Адаптированная рабочая программа по предмету: «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» для индивидуального обучения ученика 1в класса


муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя образовательная школа №5 города Дюртюли
муниципального района Дюртюлинский район
Республики Башкортостан
Согласовано Утверждаю
Заместитель директора по УР Директор школы
____________Сулейманова Э.Г. __________Файзиева В.Р.____________2016 г. Приказ №___от_____2016 г.

Адаптированная рабочая программа
по предмету: «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»
для индивидуального обучения ученика 1в класса
Ситдикова Азата ЗайтуновичаУровень образования: начальное общее
Срок реализации программы: 1 год (2016-2017 уч.год)
Количество уроков: 32 (0,5 часов в неделю)
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2.) по предмету: «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»
Учитель: Фатхутдинова Унсия АвзаховнаДюртюли 2016
Пояснительная записка
Настоящая адаптированная рабочая программа по предмету: «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» составлена на основании адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) с использованием материалов федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и разработана на основании документов:
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
-Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2), одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015г. № 4/15).
-Приказ МБОУ СОШ №5 г. Дюртюли от 01.09.2016 г. № 141 «Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)».
-Приказ МБОУ СОШ №5 г. Дюртюли от 31.08.2016 г. № 137 «Об индивидуальном обучении на дому», пункт 2. Утверждении учебного плана на 2016-2017 учебный год.
Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР— обеспечение выполнений требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации Организацией АООП НОО обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:
- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся с ЗПР (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью сохранение и укрепление здоровья обучающихся;-  достижение планируемых результатов освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
-  создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
-  минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности обучающихся с ЗПР для освоения ими АООП НОО;
- обеспечение доступности получения начального общего образования;
- обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
-  использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.
Планируемые результаты освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР являются одним из важнейших механизмов реализации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к результатам обучающихся, освоивших АООП НОО. Они представляют систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.
Планируемые результаты:
• обеспечивают связь между требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения АООП НОО;
• являться основой для разработки АООП НОО Организациями;
• являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов и учебно-методической
Освоение АООП НОО (вариант 7.2) обеспечивает достижение обучающимися с ЗПР трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
Метапредметные результаты освоения АООП НОО включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования.Предметные результаты освоения АООП НОО с учетом специфики содержания предметных областей включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.
Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего раз вития личности.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
-формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
-духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Современные требования к результатам освоения АООП:
К концу 1 класса обучающийся  должен знать:
безопасную дорогу от дома до школы;
важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы;
название страны, в которой они живут, ее столицы;
правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
символы России: флаг, герб, гимн;
простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой
названия дней недели, времен года;
имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
цвета радуги;
назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход.
Должен уметь:
соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами;
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой;
использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
составить небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать»;
различать овощи и фрукты.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану данная адаптированная рабочая программа рассчитана на 32 урока в год; 0,5 часов неделю. Урок расчитан на 20 минут.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Окружающий мир»
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый об раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и по искового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми;
Содержание учебного предмета
Задавайте вопросы (2 урока)
Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что и кто? (14 уроков)
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя). Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с се менами.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк?
Как, откуда и куда? (8 уроков)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя). Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Когда и где? (5 уроков)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы Земли. Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Почему и зачем? (18 уроков)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди. Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя). Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с се менами.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк?
Как, откуда и куда? (8 уроков)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя). Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Когда и где? (5 уроков)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы Земли. Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Почему и зачем? (18 ч)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди. Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Календарно-тематическое планирование
№ урока Тема Кол-во часов Дата проведения урока ТСО,ИКТ, наглядность Виды деятельности обучающегосяПлан Факт Задавайте вопросы (2 урока) 1. Что такое наша школа? (экскурсия). 0,5 2.09 Учебник с приложением,рабочая тетрадь Научиться задавать вопросы об окружающем мире.
Научиться работать с учебником, рабочей тетрадью,
2. Что у нас на школьном дворе? (экскурсия) 0,5 9.09 Учебник и рабочие тетради. ИКТ. Научиться задавать вопросы об окружающем мире.
Научиться работать с учебником, рабочей тетрадью.
Что и кто? (14 уроков)
3. Что такое Родина? 0,5 16.09 Учебник с приложением,рабочая тетрадь Научиться различать государственную символику.Научиться разделять объекты живой и неживой природы и изделия.
4. Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? 0,5 23.09 Презентация
Учебник и рабочие тетради. ИКТ. Научиться определять, какие народы населяют нашу страну, рассказывать об их национальных праздниках.Научиться сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов. Научиться узнавать достопримечательности столицы
5. Что и кто? Что у нас над головой?Что у нас под ногами? 0,5 30.09 Учебник с приложением,
рабочая тетрадь, Научиться группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; определять образцы камней по фотографиям и рисункам атласа-определителя; различать гранит, кремний, известняк
6. Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? 0,5 7.10 Научиться находить у растений их части, показывать и называть их.
7. Что растет на клумбе? 0,5 14.10 Учебник с приложением,рабочая тетрадь Научиться наблюдать за растениями клумбы и узнавать их по рисункам, определять растения с помощью атласа-определителя
8. Что это за листья?
Что такое хвоинки? 0,5 21.10 Презентация
Учебник и рабочие тетради. ИКТ. Научиться наблюдать изменения окраски листьев на деревьях, сравнивать и группировать листья по различным признакам, определять названия деревьев по листьям. Научиться сравнивать ель и сосну.
9. Кто такие насекомые? 0,5 28.10 Презентация
Научиться сравнивать части тела различных насекомых, узнавать насекомых на рисунке, определять по атласу-определителю, приводить примеры насекомых
10. Кто такие рыбы? 0,5 11.11 Презентация
Научиться моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; узнавать рыб на рисунке; приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя
11. Кто такие птицы? 0,5 18.11 Презентация
Научиться узнавать птиц на рисунке; определять их с помощью атласа-определителя; описывать птицу по плану
12. Кто такие звери? 0,5 25.11 Учебник и рабочие тетради. ИКТ. Научиться исследовать строение шерсти зверей; узнавать зверей на рисунке; определять зверей с помощью атласа-определителя
13. Что окружает нас дома? 0,5 2.12 Научиться характеризовать назначение бытовых приборов, находить на рисунке предметы определённых групп.
14. Что умеет компьютер? 0,5 9.12 Научиться характеризовать назначение частей компьютера.
15. Что вокруг нас может быть опасным? 0,5 16.12 Учебник с приложением,
рабочая тетрадь, Научиться правильно и осторожно обращаться с домашними вещами; определять сигналы светофора; пользоваться правилами перехода через улицу
16. На что похожа наша планета? 0,5 23.12 Презентация
Научиться использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты, объяснять особенности движения Земли.
Как, откуда и куда? ( 8 уроков) 17. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? 0,5 30.12 Учебник и рабочие тетради. ИКТ. Научиться прослеживать по рисунку-схеме путь воды; обсуждать необходимость экономии воды; выяснять опасность употребления загрязнённой воды.
18. Откуда в наш дом приходит электричество? 0,5 20.01 Учебник с приложением,
рабочая тетрадь Научиться отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; правилам безопасности при обращении с электричеством и электроприборами.
19.
Как путешествует письмо? 0,5 27.01 Учебник и рабочие тетради. ИКТ. Научиться наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений.
20. Куда текут реки? 0,5 3.02 Научиться прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду.
21. Откуда берутся снег и лед? 0,5 10.02 Учебник и рабочие тетради. ИКТ. Научиться наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках.Научиться проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями.
22. Как живут растения? 0,5 24.02 Презентация Научиться наблюдать за ростом и развитием растений; рассказывать о своих наблюдениях
23. Как живут животные? 0,5 3.03 Учебник с приложением,
рабочая тетрадь Научиться наблюдать за жизнью животных; рассказывать о своих наблюдениях.
Научиться ухаживать за животными
24. Как помочь птицам зимой? 0,5 10.03 Учебник и рабочие тетради. ИКТ. Научиться различать зимующих птиц по рисункам и в природе; изготавливать простейшие кормушки и подбирать корм для птиц.
Когда и где? (5уроков)
25. Когда придет суббота? 0,5 17.03 Учебник и рабочие тетради. ИКТ. Научиться различать прошлое, настоящее, будущее; называть дни недели в правильной последовательности; называть любимый день недели и объяснять, почему он любимый
26. Когда наступит лето? 0,5 24.03 Учебник и рабочие тетради. ИКТ. Научиться соотносить время года и месяцы, характеризовать природные явления в разные времена года
27. Где живут белые медведи? 0,5 7.04 Учебник и рабочие тетради. ИКТ. Научиться находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их; приводить примеры животных холодных районов
28. Где живут слоны? 0,5 14.04 Научиться находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их; приводить примеры животных жарких районов.
29. Где зимуют птицы? 0,5 21.04 Учебник и рабочие тетради. ИКТ. Научиться различать зимующих и перелётных птиц; группировать птиц по определённым признакам; объяснять причины отлёта птиц в тёплые края; приводить примеры зимующих и перелётных птиц.
Почему и зачем? (3урока) 30. Почему солнце светит днем, а звезды – ночью. 0,5 28.04 Учебник и рабочие тетради. ИКТ. Научиться работать с атласом-определителем; наблюдать картину звёздного неба; выстраивать рассуждения на заданную тему.
31. Зачем мы спим ночью? 0,5 5.05 Учебник и рабочие тетради. ИКТ. Научиться оценивать правильность своей подготовки ко сну; делать выводы о значении сна в жизни человека
32. Почему нужно есть много овощей и фруктов? 0,5 12.05 Учебник и рабочие тетради. ИКТ. Научиться различать овощи и фрукты, группировать их; выполнять правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Плешаков А.А. Окружающий мир 1 класс, М.: Просвещение, 2007
Плешаков А. А. Рабочая тетрадь к  учебнику «Мир вокруг нас»: 1 класс. – М.: Просвещение, 2007
Плешаков А. А. Мир вокруг нас: Проверим себя: 1 класс. – М.: Вита Пресс, 2007
Плешаков А. А. Атлас. Окружающий мир: 1 – 4 класс. М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2004
Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
Модестов С. Ю. Космос: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
Интернет-ресурсы:
1. Официальный сайт государственной системы «Школа 2100». – Режим доступа : http://www. school2100.ru
2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru