Адаптированная рабочая программа по СБО для индивидуального обучения обучающегося со сложным дефектом

Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»




Рассмотрено:
На заседании ШМО
Протокол №____________
«__»______________2014г.
Председатель ШМО
_________

Согласовано:
Заместитель директора по УР
_________
«___»________________2014г.



Утверждаю:
Директор ___________
«__»______________2014г







Адаптированная рабочая программа по СБО
для индивидуального обучения обучающегося
9 класса
(Фамилия, имя обучающегося)






Составила:
Файрушина Елена Павловна,
учитель СБО,
высшая квалификационная категория







г. Черногорск, 2014г.

Содержание
Стр.

1. Пояснительная записка к рабочей программе ..........................................3.
2. Диагностика обучающегося.4.
3. Основное содержание предмета..........4.
3. Требования к уровню подготовки обучающегося..........5.
4. Оценка качества индивидуальных образовательных достижений...6.
5.Литература ..........6.

Приложение:
Календарно-тематическое планирование .7.




















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке ориентирована на индивидуальное обучение обучающейся 9 класса и реализуется на основе следующих документов:
Закона РФ «Об образовании».
ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (Собрание законодательства РФ 1995, № 48, ст. 4563).
Индивидуального учебного плана, разработанного на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида от 10.04.2002г. №29/2065-п.
Устава ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат».
Положение ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат» «Об индивидуальном обучении больных детей на дому.
Программы для учащихся 0 (подготовительного) и 1 - 4-х классов специального коррекционного учреждения VIII вида, под редакцией Бгажноковой И.М. (М.: «Дидакт», 1997 г.).
Постановления РХ от 25.05.2005г №177 «Об утверждении Порядка воспитания и
обучения детей-инвалидов на дому, компенсация затрат родителей (законных
представителей) на эти цели».

Рабочая программа построена с учётом особенностей умственного развития ребёнка, составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения во время уроков чтения и развития речи в младших классах. Программа направлена на формирование морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, умений, способствующих социальной адаптации, на повышения общего развития обучающейся. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать необходимые навыки самообслуживания. Программа предусматривает использование при обучении дидактические игры, упражнения, задания практической направленности.


Цель курса по социально-бытовой ориентировке:
создание условий для снижения уровня опеки со стороны близких и окружающих людей, развития конструктивных способностей, полезных практические навыков и ориентировки в социальной среде.
Задачи:
Оказывать коррекционно-педагогическую помощь.
Формировать готовность к овладению навыками самообслуживания.
Учить бережно относиться к предметам, вещам.
Совершенствовать двигательные умения и навыки.
Развивать творческие способности.
Формировать навыки и умения осуществлять контакт с окружающими людьми.
Корректировать недостатки психофизического развития для формирования самостоятельности в домашнем труде.

Рабочая программа направлена на формирование навыков, способствующих социальной адаптации, на повышение речевого, общего культурного уровня, ориентирована на личностное развитие в социальном плане.
Методы обучения:
Словесный метод (объяснение, описание, беседа).
Наглядный метод (муляжи, игрушки, рисунки разного содержания).
Практический метод (упражнения, игры).
На уроках в целях сохранения и укрепления здоровья используется смена динамических поз, свободное передвижение в пределах класса, введение физминуток.
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировки для индивидуального обучения ученицы 9 класса Коровиной Снежанны рассчитана на 68 часа учебного времени:

Класс
Кол-во часов в неделю
Количество часов в четверть
Кол-во часов в год



I
II
III
IV


9
2
16
15
21
16
68



Диагностика обучающегося
По возможностям обучения Снежанна относится к четвёртой группе (педагогическая классификация В.В. Воронковой).
По данным проведённой диагностики у Снежанны в мышлении резко снижены функции отвлечения и обобщения, на основе которых возможно овладение сложными системами связей, заключёнными в школьных знаниях. Даже простейшие связи между предметами и явлениями ученица не может осмысливать или осмысливает только с помощью учителя. В её деятельности почти полное отсутствие организующего значения речи. Девочка воспринимает всякого рода словесные указания, инструкции, которые имеют место в учебном процессе, организуют деятельность её деятельность, только при постоянной помощи учителя, многократном повторении указаний и неоднократном наглядном показе того, что и как надо делать. Моторная недостаточность, двигательное недоразвитие обнаруживается в бедности, однообразии движений, неловкости, неточности выполнения. Отмечаются грубые нарушения тактильного восприятия: речь идёт о сложностях в различении поверхностей предметов на ощупь (твёрдый – мягкий, шершавый - гладкий и др.), определении их некоторых механических свойств, температуры, весовых категорий, вибрационных возможностей, других признаков. Занимается с желанием, навязчивая.


Основное содержание предмета

Результаты диагностики определяют основное содержание предмета. Планируется работа по следующим направлениям:
Развитие мышечно-двигательных ощущений, необходимых для формирования навыка прикладного характера (через знакомство с предметами разной величины, упражнения в складывании, протирании, перестановке и т.п.).
Знакомство с правилами личной гигиены, обучение выполнять некоторые гигиенические процедуры.
Формирование представлений о гигиене жилища.
Формирование культуры общения.
Хозяйственно-бытовой труд (протирание пыли с цветов, раскладывание предметов для урока, протирание парты, раскладывание канцелярских предметов, складывание носовых платков, салфеток, вытирание посуды и др.).

Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по программе осуществляется следующим образом:



Раздел
Основное содержание
Количество часов

1.
Вводное занятие.
Беседа о цели, содержании и значении предмета социально-бытовой ориентировки. Особенности уроков СБО.
1

2.
Знания о себе и гигиенические навыки
Гигиенические процедуры в течение дня. Приёмы ухода за зубами. Обувь: виды обуви по сезонам Складывание полотенец, носовых платков. Уход за волосами. Виды одежды по сезонам. Семья.
14

3.
Транспорт
Наземный городской транспорт. Проезд в школу (маршрут, транспортные средства). Поведение в транспорте, на улице при движении в школу. Дорожные знаки.
8

4.
Жилище, твой дом
Жилище. Виды жилых помещений. Домашний адрес. Гигиена жилого помещения: проветривание. Повседневная уборка жилого помещения. Озеленение жилых помещений. Мебель: предметы мебели. Электроприборы.
11

5.
Питание
Столовая посуда. Продукты питания. Каши быстрого приготовления. Хранение продуктов в холодильнике.
11

6.
Культура общения
Обращение с вопросом. Культура поведения за столом. Обращение с просьбой. Культурное поведение в транспорте. Слова приветствия. Культура разговора по телефону.
11

7.
Торговля, магазины
Виды магазинов. Как сделать покупку. Товары промышленных и продовольственных магазинов.
Рынок: продуктовый, вещевой.
7

8.
Здоровье
Я-заболел. Признаки.
Посещение врача. Скорая помощь.
5







Итого:

68



Требования к уровню подготовки
Программа не предполагает точных требований к оценке учебных достижений, но усилия необходимо стимулировать и поощрять.

Компетенции обучающейся
Называть:
свое имя, домашний адрес, имена родителей;
транспортные средства, правила поведения;
электроприборы;
разнообразные продукты питания;
магазины и разнообразие товаров;
признаки ухудшения здоровья.

Участвовать в уборке жилого помещения.
Определять ухудшение самочувствия и сообщать об этом взрослым.
Пользоваться посудой.


Оценка качества индивидуальных образовательных достижений
Формы промежуточной аттестации
Контроль усвоения материала осуществляется методом наблюдения и сравнения работ, выполненных ученицей ранее за истекший период.


Оценка «5» ставится, если ученица: 1. выполнила работу без ошибок и недочетов; 2. допустила не более одного недочета.
Оценка «4» ставится, если ученица выполнила работу полностью, но допустила в ней: 1. не более одной ошибки; 2. или не более двух недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученица правильно выполнила менее половины работы или допустила: 1. более трёх грубых ошибок; 2. более четырех-пяти недочетов; Оценка «2» ставится, если ученик: 1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3».
Литература


Методические пособия для учителя:
Мозговой В. М. Основы олигофренопедагогики.- Москва: «Просвещение», 2006.
Певзнер М.С. Дети-олигофрены. - Москва. 1959.
Хилько А.А. и др. Преподавание социально-бытовой ориентировки.- Санкт-Петербург: филиал издательства «Просвещение», 2006 г.

Дополнительная литература для учителя:
Интернет – ресурсы.


Календарно-тематическое планирование по СБО

Тема
Количество часов
Дата
Примечание

1.
Вводное занятие
1



2.
Виды транспортных средств
2



3.
Проезд в автобусе
1



4.
Жилище
1



5.
Виды жилых помещений
1



6.
Семья
1



7.
Родственные отношения
1



8.
Утренний туалет
2



9.
Личные вещи
1



10.
Слова приветствия
2



11.
Городская улица
2



12.
Я-пешеход!
2



13.
Культурное поведение в транспорте
1



14.
Гигиенические процедуры в течение дня
2



15.
Уход за волосами
2



16.
Виды одежды по сезонам
3



17.
Складывание полотенец, носовых платков
2



18.
Приёмы ухода за зубами
2



19.
Обувь: виды обуви по сезонам
1



20.
Домашний адрес
2



21.
Гигиена жилого помещения: проветривание
2



22.
Столовая посуда
2



23.
Обращение с вопросом
2



24.
Культура поведения за столом
2



25.
Обращение с просьбой
2



26.
Уборка посуды со стола
2



27.
Повседневная уборка жилого помещения
2



28.
Озеленение жилых помещений
1



29.
Мебель: предметы мебели
1



30.
Продукты питания
4



31.
Электроприборы
1



32.
Каши быстрого приготовления
1



33.
Я-заболел. Признаки.
2



34.
Посещение врача
1



35.
Хранение продуктов в холодильнике
2



36.
Культура разговора по телефону
1



37.
Виды магазинов
2



38.
Как сделать покупку
2



39.
Товары промышленных и продовольственных магазинов
1



40.
Скорая помощь
2



41.
Рынок: продуктовый, вещевой
1










Итого
68












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




15