сказать.
Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что он очень хорошо знает без нас. Это бессмысленно.
Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка.
В-третьих, надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим добиться.
И содержание, и тон, и место, и время разговора – всё важно. Словом мы убеждаем, но убеждение не может существовать без его реализации. В том и заключается мастерство воспитателя (родителя), чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей, переживаний, побуждая к активной деятельности. Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста нужно размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринуждённость утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.
4) Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки.
Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрёк и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители. Которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха, В чём же вред упреков? Основное зло в том, что такие упрёки вызывают неверие в себя, а неверие в себя расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.
5) Крайней мерой воздействия является наказание.
Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.
6) Порицание. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.
7) Очень важным методом в воспитании является запрещение.
Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний – тончайшая работа воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного». С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя.
8) Регулярный труд в присутствии ребёнка. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает, имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель.
Какой же должна быть подлинная родительская любовь?
Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений.
Положение бывает различным:
— благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других;— неблагополучным, когда он — баловень семьи, а затем нередко — и деспот семьи, либо он изгой и растет как сорная трава, либо он — «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети — наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть.
Заканчивая разговор о выборе правильного типа воспитания хотелось остановится на одном мудром высказывании:
1) Если ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть).
2) Если ребенок живет во вражде, он учится ... (быть агрессивным).
3) Если ребенок растет в упреках, он учится ... (жить с чувством вины).
4) Если ребенок растет в терпимости, он учится ... (понимать других).
5) Если ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным).
6) Если ребенок растет в честности, он учится ... (быть справедливым).
7) Если ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей).
8) Если ребенка поддерживают, он учится ... (иенить себя).
9) Если ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым).
10) Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится ... (находить любовь в этом мире).
Принципы взаимодействия:
Взаимное уважение и доверие.
Разумная система взысканий и положительное стимулирование – путь к успеху.
Верить в творческие силы ребёнка.
Главное в воспитании ребёнка – ласка, похвала, поощрение за хорошее поведение и добрые поступки.
У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не слова и нравоучения.