Адаптированная рабочая программа по предмету: «Технология» для индивидуального обучения ученика 1в класса


муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя образовательная школа №5 города Дюртюли
муниципального района Дюртюлинский район
Республики Башкортостан
Согласовано Утверждаю
Заместитель директора по УР Директор школы
____________Сулейманова Э.Г. __________Файзиева В.Р.____________2016 г. Приказ №___от_____2016 г.

Адаптированная рабочая программа
по предмету: «Технология»
для индивидуального обучения ученика 1в класса
Ситдикова Азата Зайтуновича
Уровень образования: начальное общее
Срок реализации программы: 1 год (2016-2017 уч.год)
Количество уроков: 32 (0,5 часов в неделю)
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2.) по предмету: «Технология»
Учитель: Фатхутдинова Унсия Авзаховна
Дюртюли 2016
Пояснительная записка
Настоящая адаптированная рабочая программа по технологии (труд) составлена на основании адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) с использованием материалов федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и разработана на основании документов:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2), одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015г. № 4/15).
Приказ МБОУ СОШ №5 г. Дюртюли от 01.09.2016 г. № 141 «Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)».
Приказ МБОУ СОШ №5 г. Дюртюли от 31.08.2016 г. № 137 «Об индивидуальном обучении на дому», пункт 2. Утверждение учебного плана на 2016-2017 учебный год.
Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР— обеспечение выполнений требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации Организацией АООП НОО обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:
- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся с ЗПР (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
-  достижение планируемых результатов освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
-  создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
-  минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности обучающихся с ЗПР для освоения ими АООП НОО;
- обеспечение доступности получения начального общего образования;
- обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
-  использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.
Планируемые результаты освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР являются одним из важнейших механизмов реализации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к результатам обучающихся, освоивших АООП НОО. Они представляют систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.
Планируемые результаты:
• обеспечивают связь между требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения АООП НОО;
• являться основой для разработки АООП НОО Организациями;
• являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов и учебно-методической
Освоение АООП НОО (вариант 7.2) обеспечивает достижение обучающимися с ЗПР трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
Метапредметные результаты освоения АООП НОО включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования.
Предметные результаты освоения АООП НОО с учетом специфики содержания предметных областей включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
Общая характеристика учебного предмета
На уроках трудового обучения создается уникальная возможность «перевода» сложных абстрактных действий из невидимого плана во внешний (видимый), так как учащийся действует в рамках предметно-практической деятельности. На базе внешне обозначенных требований более эффективно развивается познавательная сфера ребенка с ЗПР.
Отбор материала в программе осуществлен с целью создания условий для применения знаний и закрепления умений, полученных школьниками на уроках не только труда, но и других учебных дисциплин. Для решения поставленных задач целесообразнее использовать комбинированные уроки, обеспечивающие применение знаний и умений, приобретенных на уроках математики, чтения, ознакомления с окружающим миром и др. Такие уроки, с одной стороны, позволяют учащимся осознанно подходить к изучению нового материала, необходимости формирования трудовых умений, что в дальнейшем ведет к становлению учебно-трудовой деятельности младших школьников, а с другой — дают возможность учителю придерживаться основных требований при обучении детей с ЗПР (чередование различных видов учебно-трудовой деятельности, дифференцированный подход при обучении учащихся, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения и т.д.).
Младшие школьники с ЗПР теряют интерес к работе с одним и тем же материалом, поэтому необходимо использовать разные материалы. В процессе изготовления изделий из них учащимся приходится решать разнообразные конструкторские и технологические задачи, задачи оформления, отделки изделия, сравнивать, сопоставлять приемы выполнения одних и тех же операций и приемы обработки разных материалов, что также способствует совершенствованию и закреплению трудовых умений. Посильность и доступность предложенных заданий, теоретическая и практическая подготовленность учащихся к их выполнению способствуют значительному увеличению самостоятельности детей с ЗПР при групповых формах работы.
Особое место на уроках технологии занимает технический труд. Знания и умения, полученные учащимися при работе с бумагой и картоном, способствуют овладению приемами обработки других материалов. При изучении раздела «Работа с бумагой и картоном» складываются наиболее благоприятные условия для обучения младших школьников планированию предметно-практической деятельности. При этом за основу берется операционный план, затем дети обучаются составлять краткий и сложный планы.
На уроках по разделу «Основы художественной обработки различных материалов» учащиеся осваивают приемы и способы работы с различными материалами (соломка, хвоя сосны и ели, перья, камни, песок, пластилин и т. д.). Работа с вышеперечисленными материалами улучшает мелкую моторику мышц рук, развивает чувство пропорции, соразмерности деталей, пространственную ориентировку и др.
Обучение труду учащихся с ЗПР подчинено общей цели курса «Трудовое обучение»в начальных классах общеобразовательной школы –воспитанию творческой. Социально активной личности, ответственно относящейся к общественно полезному труду, проявляющей интерес к техническому творчеству и желание трудиться.
Основные задачи обучения труду этой категории детей те же,что в общеобразовательной школе:
- овладение первоначальными общетрудовыми умениями( ставить и удерживать цель деятельности, планировать и оценивать ее)
- овладение приемами ручной работы с различными материалами; выращивание сельскохозяйственных растений;
- ознакомление с некоторыми доступными для понимания учащихся профессиями и т.д.
Современные требования к результатам освоения АООП:
К концу 1 класса обучающийся  должен знать:
название и назначение материалов (бумага, ткань, глина);
возможности использования изученных материалов;
название и назначение ручных инструментов;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами;
•правила разметки по шаблонам. Должен уметь:
организовывать рабочее место (подбирать материалы и инструменты под руководством учителя); самостоятельно выполнять задание с опорой на образец изделия;
отбирать и называть операции, специфические для обработки данного материала;
правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану данная адаптированная рабочая программа рассчитана на 32 урока в год; 0,5 часов неделю. Урок расчитан на 20 минут.
Личностные ,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
При изучении предмета «Трудовое обучение» достигаются следующие предметные результаты:
формирование навыков самообслуживания, овладение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
формирование умений работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом и т.д.); выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств;
формирование организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.)
приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач.
Содержание учебного предмета
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (техника, предметы быта и декоративно­прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2—3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии.
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т.п.
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно­художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты).
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких­либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико­технологическим, функциональным, декоративно­художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
Практика работы на компьютере
Информация и её отбор. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора.
Клендарно-тематическое планирование

урока Тема Кол-во часов Дата проведения ТСО, ИКТ, наглядность Виды деятельности обучающегося
План Факт Давайте познакомимся (2 урока)
1. Как работать с учебником. 0,5 2.09 Учебник, рабочая тетрадь Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
2. Я и мои друзья. Материалы и инструменты. 0,5 9.09 Презентация Предметные: различать инструменты и материалы.
Регулятивные: учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.
Человек и природа (7 уроков)
3. Экскурсия «Красота окружающей природы». 0,5 16.09 Регулятивные: понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу.
Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
4. Работа с разным материалом. Фигурки из листьев. 0,5 23.09 Презентация Предметные: научится подготавливать природные материалы к работе.
Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке.
5. Работа с пластилином. Мудрая сова. 0,5 30.09 Презентация Предметные: освоит приемы работы с пластилином.
Регулятивные: понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу.
6. Растения в жизни человека. Ромашковая поляна. 0,5 7.10 Учебник, рабочая тетрадь Предметные: освоит приемы работы с природными материалами, пластилином, бумагой и картоном.
Регулятивные : определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
7. Выращивание растений. 0,5 14.10 Презентация
Предметные: выращивать растения из семян и ухаживать за комнатными растениями.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
8. Работа с бумагой. 0,5 21.10 Учебник, рабочая тетрадь Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
Личностные: знать о причины успеха в предметно-практической деятельности.
9. Изготовление закладки для книг. 0,5 28.10 Учебник, рабочая тетрадь Предметные: освоит приемы работы с бумагой и картоном.
Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.
Работа с пластилином (5 уроков)
10. Работа с пластилином. Пчёлы. 0,5 11.11 Презентация Коммуникативные : участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета
11. Работа с пластилином. Дикие звери. 0,5 18.11 Учебник,
Презентация
Предметные: работа с пластилином, Познавательные: находить нужную информацию в учебниках, отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
12. Работа с пластилином. Домашние животные.
0,5 25.11 Презентация
Предметные: научить различать домашних и диких животных.Личностные: называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам.
13. Экскурсия по улицам нашего города. Башкирская юрта 0,5 2.12 Предметные: - выполнять макет и модель изделия из различных материалов
14. Работа с пластилином. Посуда. 0,5 9.12 Презентация
Предметные: научить пользоваться посудой, изготавливать их из пластилина
Работа с разным материалом -9 уроков
15. Работа с разным материалом. Свет в доме. 0,5 16.12 Учебник, рабочая тетрадь Предметные: знакомство с разнообразием осветительных приборов в доме.
Познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
16. Работа с бумагой. Мебель. Уборка квартиры. 0,5 23.12 Учебник, рабочая тетрадь Предметные: осваивать технологию моделирования. Использовать навыки работы с бумагой, правила работы с ножницами и клеем.
17. Работа с тканью. Одежда. Ткань. Нитки. 0,5 30.12 Учебник, рабочая тетрадь Предметные: осваивать правила безопасной работы с иглой и шилом при выполнении изделий.
18. Работа с разным материалом. Учимся шить. 0,5 20.01 Учебник, рабочая тетрадь Осваивать виды стежков и способы пришивания пуговиц и использовать их для оформления изделий.
19. Работа с бумагой. Новый год. Украшения на ёлку. 0,5 27.01 Презентация
Предметные: моделировать несложные изделия с разными конструкциями, читать простые технические документации.
20. Новогодние игрушки. 0,5 3.02 Презентация
Познавательные: сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
Коммуникативные:отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
Личностные:ориентироваться на оценку результатов
собственной деятельностью.
21. Работа с бумагой. Передвижение по земле. Санки. 0,5 10.02 Учебник, рабочая тетрадь Предметные: .выбирать необходимые инструменты, материалы и приемы работы. Использовать способы работы с бумагой, выполнять раскрой деталей по шаблону.
22. Техническое моделирование. 0,5 24.02 Учебник, рабочая тетрадь Предметные: проектировать изделия :создавать образ в соответствии с замыслом.
23. Работа с конструктором. 0,5 3.03 Презентация
Коммуникативные: принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами.
Человек и вода (3 урока)
24. Вода в жизни растений. 0,5 10.03 Учебник, рабочая тетрадь Предметные: выращивание растений и уход за комнатными растениям. Проведение эксперимента по определению всхожести семян. Проращивание семян.
25. Выращивание растений. Питьевая вода. 0,5 17.03 Презентация Предметные: наблюдать связи человека с природой и предметным миром; осмысление значимости воды для человека и растений.
26. Передвижение по воде.
Плот. 0,5 24.03 Презентация Предметные: конструировать изделие на основе предложенного плана, искать и заменять детали конструкции, выбирать способы сборки.
Человек и воздух( 3 урока)
27. Кораблик из бумаги. 0,5 7.04 Презентация Предметные: выполнять макет и модель изделия из различных материалов.
28. Использование ветра. Полёты птиц. Попугай. 0,5 14.04 Презентация Предметные: моделировать несложные изделия с разными конструкциями. Знакомство с видами летательных аппаратов.
29. Полёты человека. Парашют. 0,5 21.04 Презентация Предметные: проводить эксперимент, определять прямую зависимость (чем тяжелее груз, тем скорость падения парашюта выше.).
Человек и информация (3урока)
30. Способы общения. Компьютер. 0,5 28.04 Учебник, рабочая тетрадь Предметные: перевод информации в разные знаково-символические системы (анаграммы и пиктограммы).
Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке.
31. Важные номера телефонов. Правила движения. 0,5 5.05 Учебник, рабочая тетрадь Предметные: знакомство со способами передачи информации. Осмысление значения дорожных знаков.Регулятивные :учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
32. Компьютер. Повторение. Итог. 0,5 12.05 Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
1.Лутцева Е.А., Зуева Т.П. .Учебник. 1 класса. М. Просвещение, 2014год 2.Рагозина Т.М, Гринева А.А., Мылова И.Б. Технология.. 1-4 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник.
Интернет-ресурсы:
. Официальный сайт государственной системы «Школа 2100». – Режим доступа : http://www. school2100.ru
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. Газета «1 сентября». – Режим доступа : www.festival.1september.ru
3. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru
4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193